ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3807
Скачиваний: 2
--------------------------------
<1> Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2006. N 18.
По существу, гл. 24.1 Кодекса устанавливает два порядка исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ:
1) порядок исполнения судебных актов по искам к России, субъекту РФ, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ОМСУ либо должностных лиц этих органов (ст. 242.2 Кодекса);
2) порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета по денежным обязательствам соответственно федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъекта РФ, муниципальных бюджетных учреждений (ст. ст. 242.3 - 242.5 Кодекса).
Об этом говорилось в письме Минфина России от 14 августа 2006 г. N 08-04-14/4079, направленном в адрес ВС России (письмо опубликовано письмом Минфина России от 23 октября 2006 г. N 08-04-14/4519 "Об исполнении судебных решений по обращениям взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" <1>), с просьбой обратить на это внимание всех судов, т.к. Минфин России довольно часто сталкивается с некоторыми трудностями при исполнении судебных решений, поскольку исходя из текста резолютивной части решения суда взыскателям не всегда ясно, в какой государственный орган власти следует направлять исполнительные документы.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".
Следует отметить, что в КС России поступала жалоба на неконституционность нормы п. 2 комментируемой статьи, не допускающей получение в наличной форме и (или) через представителя денежных средств, взысканных по решению суда за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ. Как отметил КС России в Определении от 19 апреля 2007 г. N 307-О-О <1>, отказывая в принятии к рассмотрению жалобы, устанавливая требование о том, что в заявлении взыскателя, направляемом вместе с исполнительным документом для исполнения, указываются реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, оспариваемая норма не ограничивает получение взыскателем либо его представителем, действующим на основании доверенности, наличных денег с банковского счета взыскателя; указание в заявлении реквизитов банковского счета, принадлежащего именно взыскателю, а не его представителю, не может рассматриваться как недопустимое условие исполнения исполнительного документа, поскольку участником рассматриваемых правоотношений является взыскатель, а не его представитель.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".
3 - 3.1. В п. 3 комментируемой статьи установлен исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю документов (следует обратить внимание на то, что в данной норме ссылка на Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" устарела, т.к. с 1 февраля 2008 г. действует Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"), поступивших на исполнение, а во введенном в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ п. 3.1 комментируемой статьи - исчерпывающий перечень оснований для возврата таких документов в суд.
Частным случаем несоответствия документов, указанных в п. п. 1 и 2 комментируемой статьи, установленным требованиям (т.е. наличия основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение) является ситуация, когда судом не установлена конкретная сумма взыскания с должника в исполнительном документе при солидарной ответственности. На данное обстоятельство указано в письме Федерального казначейства от 27 октября 2006 г. N 42-7.1-15/9.2-409 "По вопросу исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с солидарных должников" <1>. Там же предписано в этом случае разъяснить взыскателю, что он имеет право обратиться в суд за разъяснением решения суда в соответствии со ст. 202 ГПК РФ и ст. 179 АПК РФ. Однако данное письмо в связи со сложившейся отрицательной судебной практикой отозвано письмом Федерального казначейства от 17 сентября 2007 г. N 42-7.1-15/9.2-354 <2>, в котором предписано руководствоваться нормами гражданского законодательства РФ в частности, нормой п. 1 ст. 323 части первой ГК РФ, согласно которой при солидарной ответственности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и частично.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".
<2> СПС "КонсультантПлюс".
Необходимо иметь в виду, что в соответствии с гл. 24.1 Кодекса осуществляется исполнение судебных актов только по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Соответственно, поступившие в органы Федерального казначейства исполнительные документы о совершении определенных действий обязывающего характера подлежат возвращению взыскателям для направления их в подразделения судебных приставов для исполнения действий обязывающего характера в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве. Именно такие разъяснения даны в п. 2 упоминавшегося выше письма Федерального казначейства от 19 июля 2006 г. N 42-7.1-15/5.1-298.
4. Возвращение исполнительного документа взыскателю согласно пункту 4 комментируемой статьи не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законодательством РФ. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению определены в ст. 21 Закона об исполнительном производстве, о чем говорилось выше. В соответствии с п. 3 ст. 22 названного Закона в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
5. Обжалование взыскателем действий (бездействия) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном гл. 24.1 Кодекса, либо отказ в совершении таких действий осуществляются в порядке, предусмотренном гл. 25 "Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" ГПК РФ или гл. 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц" АПК РФ в зависимости от того, является взыскатель юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или нет (а для индивидуального предпринимателя - также от того, нарушают ли обжалуемые действия (бездействие) органов, исполняющих судебные акты, его права и законные интересы в предпринимательской и иной экономической сфере).
Статья 242.2. Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов
Комментарий к статье 242.2
1 - 4. Комментируемая статья устанавливает порядок исполнения судебных актов по искам к России, субъекту РФ, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ОМСУ либо должностных лиц этих органов.
Как предусмотрено в ст. 1069 части второй ГК РФ, основанной на общей норме ст. 16 части первой ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или ОМСУ, подлежит возмещению. Там же установлено, что вред возмещается за счет соответственно казны России, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В пункте 2 Постановления Пленума ВАС России от 22 июня 2006 г. N 23 арбитражным судам при рассмотрении исков, предъявленных согласно ст. ст. 16, 1069 ГК РФ арбитражным судам, предписано иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления ОМСУ либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или ОМСУ, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов. Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничивать источники взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит ст. ст. 126, 214, 215 части первой ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.
В пунктах 1, 3 и 4 комментируемой статьи определены органы, исполняющие судебные акты по искам к РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Соответственно, в эти органы, исполняющие судебные акты, и направляются для исполнения документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 Кодекса:
судебные акты по искам к России о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов России или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами России актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебные акты по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны России (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета) исполняются Минфином России;
судебные акты по искам к субъектам РФ о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов РФ или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов РФ актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта РФ (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта РФ) исполняются финансовыми органами субъектов РФ;
судебные акты по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) ОМСУ или их должностных лиц, в том числе в результате издания ОМСУ муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебные акты по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета) исполняются финансовыми органами муниципального образования.
Согласно подп. 1 п. 3 ст. 158 Кодекса главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени России, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к России, субъекту РФ, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ОМСУ или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов ОГВ, ОМСУ, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Соответственно, в п. п. 3 - 5 комментируемой статьи установлены обязанности главных распорядителей средств соответствующего бюджета, представлявших в суде интересы соответствующего публично-правового образования:
главный распорядитель средств соответствующего бюджета обязан направить в Минфин России, финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования информацию о результатах рассмотрения дела в суде в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме;
при удовлетворении судом исковых или иных требований, предъявляемых к соответствующему публично-правовому образованию и удовлетворяемых за счет казны России, казны субъекта РФ, казны муниципального образования главный распорядитель средств соответствующего бюджета также информирует Минфин России, финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования о наличии оснований для обжалования судебного акта;
при наличии оснований для обжалования судебного акта главный распорядитель средств соответствующего бюджета обязан предоставить в Минфин России, финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования информацию о результатах обжалования не позднее одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу.
Следует отметить, что пункты 3 и 4 комментируемой статьи в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ полностью изложены в новой редакции. Однако эти изменения принципиально не меняют сложившиеся процедуры исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных, региональных и муниципальных бюджетных учреждений, на что обращено внимание в письме Федерального казначейства РФ от 24 апреля 2007 г. N 42-7.1-15/9.1-144 "О внесении изменений в главу 24.1 БК РФ" <1>. В частности, данные нормы дополнены положениями, согласно которым для исполнения судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета) документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".
5. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.
При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, должны быть внесены изменения в сводную бюджетную роспись. В целях обеспечения реализации данной нормы Законом 2005 г. N 197-ФЗ в ст. 228 Кодекса было включено положение, согласно которому в соответствии с п. 5 комментируемой статьи должны быть изменены бюджетные ассигнования по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях. Однако ст. 228 Кодекса утратила силу в связи с принятием Закона 2007 г. N 63-ФЗ. Вопросы внесения изменений в сводную бюджетную роспись урегулированы новой редакцией ст. 217 Кодекса.
6. Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает срок, в течение которого производится исполнение судебных актов: три месяца со дня поступления исполнительных документов на исполнение.