Файл: БК_комм_Борисов_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3829

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Комментарий к статье 204


Комментируемая статья определяет последствия возвращения отклоненного Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Правительство РФ на доработку или в связи с постановкой вопроса о доверии Правительству РФ.

Возвращение проекта федерального закона о федеральном бюджете в Правительство РФ на доработку и постановка вопроса о доверии Правительству РФ предусмотрены в качестве возможных решений, принимаемых Государственной Думой при отклонении в первом чтении указанного законопроекта, в ст. 202 Кодекса.

Как установлено в п. 4 ст. 203 Кодекса, при повторном отклонении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете по окончании работы согласительной комиссии Государственная Дума не имеет права повторно направить указанный законопроект в согласительную комиссию или вернуть его в Правительство РФ. Повторное отклонение проекта федерального закона о федеральном бюджете возможно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ.

Если при отклонении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума возвратила указанный законопроект в Правительство РФ на доработку, то в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи Правительство РФ обязано в течение 20 дней доработать указанный законопроект с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях Комитета по бюджету и второго профильного комитета, ответственного за рассмотрение предмета первого чтения (исходя из действующей структуры Государственной Думы - Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, см. комментарий к ст. 195 Кодекса), и внести доработанный законопроект на повторное рассмотрение Государственной Думы в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.

Возможность выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ предусмотрена в ч. 3 ст. 117 Конституции РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу.

Если при отклонении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственной Думой поставлен вопрос о доверии Правительству РФ и Президент РФ принял решение об отставке Правительства РФ, то согласно ч. 2 комментируемой статьи вновь сформированное Правительство РФ не позднее 30 дней после сформирования обязано представить в Государственную Думу новый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете.



Статья 205. Рассмотрение во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период


Комментарий к статье 205


1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает срок рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении: не более 35 дней со дня принятия законопроекта в первом чтении.

2. В пункте 2 комментируемой статьи определен перечень вопросов, составляющих предмет рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона во втором чтении. В рамках установленной Законом 2007 г. N 63-ФЗ новой концепции законодательного регулирования порядка рассмотрения и утверждения проекта федерального закона о федеральном бюджете нововведением является рассмотрение и утверждение во втором чтении бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, распределения межбюджетных трансфертов (вносимого вместе с соответствующими методиками к первому чтению), утверждение программ предоставления государственных кредитов и государственных гарантий и утверждение текстовых статей (см. комментарий к ст. 192 Кодекса).

Необходимо иметь в виду, что согласно Закону 2007 г. N 63-ФЗ при утверждении Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года" и Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на период до 2011 года" в качестве приложения по долгосрочным целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ на очередной финансовый год и плановый период, утверждаются приложения по федеральным целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ соответственно на 2008 г. и на период до 2010 г. и на 2009 г. и на период до 2011 г.

3. В п. 3 комментируемой статьи установлено, что субъекты права законодательной инициативы направляют поправки по предмету второго чтения в Комитет по бюджету (исходя из действующей структуры Государственной Думы - в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, см. комментарий к ст. 195 Кодекса). Согласно ч. 1 ст. 120 Регламента Государственной Думы поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в ответственный комитет в виде изменения редакции статей, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта.

Комитет по бюджету в соответствии с п. 3 комментируемой статьи в течение 10 дней готовит сводные таблицы поправок по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов классификации расходов федерального бюджета, рассматриваемым во втором чтении, и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты и в Правительство РФ.


4. Положения п. 4 комментируемой статьи определяют порядок рассмотрения поправок к законопроекту о федеральном бюджете по предмету его второго чтения:

поправки по предмету второго чтения по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов РФ подлежат рассмотрению в Комитете по бюджету и соответствующем профильном комитете;

с учетом положений Регламента Государственной Думы Комитет по бюджету составляет таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению, таблицу поправок, по которым комитетом не было принято решений, и направляет эти таблицы в соответствующие профильные комитеты;

профильный комитет рассматривает направленные ему Комитетом по бюджету таблицы поправок и представляет результаты рассмотрения поправок в Комитет по бюджету;

Комитет по бюджету рассматривает представленные соответствующими профильными комитетами материалы, принимает решение, формирует сводные таблицы поправок, рекомендованных к принятию или отклонению, и выносит их на рассмотрение Государственной Думы. В части организации взаимодействия и преодоления разногласий при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете комитеты Государственной Думы руководствуются Регламентом Государственной Думы;

поправки по межбюджетным трансфертам бюджетам федеральных ГВБФ и бюджетам субъектов РФ рассматриваются только Комитетом по бюджету, который принимает по ним решения, формирует таблицы поправок, рекомендованных к принятию или отклонению, и выносит их на рассмотрение Государственной Думы. При этом установлено, что поправки по межбюджетным трансфертам бюджетам субъектов РФ не могут рассматриваться без их предварительного рассмотрения Комитетом Совета Федерации по бюджету.

5. В соответствии с ч. 3 ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

В развитие данной конституционной нормы и соответствующей ей нормы ч. 5 ст. 36 Закона о Правительстве РФ в п. 5 комментируемой статьи установлено, что без заключения Правительства РФ не могут быть рассмотрены поправки субъектов права законодательной инициативы, предусматривающие:

изменение бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности России;

включение в проект федерального бюджета бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности России, не предусмотренных указанным проектом;


изменение объема межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных субъектов РФ (муниципальных образований);

предоставление средств федерального бюджета конкретным юридическим лицам.


Статья 206. Утратила силу. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.


Комментарий к статье 206


Статья 206 Кодекса в ранее действовавшей редакции устанавливала порядок рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете в третьем чтении, а ст. 207 Кодекса - в четвертом чтении. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 196 Кодекса), Законом 2007 г. N 63-ФЗ установлена процедура рассмотрения проекта федерального бюджета в трех чтениях. Соответственно, указанным Законом ст. 206 Кодекса признана утратившей силу, а ст. 207 Кодекса полностью изложена в новой редакции, устанавливающей порядок рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете в третьем чтении.


Статья 207. Рассмотрение в третьем чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период


Комментарий к статье 207


1. В пункте 1 комментируемой статьи установлен срок рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в третьем чтении: не более 15 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении.

Пункт 1 комментируемой статьи также определяет предмет рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете в третьем чтении: утверждение в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, предусмотренным отдельными приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете, принятыми во втором чтении, ведомственной структуры расходов федерального бюджета.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 192 Кодекса), при этом конкретизирован порядок применения режима "скользящей трехлетки". Предусмотрено утверждение федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период изменений ранее утвержденных на плановый период бюджетных ассигнований (путем их увеличения или сокращения либо введения новых целевых статей и (или) видов расходов) с добавлением бюджетных ассигнований на второй год нового планового периода.

Как установлено в п. 1 комментируемой статьи, для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом. В соответствии с ч. 2 ст. 105 Конституции РФ решение о принятии федерального закона о федеральном бюджете принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

2. Положение п. 2 комментируемой статьи закреплено на основании нормы ч. 3 ст. 105 Конституции РФ, согласно которой принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Порядок рассмотрения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Советом Федерации установлен ст. 208 Кодекса.



Статья 208. Рассмотрение федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Советом Федерации


Комментарий к статье 208


1. В силу п. "а" ст. 106 Конституции РФ принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. В соответствии с нормой п. 2 ст. 207 Кодекса, основанной на ч. 3 ст. 105 Конституции РФ, принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете подлежит передаче на рассмотрение Совета Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.

Как установлено в п. 1 комментируемой статьи, при рассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете голосуется на предмет его одобрения в целом.

В пункте 1 комментируемой статьи также установлен срок рассмотрения Советом Федерации федерального закона о федеральном бюджете: не позднее 14 дней со дня представления его Государственной Думой. Данное положение закреплено на основании нормы ч. 4 ст. 105 Конституции РФ, согласно которой федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Однако при этом необходимо учитывать толкование КС России норм ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции РФ, данное в Постановлении от 23 марта 1995 г. N 1-П <1>:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 13. Ст. 1207.


рассмотрение в Совете Федерации федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в этой палате, должно начаться согласно ч. 4 ст. 105 Конституции РФ не позднее 14 дней после его передачи в Совет Федерации;

если Совет Федерации в течение 14 дней не завершил рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, этот закон не считается одобренным и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении либо отклонении.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период подлежит направлению в течение пяти дней со дня одобрения Президенту РФ для подписания и обнародования. Данное положение основано на норме ч. 1 ст. 107 Конституции РФ, согласно которой принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, а также на толковании понятия "принятый федеральный закон", данном КС России в Постановлении от 22 апреля 1996 г. N 10-П <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 18. Ст. 2253.


В соответствии с ч. 2 ст. 107 Конституции РФ Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Порядок рассмотрения палатами Федерального Собрания федерального закона о федеральном бюджете в случае отклонения его Президентом РФ установлен в ст. 210 Кодекса.