Файл: Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Т.2. М. 2005.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3353
Скачиваний: 14
101
100
;
АЬ
4
1992.
A
,
А OЬО АOА У О ОО
ных требований означало бы, что власть переходит в руки оппо-
зиции)
13
.
оображали ли лидеры оппозиции, что власть уже находит-
ся от них на расстоянии вытянутой руки, или же сознательно ве-
ли игру на повышение ставок — не столь важно. Они решитель-
но отклоняли примирительные жесты исполнительной власти и
нагнетали истерию, в атмосфере которой, как они рассчитывали,
легче будет мобилизовать под свои знамена всех, кого реформы
выбивали из привычной колеи. сентябре была опубликована
олитическая декларация «левой» и «правой» оппозиции. ве-
тистая риторика в концентрированном виде воспроизводила все
то, что говорилось на митингах и собраниях оппозиционеров —
от клише «оккупационный режим», которое теперь надолго вой-
дет в политический вокабулярий, до угроз гражданской войны и
несбыточных обещаний стабилизировать цены и восстановить
«определенную онституцией территориальную целост-
ность страны». о замечателен этот документ был не столько
известными клише, сколько перечнем подписавших его лиц. ре-
ди них были сравнительно респектабельные лидеры парламент-
ской оппозиции ергей Eабурин, ладимир саков и ветлана
орячева, вчерашние демократы ихаил Астафьев и лья он-
стантинов, бывшие союзные депутаты — антигорбачевцы ик-
тор Алкснис, Александр райко и ажи Умалатова, председа-
тель бог весть кем и как сформированной «омиссии по
расследованию антиконституционной, антигосударственной дея-
тельности . . орбачева» иктор люхин, представленный
как председатель овета народно-патриотических сил оссии и
сопредседатель умы усского национального собора еннадий
Aюганов, сопредседатель той же умы, чуть ранее открыто ра-
товавший за военную диктатуру Александр терлигов, извест-
ный коммунистический публицист ичард осолапов, писатели
национал-шовинисты танислав уняев и Александр роханов,
а также люди, отличившиеся вскоре на совсем уж уголовной ни-
ве: генерал Альберт акашов, предводитель одной из «диван-
OАА
15
А ОАЮЯ
.
АЯ А
ротивники президента и правительства, правда, переоценивают
свои возможности, полагая, будто соотношение сил уже измени-
лось в их пользу не только в парламенте, но и в обществе: ведь
теперь им, а не только демократам, удается выводить людей на
улицу. х демонстрации немноголюдны, но агрессивны и каж-
дый раз дают вождям и идеологам оппозиции повод апеллировать
к обществу с воинственными призывами
12
.
е располагая «приводными ремнями» — сетью общест-
венных организаций в стране (если не считать начавших оправ-
ляться после Августа приверженцев компартии, распущенной
указами президента), лидеры оппозиции занялись строительст-
вом верхнего эшелона собственной политической структуры.
Eыл создан политсовет объединенной «лево-правой» оппози-
ции. конце июня он предъявил 10 требований президенту и
правительству. нушая своим сторонникам фантазии, будто бы
«режим льцина в нынешнем его виде доживает последние ме-
сяцы или даже недели», что «агония режима… уже началась»,
оппозиция объявила, что ее непосредственная и близкая цель —
смена власти. а первом месте среди ее требований стояли «от-
ставка правительства льцина — айдара», лишение президента
дополнительных полномочий, предоставленных V Cъездом, от-
каз от всякого вмешательства в экономику, «формирование
правительства народного доверия», располагающего чрезвычай-
ными полномочиями. след за этими, как видим, далеко не сла-
быми притязаниями, следовали пункты, предусматривавшие
кардинальный пересмотр всей политики. Экономической: «от-
мена антинародной программы приватизации» (одобренной,
кстати, ерховным оветом), защита госсектора, колхозов и
совхозов, запрет на продажу земли иностранцам и т. д. нешней
и оборонной: «проведение подлинно национальной внешней по-
литики», «прекращение одностороннего разоружения и развала
армии». нформационной: предоставление трети времени на ра-
дио и телевидении «для выражения взглядов оппозиции» (что
вообще-то было уже излишеством: осуществление всех осталь-
103
102
;
АЬ
4
1992.
A
,
А OЬО АOА У О ОО
многое другое. Ответы на эти вопросы, которые давала исполни-
тельная власть, действуя в условиях дефицита времени и ресурсов,
не всегда были оптимальными. о в каждом случае оппозиция
предлагала решения аррогантные, не учитывающие реальных воз-
можностей и положения вещей. ;его стоило хотя бы заявление
«оссийского единства», что подписанное льциным вместе с Eу-
шем рамочное соглашение по — «преступление», и если
его ратифицирует, блок не исключает, что в стране начнется
вооруженная борьба за свержение «антирусского, антинародного
режима»
17
. Осуществимость собственных предложений оппози-
цию заботила мало. носили их в расчете на пропагандистский
эффект с единственной целью — дискредитировать власть в гла-
зах населения. е гнушались и выпадами, совсем уж выходивши-
ми за грань элементарного приличия: так, 15 мая в было пред-
ложено обсудить, свидетельствует ли картинка, показанная
накануне по , о «запойном пьянстве» президента
18
.
ечи, с которыми выступали оппозиционеры, очень часто
находились на уровне кухонной свары. о из них несложно бы-
ло вышелушить суть парламентской стратегии оппозиции.
13 ноября , хотя и не уложившись в срок, предписанный
VI Cъездом, принял закон о правительстве, отклонив при этом
поправки президента
19
. Это был поразительный документ. тре-
ляли дуплетом. одной стороны, правительство было поставле-
но в полную зависимость от ерховного овета. е один лишь
премьер, но и все его заместители, а также восемь ключевых
министров должны были и назначаться, и освобождаться от
должности только с согласия ерховного овета. ало того,
все прочие министры и председатели госкомитетов подлежали
назначению и освобождению после обсуждения их кандидатур в
комитетах и комиссиях . е согласившись с ерховным о-
ветом, президент мог оставить министра в ранге исполняющего
обязанности, но лишь на три месяца, а до истечения этого срока
обязан был представить другого кандидата. ичего подобного не
знает конституционное законодательство европейских стран —
OАА
15
А ОАЮЯ
.
АЯ А
ных» партий, вскоре аннигилировавшейся, провокатор иколай
Oысенко, боевик танислав ерехов и др.
14
аже самое беглое ознакомление с этим списком, в основ-
ном коричневого и желтого окраса, недвусмысленно предвеща-
ло, что могло бы ожидать страну, вырви эта оппозиция власть у
«антинародного режима льцина», как бы кто критически к не-
му ни относился. след за тем был образован оргкомитет по соз-
данию так называемого ронта национального спасения (),
выступивший с аналогичными призывами. омимо большинства
вышеназванных деятелей его состав украсили еще несколько
российских депутатов (ергей ихайлов, Юрий идоренко,
Аман улеев, ихаил ;елноков и др.), а также неизвестно поче-
му выпавший из первого списка редактор «оветской оссии»
алентин ;икин, писатель алентин аспутин и академик горь
афаревич
15
. трана должна помнить своих «героев», часть ко-
торых ныне незаслуженно позабыта.
ыступая на публике, оппозиция громко заявляла свою цель:
удалить от власти правительство, а если удастся — и президента.
ерховном овете она решала локальные задачи. Основная ата-
ка была развернута против экономической реформы. уществен-
но продвинуться на этом направлении не удалось. огда прави-
тельство, выполняя решение VI Cъезда, представило рограмму
углубления экономических реформ, обсуждение закончилось вни-
чью: ерховный овет постановил принять доклад айдара о про-
екте программы к сведению и рекомендовать провести его даль-
нейшее обсуждение
16
. о каждый новый законопроект по
реализации этой программы депутаты оппозиции встречали скан-
далом. Отвергалась, впрочем, не только социально-экономическая
политика правительства. резиденту и правительству приходи-
лось решать действительно сложные вопросы в самых различных
сферах государственной жизни: война в Югославии, проблема
Южных урил, распад рузии и статус риднестровской респуб-
лики, судьба ;ерноморского флота, неконтролируемые процессы
в армии и крушение , перемещение культурных ценностей и
105
104
;
АЬ
4
1992.
A
,
А OЬО АOА У О ОО
систем власти
21
. равда, закон этот мог вступить в силу только
после внесения соответствующих поправок в онституцию. о
авторы закона твердо помнили, что на предыдущем ъезде для
прохождения главной из таких поправок не хватило всего 10 го-
лосов, и рассчитывали добиться своего.
дя на VII Cъезд, оппозиция ставила следующие задачи.
рограмма-минимум: убрать из правительства команду айдара и
внести в онституцию изменения, которые полностью повяжут
исполнительную власть, установят такое распределение ролей,
при котором правительство будет всецело зависеть от , а от-
ветственность за его деятельность, помимо него самого, будет
возложена на президента. рограмма-максимум: провести также
импичмент президента
22
. Эта стратегия разворачивалась под фла-
гом борьбы за попранные права парламента. а самом же деле, не
имея возможности, да и не желая учредить классическую парла-
ментскую республику (которая тоже основана на принципе раз-
деления властей и предполагает, как правило, право правительст-
ва при определенных условиях распустить парламент), агрес-
сивная оппозиция пыталась выстроить диковинную модель: номи-
нальный, безвластный президент — правительство в роли маль-
чика для битья — всевластный, никак и ни за что не отвечающий
парламент наподобие французского онвента 1792—1794 гг.
равда, онвент, как и российский парламент двести лет спустя,
был слишком многолюден и бестолков, чтобы осуществлять ре-
альную власть. о на роль омитета общественного спасения,
правившего от имени онвента, мог претендовать еще один руди-
мент советских «парламентов» — резидиум
23
. адо было
только провести его персональную чистку, но за этим, как вско-
ре показали события, дело бы не стало. Aагоняя правительство на
скамью подсудимых, провоцируя президента и побуждая его к от-
ветным шагам, заявляя претензии на контроль над , оппози-
ция нагнетала истерию в обществе и, по сути, затаптывала слабые
всходы парламентаризма.
OАА
15
А ОАЮЯ
.
АЯ А
и полупрезидентской республики во ранции, и парламентских
государств. Авторы законопроекта ссылались на А. о в
А существует устойчивая традиция, в соответствии с кото-
рой республиканское большинство в сенате не может отказать
президенту-демократу (и наоборот) в назначении должностного
лица, будь то министр, судья или посол, по политическим моти-
вам. законе предусматривалось также, что ежегодно за-
слушивает отчеты не только председателя правительства, но и
министров по вопросам их в
é
дения, и принимает в каждом слу-
чае постановления. Это означало, что вопрос о доверии приоб-
ретал перманентный характер. странах, где парламент может
отправить в отставку правительство, право это уравновешива-
ется возможностью (хотя и ограниченной, как правило, рядом
условий) президента, монарха распустить парламент и назна-
чить новые выборы. ичего такого, разумеется, наш закон не
содержал.
другой стороны, закон предоставлял правительству само-
стоятельное право законодательной инициативы. ы помним,
что попытка авлова заполучить такое право в неза-
долго до путча спровоцировала скандал. едь президент по дей-
ствовавшей тогда онституции был главой исполнительной вла-
сти. аделение правительства, наряду с президентом, правом за-
конодательной инициативы означало, что оно теперь может об-
ращаться к парламенту через голову президента. Эта и некото-
рые другие нормы означали, что, опираясь на , премьер мог
стать фигурой, конкурирующей с президентом. онечно, если
правительство удастся противопоставить президенту, но оппо-
зиция рассчитывала, что закон позволит ей поставить прави-
тельство под контроль, здесь она вполне могла положиться на
асбулатова
20
.
оссийские законодатели внесли в закон немало и иных эк-
зотических изобретений. совокупности это был прямой вызов
конституционному принципу разделения властей. трану обрека-
ли на перманентный правительственный кризис, дезорганизацию
107
106
;
АЬ
4
1992.
A
,
А OЬО АOА У О ОО
ло так, то только потому, что ни твердой линии, ни принятого ре-
шения у него тогда не было.
роследим виражи в поведении льцина, как они были видны
на публике. а заключительном заседании VI ъезда он заявил,
что стремление низложить ъезд и ерховный овет «открывает
дорогу политическому беспределу и ведет в тупик». (А на следую-
щий день, встречаясь с депутатами «оалиции демократических
реформ», подтвердил, что вопрос о референдуме мог бы встать,
лишь если бы ъезд не принял екларацию о поддержке экономи-
ческой реформы.) о через несколько дней, уловив настроение
череповецких избирателей, он отозвался о ъезде весьма нелест-
но («большая говорильня») и порекомендовал им начать сбор
миллиона подписей за проведение референдума по новой онсти-
туции, в которой для ъезда места не останется
26
.
а этой позиции льцин продержался до середины мая.
18 мая в Eарнауле, откликаясь на кампанию, развернутую его сто-
ронниками, он сказал: «...де-факто в оссии существует конститу-
ционный кризис. овая онституция должна узаконить сильную
президентскую форму правления… оскольку ъезд не пойдет на
самоустранение, надо дать президенту право самому объявлять ре-
ферендум либо собрать подписи за проведение референдума»
27
. о
и на встрече глав в ашкенте, где это уже нельзя было объ-
яснить эмоциональной реакцией на пожелания избирателей, он по-
вторил идею о перевыборах ъезда.
мае—июне президент проводит реорганизацию прави-
тельства. одной стороны, в характерном для него стиле — без
объяснений и предупреждения он 30 мая смещает члена гайда-
ровской команды, министра топлива и энергетики ладимира
Oопухина и заменяет его иктором ;ерномырдиным. айдар ус-
мотрел в этом эпизоде сдачу позиций правительства под натис-
ком парламентской оппозиции
28
. том же ключе поиска компро-
мисса произошло назначение в июне вице-премьерами трех
представителей директорского корпуса. о, как бы демонстри-
руя приверженность сбалансированному подходу, льцин 15 ию-
OАА
15
А ОАЮЯ
.
АЯ А
:
АУА ОSА
;то должен был делать льцин в таких обстоятельствах?
ли, точнее, что он, обладая известными политическими и лично-
стными качествами, мог делать? едь оказался он в непривычной
и достаточно дискомфортной ситуации. го стиль — резкие, во-
левые решения, казавшиеся, а нередко и являвшиеся импровиза-
циями. стречающиеся на пути узлы он не любил и не умел рас-
путывать — предпочитал рубить. «олько так — на слом, на
разрыв — порой человек продвигается вперед. ообще выжива-
ет», — скажет он позднее о себе
24
. ообще-то он не отвергал ком-
промиссы — он продемонстрировал это сразу после своего избра-
ния председателем на I . о его последующий опыт на
этом пути был невелик и не слишком успешен. го согласие на
«разноцветье» замов менее чем через год обернулось демаршем
«шестерки». А главное, перед ним были силы, добивавшиеся не
компромисса, а победы. ля ведения позиционной борьбы, инди-
видуальной работы с депутатами (на что, говорят, американские
президенты тратят б
ó
льшую часть своего времени), для распуты-
вания интриг — а плетут их мастера этого дела и сам гроссмей-
стер, унаследовавший председательское кресло в , — нужны
качества, которые никогда не были сильной стороной льцина.
Он, собственно говоря, оказался перед двумя невозможностя-
ми: работать с таким ъездом или убрать его. ри всей своенрав-
ности характера он — политик, и понимает, что ъезд доброволь-
но на досрочные перевыборы не пойдет, что конституционным
путем удалить его невозможно, а время, когда можно было отно-
сительно безболезненно выйти за рамки онституции, упущено.
оэтому в политической карьере льцина наступает период, так
не вяжущийся с его устоявшимся обликом. ы увидели — и рез-
че всего это проявилось между VI и VII Cъездами — льцина, ме-
чущегося между двумя противоположными линиями поведения.
екоторым политикам, имевшим доступ в его кабинет, казалось,
что он подвержен внешним влияниям и в выигрыше оказывается
тот, с кем он говорил последним
25
. сли это в какой-то мере и бы-
109
108
;
АЬ
4
1992.
A
,
А OЬО АOА У О ОО
образования и его структур». емедленно, однако, с протестами
выступили лидеры не только , но и некоторых оветов и да-
же демократических организаций, усмотревших в указе ущемле-
ние свобод и сползание к диктатуре. руппа депутатов направила
запрос в онституционный суд. представителями не по-
стеснялся вступить в переговоры о согласованных действиях на
VII ъезде ражданский союз (о нем ниже). А главное, выстрел
был сделан мимо цели. а пресс-конференции лидеры заяви-
ли, что указ запретил лишь оргкомитет, который к этому момен-
ту автоматически прекратил свое существование, поскольку еще
24 октября прошел Учредительный конгресс ронта
33
. А 12 фев-
раля 1993 г. онституционный суд признал указ в части роспуска
не соответствующим онституции.
Aа два дня до открытия VII ъезда на многолюдном II ору-
ме сторонников реформ льцин неожиданно отказывается от не
раз провозглашенной им роли «президента всего народа». адо
формировать, говорит он, нового типа коалицию сторонников ре-
форм. Это может быть движение или партия. Я долго размышлял
и пришел к выводу: как президент я должен быть с ней и в ней
34
.
ак выяснилось вскоре, никуда вступать льцин не собирался.
Это был пробный шар наравне с акциями противоположного
свойства. акануне VII ъезда божки оппозиции получили новые
жертвоприношения: от руководства российским радио и телеви-
дением был отстранен гор Яковлев, из правительства выведен
ихаил олторанин, еннадий Eурбулис лишился теперь уже и
должности госсекретаря.
той же тактикой попеременных угроз и уступок президент
пришел на VII ъезд. амое малое, что о ней можно сказать: она
деморализовывала сторонников и распаляла противников.
АЬО А УО О
се это побуждало правительство или, точнее, команду
айдара в нем (мы все более превращаемся в правительстве во
фракцию меньшинства, скажет он на встрече с депутатами
35
) к
OАА
15
А ОАЮЯ
.
АЯ А
ня, перед отлетом в А, в аэропорту объявил еще об одной ро-
кировке: собственном уходе из состава правительства и назначе-
нии исполняющим обязанности его председателя айдара.
а встречах со своими сторонниками из демократических
фракций парламента президент выступает в примирительной то-
нальности. июне он призывает не драматизировать перестанов-
ки в правительстве, оправдывается за отставку Oопухина, уверяет,
что все новопришельцы — заместители премьера — прогрессисты
и сторонники реформ, и срывает зло на орбачеве, который к то-
му времени, конечно, никакой опасности для льцина не представ-
лял. ак кажется, в итоге одной из таких встреч льцина удалось
убедить в двух важных вещах: не настаивать на референдуме о
судьбе ъезда и возобновить участие в работе онституционной
комиссии
29
. 30 июля, после большого перерыва, президент дейст-
вительно председательствовал на очередном заседании комиссии и
объявил, что возобновляет в ней свое присутствие вплоть до при-
нятия новой онституции.
30
а другой встрече, в августе, пореко-
мендовав демократам заняться партийным строительством, ль-
цин так определил собственную позицию: в этот период
президенту нельзя склоняться в одну сторону. Отношения надо
поддерживать даже с красными… «о только не с коричневы-
ми», — уточнил я. а, согласился с таким ограничением льцин
31
.
азалось бы, президент укрепился в необходимости искать
компромисс. о его оппоненты ни о чем подобном не помышляли.
се настойчивее звучат призывы отправить правительство в от-
ставку, а президента подвергнуть импичменту. октябре—ноябре
он вновь делает жесткие заявления и вроде бы переходит от угроз
к делу. осле того как лидеры агрессивной оппозиции вновь ста-
ли выступать с провокационными, особенно вызывающими при-
зывами
32
, льцин 28 октября издает, наконец, указ «О мерах по за-
щите конституционного строя в оссии». Указ предписывает, в
частности, распустить оргкомитет ронта национального спасе-
ния, а инюсту, , овету безопасности и прокуратуре «при-
нять меры по недопущению создания и деятельности указанного