Файл: БК_комм_Борисов_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3789

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета, как установлено в п. 2 комментируемой статьи, также согласующемся с общей нормой п. 5 ст. 264.2 Кодекса, подлежит рассмотрению Государственной Думой и утверждению федеральным законом. В силу п. "а" ст. 106 Конституции РФ принятый Государственной Думой федеральный закон об исполнении федерального бюджета подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.


Статья 264.8. Федеральный закон об исполнении федерального бюджета


Комментарий к статье 264.8


Часть 1 комментируемой статьи, согласующаяся с общей нормой ч. 1 ст. 264.6 Кодекса, устанавливает, что при утверждении федеральным законом об исполнении федерального бюджета отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в обязательном порядке должны утверждаться общий объем доходов, расходов и дефицит (профицит) федерального бюджета, т.е. показатели, определенные в п. 1 ст. 184.1 Кодекса в качестве основных характеристик бюджета. Следует отметить, что не вполне понятна причина, по которой в ч. 1 комментируемой статьи не говорится об основных характеристиках федерального бюджета, определенных в п. 2 ст. 199 Кодекса.

В части 2 комментируемой статьи установлен перечень показателей, подлежащих в обязательном порядке утверждению отдельными приложениями к федеральному закону об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год. Данный перечень, дублирующий перечень, установленный ч. 2 ст. 264.6 Кодекса, сформулирован как закрытый. Однако в ч. 3 указанной статьи предусмотрено, что федеральным законом об исполнении федерального бюджета также утверждаются и иные показатели, установленные Кодексом.


Статья 264.9. Внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета


Комментарий к статье 264.9


1. В пункте 1 комментируемой статьи, согласующемся с общей нормой п. 1 ст. 264.4 Кодекса, установлено, что годовой отчет об исполнении федерального бюджета до его рассмотрения в Государственной Думе подлежит внешней проверке Счетной палатой РФ. Соответствующие данной норме полномочия Счетной палаты РФ основаны на норме ч. 5 ст. 101 Конституции РФ, а также на нормах ст. ст. 2, 9, 12 и 17 Закона о Счетной палате РФ. Ранее действовавшая ст. 277 Кодекса предусматривала проведение Счетной палатой РФ внешней проверки отчета об исполнении федерального бюджета после представления Правительством РФ отчета об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу.

Согласно п. 2 ст. 264.4 Кодекса внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета осуществляется Счетной палатой РФ в порядке, установленном Кодексом. Соответственно, комментируемая статья и устанавливает данный порядок.

Следует отметить, что ч. 2 ст. 14 Закона о Счетной палате РФ предусматривает представление Счетной палатой РФ ежеквартально по установленной форме Федеральному Собранию РФ оперативного отчета о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год показателями за истекший период, квартал. В целях обеспечения своевременного сбора и обработки информации, необходимой для составления Счетной палатой РФ указанного отчета об исполнении федерального бюджета, Постановлением Правительства РФ от 3 июля 2006 г. N 413 <1> начиная с отчетности на 1 августа 2006 г. введена обязательная для всех федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций - участников бюджетного процесса, финансовая отчетность об исполнении федерального бюджета для представления в Счетную палату РФ. Приказом Минфина России от 23 августа 2006 г. N 102н утвержден Порядок составления и представления финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета в Счетную палату РФ <2>.


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 28. Ст. 3080.

<2> БНА. 2006. N 42.


2. В пункте 3 комментируемой статьи установлено, что Счетная палата РФ готовит заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета на основании внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета. В целях реализации обеспечения реализации данной нормы в п. 2 комментируемой статьи установлена обязанность главных администраторов средств федерального бюджета (а к таковым с учетом нормы п. 1 ст. 264.2 Кодекса относятся главные распорядители средств федерального бюджета, главные администраторы доходов федерального бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета) представлять в Счетную палату РФ годовую бюджетную отчетность для проведения внешней проверки. Годовая бюджетная отчетность должна быть представлена не позднее 1 апреля текущего финансового года.

Пункт 2 комментируемой статьи также устанавливает, что Счетная палата РФ оформляет результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета заключениями по каждому главному администратору средств федерального бюджета. На основании этих заключений Счетная палата РФ в соответствии с п. 3 комментируемой статьи готовит заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета. Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета должны быть оформлены не позднее 1 июня текущего финансового года.

3. В пункте 3 комментируемой статьи установлена обязанность Правительства РФ представить в Счетную палату РФ годовой отчет об исполнении федерального бюджета для проведения внешней проверки. Вместе с отчетом об исполнении федерального бюджета Правительство РФ обязано направить в Счетную палату РФ иные документы, подлежащие представлению в Государственную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета (перечень таких документов определен в п. 2 ст. 264.10 Кодекса). Отчет об исполнении федерального бюджета и прилагаемые к нему документы должны быть представлены в Счетную палату РФ не позднее 15 июня текущего финансового года. Ранее действовавшая ст. 275 Кодекса предусматривала представление Правительством РФ отчета об исполнении федерального бюджета в Счетную палату РФ не позднее 1 июня текущего года.

В соответствии с п. 3 комментируемой статьи, согласующимся с общей нормой п. 4 ст. 264.4 Кодекса, Счетная палата РФ готовит заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета на основании внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 264.1 Кодекса), обязательность проверки отчетности каждого главного распорядителя бюджетных средств соответствующим органом финансового контроля закреплена в целях повышения уровня ответственности главных распорядителей бюджетных средств за результаты исполнения бюджета и формирование бюджетной отчетности.


Как установлено в п. 3 комментируемой статьи, согласующемся с общей нормой п. 5 ст. 264.4 Кодекса, Счетная палата РФ представляет заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу, а также направляет его в Правительство РФ. Отчет должен быть представлен (направлен) не позднее 15 сентября текущего финансового года.

Пункт 1 ст. 264.11 Кодекса предусматривает, что при рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает доклад Председателя Счетной палаты РФ о заключении Счетной палаты РФ на годовой отчет об исполнении федерального бюджета.


Статья 264.10. Представление годового отчета об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу


Комментарий к статье 264.10


1. Полномочие Правительства РФ по представлению Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета закреплено в п. "а" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, а также в ст. 15 и ч. 10 ст. 36 Закона о Правительстве РФ.

Представление Правительством РФ Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год одновременно с проектом федерального бюджета на следующий финансовый год предусмотрено в ч. 10 ст. 36 Закона о Правительстве РФ. Согласно п. 1 ст. 192 Кодекса проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период должен быть внесен Правительством РФ на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу не позднее 26 августа текущего года. Ранее действовавшая ст. 275 Кодекса устанавливала, что Правительство РФ представляет в Государственную Думу (как и в Счетную палату РФ) отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год не позднее 1 июня текущего года.

Законом 2007 г. N 63-ФЗ в качестве переходного положения установлено, что отчет об исполнении федерального бюджета за 2006 г. представляется Правительством РФ для утверждения в Государственную Думу не позднее 1 июля 2007 г.

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет перечень документов, подлежащих представлению Правительством РФ в Государственную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета.

Позиции, предусмотренные подп. 2 - 5 п. 2 комментируемой статьи, соответствуют обязательным документам бюджетной отчетности, предусмотренным в подп. 2 - 5 п. 3 ст. 264.1 Кодекса (требования к их содержанию определены в п. 4 указанной статьи):

баланс исполнения федерального бюджета. Содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах России на первый и последний дни отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета;

отчет о финансовых результатах деятельности. Содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам КОСГУ;

отчет о движении денежных средств. Отражает операции по счетам бюджетов по кодам КОСГУ;


пояснительная записка. Содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) средств федерального бюджета в отчетном финансовом году.

Наряду с пояснительной запиской в составе бюджетной отчетности в Государственную Думу подлежит представлению пояснительная записка к проекту федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год. Представление пояснительной записки к законопроекту, содержащей предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта, предусмотрено в п. "а" ч. 1 ст. 105 Регламента Государственной Думы в качестве обязательного документа, подлежащего представлению в Государственную Думу при внесении любого законопроекта.

Установленный в п. 2 комментируемой статьи перечень сформулирован как открытый: одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета Правительством РФ в Государственную Думу подлежит представлению и иная отчетность, предусмотренная бюджетным законодательством РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 264.9 Кодекса документы, подлежащие представлению в Государственную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета, подлежат также представлению Правительством РФ и в Счетную палату РФ для проведения внешней проверки годового отчета об исполнении федерального бюджета.


Статья 264.11. Рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственной Думой


Комментарий к статье 264.11


1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи при рассмотрении Государственной Думой отчета об исполнении федерального бюджета в обязательном порядке заслушиваются:

доклад министра финансов РФ об исполнении федерального бюджета. Министр финансов РФ при этом выступает как представитель Правительства РФ - субъекта законодательной инициативы, внесшего в установленном ст. 264.10 Кодекса порядке проект федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год;

доклад Председателя Счетной палаты РФ о заключении Счетной палаты РФ на годовой отчет об исполнении федерального бюджета. Согласно п. 3 ст. 264.9 Кодекса указанное заключение должно быть представлено Счетной палатой РФ в Государственную Думу не позднее 15 сентября текущего финансового года.

Пункт 1 комментируемой статьи также предусматривает, что по предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства РФ:


Генеральный прокурор РФ. Следует отметить, что п. 2 ранее действовавшей ст. 279 Кодекса предусматривал обязательное заслушивание доклада Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;

Председатель КС России, Председатель ВАС России, Председатель ВС России. В соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ КС России, ВАС России и ВС России являются субъектами права законодательной инициативы по вопросам их ведения.

2. Пункт 2 комментируемой статьи, согласующийся с общей нормой п. 3 ст. 264.5 Кодекса, предусматривает только два возможных решения, принимаемых Государственной Думой по результатам рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета:

решение об утверждении федерального закона об исполнении федерального бюджета;

решение об отклонении федерального закона об исполнении федерального бюджета.

Как следует из п. 3 ст. 264.5 Кодекса, основанием для отклонения федерального закона об исполнении федерального бюджета являются факты недостоверного или неполного отражения данных в годовом отчете об исполнении федерального бюджета. В этом случае федеральный закон об исполнении федерального бюджета возвращается Правительству РФ для устранения таких фактов и повторного представления. Срок повторного представления годового отчета об исполнении федерального бюджета после устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных не должен превышать один месяц.


Раздел IX. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ


Глава 26. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ


Статья 265. Формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами


Комментарий к статье 265


1 - 2. Комментируемая статья определяет формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами, к которым относятся Федеральное Собрание РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ и представительные органы муниципальных образований.

Выделяются три формы контроля - предварительный, текущий и последующий:

предварительный контроль осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам. Для проведения предварительного контроля законодательные (представительные) органы наделяются правом на получение от органов исполнительной власти, местных администраций муниципальных образований необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

содержанием текущего контроля является рассмотрение отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Полномочия на осуществление текущего контроля включают права законодательных (представительных) органов на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении и на вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты;