Файл: БК_комм_Борисов_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3704

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно п. 1 ст. 66 части первой ГК РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Там же установлено, что имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

В п. 2 ст. 66 ГК РФ предусмотрено, что хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Как определено в части первой ГК РФ:

полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (п. 1 ст. 69);

товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 82).

В соответствии с п. 3 ст. 66 ГК РФ хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Как определено в части первой ГК РФ:

обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (п. 1 ст. 87);

обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества (п. 1 ст. 95);


акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций (п. 1 ст. 96).

Из комментируемой статьи следует, что бюджетные инвестиции могут предоставляться как существующим, так и создаваемым юридическим лицам. Необходимо также отметить, что статья не устанавливает ограничений по доле участия России, субъекта РФ или муниципального образования в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества, т.е. публично-правовое образование может приобрести право и на 100% такого капитала.

2. Планируемые к предоставлению бюджетные инвестиции в соответствии с п. 2 комментируемой статьи подлежат утверждению законом (решением) о соответствующем бюджете, т.е. федеральными законами о федеральном бюджете, о бюджетах федеральных ГВБФ, законами субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, о бюджетах территориальных ГВБФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах.

Утверждение предоставляемых бюджетных инвестиций осуществляется путем включения в закон (решение) о бюджете текстовой статьи с указанием юридического лица, объема и цели выделенных бюджетных ассигнований.

Так, в ч. 1 ст. 13 Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. установлено, что ФОИВ, осуществляющие функции в соответствующей сфере деятельности, направляют в установленном порядке бюджетные ассигнования в уставный капитал:

1) Евразийского банка развития в целях реализации Соглашения об учреждении Евразийского банка развития от 12 января 2006 г.;

2) ОАО "Росагролизинг" в целях приобретения и последующей передачи по договорам лизинга техники, оборудования для животноводства, оборудования для переработки продукции животноводства, в том числе импортного, не имеющего аналогов в России, а также племенного скота, в том числе импортного;

3) ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" в целях кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и формирования системы земельно-ипотечного кредитования;

4) ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" в целях реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг.;

5) ОАО "Особые экономические зоны" в целях создания объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особых экономических зон;


6) ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" в целях реализации проектов строительства гражданских воздушных судов отечественного производства;

7) ОАО "Сангтудинская ГЭС-1" в целях завершения строительства гидроэлектростанции;

8) ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в целях повышения надежности функционирования единой национальной (общероссийской) электрической сети и усиления межсистемных электрических связей в энергодефицитных регионах;

9) ОАО "Федеральная гидрогенерирующая компания" в целях достройки и введения в эксплуатацию отдельных критически важных объектов гидроэнергетики;

10) ОАО "Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы" в целях повышения управляемости и надежности Единой энергетической системы России;

11) ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (г. Санкт-Петербург) в целях реализации проектов лизинга морских и речных судов отечественного производства;

12) открытых акционерных обществ в целях реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению принадлежащих им объектов капитального строительства.

Кроме того, в ч. 2 указанной статьи установлено, что ФОИВ, осуществляющие функции в установленной сфере деятельности, направляют в установленном порядке бюджетные ассигнования в уставный капитал открытых акционерных обществ в целях реализации инвестиционных проектов в области строительства, реконструкции и технического перевооружения принадлежащих им объектов капитального строительства в соответствии с государственным оборонным заказом согласно приложению 36 (совершенно секретно) к названному Закону.

Предоставление бюджетных инвестиций из федерального бюджета осуществляется за счет средств Инвестиционного фонда РФ, представляющего собой, согласно п. 1 ст. 179.2 Кодекса, часть средств федерального бюджета, подлежащую использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований устанавливает Правительство РФ.

3. Согласно п. 3 комментируемой статьи договоры об участии России, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта бюджетных инвестиций должны быть оформлены в течение трех месяцев после дня вступления в силу закона (решения) о бюджете, утвердившего предоставление этих бюджетных инвестиций. Следует отметить, что в ранее действовавшей редакции комментируемой статьи (т.е. до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) этот срок составлял два месяца.

Указанные договоры от имени России заключает Правительство РФ или уполномоченный им ФОИВ, от имени субъекта РФ - высший исполнительный ОГВ субъекта РФ или уполномоченный им исполнительный ОГВ субъекта РФ, от имени муниципального образования - местная администрация муниципального образования.


При отсутствии указанных договоров или при нарушении требований к их оформлению бюджетные инвестиции юридическому лицу не предоставляются.


Статья 81. Резервные фонды исполнительных органов государственной власти (местных администраций)


Комментарий к статье 81


1 - 3. Комментируемая статья регламентирует порядок создания и использования резервных фондов исполнительных ОГВ - Правительства РФ, исполнительных ОГВ субъектов РФ и местных администраций. Резервному фонду Президента РФ посвящена ст. 82 Кодекса. Создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов в силу прямого указания в п. 2 комментируемой статьи запрещено.

Создание резервных фондов исполнительных ОГВ, местных администраций предусматривается в расходной части бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов ГВБФ) соответственно уровню власти. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи устанавливаемый размер резервных фондов не может превышать 3% утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов.

Следует отметить, что Законом о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. в рамках утвержденного распределения бюджетных ассигнований на 2008 г. по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета (приложение 10) и утвержденной ведомственной структуры расходов федерального бюджета на 2008 г. (приложение 28) предусмотрено создание резервных фондов Правительства РФ в размере 4812,0 млн. руб. (1000,0 млн. руб. - непосредственно резервный фонд Правительства РФ и 3312,0 млн. руб. - резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий), что составляет 0,066% общего объема расходов федерального бюджета на 2008 г. На 2009 и 2010 гг. запланировано (приложения 12 и 31 к Закону о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг.) создание резервных фондов Правительства РФ в размерах 4833,84 и 4855,54 млн. руб. соответственно (в том числе 1000,0 млн. руб. - непосредственно резервный фонд Правительства РФ ежегодно, 3333,84 и 3355,54 млн. руб. - резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий).

4. Создание резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций предусмотрено в ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <1>. Там же установлено, что указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также ОМСУ. Создание и использование резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предусмотрено в п. 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 <2>.


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648.

<2> СЗ РФ. 2004. N 2. Ст. 121.


5 - 6. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 838 утверждено Положение о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации <1>, согласно п. 1 которого резервный фонд Правительства РФ создается для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий федерального значения, не предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3450.


В соответствии с п. 3 названного Положения средства резервного фонда Правительства РФ расходуются на финансирование:

государственной поддержки общественных организаций и объединений;

проведения юбилейных мероприятий общегосударственного значения;

изготовления государственных наград, юбилейных медалей;

проведения встреч, симпозиумов, выставок и семинаров на высшем уровне по проблемам общегосударственного значения;

выплаты разовых премий и оказания разовой материальной помощи гражданам за заслуги перед государством;

издания сборников нормативных актов и законодательства РФ;

проведения ремонтных и восстановительных работ по заявкам ОГВ РФ;

других мероприятий, проводимых по решениям Президента РФ и Правительства РФ.

Решения Правительства РФ о выделении средств из резервного фонда Правительства РФ принимаются в тех случаях, когда средств, находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих эти мероприятия, недостаточно.

Бюджетные ассигнования резервного фонда высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ, предусмотренные в составе бюджета субъекта РФ, используются по решению данного органа. Он же устанавливает и порядок использования бюджетных ассигнований такого резервного фонда.

Использование бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе местного бюджета, осуществляется по решению местной администрации. Она же устанавливает и порядок использования бюджетных ассигнований такого резервного фонда.

7. В пункте 7 комментируемой статьи установлено, что отчет об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов исполнительных ОГВ (местных администраций) должен прилагаться как к ежеквартальному, так и к годовому отчетам об исполнении соответствующего бюджета (об отчетах об исполнении бюджета см. комментарий к ст. 264.2 Кодекса). Представление одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу отчетов об использовании ассигнований резервных фондов предусмотрено в подп. 6 п. 2 ст. 264.10 Кодекса.


Статья 82. Резервный фонд Президента Российской Федерации


Комментарий к статье 82


1. Создание резервного фонда Президента РФ, как и создание резервного фонда Правительства РФ (см. комментарий к ст. 81 Кодекса), предусматривается в расходной части федерального закона о федеральном бюджете. При этом размер резервного фонда Президента РФ не может превышать 1% утвержденных расходов федерального бюджета (размер резервного фонда Правительства РФ - 3% таких расходов).