Файл: БК_комм_Борисов_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3670

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сводная бюджетная отчетность составляется на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета;

представляется сводная бюджетная отчетность в Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ, финансовые органы муниципальных образований соответственно уровню бюджета. Сроки представления сводной бюджетной отчетности устанавливает Федеральное казначейство, соответствующий финансовый орган.

Пункт 4 ст. 264.4 Кодекса предусматривает проведение органами государственного (муниципального) финансового контроля внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. В п. 2 ст. 264.9 Кодекса установлено, что главные администраторы средств федерального бюджета представляют годовую бюджетную отчетность для внешней проверки в Счетную палату РФ не позднее 1 апреля текущего финансового года.

Приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. N 72н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации <1>, в п. 1 которой установлено, что главные распорядители, распорядители, получатели средств бюджетов, администраторы поступлений в бюджет, органы, организующие исполнение бюджетов, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, составляют и представляют годовую, квартальную и месячную отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ по формам согласно приложению к данной Инструкции.

--------------------------------

<1> Финансовая газета. 2007. N 42, N 43.


Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджетов, администраторами поступлений в бюджет, органами, организующими исполнение бюджетов, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, на следующие даты: месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным, квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным.

Отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных главных распорядителей, распорядителей, получателей средств бюджетов, администраторов поступлений в бюджет, органов, организующих исполнение бюджетов, органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, считается период с даты их регистрации в установленном законодательством РФ порядке по 31 декабря года их создания.

Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года.


В состав бюджетной отчетности включаются следующие формы отчетов:

1) для главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета:

баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130);

справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);

отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137);

отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

пояснительная записка (ф. 0503160);

разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503230);

2) для органа, организующего исполнение бюджета:

баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета (ф. 0503140);

консолидированный баланс органа, организующего исполнение бюджета (ф. 0503120);

справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

отчет о кассовом поступлении и выбытии средств бюджета (ф. 0503124);

отчет о кассовом поступлении и выбытии средств от приносящей доход деятельности (ф. 0503134);

отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117);

отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. 0503114);

отчет о движении денежных средств (ф. 0503123);

пояснительная записка (ф. 0503160);

3) для органа, организующего исполнение бюджета, уполномоченного на формирование бюджетной отчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета РФ:

баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503320);

отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317);

отчет об исполнении сводной сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности субъекта РФ и муниципальных образований (ф. 0503314);

консолидированный отчет о движении денежных средств (ф. 0503323);

консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503321);

справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

пояснительная записка к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360);

11.4. Для органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета:

баланс по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета (ф. 0503150);

справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

отчет по поступлениям и выбытиям (ф. 0503151);

консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503152);


отчет об операциях по поступлениям в бюджетную систему РФ, учитываемым органами Федерального казначейства (ф. 0503153);

пояснительная записка (ф. 0503160).

Приказом Федерального казначейства от 8 августа 2005 г. N 9н (в ред. Приказа Федерального казначейства от 18 сентября 2006 г. N 11н и от 3 февраля 2007 г. N 1н) утверждены Правила составления и представления бюджетной отчетности по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и кассовому исполнению федерального бюджета <1>.

--------------------------------

<1> Финансовая газета (региональный выпуск). 2005. N 38; N 39. 2006. N 47; N 48; N 49; N 50; N 51. Финансовая газета. 2007. N 17.


2. В пункте 2 комментируемой статьи определены органы, составляющие бюджетную отчетность публично-правовых образований:

бюджетную отчетность России составляет Федеральное казначейство. Соответствующее бюджетное полномочие Федерального казначейства закреплено и в п. 1 ст. 166.1 Кодекса, а также в п. 5.7 Положения о Федеральном казначействе;

бюджетную отчетность субъекта РФ составляет финансовый орган субъекта РФ;

бюджетную отчетность муниципального образования составляет финансовый орган муниципального образования.

В пункте 2 комментируемой статьи также установлено, что бюджетная отчетность России, субъектов РФ, муниципальных образований составляется на основании сводной бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств.

3. В пункте 3 комментируемой статьи прямо установлено, что бюджетная отчетность России, субъектов РФ и муниципальных образований является годовой, а отчет об исполнении бюджета - ежеквартальным (соответственно составляются отчеты об исполнении бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года и годовой отчет об исполнении бюджета). В ранее действовавшей редакции ст. 241 Кодекса (т.е. до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) лишь предусматривалось, что отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой.

4. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи финансовые органы субъектов РФ, муниципальных образований, т.е. органы, уполномоченные согласно п. 2 комментируемой статьи составлять бюджетную отчетность субъектов РФ, муниципальных образований, представляют эту отчетность высшим исполнительным ОГВ субъектов РФ, местным администрациям.

В отношении бюджетной отчетности России в п. 1 ст. 264.7 Кодекса установлено, что ее Федеральное казначейство (т.е. орган, уполномоченный в соответствии с п. 2 комментируемой статьи составлять данную отчетность) представляет в Минфин России (т.е. федеральный финансовый орган), который и представляет бюджетную отчетность России в Правительство РФ.

5. Как установлено в п. 5 комментируемой статьи, отчет об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года подлежат утверждению соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным ОГВ субъекта РФ, местной администрацией и направлению в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган государственного (муниципального) финансового контроля. Соответственно, в п. 2 ст. 264.7 Кодекса установлено, что отчет об исполнении федерального бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается Правительством РФ и направляется в Государственную Думу, Совет Федерации и Счетную палату РФ.


Годовые отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местных бюджетов согласно п. 5 комментируемой статьи подлежат утверждению соответственно федеральным законом, законом субъекта РФ, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Рассмотрение Государственной Думой и утверждение федеральным законом годового отчета об исполнении федерального бюджета предусмотрено в п. 2 ст. 264.7 Кодекса. Утверждение законом субъекта РФ отчета об исполнении бюджета субъекта РФ закреплено в подп. "а" п. 2 ст. 5 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. от 11 декабря 2004 г.), а муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования отчета об исполнении местного бюджета - в п. 2 ч. 10 ст. 35 Закона о местном самоуправлении.


Статья 264.3. Формирование отчетности об исполнении консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов


Комментарий к статье 264.3


1 - 3. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 264.1 Кодекса), установление основ формирования отчетности об исполнении консолидированного бюджета и бюджетов ГВБФ является одной из новаций Закона 2007 г. N 63-ФЗ.

До принятия указанного Закона отсутствовали нормы в отношении обязательности представления отчетности об исполнении местных бюджетов органам исполнительной власти субъектов РФ, а органами исполнительной власти субъектов РФ - отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных ГВБФ в Федеральное казначейство. Существовали лишь отсылочные нормы, которые лишь с принятием Закона 2007 г. N 63-ФЗ приобрели действенный характер:

согласно п. 4 ст. 26.13 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. от 4 июля 2003 г.) ОГВ субъекта РФ в порядке, установленном федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, представляют федеральным ОГВ годовые отчеты об исполнении бюджета субъекта РФ и консолидированного бюджета субъекта РФ;

в соответствии с ч. 4 ст. 52 Закона о местном самоуправлении ОМСУ в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, представляют в федеральные ОГВ и (или) ОГВ субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет обязанности финансовых органов ОМСУ по представлению бюджетной отчетности. Финансовые органы городских и сельских поселений представляют бюджетную отчетность в финансовый орган муниципального района, который на ее основе и на основе бюджетной отчетности об исполнении бюджета муниципального района составляет бюджетную отчетность об исполнении консолидированного бюджета муниципального района и представляет ее в финансовый орган субъекта РФ. Финансовый орган городского округа либо внутригородской территории города федерального значения представляет бюджетную отчетность в финансовый орган субъекта РФ.


В пункте 2 комментируемой статьи установлено, что органы управления территориальными ГВБФ представляют бюджетную отчетность в финансовый орган субъекта РФ.

Финансовый орган субъекта РФ в соответствии с п. 3 комментируемой статьи на основе бюджетной отчетности об исполнении бюджета субъекта РФ, а также представленной бюджетной отчетности об исполнении бюджета территориального ГВБФ, бюджетной отчетности об исполнении консолидированных бюджетов муниципальных районов и бюджетной отчетности об исполнении городских округов (внутригородских территорий городов) составляет бюджетную отчетность об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных ГВБФ и представляет ее в Федеральное казначейство.

В пункте 3 комментируемой статьи также установлено, что органы управления федеральными ГВБФ представляют бюджетную отчетность об исполнении бюджетов федеральных ГВБФ в Федеральное казначейство.

4. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи и п. 1 ст. 166.1 Кодекса Федеральное казначейство составляет и представляет в Минфин России отчет об исполнении консолидированного бюджета России и бюджетов ГВБФ на основании отчета об исполнении федерального бюджета, отчетности и материалов, представленных органами управления федеральными ГВБФ, финансовыми органами субъектов РФ.


Статья 264.4. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета


Комментарий к статье 264.4


1. Выше говорилось (см. комментарий к ст. 264.1 Кодекса), что установление порядка проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета, в том числе раздельно по отчетам главных распорядителей бюджетных средств, является одной из новаций Закона 2007 г. N 63-ФЗ.

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет обязательность внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе, а также устанавливает, что такая проверка включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

2. В п. 2 комментируемой статьи определены органы, уполномоченные на проведение внешних проверок годовых отчетов об исполнении соответствующих бюджетов:

внешнюю проверку годового отчета об исполнении федерального бюджета проводит Счетная палата РФ. Порядок проведения такой проверки установлен в ст. 264.9 Кодекса, предусматривающей проведение внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и подготовку Счетной палатой РФ заключения на годовой отчет об исполнении федерального бюджета;

внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ проводит орган государственного финансового контроля субъекта РФ, образованный законодательным (представительным) ОГВ субъекта РФ. Порядок проведения такой проверки устанавливается законом субъекта РФ с соблюдением требований Кодекса;