Файл: ВК_комм_Симоненко_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2519

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо иметь в виду, что использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.


Статья 101. Воздушные перевозки


Комментарий к статье 101


Особенности внутренних воздушных перевозок заключаются в том, что пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации. Понятие международной воздушной перевозки несколько сложнее. При таких перевозках воздушное судно осуществляет вылет и (или) прибытие на территории двух государств либо на территории одного государства при наличии пункта посадки на территории другого государства.

Международные перевозки грузов и пассажиров осуществляются на основе транспортных конвенций, заключенных между теми или иными государствами. Данные конвенции имеют приоритет перед национальным законодательством, но при отсутствии механизмов правового регулирования тех или иных отношений по поводу международных перевозок могут применяться правила, установленные гражданским законодательством Российской Федерации.

В комментируемую статью введено новое понятие коммерческой воздушной перевозки. К ней относится любая воздушная перевозка, предоставляемая за плату.


Статья 102. Выполнение правил воздушных перевозок


Комментарий к статье 102


При осуществлении внутренних и (или) международных воздушных перевозок перевозчик обязан придерживаться норм, установленных международным, воздушным, гражданским законодательством, выполнять требования, закрепленные авиационными правилами и Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР, утвержденных Приказом МГА СССР от 16 января 1985 г. N 19 (в части, не противоречащей главе 40 Гражданского кодекса РФ).

Лицо, выполняющее воздушные перевозки, должно располагать собственными или арендованными воздушными судами для выполнения заявленной программы полетов, определяемой на основании графика оборота воздушных судов с учетом их резервирования. Воздушные суда должны быть оборудованы в соответствии с установленными в гражданской авиации требованиями для заявленных регионов и видов полетов. Методика расчета графика оборота воздушных судов издается в виде инструктивных материалов специально уполномоченного органа в области гражданской авиации.

Перевозчик должен придерживаться положений руководства по производству полетов, руководства по техническому обслуживанию и руководства по качеству, содержащих установленные и принятые к исполнению правила, процедуры и нормы по организации, производству и обеспечению полетов.


Перевозчик обязан обеспечить соблюдение требований экологической безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании воздушных судов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также наличие необходимых нормативных актов по экологической безопасности, разрабатывать и осуществлять организационные и технические мероприятия по соблюдению их требований.

Перевозчик, осуществляющий полеты на международных воздушных линиях и авиационные работы за рубежом, должен обеспечить надежные каналы связи с каждым воздушным судном для оперативного управления перевозками или авиационными работами. Связь с воздушными судами может обеспечиваться самостоятельно или по договору с организацией, имеющей допуск на выполнение соответствующих работ.

Перевозчик, в зависимости от характера перевозок, обеспечивает следующие виды страхования:

- ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна (ст. 131 ВК РФ);

- жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна от несчастного случая при исполнении ими служебных обязанностей (ст. 132 ВК РФ);

- ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира воздушного судна, а также за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажире вещам (ст. 133 ВК РФ);

- ответственности перед грузовладельцем или грузоотправителем за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза (в соответствии со статьей 134 Воздушного кодекса Российской Федерации);

- ответственности за вред, который может быть причинен в связи с выполнением авиационных работ (в соответствии со статьей 135 Воздушного кодекса Российской Федерации);

- иное страхование.

Страхование воздушного судна (каско), а также страхование лиц, включенных в задание на полет и не являющихся членами экипажа воздушного судна, осуществляется по решению перевозчика.

Документы по страхованию должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в части обеспечения страхования.

Перевозчик обеспечивает загрузку и центровку воздушных судов в строгом соответствии с их эксплуатационной документацией.

Загрузка и центровка воздушного судна с отклонениями от предельно допустимых значений являются нарушением требований действующих нормативных документов и международных стандартов в части обеспечения безопасности полетов. Выявление подобных нарушений может служить основанием для приостановления действия сертификата эксплуатанта до тех пор, пока не будет доказано, что эксплуатант способен выполнять правила и соответствовать стандартам в области обеспечения безопасности полетов.


Статья 103. Договор воздушной перевозки пассажира. Договор воздушной перевозки груза. Договор воздушной перевозки почты



Комментарий к статье 103


В соответствии с Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР, утвержденными Приказом МГА СССР от 16 января 1985 г. N 19 <104>, по договору воздушной перевозки пассажира авиационное предприятие обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, предоставив ему место на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать его лицу, управомоченному в получении багажа. Пассажир обязан уплатить за перевозку по установленному тарифу, а при сдаче багажа сверх установленной нормы - и за провоз этого багажа.

--------------------------------

<104> Данный документ не публиковался.


Договор воздушной перевозки груза характерен тем, что перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его лицу, управомоченному в получении груза, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза по установленному тарифу.

Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются перевозочным документом, выдаваемым авиационным предприятием либо уполномоченными им организациями или лицами (агентами).

Перевозочными документами являются:

при перевозке пассажира - билет;

при перевозке вещей пассажира в качестве багажа - багажная квитанция.

Перевозчик в удостоверение уплаченных ему пассажиром, отправителем или получателем дополнительных сумм выдает:

квитанцию разных сборов - при оплате пассажиром, отправителем или получателем сборов и платежей, связанных с изменением договора воздушной перевозки, обслуживанием, а также оплатой штрафов;

квитанцию платного багажа - при оплате пассажиром провоза багажа сверх установленной нормы бесплатного провоза;

иные документы, удостоверяющие внесение платежей.

Перевозка пассажиров, багажа и грузов, выполняемая от аэропорта отправления до аэропорта назначения несколькими авиационными предприятиями по одному перевозочному документу (в том числе по выданным вместе с ним дополнительным перевозочным документам), рассматривается как единый договор перевозки, независимо от того, имели ли место пересадки, перегрузки или перерыв в перевозке. Напротив, перевозка пассажира в направлениях "туда" и "обратно" рассматривается как два отдельных договора перевозки.

Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 21 июля 1997 г. N 153 "О внесении изменений в действующие нормативные документы, регламентирующие выполнение воздушных перевозок" <105> установлены определенные особенности перевозки отдельных категорий пассажиров. Так, перевозка детей на внутренних и международных воздушных линиях (в том числе в страны СНГ) обеспечивается:

--------------------------------

<105> Сервер Федерального компьютерного центра фондовых и товарных информационных технологий Мингосимущества России (ФТ-центр), правопреемника ГВЦ Госснаба СССР: www.db.ftcenter.ru.



- бесплатно, а при международных перевозках со скидкой 90% от нормального (полного) тарифа - в возрасте не старше двух лет, без предоставления отдельного места. Каждому взрослому пассажиру разрешается перевезти бесплатно (а при международных перевозках со скидкой 90%) только одного ребенка в возрасте до двух лет;

- со скидкой в размере 50% от нормального тарифа - других детей в возрасте до двух лет, а также детей в возрасте от двух до двенадцати лет;

- при перевозке детей в салонах повышенной комфортности скидка с тарифа исчисляется от нормального тарифа соответствующего класса обслуживания.

Норма бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливается перевозчиком и не может быть менее: 10 кг - для воздушных судов с максимальной взлетной массой до 12 тонн; 20 кг - для воздушных судов с максимальной взлетной массой 12 тонн и более.

Пассажир воздушного судна имеет право отказаться от перевозки с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправления воздушного судна (если перевозчиком не установлен льготный срок) и получить обратно уплаченную за перевозку сумму. При добровольном отказе от перевозки менее чем за 24 часа до отправления воздушного судна пассажиру возвращается уплаченная за перевозку сумма с удержанием сбора в размере:

- 10% - при отказе от полета менее чем за 24 часа, но не позднее чем за 3 часа до отправления воздушного судна;

- 25% - при отказе от полета менее чем за 3 часа до отправления воздушного судна.

При добровольном отказе от перевозки менее чем за 24 часа до отправления воздушного судна при групповых перевозках возвращается сумма с удержанием сбора в размере 25%.

Осуществление воздушных перевозок в Вооруженных Силах РФ регулируется отдельным актом, а именно Инструкцией по организации воздушных перевозок в Вооруженных Силах РФ (приложение к Приказу Минобороны России от 26 марта 2003 г. N 90).

Данная Инструкция определяет порядок планирования, организации и контроля выполнения воздушных перевозок военно-транспортными и транспортными самолетами и вертолетами авиации Вооруженных Сил РФ (далее - воздушные суда авиации ВС РФ), а также обязанности должностных лиц, участвующих в планировании, организации, обеспечении и выполнении воздушных перевозок. Воздушными судами авиации ВС РФ, как правило, перевозятся:

1) военнослужащие Вооруженных Сил, члены их семей, лица гражданского персонала Вооруженных Сил;

2) военнослужащие, члены семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - на избранное место жительства при увольнении военнослужащего с военной службы;

3) члены семьи военнослужащего в случае его гибели (смерти) - к месту погребения и обратно (но не более трех человек), кроме того, члены семьи военнослужащего, проходившего военную службу по контракту и погибшего (умершего), - к избранному месту жительства;


4) один из членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, захороненного на территории Российской Федерации, - к месту погребения и обратно (один раз в год);

5) члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, - к месту использования отпуска и обратно (один раз) и на лечение в лечебные учреждения по заключению военно-врачебной комиссии в течение одного года со дня гибели (смерти) кормильца;

6) члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, родители, достигшие пенсионного возраста, и родители-инвалиды старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, - к месту санаторно-курортного лечения и обратно (один раз в год);

7) лица, сопровождающие груз (до 5 человек на один рейс);

8) лицо, сопровождающее военнослужащего, который следует в лечебное или санаторно-курортное учреждение, в отпуск по болезни, на избранное место жительства при увольнении с военной службы, или члены семьи военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, следующие в лечебные или санаторно-курортные учреждения, если необходимость сопровождения признана заключением военно-врачебной комиссии;

9) два члена семьи военнослужащего или два близких родственника в случае тяжелой болезни военнослужащего - от места своего жительства до места нахождения больного и обратно (один раз за время болезни);

10) офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, - на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год);

11) члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более (один раз в год);

12) граждане, призванные на военную службу и направленные на комплектование войск (сил);

13) граждане, поступившие на военную службу по контракту, либо направляемые для поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны РФ, либо призванные на военные сборы, либо направленные в воинские части для заключения контрактов о прохождении военной службы;