ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 7428
Скачиваний: 4
--------------------------------
<1> Арбитражный процесс: Учебник. 4-е изд. / Под ред. В.В. Яркова. М.: Инфотропик Медиа, 2010. С. 631 (автор главы - Е.А. Виноградова).
Процедура оспаривания впервые была предусмотрена разд. VII Закона о МКА, а затем была введена и для внутренних третейских судов гл. VII ФЗ о третейских судах в РФ.
3. Возникает вопрос о соотношении норм АПК (ст. ст. 230 - 240), ФЗ о третейских судах в РФ (ст. ст. 40 - 43) и Закона о МКА (ст. 34), поскольку они содержат практически единообразное регулирование по содержанию, вместе с тем отличаясь по изложению ряда положений и деталей.
В этой связи можно отметить следующее. Согласно ч. 1 ст. 230 АПК правила § 1 гл. 30 АПК применяются при рассмотрении арбитражным судом заявления об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятых на территории РФ. Здесь проводится различие между указанными органами альтернативного разрешения споров в силу содержательных отличий между ними. В ч. 3 ст. 1 ФЗ о третейских судах в РФ прямо указано, что действие настоящего ФЗ не распространяется на международный коммерческий арбитраж.
Поэтому при определении соотношения между приведенными ФЗ следует исходить из норм АПК и, вслед за ним, Закона о МКА, имея ввиду те положения, которые прямо не отражены в АПК и поэтому могут применяться вполне самостоятельно (например, правило п. 4 ст. 34 Закона о МКА, которого нет в АПК). В конечном счете, как справедливо отмечает А.С. Комаров, нормы специального характера АПК и Закона о МКА должны иметь приоритет перед нормами общего законодательства о третейских судах <1>. Кроме того, ряд положений гл. 30 (например, ч. 3 ст. 230 АПК) не носят императивного характера, отсылая к другим ФЗ и международным договорам РФ, в связи с чем в подобных случаях следует применять не АПК, а иное законодательство.
--------------------------------
<1> См.: Комаров А.С. Некоторые актуальные вопросы международного коммерческого арбитража в РФ // Международный коммерческий арбитраж. 2004. N 1. С. 9.
Обратим внимание, что различие в регулировании международных коммерческих арбитражей и третейских судов в § 1 гл. 30 АПК проведено достаточно последовательно, поскольку здесь каждый раз оговаривается необходимость учета Закона о МКА и международных договоров, в частности, в ч. ч. 3 и 5 ст. 230 АПК, ч. 4 ст. 233 АПК, ч. 1 ст. 235 АПК. Особое значение здесь имеет ч. 4 ст. 233 АПК, которая не включает в число источников регулирования данного вопроса иные законодательные акты, в том числе и о третейском суде.
4. Отметим, что законодательством ряда стран в определенных случаях может быть полностью исключена процедура оспаривания. Согласно ст. 52 Закона Швеции об арбитраже 1999 г., если ни одна из сторон коммерческих отношений не имеет места нахождения или места предпринимательской деятельности в Швеции, они могут по явно выраженному соглашению в письменной форме исключить или ограничить применение оснований отмены арбитражного решения, которые предусмотрены в ст. ст. 34 и 35 данного Закона. Аналогичное положение содержится в ст. 192 Закона Швейцарии 1987 г. о международном частном праве, в которой сказано, что стороны, ни одна из которых не имеет в Швейцарии ни места жительства, ни места обычного пребывания, ни места делового обзаведения, могут путем прямого указания в арбитражном или последующем письменном соглашении полностью исключить возможность оспаривания арбитражный решений; они могут исключить оспаривание по какому-либо из оснований, предусмотренных п. 2 ст. 190 данного Закона <1>.
--------------------------------
<1> В п. 2 ст. 190 Федерального закона Швейцарии 1987 г. о международном частном праве предусмотрены основания, близкие к ст. 34 Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже.
Однако многие страны сохраняют возможность контроля за арбитражным разбирательством на своей территории, предоставляя сторонам арбитражного разбирательства право оспаривать в суд ряд существенных процессуальных нарушений. В основе ст. 34 Типового закона о МКА лежит ст. V Конвенции 1958 г. Рабочая группа, готовившая проект Типового закона о МКА, пришла к выводу о необходимости установления единых оснований для отмены арбитражного решения и для отказа в признании и исполнении, с тем чтобы уменьшить значение местных особенностей и добиться большей унификации арбитражного законодательства и практики <1>.
--------------------------------
<1> См.: Брунцева Е.В. Международный коммерческий арбитраж. СПб., 2001. С. 229.
5. В ч. 1 ст. 230 АПК определен объект проверки при оспаривании - решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятые на территории РФ. При этом не все решения третейских судов могут быть оспорены. Согласно ст. 40 ФЗ о третейских судах в РФ решение третейского суда может быть оспорено, если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным. Поэтому решения третейских судов, которые признаны сторонами окончательными в их соглашении, не могут быть оспорены в арбитражный суд. Соответственно, арбитражный суд, установив данные юридические факты, должен прекратить производство по оспариванию решения третейского суда.
Первые комментарии со стороны судей ВАС РФ по поводу соотношения правила ст. 40 ФЗ о третейских судах в РФ и АПК были не в пользу данного закона. Так, Т.К. Андреева <1> и В.В. Витрянский <2> полагали, что возможность оспаривания решений третейских судов сохраняется в любом случае.
--------------------------------
<1> См.: Андреева Т.К. Некоторые комментарии к ФЗ "О третейских судах в РФ" // Хозяйство и право. 2003. N 1. С. 25.
<2> См.: Комментарий к ФЗ "О третейских судах в РФ" / Под ред. А.Л. Маковского и Е.А. Суханова. М.: Статут, 2003. С. 151 (автор - В.В. Витрянский).
Затем в п. 9 информационного письма Президиума ВАС от 22.12.2005 N 96 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов" было дано разъяснение о том, что арбитражный суд прекращает производство по делу об отмене решения третейского суда в случае, если установит наличие в третейском соглашении положения о том, что решение третейского суда является окончательным.
Данная позиция подтверждается и судебной практикой ФАС Московского округа, распространяющей право сторон исключить возможность оспаривания в отношении решений третейских судов в соответствии с буквальным смыслом см. ст. 40 ФЗ о третейских судах в РФ <1>.
--------------------------------
<1> См. например: Постановление ФАС Московского округа от 13.03.2006 N КГ-А40/1446-06; Постановление ФАС Московского округа от 11.05.2006 N КГ-А40/3197-06; Постановление ФАС Московского округа от 08.06.2006 N КГ-А40/3759-06; Постановление ФАС Московского округа от 26.08.2007 N КГ-А40/7548-07; Постановление ФАС Московского округа от 26.02.2008 N КГ-А40/723-08.
6. В ст. 34 Закона о МКА нет специальных условий оспаривания арбитражных решений. Поэтому, на наш взгляд, любое решение международного коммерческого арбитража, принятое на территории России, может быть оспорено в порядке, предусмотренном § 1 гл. 30 АПК.
При этом следует обратить внимание и сделать акцент на следующее обстоятельство. Международные коммерческие арбитражи и третейские суды являются в целом различными правовыми институтами, что вытекает из целого ряда существенных различий, которые являются далеко не терминологическими, что отмечается многими специалистами <1>.
--------------------------------
<1> См.: Скворцов О.Ю. Комментарий к ФЗ "О третейских судах в РФ" (научно-практический). М., 2003. С. 34; Комментарий к ФЗ "О третейских судах в РФ" / Под ред. А.Л. Маковского и Е.А. Суханова. М.: Статут, 2003. С. 8, 9 (автор - Е.А. Суханов); Богуславский М.М. Международное частное право. 5-е изд. М.: Юристъ, 2004. С. 552; Звеков В.П. Международное частное право. М.: Юристъ. 2004. С. 591; Комментарий к АПК РФ / Под ред. В.В. Яркова. 2-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 508, 509 (автор - В.В. Ярков); Международный коммерческий арбитраж. Комментарий законодательства. Постатейный научно-практ. комментарий к Закону РФ "О международном коммерческом арбитраже" / Под ред. А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. СПб., 2007. С. 149 (автор - В.В. Ярков); Котельников А.Г. Правовая природа арбитражного соглашения и последствия его заключения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008. С. 11 - 14.
Особенности международного коммерческого арбитража в отличие от третейского суда достаточно существенны и основаны как на различии источников, сферы действия, компетенции, так и ряде других критериев. В частности, такое отличие ярко проявляется в возможности применения международным коммерческим арбитражем иностранного права, в связи с чем существует необходимость в сохранении контроля государства за его решениями. Иначе в случае нарушения арбитражными решениями публичного порядка нашей страны арбитражный суд бы утратил полномочие ex officio по судебному контролю за ними.
Наряду с возможностью применения норм иностранного права имеется и другая отличительная черта международного коммерческого арбитража - его решение может быть исполнено не только в России, но и за рубежом. Поэтому оспаривание арбитражного решения путем подачи заявления о его отмене позволяет заинтересованной стороне реализовать свое право на судебную защиту именно в России как государстве, на территории которого оно было вынесено. Ведь за рубежом решение международного коммерческого арбитража, вынесенное на территории РФ, оспорено быть не может.
Таким образом, при ответе на вопрос о возможности обращения с заявлением об отмене арбитражного решения необходимо учитывать законодательно установленные различные правила регулирования в отношении решения международного коммерческого арбитража и решения третейского суда. Согласно ст. 40 ФЗ о третейских судах в РФ решение третейского суда может быть оспорено, если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным. Поэтому решения третейских судов, которые признаны сторонами окончательными в их соглашении, не могут быть оспорены в арбитражный суд <1>. В ст. 34 Закона о МКА нет специальных условий, исключающих право оспаривания арбитражных решений соглашением сторон в силу его окончательности.
--------------------------------
<1> Данное обстоятельство подчеркивается комментаторами данного положения. См., например: Кудрявцева Е.В. Оспаривание решений третейских судов // Заметки о современном гражданском и арбитражном процессуальном праве / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Городец. 2004. С. 168; Третейский суд. Комментарий законодательства. Постатейный научно-практ. комментарий к законодательству о третейском разбирательстве / Под ред. В.А. Мусина. СПб., 2004. С. 128, 129 (автор - О.Ю. Скворцов); Скворцов О.Ю. Третейское разбирательство предпринимательских споров в России. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 553, 554.
Окончательность арбитражного решения проявляется в признании компетенции международного арбитража на разрешение спора, переданного по соглашению сторон, и невозможности его разрешения по существу в других арбитражах и государственных судах, но не в запрете на оспаривание арбитражного решения.
При этом, в силу императивности и безусловности права на подачу заявления об отмене арбитражного решения, стороны арбитражного соглашения, в отличие от сторон третейского соглашения, в соответствии с Законом о МКА, АПК и международными договорами РФ лишены права исключить возможность оспаривания арбитражного решения. Исключительность же арбитражного решения проявляется в том числе и в исключительности компетенции международного арбитража по разрешению переданного на его рассмотрение дела. Поэтому любое решение международного коммерческого арбитража, принятое на территории России, может быть оспорено путем подачи заявления о его отмене в порядке, предусмотренном § 1 гл. 30 АПК <1>.
--------------------------------
<1> См.: Комментарий к АПК РФ / Под ред. В.В. Яркова. 2-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 508, 509 (автор - В.В. Ярков); Асосков А.В. Вопросы международного арбитража в новом обзоре Президиума ВАС РФ: поиск правильных решений // МКА. 2006. N 2. С. 21; Международный коммерческий арбитраж. Комментарий законодательства: Постатейный научно-практ. комментарий к Закону РФ "О международном коммерческом арбитраже" / Под редакцией А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. СПб., 2007. С. 149 (автор - В.В. Ярков); Курочкин С.А. Государственные суды в третейском разбирательстве и международном коммерческом арбитраже. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 111.
7. Иная позиция была высказана Определениями коллегии из трех судей ВАС РФ от 22.12.2008 N 16125/08 и от 29.12.2009 N ВАС-15525/09 "Об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ". Однако с точки зрения его правовой силы эти Определения не могут отменить или изменить правовую позицию Президиума ВАС РФ, отраженную в его информационном письме от 22.12.2005 N 96. Именно Президиум ВАС РФ, а не какой-либо иной орган данного суда, в соответствии со ст. 16 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ", рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в РФ.
Позицию, основанную на указанных Определениях коллегии трех судей ВАС РФ, поддержал КС РФ в Определении от 01.06.2010 N 754-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Газпром экспорт" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 40 ФЗ "О третейских судах в РФ", п. 1 ч. 1 ст. 150 и ч. 1 ст. 230 АПК". Однако новых аргументов, которые бы опровергали обоснованный ранее подход, в нем не приведено.
Поэтому приведенные выше содержательные характеристики и особенности международного коммерческого арбитража как правового института определяют его правовую природу, отличную от "внутреннего" третейского суда. Они обусловливают и определяют необходимость наличия судебного контроля за его решениями путем их оспаривания в порядке § 1 гл. 30 АПК. Поэтому любая из сторон спора вправе в соответствии со ст. 34 Закона о МКА и ст. 230 АПК обратиться в арбитражный суд с заявлением об отмене решения МКА по основаниям и в порядке, предусмотренном гл. 30 АПК, в силу подведомственности данных дел арбитражным судам независимо от каких-либо иных условий и положений, предусмотренных в договоре между сторонами.
8. В ст. 32 Закона о МКА и ст. 38 ФЗ о третейских судах в РФ определена возможность прекращения арбитражного и третейского разбирательства путем вынесения постановления арбитражем или определения третейским судом о прекращении разбирательства. Основания для прекращения разбирательства носят большей частью процессуальный характер. По сложившейся практике судов общей юрисдикции они не принимали к рассмотрению заявления на определения арбитражей о прекращении арбитражного разбирательства в соответствии со ст. 32 Закона о МКА, исходя из того что тем самым прекращается и мандат третейского суда, а заинтересованные лица имеют возможность обратиться с иском в компетентный государственный суд.
Полагаем, что такое же толкование вполне подходит и для анализа предмета оспаривания по правилам § 1 гл. 30 АПК, поскольку, во-первых, с точки зрения формальной в названии как параграфа, так и статей речь идет о решениях, а не определениях. Кроме того, во-вторых, по существу заинтересованные лица не утрачивают в этом случае право на судебную защиту в соответствующем государственном суде. В-третьих, государственные суды могут вмешиваться в деятельность арбитражей и третейских судов только в случаях, предусмотренных законом, однако в этой ситуации ни Закон о МКА, ни ФЗ о третейских судах таким правом контроля в отношении постановлений или определений о прекращении третейского разбирательства государственные суды не наделяют.