Файл: БК_комм_Борисов_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3812

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Пункт 5 комментируемой статьи в части организации исполнения бюджета по расходам на оперативно-розыскную деятельность предписывает учитывать особенности, установленные в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <1>. Необходимо иметь в виду, что одна из таких особенностей предусмотрена в п. 4 ст. 219 Кодекса для такого этапа исполнения бюджета по расходам, как подтверждение получателем бюджетных средств обязанности оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.


Как определено в ст. 1 названного Закона, оперативно-розыскная деятельность - это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то названным Законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определен в ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (в ред. от 29 июня 2004 г. <1>): оперативные подразделения органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2711.


6. В пункте 6 комментируемой статьи предусмотрена возможность наделения главного распорядителя средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ функциями главного распорядителя средств соответствующего бюджета в отношении бюджетных учреждений, созданных в соответствии с федеральным законом, законом субъекта РФ, нормативным правовым актом Президента РФ, Правительства РФ или высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ.

7. В силу п. 7 комментируемой статьи положения Кодекса в части полномочий распорядителей и получателей средств федерального бюджета полностью распространяются на органы военного управления, объединения, соединения и воинские части.

Органом управления Вооруженными Силами РФ в соответствии с п. 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" <1>, является Минобороны России. Там же установлено, что Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федерального агентства специального строительства.


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3538.


8. В соответствии с п. 9 комментируемой статьи порядок расходования бюджетных ассигнований на реализацию специальных секретных программ устанавливает Президент РФ. Он же определяет и органы, уполномоченные осуществлять контроль за расходованием средств при реализации специальных секретных программ. Данные положения закреплены на основании общих положений п. 2 ст. 4 Закона РФ "О государственной тайне" о полномочиях Президента РФ в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты.

Итоги проверки расходования средств на специальные секретные программы согласно п. 9 комментируемой статьи могут быть представлены исключительно Президенту РФ, председателям палат Федерального Собрания и специальным комиссиям палат. Порядок рассмотрения председателями и специальными комиссиями палат Федерального Собрания таких материалов установлен Регламентом Государственной Думы и Регламентом Совета Федерации (см. комментарий к ст. 209 Кодекса).


Статья 241.1. Основы кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации


Комментарий к статье 241.1


1. В части 4 ст. 215.1 Кодекса установлено, что кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. ст. 148 и 215.1 Кодекса), в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ положения Кодекса в части, касающейся кассового обслуживания исполнения бюджетов ГВБФ органами Федерального казначейства, применяются только начиная с 1 января 2010 г.

Комментируемая статья, введенная Законом 2007 г. N 63-ФЗ, закрепляет основы кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Необходимо иметь в виду, что положение п. 1 комментируемой статьи, согласно которому органы Федерального казначейства представляют финансовым органам информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов, а также информацию о кассовых операциях по исполнению иных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующей территории, в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ вступает в силу с 1 января 2009 г. Этим же Законом в качестве переходных положений установлено, что с 1 января по 31 декабря 2008 г.:

информация о кассовых операциях по исполнению бюджета представляется органом Федерального казначейства соответствующему финансовому органу;

информация о кассовых операциях по исполнению бюджетов, входящих в состав консолидированного бюджета субъекта РФ, представляется органами Федерального казначейства финансовому органу субъекта РФ.

Приказом Федерального казначейства от 25 августа 2005 г. N 12н утвержден Общий порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации <1>, а Приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. N 1н (в ред. Приказа Федерального казначейства от 7 ноября 2005 г. N 18н) - Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства <2>.


--------------------------------

<1> БНА. 2005. N 38.

<2> БНА. 2005. N 21; N 49.


Приказом Федерального казначейства от 30 марта 2006 г. N 44 утвержден Порядок обеспечения управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации средствами федерального бюджета при кассовом обслуживании исполнения федерального бюджета <1>.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".


2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет особенности кассового обслуживания исполнения бюджетов в случае передачи органу Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта РФ (бюджета муниципального образования) и в случае передачи полномочий Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов субъекта РФ, его территориальных ГВБФ и местных бюджетов исполнительному ОГВ субъекта РФ.

Возможность возложения на органы Федерального казначейства функций по исполнению бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов предусмотрена в п. 2 ст. 166.1 Кодекса. Порядок передачи полномочий установлен в ст. 168 Кодекса, согласно которой высшие исполнительные ОГВ субъектов РФ, местные администрации муниципальных образований вправе осуществлять исполнение соответствующих бюджетов через органы Федерального казначейства на основании соглашений.

В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрено, что в случае передачи органу Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта РФ (бюджета муниципального образования) Федеральное казначейство устанавливает особенности кассового обслуживания таких бюджетов. При установлении указанного порядка Федеральное казначейство обязано руководствоваться общими требованиями п. 1 комментируемой статьи о кассовом обслуживании исполнения бюджетов.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 168 Кодекса), Приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2005 г. N 19н утверждена Инструкция о порядке кассового обслуживания территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Названная Инструкция подлежит применению в части, не противоречащей действующей редакции Кодекса, и прежде всего требованиям п. 1 комментируемой статьи о кассовом обслуживании исполнения бюджетов.

Необходимо иметь в виду, что статьей 6 Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. предусмотрены следующие особенности использования средств, получаемых федеральными бюджетными учреждениями:

средства в валюте РФ, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, и расходуются федеральными бюджетными учреждениями в соответствии с генеральными разрешениями (разрешениями), оформленными главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета в установленном Минфином России порядке, и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета, в пределах остатков средств на их лицевых счетах, если иное не предусмотрено названным Законом. Средства, полученные от приносящей доход деятельности, не могут направляться федеральными бюджетными учреждениями на создание других организаций, покупку ценных бумаг и размещаться на депозиты в кредитных организациях (ч. 1);


средства в валюте РФ, поступающие во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, в порядке, установленном Федеральным казначейством (ч. 2);

средства в валюте РФ, поступающие на лицевые счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям федеральной противопожарной службы в соответствии с договорами по охране от пожаров организаций, а также подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством РФ, и после возмещения материальных затрат, связанных с охраной от пожаров организаций, убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет. Установить, что стоимость услуг, оказываемых подразделениями органов внутренних дел по охране имущества федеральных государственных учреждений, в случае увеличения (индексации) расходов на денежное довольствие сотрудников и оплату труда работников вневедомственной охраны, а также по другим основаниям в 2008 г. пересмотру не подлежит (ч. 3);

федеральные государственные загранучреждения вправе использовать доходы, получаемые ими от разрешенных видов деятельности, в 2008 г. согласно приложению 8 (секретно) к названному Закону и в 2009 - 2010 гг. согласно приложению 9 (секретно) к названному Закону, а также доходы, полученные сверх сумм, предусмотренных указанными приложениями, и остатки указанных средств по состоянию на 1 января 2008 г. в качестве дополнительного источника финансового обеспечения выполнения их функций сверх бюджетных ассигнований, установленных статьей 7 названного Закона для указанных загранучреждений (ч. 4);

учет поступлений и использования доходов от разрешенных видов деятельности осуществляется федеральными государственными загранучреждениями с отражением указанных операций в отчете об исполнении федерального бюджета (ч. 5).

Часть 5 ст. 215.1 Кодекса предусматривает возможность передачи на основании соглашения полномочий Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных ГВБФ субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, исполнительным ОГВ субъекта РФ. Передача таких полномочий возможна не во всех случаях и только при соблюдении установленных условий (см. комментарий к ст. 215.1 Кодекса).


В случае передачи указанных полномочий Федерального казначейства исполнительным ОГВ субъекта РФ в соответствии с п. 2 комментируемой статьи на данный орган возлагается обязанность представлять указанному в соглашении органу Федерального казначейства информацию о всех проведенных им кассовых операциях при исполнении всех обслуживаемых им бюджетов, учтенных по кодам бюджетной классификации РФ.


Статья 242. Завершение текущего финансового года


Комментарий к статье 242


1 - 2. Комментируемая статья, устанавливающая порядок завершения текущего финансового года, в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ полностью изложена в новой редакции.

Согласно ст. 12 Кодекса финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Соответственно, по общему правилу, установленному в п. 1 комментируемой статьи, операции по исполнению бюджета должны быть завершены 31 декабря. Порядок завершения операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году устанавливает соответствующий финансовый орган (Минфин России, финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования) с учетом общих требований комментируемой статьи.

Непосредственно в п. 2 комментируемой статьи предусмотрено исключение для завершения органами Федерального казначейства операций по распределению в соответствии со ст. 40 Кодекса доходов от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ. Завершение таких операций производится в первые пять рабочих дней текущего финансового года. Отражаются данные операции в отчетности об исполнении бюджетов отчетного финансового года. Нормы п. 2 комментируемой статьи являются одним из нововведений Закона 2007 г. N 63-ФЗ.

3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи 31 декабря прекращают свое действие бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, что означает невозможность осуществления исполнения бюджета по расходам после 31 декабря в рамках бюджетных обязательств текущего финансового года. 31 декабря прекращают свое действие и предельные объемы финансирования текущего финансового года.

В случае если бюджетные обязательства санкционированы к оплате в установленном порядке, то орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить эти обязательства до последнего рабочего дня текущего финансового года включительно.

4. В пункте 4 комментируемой статьи установлено, что те не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, которые находятся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года должны быть перечислены получателями бюджетных средств на единый счет бюджета. Соответственно, подтверждение денежных обязательств в период, составляющий два последних рабочих дня текущего финансового года, не допускается.