Файл: БК_комм_Борисов_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3833

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В рамках решения данной задачи Законом 2007 г. N 63-ФЗ установлена новая концепция законодательного регулирования порядка рассмотрения и утверждения проекта федерального закона о федеральном бюджете, направленная на упрощение этого порядка и его переориентацию на рассмотрение приоритетных направлений бюджетных расходов. В частности, внесены следующие изменения:

рассмотрение проекта федерального бюджета в трех чтениях;

рассмотрение и утверждение в первом чтении, наряду с основными характеристиками проекта федерального бюджета, расходов на исполнение публичных нормативных обязательств и общего объема условно утверждаемых расходов планового периода, подлежащих распределению только в случае подтверждения прогноза доходов на эти годы;

рассмотрение и утверждение во втором чтении бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, распределения межбюджетных трансфертов (вносимого вместе с соответствующими методиками к первому чтению), утверждение программ предоставления государственных кредитов и государственных гарантий и утверждение текстовых статей;

рассмотрение и утверждение в третьем чтении ведомственной структуры расходов и проекта федерального бюджета в целом.

Следует отметить, что рассмотрение Государственной Думой проектов федеральных законов в трех чтениях является общим правилом законодательного процесса: согласно ст. 116 Регламента Государственной Думы рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или указанным Регламентом.


Статья 197. Утратила силу. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.


Комментарий к статье 197


Статья 197 Кодекса, утратившая силу в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ, регламентировала внесение на рассмотрение Государственной Думы федеральных целевых программ. Новая система финансового обеспечения долгосрочных целевых программ (подпрограмм) установлена ст. 179 Кодекса, изложенной указанным Законом полностью в новой редакции.


Статья 198. Срок подготовки к первому чтению


Комментарий к статье 198


Как установлено в комментируемой статье, срок, в течение которого Государственной Думой должен быть рассмотрен проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении, составляет 30 дней со дня внесения Правительством РФ законопроекта в Государственную Думу.

Из указанного срока ст. 200 Кодекса отводит 15 дней на составление комитетами Государственной Думы и направление в Комитет по бюджету заключений по указанному законопроекту и предложений о принятии или отклонении представленного законопроекта, а также предложений и рекомендаций по предмету первого чтения.


Статья 199. Предмет первого чтения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период



Комментарий к статье 199


1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи при рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении подлежат обсуждению его концепция и прогноз социально-экономического развития России.

При этом прямо предусмотрено, что обсуждаются:

исходные макроэкономические показатели, использованные при составлении проекта федерального бюджета, т.е. прогнозируемый объем ВВП и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета;

основные направления бюджетной и налоговой политики.

2. В пункте 2 комментируемой статьи определен перечень основных характеристик федерального бюджета, которые относятся к предмету рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении. Основные характеристики бюджетов федеральных ГВБФ, являющиеся предметом рассмотрения проектов федеральных законов о бюджетах федеральных ГВБФ на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении, определены в п. 6 ст. 145 Кодекса.

При этом в п. 2 комментируемой статьи установлено, что при утверждении основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период должны быть указаны такие исходные макроэкономические показатели, как прогнозируемый в соответствующем финансовом году объем ВВП и уровень инфляции (потребительских цен) (декабрь к декабрю предыдущего года).


Статья 200. Порядок подготовки к рассмотрению в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой


Комментарий к статье 200


Комментируемая статья определяет порядок подготовки к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В течение 15 дней со дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете комитеты Государственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюджету (исходя из действующей структуры Государственной Думы - в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам) заключения по законопроекту, в которых излагают:

предложения о принятии или об отклонении представленного законопроекта;

предложения и рекомендации по предмету первого чтения, определенному в ст. 199 Кодекса.

Комитет по бюджету на основании заключений комитетов Государственной Думы и субъектов права законодательной инициативы (о субъектах права законодательной инициативы см. комментарий к ст. 195 Кодекса) готовит и представляет на рассмотрение Государственной Думы:

свое заключение по законопроекту;

проект постановления Государственной Думы о принятии (или отклонении) в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год.



Статья 201. Рассмотрение в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой


Комментарий к статье 201


В соответствии с комментируемой статьей при рассмотрении Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период обсуждение начинается с доклада Правительства РФ, т.е. субъекта законодательной инициативы, внесшего законопроект.

При подготовке доклада Правительства РФ применяется Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" (в ред. Постановления Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. N 838 <1>). Однако указанное Постановление Правительства РФ нуждается в приведении его в соответствие с изменениями, внесенными в Кодекс Законом 2007 г. N 63-ФЗ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 52. Ч. 2. Ст. 5502.


Далее Государственная Дума заслушивает содоклады Комитета по бюджету (исходя из действующей структуры Государственной Думы - Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам) и комитета-соисполнителя, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития России на очередной финансовый год и плановый период (исходя из действующей структуры Государственной Думы - Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму), а также доклад Председателя Счетной палаты РФ.

В части 3 ст. 118 Регламента Государственной Думы предусмотрено, что обсуждение законопроекта, внесенного Правительством РФ, начинается с обоснования представителями указанного субъекта права законодательной инициативы необходимости принятия закона и заканчивается их заключительным словом, в котором содержится анализ высказанных в ходе обсуждения законопроекта предложений и замечаний.

Согласно комментируемой статье Государственная Дума по итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете принимает одно из следующих решений:

о принятии законопроекта. В этом случае утверждаются основные характеристики федерального бюджета, определенные ст. 199 Кодекса;

об отклонении законопроекта. Возможные решения, принимаемые Государственной Думой в случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете, предусмотрены в ст. 202 Кодекса.

В соответствии с ч. 3 ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. В развитие данной конституционной нормы и соответствующей ей нормы ч. 5 ст. 36 Закона о Правительстве РФ в ч. 2 комментируемой статьи установлено, что при утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ.



Статья 202. Отклонение в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период


Комментарий к статье 202


Комментируемая статья предусматривает возможные решения, принимаемые Государственной Думой при отклонении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В частности, Государственная Дума может:

передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета;

вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;

поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

Как установлено комментируемой статьей, согласительная комиссия формируется из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ. Цель создания согласительной комиссии - разработка согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения, и заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение бюджета. Порядок работы согласительной комиссии дальнейшего рассмотрения законопроекта установлен в ст. 203 Кодекса.

Последствия возвращения отклоненного Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете в Правительство РФ (на доработку или в связи с постановкой вопроса о доверии Правительству РФ) установлены в ст. 204 Кодекса.


Статья 203. Порядок работы согласительной комиссии в случае отклонения Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период


Комментарий к статье 203


1. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 202 Кодекса), создание согласительной комиссии предусмотрено в качестве возможного решения, принимаемого Государственной Думой в случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Следует отметить, что создание согласительной комиссии при отклонении Государственной Думой проектов федеральных законов в первом чтении не является обычной процедурой законодательного процесса. Часть 4 ст. 105 Конституции, а вслед за ней и Регламент Государственной Думы предусматривают единственный случай создания согласительной комиссии - отклонение Советом Федерации федерального закона, принятого Государственной Думой.

В соответствии со ст. 202 Кодекса согласительная комиссия формируется из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ. Целью создания согласительной комиссии является разработка согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения, и заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение бюджета.


В п. 1 комментируемой статьи установлено, что согласительная комиссия в течение 10 дней с момента поступления к ней отклоненного законопроекта разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет порядок голосования и принятия решения согласительной комиссией:

решение принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ;

решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной стороны;

результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос;

решение считается согласованным, если его поддержали три стороны;

решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным.

3. Согласно п. 3 комментируемой статьи по окончании работы согласительной комиссии Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы:

согласованные основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

законопроекты, связанные с основными характеристиками федерального бюджета.

Позиции, по которым стороны не выработали согласованного решения, подлежат внесению на рассмотрение Государственной Думы.

4. Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает два возможных решения, принимаемых Государственной Думой по итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период по окончании работы согласительной комиссии:

решение о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете и об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год. При этом прямо установлено, что при утверждении основных характеристик федерального бюджета в первом чтении Государственная Дума по итогам работы согласительной комиссии не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение согласительной комиссии;

повторное отклонение в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете. При этом прямо установлено, что Государственная Дума не имеет права во второй раз направить указанный законопроект в согласительную комиссию или вернуть его в Правительство РФ. Повторное отклонение проекта федерального закона о федеральном бюджете возможно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ.


Статья 204. Возвращение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Правительство Российской Федерации в случае его отклонения в первом чтении Государственной Думой