Файл: Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Т.2. М. 2005.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3358
Скачиваний: 14
131
130
;
АЬ
4
1992.
A
,
А OЬО АOА У О ОО
создавать теневое правительство, теневой парламент (?) и парламентские пар-
тии.
44
Aаписи на оруме общественных сил. 21.06.1992. — Архив автора.
45
оссия-2000... — . 1. — . 182, 187, 190.
46
ам же. — . 201; Aаписи на оруме сторонников реформ 04.07.1992, со-
брании группы «еформа» 21.10.1992 и на конференции «оалиции реформ»,
посвященной экономической реформе, 21.09.1992. — Архив автора.
47
О негласных переговорах льцина с лидерами довольно подробно
рассказали помощники президента (Эпоха льцина... — . 235—240; ости-
ков $. оман с президентом. — ., 1997. — . 136—139).
48
атериалы пленума овета представителей «емократической оссии».
06—07.06.1992. — Архив автора.
49
« сли мы не проведем нормальную аграрную реформу, — говорил Юрий
;ерниченко, — то погибнем под копытами тех, кто сбегается к Останкино. о-
чему мы не выбрасываем на рынок триллионы — землю?». «Aемлей мы сможем
расплатиться с армией, с частью городского населения», — предлагал Oеонид
олков (записи на оруме сторонников реформ 04.07.92, на собрании группы
«еформа» 10.06.1992. — Архив автора).
50
Aаявление Оргкомитета по проведению внеочередного съезда движения
«емократическая оссия». 05.06.1992. — Архив автора.
51
Отсюда прямая линия поведет к президентскому проекту 1993 г., онсти-
туционному совещанию — субституту Учредительного собрания и референдуму,
проведенному по указу, тоже в обход закона о референдуме.
52
од после августа. оречь и выбор. — ., 1992. — . 11.
53
ам же. — . 255—256.
54
ам же. — . 115.
55
ам же. — . 215.
56
ам же. — . 217.
57
«азета, а не телевизор», — акцентирует он свою мысль. а, она нужна
для «концептуализации демократии» как орган «постоянного раздумья, уточне-
ния, развития концепции, развития сил гражданского общества», — соглашается
с ним ладимир Eиблер. «у, от телевизора тоже не отказались бы», — замеча-
ет Ю. Афанасьев (ам же. — . 216, 240—241).
58
ам же. — . 236.
59
ам же. — . 119. этим можно согласиться при одной оговорке: в ус-
тоявшихся демократических режимах партии оппозиции выполняют вполне кон-
структивные функции.
60
Обращение к ерховному овету подписали руководители всех респуб-
лик, кроме ;ечни и еще не конституировавшейся нгушетии. редложение моти-
вировалось стремлением обеспечить стабильность до принятия новой онститу-
ции, «подготовка которой вступила в завершающую фазу». — Архив автора.
OАА
15
А ОАЮЯ
.
АЯ А
редал этот список айдару через Eурбулиса, потом «я лично переговорил с ай-
даром и назвал эти четыре фамилии». «айдаровская команда восприняла мои
предложения о коррективах в составе правительства крайне болезненно». огда
отставка, наконец, была объявлена, «...помню два лица: совершенно пунцовое,
почти алое — айдара, и белое как полотно — Oопухина. а них тяжело было
смотреть… Eудущие историки определят, кто из нас был прав» (#ль-
цин 6. Aаписки президента. — ., 1994. — . 255—257).
29
Aапись встречи группы депутатов объединения «еформа» с E. льци-
ным. 03.06.1992. — Архив автора.
30
#льцин 6. Указ. соч. — . 233. ак выяснилось на встрече, льцин не знал,
что проект онституции, хотя и претерпел ряд увечий при прохождении через ,
оставил за президентом довольно широкие права. о этот выход в комиссию, в ко-
торой все решительнее задавал тон асбулатов, остался единственным эпизодом.
31
Aапись встречи депутатов демократических фракций с E. льциным.
01.08.1992. — Архив автора.
32
ационально-патриотическая оппозиция и, в частности, усский нацио-
нальный собор, заявил его председатель терлигов, «снимают с себя всякую от-
ветственность за последствия социального взрыва, который произойдет в самом
ближайшем будущем…» (оссия-2000… — . 1. — . 194).
33
ам же. — . 200—202, 204, 219.
34
Aапись дискуссии на II оруме сторонников реформ. 29.11.1992. — Ар-
хив автора.
35
нформация депутатов O. олкова и O. ономарева. 15.07.1992. — Ар-
хив автора.
36
«Апофеозом финансовой безответственности» назовет айдар обсужде-
ние в бюджета на 1992 г. ('айдар #. Указ. соч. — . 193).
37
ндекс прироста потребительских цен с 20—40% в январе—апреле
снизился до 9—12% в мае—сентябре, а затем вновь увеличился до 25—28%
(Ясин #. оссийская экономика: стоки и панорама. — ., 2002. — . 253).
38
Уровнем гиперинфляции признается месячный прирост индекса цен свы-
ше 50% в течение трех месяцев.
39
#льцин 6. Указ. соч. — . 244.
40
Aапись встречи . айдара с депутатами демократических фракций.
22.10.1992. — Архив автора.
41
Aапись встречи . Eурбулиса с депутатами демократических фракций.
18.05.1992. — Архив автора.
42
окументы группы «еформа: ракция здравого смысла», Обращение
к депутатам, Aаявление о создании внефракционной группы «еформа» в россий-
ском парламенте. — Архив автора.
43
редставитель «мены» горь уравьев заявил, что президент и пра-
вительство — главное препятствие на пути, но не пошел дальше предложения
133
OАА
16
VII
Ъ A О УАО
глава 16
VII Съезд российских депутатов
сли нельзя, но очень надо, то можно.
«)итературная газета». луб «12 стульев»
Я 1992 года.
ОЬ У ОАUЯ
1
1992 г. для большинства граждан оссии был самым трудным
годом посткоммунистического периода, начало которому по-
ложила перестройка, объявленная горбачевским руководст-
вом. обытия, разыгравшиеся на VII ъезде народных депута-
тов и вокруг него, стали закономерным итогом и политической
кульминацией истекшего года. о своей фабуле VII ъезд был
одним из самых драматичных, изобиловал непредсказуемыми
поворотами и потенциально грозными последствиями. из-
вестной мере это было связано с продолжающимися сдвигами
в депутатском корпусе. о главным, конечно, было изменение
ситуации в обществе.
преддверии ъезда, когда не удались попытки отложить
его на весну, я высказал предположение, что очередная сессия
ъезда, этого реликта советской системы, будет дорогостоя-
щим и бесполезным спектаклем. Эта оценка оказалась слишком
мягкой. роведение ъезда в накаленной ситуации стало делом
61
ос. газ. — 1992. — 4 сент.; звестия. — 1992. — 4 сент. Отмечалось,
в частности, что на высокий пост в аппарате асбулатов назначил видного гэка-
чеписта генерала Ачалова.
62
Aапись на парламентских слушаниях «О совершенствовании работы ».
21.09.1992. — Архив автора.
63
#льцин 6. Указ. соч. — . 286—287.
64
Aаписи на онгрессе интеллигенции 28.11.1992 и на II оруме сторонни-
ков реформ 29.11.1992. — Архив автора.
65
езолюция и другие документы II орума сторонников реформ.
29.11.1992. — Архив автора. обравшиеся уже в дни ъезда представители ор-
ганизаций, вошедших в «емократический выбор», высказались за проведение
референдума о досрочном прекращении полномочий и и поддержали
выдвижение айдара на пост премьера.
135
134
;
АЬ
4
1992.
A
,
А OЬО АOА У О ОО
нения: пренебрежение административным вмешательством го-
сударства в экономику, которое нельзя тотально демонтировать
в переходный период; недооценка специфики российских усло-
вий, включая антисобственнический, нерыночный менталитет
значительной части населения; ставка на одномоментный, скач-
кообразный переход, чреватый разрушением производства и со-
циальным взрывом; разрушение социальной сферы и обнища-
ние народа и т. д. этих суждениях, вероятно, есть доля истины,
а в методах проведения реформы, как об этом сказало само пра-
вительство на VII ъезде, были свои ошибки и просчеты. ска-
жение, однако, начинается там, где неудовлетворительное со-
стояние экономики однозначно связывается либо с реформой,
либо с типом ее проведения. ебезынтересно поэтому сопоста-
вить ситуацию в оссии и других бывших советских республи-
ках, в большинстве из которых к экономической реформе пере-
ходили значительно более осторожно и старались избегать
шоковых мер.
ноябре 1992 г. солидный парижский журнал
«Euromoney» опубликовал оценку экономического положения
159 стран мира в 1992 и 1993 (прогноз) г., основанную на сопо-
ставлении данных многочисленных экспертов и учитывающую
темпы экономического роста, состояние финансов, бюджета,
платежный баланс, уровень безработицы, структурные диспро-
порции. ри всей условности этих оценок весьма характерно,
что оссия, занимающая в списке 107-е место, опережает все
без исключения республики бывшего , располагающиеся
на этой шкале между 116-м (Oитва) и 143—144-м местами
(аджикистан и рузия). адение производства в значительных
масштабах и рост цен, все сопутствующие негативные процес-
сы не удалось остановить нигде: безболезненного выхода из ту-
пика, в который зашла планово-распределительная экономика,
нет. Украина, народное хозяйство которой по масштабам и
структуре более всего сопоставимо с оссией, в декабре 1992 г.
устами нового премьера вынуждена была признать развал фи-
OАА
16
VII
Ъ A О УАО
опасным и вредным: противостояние в Eольшом ремлевском
дворце, транслированное камерами телевидения на всю страну,
вплотную подвело к грани, за которой оно могло выплеснуться
на улицы и площади, сделать ход событий неконтролируемым.
основе всего этого — объективные последствия реформы
и их отражение в массовом сознании. динственное, что могло
бы надежно укрепить социальные позиции команды реформато-
ров, получившей в свое распоряжение правительство (но не весь
объем исполнительной власти), — стабилизация, а затем и улуч-
шение экономического положения. раматизм нашего переход-
ного периода к рынку и демократии заключается в том, что кур-
са реформ, способного в короткое время изменить ситуацию,
вероятно, не существует в природе. оссии нет и не может
быть в ближайшие годы и тем более месяцы популярного прави-
тельства и популярного курса экономической реформы, какие
бы силы ни стояли у власти. о общество по понятным причи-
нам не хочет этого понять и принять. уществует порочный
круг: в ближайшем будущем радикальная реформа не будет
иметь достаточно внушительной социальной базы, связывающей
свои интересы с ее энергичным продвижением. о без такой ба-
зы реформа будет периодически пробуксовывать и зависеть от
более или менее произвольных политических комбинаций.
ежду тем социальная ситуация в течение всего 1992 г.
продолжала ухудшаться. <…> ожно спорить о точности эко-
номических показателей (не учитывающих обороты теневой
экономики, в которую вовлекается растущая часть граждан), о
доле населения, оказавшегося за чертой бедности, но непрелож-
на констатация: столь резкого единовременного ухудшения ма-
териального положения огромных масс населения в оссии и
других республиках бывшего не было со времен Отечест-
венной войны.
оследнее обстоятельство заслуживает специального вни-
мания. ритика курса российских реформ, как добросовестная,
так и демагогическая, неизменно повторяет одни и те же обви-
137
136
;
АЬ
4
1992.
A
,
А OЬО АOА У О ОО
регулярно подсчитывающей рейтинги по голосованиям депута-
тов (+100 — все голосования с позиций демократических фрак-
ций, –100 — все голосования с позиций консервативных фрак-
ций), средняя «температура» понизилась с +7 на первом ъезде
до –11 на шестом и –20 на седьмом.
ичего опасного и тем более чреватого катастрофой в этом
сдвиге не было бы, если бы в оссии существовала пусть не по-
литическая стабильность — исторический опыт свидетельству-
ет, что в период острого экономического кризиса такой стабиль-
ности не бывает и в исторически утвердившихся демократиях, —
но хотя бы были достроены основы новой государственной сис-
темы, а основные участники политического процесса соблюдали
конституционные правила игры. Eолее того, переход власти от
правительственной партии к оппозиции, которая приступает к
реализации альтернативной программы, — вполне нормальное
явление. о в оссии нет ни партийной системы, ни партий боль-
шинства и меньшинства, ни цивилизованной оппозиции, ни аль-
тернативной программы реформ. место признанной обществом
онституции и реализуемой на ее основе законности страна име-
ет пока под таким названием лишь весьма эклектичный и проти-
воречивый документ, в котором соединены в причудливых соче-
таниях разные типы государственно-правового устройства,
обилие сходивших с конвейера законов, которые общество и да-
же правоприменительные органы не успели не только реализо-
вать, но и толком уяснить, и тотальное, исторически наследст-
венное неуважение, небрежение всякой законностью.
ри таких условиях всякое раскачивание государственно-
го корабля, апелляция к улице, использование непарламентских
форм давления на ъезд народных депутатов, который, строго
говоря, и сам представляет не парламент, а многодневный мно-
голюдный митинг, не приспособленный ни к законодательной,
ни к контрольной, ни к какой-либо вообще профессиональной
парламентской деятельности, но легко превращается в бушую-
щее море политических страстей, настойчивое стремление ис-
OАА
16
VII
Ъ A О УАО
нансовой системы республики, взлет инфляции, не меньший,
чем в оссии, неспособность дотировать из госбюджета произ-
водство товаров массового потребления, иными словами — при-
ближение катастрофы, несостоятельность примерно того эко-
номического курса, который настойчиво предлагают в оссии
критики правительства айдара.
акова объективная сторона дела. о в массовом сознании
ухудшение экономического положения выражается в нараста-
ющем отторжении от политики реформ. Об этом свидетельст-
вуют многочисленные социологические опросы, проведенные
перед и во время VII ъезда организациями, придерживающи-
мися разных политических ориентаций и использующих раз-
личные методики.
Eолее 70% опрошенных оценивают свое материальное по-
ложение как в той или иной мере ухудшившееся в 1992 г. <…>
реди факторов, определивших это ухудшение, на первое место
неизменно выдвигается либерализация цен. <…> Это не могло
не отразиться на отношении населения к «правительству ре-
форм»: по тем же данным, в его поддержку высказались 13%,
против — 57%; ни в одной социально-профессиональной груп-
пе число сторонников правительства не превышало числа его
противников.
прочем, выводы, которые делали граждане оссии из сво-
ей оценки ситуации, как можно судить по данным еще одного
опроса, которые приводит социолог O. Eызов, существенно раз-
личались: 28% высказались за ускорение проведения реформ,
24% — за их замедление, 30% — за приостановку. ожно спо-
рить, отталкиваясь от всех этих данных, подошел ли антире-
форматорский потенциал к критической точке или еще нет, но
сдвиги в обществе не могли не найти отражение в позиции боль-
шинства депутатского корпуса на VII ъезде, в его решитель-
ном повороте против «правительства реформ», против рези-
дента и тех политических сил, на которые они опираются. о
данным информационно-аналитической группы А. обянина,
139
138
;
АЬ
4
1992.
A
,
А OЬО АOА У О ОО
«конструктивной оппозицией». о-первых, явно преувеличива-
лись силы и влияние тех политических организаций, которые
образовали ражданский союз, и ориентированных на него де-
путатских фракций. Eлагосклонное внимание средств массовой
информации как в оссии, так и за рубежом к каждой заявке на
власть и влияние, с которыми не уставали выступать лидеры
ражданского союза, утверждали иллюзию, будто бы речь идет
о собственной, а не заемной силе, на которую он мог рассчиты-
вать, поглядывая в сторону то президентской команды, то агрес-
сивной оппозиции. о-вторых, недооценивалась разнородность
политических составляющих квазицентристской коалиции, ни-
чуть не меньшая, чем у «право-левой» оппозиции, и переоцени-
валась степень контроля его лидеров над поведением депутатов
соответствующих фракций. -третьих, не без участия серьез-
ных ученых, заслуживших в отличие от профессоров марксиз-
ма-ленинизма, вошедших в научную обслугу блока «оссийское
единство», действительный научный авторитет, старательно
распространялась иллюзия, будто бы квазицентристы имеют
продуманную и реалистичную альтернативную программу вы-
вода страны из кризиса. аивная интерпретация, будто прави-
тельство айдара сделало неверный выбор между американской
и западноевропейской моделями, в первый же день V
ΙΙ
ъезда
была дана в популярной лекции, с которой выступил спикер
парламента и которая заслужила успех в этой не слишком эко-
номически подготовленной аудитории.
искривленным видением ситуации шли на ъезд и демо-
краты. Они, конечно, принимали во внимание ослабление своих
парламентских позиций, но недооценивали его масштабы. Они
верили в прогноз своей информационно-аналитической группы,
предрекавшей высокую вероятность утверждения ъездом ай-
дара в должности премьера. Они подталкивали резидента к
жесткой, предельно бескомпромиссной кадровой линии. е же-
лая видеть сдвиг в общественных настроениях и столкнувшись
с неожиданными и обидными поражениями, они попытались
OАА
16
VII
Ъ A О УАО
пользовать такой ъезд для давления на ерховный овет, ре-
зидента и правительство — не что иное, как безответственная
игра с огнем. ем более, если участники вступают в эту игру с
завязанными глазами или стараются завязать глаза другим. е-
жду тем все основные политические силы либо сами шли на
ъезд во власти иллюзий, либо сеяли, вольно или невольно, ил-
люзии, либо сочетали то и другое.
амую неблаговидную роль взяла на себя агрессивная
«право-левая» оппозиция. ытаясь увлечь за собою людей, те-
ряющих почву под ногами, лидеры и ораторы этой оппозиции в
средствах массовой информации, от которых они были якобы
отторгнуты, на улицах и площадях, скликая туда своих немно-
гочисленных приверженцев, в залах государственных учрежде-
ний развернули яростную кампанию, нацеленную на дестабили-
зацию существующих политических институтов. астойчиво
внедряя в сознание своих сторонников броские формулы об
«оккупационном правительстве», «кабальной зависимости от
стран Aапада», «национальной измене» и т. п., агрессивная оп-
позиция энергично противилась внесению в действующую
онституцию поправки, устанавливающей ответственность за
разжигание социальной розни.
Арсенал приемов, которые широко использовали вожди
агрессивной оппозиции, поразительным образом напоминал из-
вестные исторические образцы, хотя бы описанные в классиче-
ской работе . ейдена «стория германского фашизма», где
было обстоятельно показано, как под лозунгами национализма и
социализма итлер и его сообщники шли к власти и осуществ-
ляли политическую мобилизацию масс людей, выбитых кризи-
сом из привычной жизненной колеи. еред VII ъездом была
предпринята и прямая попытка организовать этот идеологиче-
ски и социально разнородный конгломерат в так называемый
ронт национального спасения.
аправленный сноп иллюзий излучали и силы, которые
претендовали на роль политического центра и нарекли себя