Файл: БК_комм_Борисов_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3671

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

внешнюю проверку годового отчета об исполнении местного бюджета проводит орган муниципального финансового контроля, сформированный на муниципальных выборах, или представительный орган муниципального образования (т.е. орган, уполномоченный на утверждение годового отчета об исполнении местного бюджета). Порядок проведения такой проверки устанавливается муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования с соблюдением требований Кодекса.

Бюджетное полномочие соответствующих законодательных (представительных) органов в рамках осуществления контроля на создание, формирование и определение правового статуса собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов) закреплено в п. 1 ст. 153 и п. 2 ст. 265 Кодекса.

Требования Кодекса, которые должны быть учтены при установлении законом субъекта РФ, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования порядка проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ, местного бюджета, - это прежде всего проведение внешней проверки раздельно по отчетам главных распорядителей бюджетных средств и подготовка заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает, что внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения по обращению представительного органа поселения может осуществляться контрольным органом муниципального района или органом государственного финансового контроля субъекта РФ, созданным соответственно представительным органом муниципального района или законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ.

3. Пункт 3 комментируемой статьи определяет органы, уполномоченные на представление отчета об исполнении бюджета субъекта РФ, местного бюджета для подготовки заключения на него, а также сроки представления и сроки подготовки заключений на отчет:

отчет об исполнении бюджета субъекта РФ для подготовки заключения на него представляет высший исполнительный ОГВ субъекта РФ (соответственно в орган государственного финансового контроля субъекта РФ, образованный законодательным (представительным) ОГВ субъекта РФ). Отчет представляется не позднее 15 апреля текущего года, а подготовка заключения на него проводится в срок, не превышающий 1,5 месяца;

отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него представляет местная администрация (соответственно в орган муниципального финансового контроля, сформированный на муниципальных выборах, или представительный орган муниципального образования). Отчет представляется не позднее 1 апреля текущего года, а подготовка заключения на него проводится в срок, не превышающий один месяц.


Годовой отчет об исполнении федерального бюджета согласно п. 3 ст. 264.9 Кодекса Правительство РФ направляет в Счетную палату РФ для подготовки заключения на него не позднее 15 июня текущего финансового года. Счетная палата РФ готовит заключение на отчет не позднее 15 сентября текущего финансового года.

4. В пункте 4 комментируемой статьи предусмотрена обязательность внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. На основании данных такой проверки и готовится заключение на отчет об исполнении бюджета. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 264.1 Кодекса), данная норма закреплена в целях повышения уровня ответственности главных распорядителей бюджетных средств за результаты исполнения бюджета и формирование бюджетной отчетности.

В развитие нормы п. 4 комментируемой статьи в п. 2 ст. 264.9 Кодекса установлено, что главные администраторы средств федерального бюджета не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую бюджетную отчетность в Счетную палату РФ для внешней проверки. Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета оформляются заключениями по каждому главному администратору средств федерального бюджета в срок до 1 июня текущего финансового года.

5. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи орган государственного (муниципального) финансового контроля представляет заключение на годовой отчет об исполнении бюджета в законодательный (представительный) орган с одновременным направлением в соответствующий исполнительный орган власти, т.е. соответственно в Правительство РФ, высший исполнительный ОГВ субъекта РФ, местную администрацию.

Представление Счетной палатой РФ заключения на годовой отчет об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу с одновременным направлением его в Правительство РФ предусмотрено в п. 3 ст. 264.9 Кодекса.


Статья 264.5. Представление, рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении бюджета законодательным (представительным) органом


Комментарий к статье 264.5


1. Порядок представления годового отчета об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу регламентирован ст. 264.10 Кодекса, а порядок рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственной Думой - ст. 264.11 Кодекса.

Установление порядка представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ законодательным (представительным) органом субъекта РФ согласуется с общей нормой п. 3 ст. 26.13 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. от 4 июля 2003 г.), в соответствии с которой исполнение бюджета субъекта РФ и контроль за его исполнением осуществляются ОГВ субъекта РФ самостоятельно с соблюдением требований, установленных названным Законом и Кодексом, а также принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. Согласно п. 6 указанной статьи годовой отчет об исполнении бюджета субъекта РФ, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета субъекта РФ, а также о численности государственных гражданских служащих субъекта РФ и работников государственных учреждений субъекта РФ с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Там же предусмотрено, что по проекту годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ проводятся публичные слушания.


Установление порядка представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении местного бюджета представительным органом муниципального образования согласуется с общей нормой ч. 3 ст. 52 Закона о местном самоуправлении, в соответствии с которой исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются ОМСУ самостоятельно с соблюдением требований, установленных Кодексом и названным Законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Согласно ч. 6 указанной статьи годовой отчет об исполнении местного бюджета, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих ОМСУ, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Там же предусмотрено, что ОМСУ поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования. В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона о местном самоуправлении отчет об исполнении местного бюджета должен выноситься на публичные слушания.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета в законодательный (представительный) орган должны представляться:

проект закона (решения) об исполнении бюджета;

иная бюджетная отчетность об исполнении соответствующего бюджета, нежели годовой отчет об исполнении бюджета;

бюджетная отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета;

иные документы, предусмотренные бюджетным законодательством РФ.

Перечень документов, подлежащих представлению Правительством РФ в Государственную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета, установлен в п. 2 ст. 264.10 Кодекса.

3. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает только два возможных решения, принимаемых законодательным (представительным) органом по результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета:

решение об утверждении закона (решения) об исполнении бюджета;

решение об отклонении закона (решения) об исполнении бюджета.

Как следует из п. 3 комментируемой статьи, основанием для отклонения закона (решения) об исполнении бюджета являются факты недостоверного или неполного отражения данных в годовом отчете об исполнении бюджета. В этом случае закон (решение) об исполнении бюджета возвращается соответственно Правительству РФ, высшему должностному лицу субъекта РФ (высшему исполнительному ОГВ субъекта РФ), местной администрации для устранения таких фактов и повторного представления.

Срок повторного представления годового отчета об исполнении бюджета после устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных не должен превышать один месяц. Необходимо иметь в виду, что этот срок установлен и для случаев отклонения Государственной Думой федерального закона об исполнении федерального бюджета, т.к. ст. 264.11 Кодекса не устанавливает иного срока.


4. В пункте 4 комментируемой статьи впервые законодательно установлены сроки представления годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ, местного бюджета:

годовой отчет об исполнении бюджета субъекта РФ должен быть представлен в законодательный (представительный) ОГВ субъекта РФ не позднее 1 июня текущего года;

годовой отчет об исполнении местного бюджета должен быть представлен в представительный орган муниципального образования не позднее 1 мая текущего года.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета в соответствии с п. 1 ст. 264.10 Кодекса представляется Правительством РФ в Государственную Думу одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.


Статья 264.6. Закон (решение) об исполнении бюджета


Комментарий к статье 264.6


Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что при утверждении законом (решением) об исполнении бюджета отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год в обязательном порядке должны утверждаться общий объем доходов, расходов и дефицит (профицит) бюджета, т.е. показатели, определенные в п. 1 ст. 184.1 Кодекса в качестве основных характеристик бюджета.

В части 2 комментируемой статьи установлен перечень показателей, подлежащих в обязательном порядке утверждению отдельными приложениями к закону (решению) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год. Данный перечень согласно ч. 3 комментируемой статьи не является исчерпывающим: законом (решением) об исполнении бюджета подлежат утверждению и иные показатели, установленные соответственно Кодексом, законом субъекта РФ, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования для закона (решения) об исполнении бюджета. Следует отметить, что перечень показателей, подлежащих утверждению отдельными приложениями к федеральному закону об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год, установленный в ч. 2 ст. 264.8 Кодекса, дублирует перечень, установленный ч. 2 комментируемой статьи.


Глава 25.2. СОСТАВЛЕНИЕ, ВНЕШНЯЯ ПРОВЕРКА, РАССМОТРЕНИЕ

И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Статья 264.7. Составление и представление бюджетной отчетности Российской Федерации


Комментарий к статье 264.7


1. В пункте 1 комментируемой статьи, согласующемся с общей нормой п. 2 ст. 264.2 Кодекса, установлено, что бюджетную отчетность России составляет Федеральное казначейство. Согласно п. 2 ст. 264.2 Кодекса бюджетная отчетность России составляется на основании сводной бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, к которым с учетом нормы п. 1 указанной статьи относятся главные распорядители средств федерального бюджета, главные администраторы доходов федерального бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета.


Составленную бюджетную отчетность России Федеральное казначейство согласно п. 1 комментируемой статьи представляет в Минфин России. Соответственно, в п. 1 ст. 166.1 Кодекса установлено, что Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:

получает от главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета материалы, необходимые для составления бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета;

составляет на основании бюджетной отчетности, представленной главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, бюджетную отчетность об исполнении федерального бюджета и представляет ее в Минфин России;

составляет и представляет в Минфин России отчет об исполнении консолидированного бюджета России и бюджетов ГВБФ на основании отчета об исполнении федерального бюджета, отчетности и материалов, представленных органами управления федеральных ГВБФ, финансовыми органами субъектов РФ.

В пункте 1 комментируемой статьи также установлено, что бюджетная отчетность России представляется Минфином России в Правительство РФ, что согласуется с общей нормой п. 2 ст. 264.2 Кодекса. Соответствующее бюджетное полномочие Минфина России закреплено в ст. 165 Кодекса, а также в п. 5.3.4 Положения о Минфине России.

Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2006 г. N 281 утверждено Положение о представлении в Правительство Российской Федерации ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета <1>, которое определяет порядок представления в Правительство РФ Минфином России ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета. Во исполнение данного Постановления Правительства РФ издан Приказ Минфина России от 7 ноября 2006 г. N 139н "Об организации работы по составлению ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета, консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов" (в ред. Приказов Минфина России от 13 марта 2007 г. N 24н и от 3 июля 2007 г. N 440) <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 20. Ст. 2178.

<2> СПС "КонсультантПлюс".


2. Как установлено в п. 3 ст. 264.2 Кодекса, бюджетная отчетность России является годовой, а отчет об исполнении федерального бюджета - ежеквартальным.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи, согласующимся с общей нормой п. 5 ст. 264.2 Кодекса, отчет об исполнении федерального бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года подлежит утверждению Правительством РФ и направлению им в палаты Федерального Собрания РФ и Счетную палату РФ.