Файл: БК_комм_Борисов_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3768

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с п. 5 названного Положения (в ред. Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 669 <1>) Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4900.


доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

составляет и представляет в Минфин России оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов РФ, ГВБФ и ОМСУ материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

распределяет доходы от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством России;

осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

управляет операциями на едином счете федерального бюджета;

осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы РФ от имени и по поручению органов, ведущих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;

осуществляет предварительный и текущий контроль над ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

подтверждает денежные обязательства федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

обобщает практику применения законодательства РФ в установленной сфере деятельности и вносит в Минфин России предложения о его совершенствовании;

выполняет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций;


в пределах своей компетенции обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну;

обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством РФ срок;

обеспечивает мобилизационную подготовку Федерального казначейства;

организует профессиональную подготовку работников Федерального казначейства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

в соответствии с законодательством РФ ведет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Федерального казначейства;

взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федерального казначейства, а также о проведении научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени России по итогам размещения заказов;

осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если они предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Необходимо иметь в виду, что положения абз. 9 - 11 и 13 - 15 п. 1 комментируемой статьи в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ вступают силу только с 1 января 2009 г. Этим же Законом установлено, что с 1 января по 31 декабря 2008 г.:

открытие и ведение лицевых счетов органами Федерального казначейства, а также ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета осуществляются в порядке, установленном Минфином России;

доведение бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета осуществляется в порядке, установленном Минфином России;

доведение бюджетных ассигнований до главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета осуществляется в порядке, установленном Минфином России.

2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает возможность осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ (финансовых органов муниципальных образований) по исполнению соответствующих бюджетов. Такие функции органами Федерального казначейства осуществляются на основании соглашений между ними и высшими исполнительными ОГВ субъектов РФ (местными администрациями муниципальных образований) в порядке, установленном Федеральным казначейством.


Возложение на органы Федерального казначейства функций по исполнению бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов регламентировано положениями ст. 168 Кодекса.


Статья 166.2. Бюджетные полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора


Комментарий к статье 166.2


Комментируемая статья, устанавливающая бюджетные полномочия Росфиннадзора, введена в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ.

Росфиннадзор в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 <1>, является ФОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Росфиннадзор находится в ведении Минфина России.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2561.


Основными функциями Росфиннадзора согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 198 "Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора" <1> являются:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1490.


1) проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории России и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов РФ;

2) проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере;

3) осуществление надзора за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля ФОИВ, ОГВ субъектов РФ и ОМСУ;

4) осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в России резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

5) организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных ФОИВ проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте РФ;

6) организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Приказом Минфина России от 11 июля 2005 г. N 89н <1> утверждены Положение о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и схема их размещения.

--------------------------------

<1> БНА. 2005. N 33.


Статья 167. Ответственность Министерства финансов Российской Федерации, министра финансов, Федерального казначейства



Комментарий к статье 167


1. Комментируемая статья полностью изложена в новой редакции в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ. Ранее действовавшая редакция статьи содержала исчерпывающие перечни вопросов, за которые несут ответственность Минфин России и Федеральное казначейство. Действующая редакция нормы не допускает ограничения таких вопросов, однако, как представляется, существенно утрачивает свою практическую значимость.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи министр финансов РФ несет персональную ответственность за осуществление своих исключительных полномочий, которыми он наделен ст. 166 Кодекса. В ранее действовавшей редакции комментируемой статьи (т.е. до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) эти полномочия прямо перечислялись.

В пункте 8 Положения о Минфине России установлено, что министр финансов РФ несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минфин России полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.


Статья 167.1. Бюджетные полномочия Счетной палаты Российской Федерации


Комментарий к статье 167.1


Устанавливающая бюджетные полномочия Счетной палаты РФ комментируемая статья введена в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ.

Как предусмотрено в ч. 5 ст. 101 Конституции РФ, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Счетная палата РФ согласно ч. 1 ст. 1 Закона о Счетной палате РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему.

Задачами Счетной палаты РФ в соответствии со ст. 2 названного Закона являются:

организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных ОГВ, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;


контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях России;

регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.


Статья 168. Возложение на органы Федерального казначейства функций по исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов


Комментарий к статье 168


В пункте 2 ст. 166.1 Кодекса предусмотрено, что в порядке, установленном Федеральным казначейством, отдельные функции финансовых органов субъектов РФ (финансовых органов муниципальных образований) по исполнению соответствующих бюджетов могут осуществляться органами Федерального казначейства на основании соглашений между ними и высшими исполнительными ОГВ субъектов РФ (местными администрациями муниципальных образований).

Согласно п. 2 ст. 241.1 Кодекса в случае передачи органу Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта РФ (бюджета муниципального образования) в соответствии с соглашением об осуществлении этих функций, заключенным с учетом положений комментируемой статьи, особенности кассового обслуживания таких бюджетов устанавливает Федеральное казначейство в соответствии с положениями п. 1 указанной статьи о кассовом обслуживании исполнения бюджетов.

Приказом Минфина России от 11 мая 1999 г. N 35н утверждено Типовое соглашение между администрацией субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления) и Управлением (отделением) Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта РФ (местного бюджета) <1> (действие указанного Приказа продлевалось на 2001 г. в соответствии с Приказом Минфина России от 13 апреля 2001 г. N 102 "О мерах по исполнению Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2001 год" <2>).

--------------------------------

<1> Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1999. N 10.

<2> СПС "КонсультантПлюс".


В целях реализации комментируемой статьи и ст. 215.1 Кодекса Приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2005 г. N 19н утверждена Инструкция о порядке кассового обслуживания территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъектов РФ и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности <1>, которая подлежит применению в части, не противоречащей действующей редакции Кодекса (прежде всего ст. 241.1 Кодекса о кассовом обслуживании исполнения бюджетов).

--------------------------------

<1> БНА. 2006. N 7.


Глава 19.1. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ