Файл: БК_комм_Борисов_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3692

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. В пункте 2 комментируемой статьи установлено требование обязательного соответствия утвержденных показателей бюджетной сметы бюджетного учреждения доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения.

При этом предусмотрено, что в бюджетной смете бюджетного учреждения дополнительно могут утверждаться иные показатели, которые предусмотрены порядком составления и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения. Пункт 2 комментируемой статьи также допускает детализацию по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) КОСГУ в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств показателей бюджетной сметы бюджетного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения.


Статьи 222 - 226. Утратили силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.


Комментарий к статьям 222 - 226


Статья 222 Кодекса содержала определение понятия "бюджетное обязательство", а ст. ст. 223 - 226 Кодекса регламентировали этапы, составляющие "жизненный цикл" бюджетного обязательства, - утверждение и доведение лимитов бюджетных обязательств, изменение лимитов бюджетных обязательств, принятие и подтверждение денежных обязательств. Указанные статьи утратили силу в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ, которым определение понятия "бюджетное обязательство" изложено в новой редакции ст. 6 Кодекса, а этапы исполнения бюджета по расходам детализированы в новой редакции ст. 219 Кодекса.


Статья 226.1. Предельные объемы финансирования


Комментарий к статье 226.1


1. Комментируемая статья, введенная Законом 2007 г. N 63-ФЗ, закрепляет понятие "предельные объемы финансирования", представляющее собой дополнительный инструмент в целях управления средствами бюджета.

Так, согласно п. 1 комментируемой статьи при организации исполнения бюджета по расходам может предусматриваться утверждение и доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года. Случаи и порядок введения изложенным образом предельных объемов финансирования устанавливают соответствующие финансовые органы, т.е. Минфин России, финансовые органы субъектов РФ, финансовые органы муниципальных образований, с соблюдением общих требований Кодекса.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что предельные объемы финансирования устанавливаются в целом в отношении главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств на основе заявок на финансирование. В пункте 2 статьи также предусмотрены возможные способы установления предельных объемов финансирования: помесячно или поквартально нарастающим итогом с начала текущего финансового года либо на соответствующий квартал.


В соответствии с п. 3 ст. 242 Кодекса предельные объемы финансирования текущего финансового года (как и бюджетные ассигнования, и лимиты бюджетных обязательств) прекращают свое действие 31 декабря.


Статьи 227 - 230. Утратили силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.


Комментарий к статьям 227 - 230


Статьи 227 - 230 Кодекса регламентировали процедуры, осуществляемые в рамках завершающего этапа исполнения бюджета по расходам, - расходование бюджетных средств, в том числе непосредственно расходование бюджетных средств, сокращение расходов бюджета, а также изменение бюджетных ассигнований. Указанные статьи утратили силу в связи с принятием Закона 2007 г. N 63-ФЗ, которым соответствующие вопросы урегулированы в новой редакции ст. ст. 217 и 219 Кодекса.


Статья 231. Блокировка расходов бюджета


Комментарий к статье 231


1 - 5. Комментируемая статья, предусматривающая правовой режим блокировки расходов бюджета, в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ с 1 января 2009 г. утрачивает силу. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 217 Кодекса), такая мера принуждения в отношении нарушителей бюджетного законодательства, как применение режима блокировки расходов, исключена в рамках нововведений указанного Закона. В частности, дано новое определение сводной бюджетной росписи, формируемой финансовым органом в соответствии с законом о бюджете и содержащей, в случае необходимости, дополнительные разрезы контролируемых параметров и бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств, детализирующих в установленных пределах показатели сводной бюджетной росписи, а также устанавливающей основания для перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств, разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов.

Приказом Минфина России от 26 декабря 2005 г. N 162н утвержден Порядок сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой Российской Федерации <1>. Названный Порядок может применяться только до 1 января 2009 г. и только в части, не противоречащей действующей редакции Кодекса.

--------------------------------

<1> БНА. 2006. N 8.


Статья 232. Использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете


Комментарий к статье 232


1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет порядок использования доходов, фактически полученных при исполнении федерального бюджета сверх утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период общего объема доходов.

Такие незапланированные доходы федерального бюджета Минфин России вправе без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период направлять:


на замещение государственных заимствований и погашение государственного долга России;

на исполнение публичных нормативных обязательств России в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований. В пункте 3 ст. 217 Кодекса предусмотрено, что Минфин России вправе изменять показатели сводной бюджетной росписи в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5% общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных данным федеральным законом на их исполнение в текущем финансовом году.

Предусмотренный п. 1 комментируемой статьи порядок не распространяется на нефтегазовые доходы федерального бюджета и доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Нефтегазовые доходы согласно п. 1 ст. 96.6 Кодекса используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в соответствии с п. 3 ст. 96.9 и п. 2 ст. 96.10 Кодекса - для формирования соответственно Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

2. В пункте 2 комментируемой статьи определен порядок использования доходов, фактически полученных при исполнении бюджета субъекта РФ (местного бюджета) сверх утвержденных законом (решением) о бюджете общего объема доходов.

Такие незапланированные доходы бюджета субъекта РФ (местного бюджета) соответствующий финансовый орган вправе направлять:

на замещение государственных (муниципальных) заимствований и погашение государственного (муниципального) долга;

на исполнение публичных нормативных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований. Как предусмотрено в п. 3 ст. 217 Кодекса, финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) вправе изменять показатели сводной бюджетной росписи в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств без внесения изменений в закон (решение) о бюджете с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5% общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных данным законом (решением) на их исполнение в текущем финансовом году.

При этом в п. 2 комментируемой статьи установлен специальный порядок использования субсидий и субвенций, фактически полученных при исполнении бюджета субъекта РФ и местного бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете доходов. Такие незапланированные субсидии и субвенции направляются на увеличение расходов соответственно целям предоставления субсидий и субвенций с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).



Статьи 233 - 235. Утратили силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.


Комментарий к статьям 233 - 235


Статья 233 Кодекса регламентировала перемещение бюджетных ассигнований главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств, а ст. 234 Кодекса устанавливала предельные изменения бюджетных ассигнований для главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств. Указанные статьи утратили силу в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ, которым соответствующие вопросы урегулированы в новой редакции ст. 217 Кодекса и во введенной ст. 219.1 Кодекса.

Статья 235 Кодекса, утратившая силу также в связи с принятием Закона 2007 г. N 63-ФЗ, предусматривала возможность финансирования расходов путем зачета денежных средств. Соответственно, действующая редакция Кодекса проведение зачета денежных средств в случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств не предусматривает.


Статья 236. Недопустимость размещения бюджетных средств на банковских депозитах, передачи бюджетных средств в доверительное управление


Комментарий к статье 236


1. В п. 1 комментируемой статьи установлен запрет на:

размещение бюджетных средств на банковских депозитах;

получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах;

передачу полученных доходов в доверительное управление.

Изъятия из данных запретов предусмотрены непосредственно в п. 2 комментируемой статьи.

2. Пункт 2, предусматривающий изъятия из общего правила о недопустимости размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передачи бюджетных средств в доверительное управление для тех субъектов РФ, которые не получают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов РФ, введен в комментируемую статью Законом 2004 г. N 195-ФЗ.

Внесение данной поправки в пояснительной записке к проекту указанного Закона обосновывалось необходимостью регламентировать отношения в области полномочий органов власти субъектов РФ и Федерального казначейства по рациональному и эффективному использованию бюджетных средств. По мнению авторов законопроекта, принятие данных изменений позволит субъектам РФ (не получающим дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов РФ), располагающим свободными денежными средствами, обеспечить их эффективное использование без выведения основной части средств из системы Банка России, а также использовать имеющиеся в распоряжении региональных органов власти бюджетные средства для извлечения дополнительных доходов бюджета и решения социальных и иных задач, стоящих перед регионами, и при этом с учетом требования об обязательном определении порядка внесения средств на депозиты уполномоченными ОГВ субъекта РФ.


Порядок размещения средств бюджета субъекта РФ на банковские депозиты определяет высший исполнительный ОГВ субъекта РФ в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, предусмотрено изъятие из общего правила о недопустимости размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передачи бюджетных средств в доверительное управление для России. Порядок размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты определяет Правительство РФ в соответствии с законодательством РФ.

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет, что в случае размещения в порядке, предусмотренном п. 2 комментируемой статьи, бюджетных средств на банковских депозитах, передачи бюджетных средств в доверительное управление ФОИВ несут ответственность за обеспечение возврата средств в федеральный бюджет, а органы исполнительной власти субъектов РФ - за обеспечение возврата средств в бюджеты субъектов РФ.

В статье 302 Кодекса предусмотрены меры принуждения, применяемые в случае размещения бюджетных средств на банковских депозитах либо передачи их в доверительное управление с нарушением порядка, установленного комментируемой статьей.


Статьи 237 - 238. Утратили силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.


Комментарий к статьям 237 - 238


Статья 237 Кодекса предусматривала права бюджетного учреждения при неполном финансировании и задержке финансирования, а ст. 238 Кодекса - право получателей бюджетных средств при исполнении бюджета в случае неполного финансирования в течение нормативного срока лимита бюджетных обязательств на компенсацию в размере недофинансирования. Указанные статьи утратили силу в связи с принятием Закона 2007 г. N 63-ФЗ. Однако ст. 293 Кодекса, предусматривающая в случае неперечисления либо несвоевременного перечисления бюджетных средств получателям бюджетных средств применение наряду с прочим такой меры, как выплата компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования, оставлена без изменения.


Статья 239. Иммунитет бюджетов


Комментарий к статье 239


1. Комментируемая статья, определяющая правовой режим иммунитета бюджетов, полностью изложена в новой редакции в соответствии с Законом 2005 г. N 197-ФЗ, которым Кодекс дополнен новой гл. 24.1, регламентирующей исполнение судебных актов об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Содержанием правового режима иммунитета бюджетов бюджетной системы РФ согласно п. 1 комментируемой статьи является невозможность по общему правилу обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ иначе чем на основании судебного акта.

В соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, в п. 1 комментируемой статьи прямо перечислены нормы Кодекса, допускающие обращение взыскания на бюджетные средства без судебного акта. Речь идет о следующих случаях, которым соответствуют нормы ст. 218 Кодекса об исполнении бюджетов по доходам, а также ст. 166.1 Кодекса, определяющей бюджетные полномочия Федерального казначейства: