ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3752
Скачиваний: 2
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ВВЕДЕНИИ
ВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
Статья 168.1. Понятие временной финансовой администрации
Комментарий к статье 168.1
Глава 19.1 Кодекса, устанавливающая порядок осуществления бюджетных полномочий ОГВ субъектов РФ (ОМСУ) при назначении временной финансовой администрации, введена Законом 2004 г. N 120-ФЗ. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного Закона, новая глава Кодекса, регулирующая статус и функции временной финансовой администрации, конкретизирует нормы проектов федеральных законов о вопросах реформы федеративных отношений и местного самоуправления.
Глава вступила в силу в части, касающейся субъектов РФ, - с 1 января 2007 г., а в части, касающейся муниципальных образований, - с 1 января 2008 г.
Комментируемая статья определяет понятие временной финансовой администрации:
временная финансовая администрация в субъекте РФ - это ФОИВ, уполномоченный Правительством РФ подготавливать и применять меры восстановления платежеспособности субъекта РФ, оказывать содействие ОГВ в осуществлении отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ, осуществлять и (или) контролировать выполнение отдельных бюджетных полномочий исполнительных ОГВ субъектов РФ;
временная финансовая администрация в муниципальном образовании - это исполнительный ОГВ субъекта РФ, уполномоченный высшим исполнительным ОГВ субъекта РФ подготавливать и осуществлять меры восстановления платежеспособности муниципального образования, оказывать содействие ОГВ субъектов РФ в выполнении отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления, осуществлять и (или) контролировать выполнение отдельных бюджетных полномочий исполнительных органов местной администрации.
Более детально полномочия временной финансовой администрации и главы временной финансовой администрации регламентированы ст. 168.3 Кодекса.
Статья 168.2. Основания и порядок введения временной финансовой администрации
Комментарий к статье 168.2
1. Наряду с комментируемой статьей введение при наличии соответствующих оснований временной финансовой администрации в субъекте РФ предусмотрено ст. 26.9 Закона об организации органов власти субъектов РФ (здесь и далее в ред. 4 июля 2003 г.), а в муниципальном образовании - ст. 75 Закона о местном самоуправлении.
Согласно указанным нормам временная финансовая администрация в субъекте РФ (муниципальном образовании) вводится на срок до одного года решением арбитражного суда при осуществлении производства по делу о восстановлении платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования). Устанавливающим порядок введения временной финансовой администрации федеральным законом, о котором идет речь в п. 1 комментируемой статьи, является АПК РФ. Необходимо иметь в виду, что при этом применяется не гл. 28 АПК РФ, устанавливающая особый порядок рассмотрения арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве), а общий порядок судопроизводства в арбитражных судах, а также правила, предусмотренные комментируемой статьей.
2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет подсудность рассмотрения дел о восстановлении платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования) и органы, уполномоченные на обращение в арбитражный суд с ходатайством о введении временной финансовой администрации:
рассмотрение дел о введении временной финансовой администрации в субъекте РФ подсудно ВАС России. Правом на обращение с ходатайством о введении временной финансовой администрации обладает Правительство РФ. Соответствующие положения закреплены в п. 4 ст. 26.9 Закона об организации органов власти субъектов РФ;
рассмотрение дел о введении временной финансовой администрации в муниципальном образовании подсудно арбитражному суду соответствующего субъекта РФ. Правом на обращение с ходатайством о введении временной финансовой администрации обладают высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ), представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования. Аналогичные положения закреплены в ч. 4 ст. 75 Закона о местном самоуправлении.
Соответственно, арбитражный суд на основании поступившего ходатайства о введении временной финансовой администрации, соответствующего установленным требованиям, возбуждает производство по делу о восстановлении платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования).
3 - 4. В пункте 3 комментируемой статьи установлены основания введения временной финансовой администрации в субъекте РФ (муниципальном образовании), т.е. для принятия ВАС России (арбитражным судом субъекта РФ) решения о введении временной финансовой администрации.
Основанием введения временной финансовой администрации в субъекте РФ является одновременное наличие следующих обстоятельств:
на момент принятия решения возникшая в результате решений, действий или бездействия ОГВ субъекта РФ просроченная задолженность по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств субъекта РФ превышает 30% объема собственных доходов бюджета субъекта РФ в последнем отчетном финансовом году;
выполнены все бюджетные обязательства федерального бюджета перед бюджетом субъекта РФ.
Следует отметить, что в подп. "б" п. 1 ст. 26.9 Закона об организации органов власти субъектов РФ, определяющем основания введения временной финансовой администрации в субъекте РФ, говорится только о первом из указанных обстоятельств.
Основанием введения временной финансовой администрации в муниципальном образовании является одновременное наличие следующих обстоятельств:
на момент принятия решения возникшая в результате решений, действий или бездействия ОМСУ просроченная задолженность по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств муниципального образования превышает 30% объема собственных доходов местного бюджета в последнем отчетном году;
выполнены все бюджетные обязательства федерального бюджета и бюджета субъекта РФ перед бюджетом муниципального образования.
В пункте 2 ч. 1 ст. 75 Закона о местном самоуправлении, устанавливающем основания введения временной финансовой администрации в муниципальном образовании, говорится также о просроченной задолженности муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающей 40% бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году.
Понятие просроченной задолженности по исполнению бюджетных обязательств субъекта РФ (муниципального образования), возникшей в результате решений, действий или бездействия ОГВ субъекта РФ (ОМСУ), определено непосредственно в п. 4 комментируемой статьи, а понятие просроченной задолженности по долговым обязательствам субъекта РФ (муниципального образования) - во введенной Законом 2007 г. N 63-ФЗ ст. 112.1 Кодекса.
5. Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает запрет на введение временной финансовой администрации в субъекте РФ (муниципальном образовании) в случае, если не истек один год со дня начала срока полномочий законодательного (представительного) ОГВ субъекта РФ (представительного органа муниципального образования). Аналогичная норма содержится в п. 3 ст. 26.9 Закона об организации органов власти субъектов РФ и ч. 4 ст. 75 Закона о местном самоуправлении.
6. В целях реализации п. 6 комментируемой статьи Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2006 г. N 599 утверждено Положение о назначении (об освобождении от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в субъектах РФ, об утверждении структуры и штатного расписания, а также о финансовом обеспечении деятельности временной финансовой администрации и организации проведения проверки (аудита) бюджетов субъектов Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 41. Ст. 4255.
Порядок назначения (освобождения от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в муниципальных образованиях, утверждения структуры и штатного расписания указанной временной финансовой администрации согласно п. 6 комментируемой статьи подлежит установлению высшим исполнительным ОГВ субъекта РФ.
Статья 168.3. Полномочия временной финансовой администрации и главы временной финансовой администрации
Комментарий к статье 168.3
1. В пункте 1 комментируемой статьи установлен перечень полномочий, осуществляемых временной финансовой администрацией, введенной в субъекте РФ (муниципальном образовании). Данный перечень сформулирован как открытый: временная финансовая администрация осуществляет и иные полномочия, предусмотренные Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ст. 26.9 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. 4 июля 2003 г.) в целях восстановления платежеспособности субъекта РФ временная финансовая администрация в соответствии с Кодексом принимает меры к реструктуризации просроченной задолженности субъекта РФ, подготавливает проект закона субъекта РФ о внесении изменений и дополнений в закон субъекта РФ о бюджете этого субъекта на текущий год, а также проект бюджета субъекта РФ на очередной год, представляет данные законопроекты в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, а в случаях, предусмотренных Кодексом, - в Правительство РФ. Временная финансовая администрация также обеспечивает контроль над исполнением бюджета субъекта РФ и осуществляет иные полномочия, предусмотренные Кодексом.
В ч. 4 ст. 75 Закона о местном самоуправлении установлено, что в целях восстановления платежеспособности муниципального образования временная финансовая администрация в соответствии с федеральным законом принимает меры к реструктуризации просроченной задолженности муниципального образования, разрабатывает изменения и дополнения, вносимые в бюджет муниципального образования на текущий финансовый год, проект бюджета муниципального образования на очередной финансовый год, представляет их в представительный орган муниципального образования на рассмотрение и утверждение, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - в высший исполнительный ОГВ субъекта РФ для утверждения законом этого субъекта, а также обеспечивает контроль над исполнением бюджета муниципального образования и осуществляет иные полномочия в соответствии с Законом о местном самоуправлении.
2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет перечень полномочий главы временной финансовой администрации. Данный перечень не является исчерпывающим: глава временной финансовой администрации осуществляет и иные полномочия, предусмотренные Кодексом и другими федеральными законами.
Следует отметить, что определенной гарантией осуществления главой временной финансовой администрации своих полномочий на должном уровне являются установленные квалификационные требования к кандидатурам на данную должность. Так, в п. 2 Положения о назначении (об освобождении от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в субъектах Российской Федерации, об утверждении структуры и штатного расписания, а также о финансовом обеспечении деятельности временной финансовой администрации и организации проведения проверки (аудита) бюджетов субъектов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2006 г. N 599, установлено, что главой финансовой администрации в субъекте РФ может быть назначено лицо, имеющее:
а) высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Экономика" или по специальности "Экономика и управление", удостоверенное дипломом государственного образца, либо ученую степень кандидата или доктора экономических наук;
б) опыт профессиональной деятельности в области государственного или муниципального управления, экономики, финансов и кредита - не менее 5 лет, в том числе стаж работы на руководящих должностях в федеральных ОГВ либо в ОГВ субъектов РФ, в ОМСУ или в организациях, деятельность которых связана с экономикой, управлением, осуществлением финансово-кредитных операций, организацией бюджетного процесса бюджетов всех уровней, налогообложением, банковским делом, бухгалтерским учетом, анализом, аудитом и статистикой, - не менее 3 лет.
Статья 168.4. План восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования)
Комментарий к статье 168.4
1 - 2. Комментируемая статья устанавливает порядок разработки и согласования плана восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования) при введении временной финансовой администрацией в субъекте РФ (муниципальном образовании) и определяет требования к содержанию этого плана.
Как установлено в п. 1 комментируемой статьи, временная финансовая администрация разрабатывает проект плана восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования). Соответствующее полномочие временной финансовой администрации закреплено в п. 1 ст. 168.3 Кодекса. Срок, в течение которого должен быть разработан этот план, составляет два месяца со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о введении временной финансовой администрации.
Пункт 2 комментируемой статьи определяет исчерпывающий перечень требований к содержанию проекта плана восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования).
3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи проект плана восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования) должен быть согласован всеми сторонами, участвующими в производстве по делу о восстановлении платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования).
План восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования) утверждается арбитражным судом.
Согласно п. 1 ст. 168.5 Кодекса в течение 15 дней со дня утверждения арбитражным судом плана восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования) временная финансовая администрация разрабатывает проект закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете субъекта РФ (муниципального образования) на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) в целях приведения указанного закона (решения) в соответствие с планом восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования).
Совершение руководителем финансового органа субъекта РФ (муниципального образования) действий, нарушающих план восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования), в соответствии с п. 7 ст. 168.6 Кодекса служит основанием для возбуждения главой временной финансовой администрации ходатайства перед арбитражным судом об отстранении руководителя финансового органа субъекта РФ (муниципального образования) от должности и о возложении его полномочий на главу временной финансовой администрации.
Статья 168.5. Порядок составления и утверждения бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в условиях введения временной финансовой администрации
Комментарий к статье 168.5
1. В комментируемой статье установлены особенности составления и утверждения бюджета субъекта РФ (муниципального образования) в условиях введения временной финансовой администрации.