Файл: БК_комм_Борисов_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3679

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

приостановление операций на лицевых счетах должника осуществляется, согласно требованиям комментируемой статьи, без вынесения представления, но с последующим уведомлением должника. Глава 24.1 Кодекса не устанавливает дополнительного порядка приостановления операций. Правила приостановления операций по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открытым в органах Федерального казначейства, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2003 г. N 328, в данном случае не применяются, поскольку приостановление операций вытекает из прямой нормы, регламентированной Кодексом.

В упоминавшемся выше письме Федерального казначейства от 24 июля 2006 г. N 42-7.1-15/9.2-304 разъяснено, что в случае, если у должника - получателя средств федерального бюджета в органе Федерального казначейства кроме лицевого счета по учету средств федерального бюджета открыты также лицевые счета получателя средств бюджета субъекта РФ либо лицевые счета получателя средств муниципального образования, органам Федерального казначейства при применении санкций, предусмотренных гл. 24.1 Кодекса, необходимо приостанавливать операции на всех вышеуказанных лицевых счетах вне зависимости от источника образования задолженности.

9. Взыскатель вправе в любое время отозвать неисполненный (не полностью исполненный) исполнительный документ, направив соответствующее заявление в орган Федерального казначейства. В этом случае согласно п. 9 комментируемой статьи орган Федерального казначейства возвращает взыскателю неисполненный исполнительный документ с сопроводительным письмом, в котором указываются причины неисполнения исполнительного документа. Если к моменту поступления заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа этот документ частично исполнен, то в нем делается отметка о размере перечисленной суммы.

Законом 2007 г. N 63-ФЗ п. 9 комментируемой статьи дополнен положением, согласно которому в случае поступления заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа в период приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника орган Федерального казначейства обязан также отменить приостановление операций по лицевым счетам должника и уведомить об этом должника.

10. Пункт 10 комментируемой статьи определяет особенность исполнения исполнительного документа о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам получателя средств федерального бюджета, находящегося в ведении этого главного распорядителя средств федерального бюджета. О порядке привлечения главного распорядителя средств бюджета к субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственного ему получателя средств бюджета см. комментарий к ст. ст. 158 и 161 Кодекса.


В этом случае исполнительный документ подлежит направлению в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета. В остальном подлежит применению общий порядок, установленный комментируемой статьей для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета.

11. В случае если исполнительный документ полностью исполнен, т.е. взыскателю перечислена вся подлежащая взысканию сумма, то в соответствии с п. 11 комментируемой статьи орган Федерального казначейства направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ.

12. Пункт 12 комментируемой статьи возлагает на органы Федерального казначейства обязанности по ведению учета и хранению исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.

Приказом Федерального казначейства от 26 сентября 2007 г. N 5н в соответствии со ст. ст. 242.3, 242.4 и 242.5 Кодекса утвержден Порядок ведения учета и осуществления хранения документов по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам получателей бюджетных средств <1>. Этим же Приказом установлено, что названный Порядок распространяется на организацию работ по ведению учета и осуществлению хранения документов органами Федерального казначейства по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ по денежным обязательствам получателей бюджетных средств, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".


Приказом Федерального казначейства от 1 сентября 2006 г. N 172 "О предоставлении отчетности о предъявленных в органы Федерального казначейства исполнительных документах" <1>:

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".


утверждены формы отчетности о предъявленных в органы Федерального казначейства исполнительных документах (приложения 1 - 6);

установлено, что руководители управлений Федерального казначейства по субъектам РФ обязаны ежеквартально (не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представлять в Юридическое управление Федерального казначейства отчетность о предъявленных в органы Федерального казначейства исполнительных документах в электронном виде по установленным формам.

13. Если счета должнику открыты в учреждении Банка России или в кредитной организации, то согласно п. 13 комментируемой статьи исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве, т.е. подразделением судебных приставов. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 239 Кодекса), предусмотренный в п. 13 комментируемой статьи случай является изъятием из общего правила о том, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится.


В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на ФССП России и ее территориальные органы. В части 2 указанной статьи установлено, что непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России (подразделения судебных приставов). Согласно ч. 3 этой же статьи полномочия судебных приставов-исполнителей определяются Законом об исполнительном производстве, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" <1> и иными федеральными законами.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3590.


Статья 242.4. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации


Комментарий к статье 242.4


1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи органом, исполняющим исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта РФ по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, является орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта РФ, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (в комментируемой статье указанные счета охватываются понятием "лицевые счета должника").

На основании общего положения п. 2 ст. 242.1 Кодекса в п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что документы, необходимые для взыскания средств, могут быть направлены в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ, как судом по просьбе взыскателя, так и самим взыскателем. Для осуществления взыскания согласно п. 2 ст. 242.1 Кодекса направляются сам исполнительный документ (если направляется дубликат исполнительного листа, то прикладывается надлежащим образом заверенная судом копия определения суда о его выдаче), надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

2. Пункт 2 комментируемой статьи обязывает орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ, в срок не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направить должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.


Возвратить исполнительные документы взыскателю без исполнения орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ, вправе только при наличии оснований, указанных в п. 3 ст. 242.1 Кодекса. Возврат исполнительных документов взыскателю осуществляется в срок не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа. При этом должны быть указаны причины возврата. В п. 3.1 указанной статьи предусмотрены основания для возврата в суд исполнительных документов, поступивших на исполнение. В случае возврата в суд исполнительных документов орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ, обязан направить взыскателю уведомление об этом с приложением всех поступивших от него документов.

3. В пункте 3 комментируемой статьи предусмотрены действия, которые обязан предпринять должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления:

представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ, информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств бюджета субъекта РФ, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы бюджета субъекта РФ по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года. Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно представляет информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу;

при исполнении исполнительного документа за счет средств бюджета субъекта РФ представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ, платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств бюджета субъекта РФ, по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

при исполнении исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ, платежное поручение на перечисление средств в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.


4 - 6. Положения п. п. 4 - 6 комментируемой статьи регламентируют порядок действий при отсутствии или недостаточности лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа:

должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета субъекта РФ, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ;

главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета субъекта РФ в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием;

должник представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ, платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ и (или) средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

7. Как следует из п. 7 комментируемой статьи, исполнительный документ должен быть исполнен должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ (за исключением случаев отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов). При неисполнении исполнительного документа в указанный срок орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ, обязан сообщить об этом взыскателю, который вправе предъявить иск о взыскании средств с главного распорядителя средств бюджета субъекта РФ в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств бюджета субъекта РФ.

В пункте 7 комментируемой статьи также предусмотрено, что при неисполнении исполнительного документа в установленный срок орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), о чем уведомляет должника. Эта же мера предусмотрена в п. п. 3 и 6 комментируемой статьи для случаев нарушения должником требований указанных норм. Следует отметить, что согласно уточнению, внесенному Законом 2007 г. N 63-ФЗ, приостановлению подлежат операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъектов РФ. Законом 2007 г. N 247-ФЗ, в свою очередь, уточнено, во-первых, что речь идет о лицевых счетах не только структурных, но и обособленных подразделений должника и, во-вторых, что о приостановлении операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах должен быть уведомлен не только должник, но и его структурные (обособленные) подразделения.