ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3767
Скачиваний: 2
Статья 163. Утратила силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.
Комментарий к статье 163
Статья 163 Кодекса, устанавливающая права и обязанности получателей бюджетных средств, утратила силу в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 152 Кодекса), одной из новаций Закона 2007 г. N 63-ФЗ является уточнение описания полномочий главного распорядителя (распорядителя) и получателя бюджетных средств.
Глава 19. ПОЛНОМОЧИЯ УЧАСТНИКОВ БЮДЖЕТНОГО
ПРОЦЕССА ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
Статья 164. Участники бюджетного процесса на федеральном уровне
Комментарий к статье 164
Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 152 Кодекса), в рамках проведения комплексной реформы бюджетного процесса внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ изменениями установлено системное описание общих (единых для всех бюджетов бюджетной системы РФ) особенностей полномочий участников бюджетного процесса.
Соответственно, изменениями, внесенными указанным Законом:
установлен закрытый перечень участников бюджетного процесса на федеральном уровне;
введены в состав участников бюджетного процесса федерального уровня и описаны бюджетные полномочия главных администраторов (администраторов) доходов федерального бюджета и бюджетов федеральных ГВБФ, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов федеральных ГВБФ;
уточнены описания полномочий главного распорядителя (распорядителя) и получателя бюджетных средств;
к получателям бюджетных средств отнесены только ОГВ (ОМСУ) и бюджетные учреждения.
Как установлено в п. 2 ст. 152 Кодекса, особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными ОГВ (а речь идет прежде всего о ФОИВ) или государственными органами (органы управления ГВБФ и т.п.), наряду с Кодексом устанавливаются принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.
Статья 165. Бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации
Комментарий к статье 165
Комментируемая статья, устанавливающая полномочия Минфина России в бюджетном процессе, полностью изложена в новой редакции в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного Закона, необходимость внесения уточнений в описание бюджетных полномочий Минфина России вызвана проведенной административной реформой и предлагаемыми законопроектом изменениями в организации бюджетного процесса.
Минфин России в соответствии с п. 1 Положения о Минфине России (в ред. Постановления Правительства РФ от 27 октября 2007 г. N 707 <1>) является ФОИВ, осуществляющим функции выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" <1> основными задачами Минфина России являются выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1478.
Как установлено в п. 5 Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 185 (в ред. Постановления Правительства РФ от 27 октября 2007 г. N 707), Минфин России выполняет следующие основные функции:
1) разрабатывает и представляет Правительству РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:
об организации и функционировании бюджетной системы РФ, определении основ бюджетного процесса;
о федеральном бюджете на очередной финансовый год, порядке исполнения федерального бюджета в очередном финансовом году, отчетности о его исполнении;
о разграничении бюджетных полномочий между РФ, ее субъектами и ОМСУ;
о финансовых взаимоотношениях федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами;
о системе оплаты труда, социальных гарантиях и пенсионном обеспечении федеральных государственных служащих, судей и иных лиц, замещающих государственные должности РФ;
о предельной численности работников центральных аппаратов ФОИВ, их территориальных органов, штатной численности работников судебной системы РФ;
о финансовом обеспечении служебных командировок на территории РФ и за рубежом работников федеральных ОГВ и федеральных государственных учреждений;
о финансовой деятельности и финансовом регулировании в условиях военного времени, а также о подготовке финансовой системы к условиям военного времени;
о налоговой и валютной политике;
о политике в сфере таможенных платежей в части исчисления и порядка их уплаты, об определении таможенной стоимости товаров и транспортных средств;
об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, а также о других налоговых вопросах;
о регулировании деятельности субъектов и участников страхового рынка;
об обеспечении защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективном развитии страхового дела;
об организации и проведении лотерей;
об изготовлении и обращении защищенной полиграфической продукции на территории России;
о финансовых взаимоотношениях России с иностранными государствами, межгосударственными объединениями с участием России и международными финансовыми организациями;
о подписании и ратификации международных договоров и соглашений в сфере деятельности Минфина России;
об эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг, о предоставлении государственных гарантий РФ;
об управлении государственным долгом и финансовыми активами РФ;
о регулировании в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
о компенсационных выплатах и погашениях гарантированных сбережений граждан РФ, государственных ценных бумаг бывшего СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, государственных долговых товарных обязательств;
о контроле и надзоре в финансово-бюджетной сфере;
об установлении оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ;
о совершенствовании банковского законодательства, законодательства в области организации и регулирования денежного обращения;
о регулировании бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и аудиторской деятельности;
о добыче, производстве, переработке и обращении драгоценных металлов и драгоценных камней;
о формировании Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ на очередной год и плане отпуска ценностей из него;
2) разрабатывает и утверждает:
порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета, составления отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов ГВБФ и консолидированного бюджета РФ;
отчетность о расходах и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ и ОМСУ;
формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, методические рекомендации и другие нормативные правовые акты о применении законодательства о налогах и сборах;
условия лицензирования, аттестации, деятельности и представления отчетности в отношении субъектов страхового дела;
порядок выдачи и приостановления действия разрешений на проведение лотерей и контроля над проведением лотерей;
лицензионные требования и условия деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции;
нормативные правовые акты по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
методологию эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий РФ;
порядок ведения государственной долговой книги РФ;
порядок организации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;
порядок осуществления контроля над исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства;
нормативные правовые акты в области ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;
единый план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению ОГВ, органами управления ГВБФ, ОМСУ и созданными этими органами бюджетными учреждениями;
порядок формирования и представления бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ;
порядок представления в Минфин России отчетности в сфере аудиторской деятельности;
нормативные правовые акты в области добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;
3) осуществляет:
составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, организацию исполнения федерального бюджета;
представление Правительству РФ отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
экспертизу проектов финансово-экономических обоснований к законопроектам и проектов заключений Правительства РФ по законопроектам о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета;
введение в порядке и случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ, режима сокращения расходов федерального бюджета, блокировки расходов федерального бюджета и ее отмену, применение иных санкций, предусмотренных бюджетным законодательством РФ;
управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
функции эмитента государственных ценных бумаг РФ;
ведение государственной долговой книги РФ и реестра государственных ценных бумаг РФ;
государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг РФ и муниципальных ценных бумаг;
координацию бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики;
участие от имени Правительства РФ в деятельности Парижского клуба и других клубов и форумов, подписание от имени Правительства РФ многосторонних соглашений с должниками в рамках указанных клубов и форумов.
Статья 166. Исключительные полномочия руководителя Министерства финансов Российской Федерации
Комментарий к статье 166
1. Министр финансов РФ возглавляет Минфин России, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
В пункте 1 комментируемой статьи установлен перечень действий, исключительное право на совершение которых имеет исключительно министр финансов РФ. В ранее действовавшей редакции комментируемой статьи (т.е. до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) такие действия именовались разрешительной надписью. Ранее также прямо устанавливалось, что совершение действий, указанных в п. 1 статьи, без разрешительной надписи является нарушением бюджетного законодательства РФ и влечет наложение ответственности в соответствии с Кодексом.
В соответствии с п. 2 ст. 167 Кодекса министр финансов РФ несет персональную ответственность за осуществление исключительных полномочий, установленных комментируемой статьей.
2 - 5. В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрено право министра финансов РФ запретить главным распорядителям бюджетных средств изменять целевое назначение бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств.
Основание применения такой меры - поступившее министру финансов РФ представление Счетной палаты РФ или Росфиннадзора, свидетельствующее о нарушении бюджетного законодательства РФ главным распорядителем средств федерального бюджета. Однако в отличие от ранее действовавшей редакции комментируемой статьи (т.е. до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) Министр финансов РФ может реализовать право, предусмотренное п. 2 комментируемой статьи, и без наличия указанного представления Счетной палаты РФ или Росфиннадзора.
При установлении случаев нецелевого использования бюджетных средств министр финансов РФ в соответствии с п. 3 комментируемой статьи имеет право назначить в федеральные органы исполнительной власти ФОИВ и бюджетные учреждения уполномоченных по федеральному бюджету, к которому (уполномоченному) переходят все полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета.
Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает право министра финансов РФ запретить получателю средств федерального бюджета осуществление отдельных расходов. Основанием применения данного запрета является представление Счетной палаты РФ или Росфиннадзора, свидетельствующее о нарушении бюджетного законодательства РФ.
В соответствии с п. 5 комментируемой статьи, введенным Законом 2007 г. N 63-ФЗ, министру финансов РФ предоставлено право выносить главным распорядителям средств федерального бюджета и органам управления федеральными ГВБФ предписания о ненадлежащем исполнении бюджета (организации бюджетного процесса). При этом установлено, что указанные предписания являются обязательными для исполнения органами, в адрес которых они вынесены.
Статья 166.1. Бюджетные полномочия Федерального казначейства
Комментарий к статье 166.1
1. Устанавливающая бюджетные полномочия Федерального казначейства комментируемая статья в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ полностью изложена в новой редакции. В пояснительной записке к проекту данного Закона отмечалось, что необходимость внесения уточнений в описание полномочий Федерального казначейства в бюджетном процессе вызвана проведенной административной реформой и предлагаемыми законопроектом изменениями в организации бюджетного процесса.
Федеральное казначейство (Казначейство России) согласно п. 1 Положения о Федеральном казначействе является ФОИВ (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю над ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство находится в ведении Минфина России.