Файл: Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Т.2. М. 2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3258

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

161

160

;

АЬ

4

1992.

 A

А OЬО  АOА   ‚У О  ОО

1990 г., назвал его «продуктом высокой степени политического и
юридического согласия» и предложил следующий график: до 
1 марта 1993 г. согласовать нормы об основах конституционно-
го строя, в марте, апреле или июне провести по ним референдум,
а в сентябре на VIII ъезде принять новую онституцию.

Aдесь-то выяснилось, что согласие — далеко не полное. о-

первых, депутатам не понравился график, ибо в неявном виде он
предполагал досрочное прекращение их полномочий. о-вторых,
в штыки была встречена идея референдума. еферендум, сказал
Аксючиц, — популистское решение, инструмент давления на
ъезд. саков, уяснив, что в проекте постановления, внесенном
рабочей группой от имени онституционной комиссии, предлага-
ется утвердить основы конституционного строя большинством
избирателей, пришедших на референдум (а не от списочного со-
става), заявил, что проект противоречит закону о референдуме и
обвинил умянцева в подлоге. еферендум опасен, время для не-
го неблагоприятное, он может дать неожиданные результаты, по-
вторяли ораторы. -третьих, некоторые депутаты потребовали
перетрясти состав онституционной комиссии (подразумевалось:
рабочей группы, заслужившей стойкую нелюбовь оппозиции) и
сменить или отодвинуть, разводнить ее руководство (при этом од-
ни имели ввиду умянцева, другие —  льцина). ожно было
ожидать, что обсуждение будет сопровождаться скандалами типа
того, который учинили «автономы» на VI ъезде в связи с назва-
нием государства. о они ограничились тем, что еще раз помаха-
ли своим знаменем — едеративным договором (как они говори-
ли, «основополагающим правовым актом долговременного
действия») и повторили, что договор приоритетен по отношению
к онституции

29

. звестное значение имело то, что рабочая груп-

па еще в начале года перестала быть политически одноцветной.
Это было разумное решение, показавшее, какой нерастраченный
потенциал согласия присутствует там, где люди, хотя бы и раз-
ных политических убеждений, объединяются для дела, которое
признают приоритетным

30

OАА

16 

VII

Ъ A О‡  УАО

просуществует — полгода или меньше… авайте подумаем о тех,
кому придется восстанавливать единое союзное государство»

25

.

Особенно упорно (хотя и безуспешно) сопротивлялась оппозиция
посягательству на одну из «священных коров» коммунистической
идеологии, от которой давно отказались социал-демократы, —
классовую борьбу. Авторы законопроекта разжигание социальной
розни поставили в один ряд с рознью национальной и религиозной.
онечно, такого уравнения ленинско-сталинской политической
идеологии с гитлеровской адепты рухнувшей системы стерпеть не
могли

26

. Яростные споры вызвала и поправка о земле.

Обсуждение многострадального проекта новой онститу-

ции показало, что все, даже очень важные вопросы находятся на
периферии внимания ъезда, большинство которого знало «од-
ной лишь думы власть» — вырвать контроль над правительством
здесь и сейчас.  докладом о состоянии и перспективах работы
над проектом на этот раз выступил Олег умянцев — третье ли-
цо в онституционной комиссии

27

. ерегулярно собиравшиеся

заседания онституционной комиссии были похожи одно на дру-
гое и происходили примерно так. след за вступительным сло-
вом  льцина или ‡асбулатова выступали члены рабочей группы,
повествовавшие о том, какие изменения внесены в порученные
им разделы. Aатем открывалась дискуссия, в которой лободкин
клеймил проект, Eабурин, саков или лотов требовали переде-
лать то, что они считали его дефектами, «автономы» жаловались
на ущемление прав республик, «демороссы» одобряли, и в конеч-
ном счете принималось гуттаперчевое решение общего характе-
ра о продолжении работы. о в 1992 г. рабочая группа уже по-
лучила реального контролера — .  его палатах статья за
статьей проекта перерабатывались и ставились на голосование.
 чем дальше, тем больше «натягивал одеяло на себя».  част-
ности, в проекте предусматривался тот же порядок назначения
ключевых министров, за которые оппозиция сражалась на ъез-
де (в одном из вариантов — даже всех министров)

28

. ыступая на

ъезде, умянцев описал поступательное шествие проекта с


background image

163

162

;

АЬ

4

1992.

 A

А OЬО  АOА   ‚У О  ОО

нения ядерного оружия. о как ни резки и злы были нападки аг-
рессивной оппозиции на президента, его помощников, на прави-
тельство, было очевидно, что все это — лишь сопутствующие
темы, что она намеренно раскаляет атмосферу, чтобы тем вер-
нее решить главный вопрос.

 Ь

.

АS А

(8—9 

АSЯ

)

 ще 4 декабря, выступая против конституционных поправок

по правительству,  льцин произнес фразу, как бы выпадавшую
из контекста его короткой речи, но не оставленную депутатами
без внимания: «Я не против того, чтобы на какие-то ключевые
посты министры утверждались ерховным оветом»

33

. акие

министры, на какие посты — ясно было, что это может стать
предметом будущего политического торга.

огда 8 декабря перед заседанием президент пришел на о-

вет фракций, он, по-видимому, уже принял решение. ве главные
задачи поставил он перед собой на этом ъезде: институциональ-
ную (не допустить подчинения правительства ерховному ове-
ту) и персональную (оставить айдара во главе правительства).
хотя результаты тайного голосования, вопреки расчетам оппози-
ции, казалось бы, снимали вопрос об утверждении министров, он
был уже внутренне готов к размену: принести в жертву свой не-
ограниченный контроль над формированием правительства ради
сохранения премьера. «ы не удовлетворены, и я не удовлетво-
рен, — сказал он. — онфронтация выливается в физическое
единоборство.  этим надо кончать, добиться консолидации в ос-
тавшиеся дни. ремьером будет айдар. Я дважды предлагал этот
пост академику ыжову, но он категорически отказался. ной
кандидатуры у меня нет». — оординатор «вободной оссии»
рина иноградова возразила: «ы не сможем развернуть ъезд
к поддержке айдара, пусть он до следующего ъезда останется
исполняющим обязанности». — «амо собой, так и выйдет», —
согласился  льцин. — «ы могли бы оказать теневую поддерж-
ку айдару, если бы он выступил с нормальной программой», —

OАА

16 

VII

Ъ A О‡  УАО

 итоге из проекта постановления ъезда «О дальнейшей

работе над проектом новой онституции» были исключены ре-
ферендум и срок, когда следующему ъезду надлежало вер-
нуться к рассмотрению проекта. о задание, которое дал он-
ституционной комиссии V ъезд, было признано «выполненным
в основном», дальнейшая работа поручена комиссии и , пред-
ложение о кадровых перестановках оставлено без удовлетворе-
ния

31

. ‡асбулатов мастерски провел свою партию: сдал рефе-

рендум, за который высказался вначале, взял под защиту
онституционную комиссию, поддержал умянцева, в очеред-
ной раз выразил приверженность едеративному договору, ка-
тегорически отверг предложение об удалении  льцина с поста
председателя комиссии, а под конец ъезда неожиданно для де-
путатов, с голоса провел решение о назначении вторым замести-
телем председателя комиссии ябова, на которого он тогда
очень рассчитывал.

опрос о новой онституции прошел сравнительно спокой-

но, главным образом потому, что содержание проекта по суще-
ству не рассматривалось: все внимание было сосредоточено на
поправках к действующей. одразумевалось, что они будут пе-
ренесены в новую онституцию. А пока ‡асбулатов предложил
не гнать лошадей, «создать в обществе нормальное восприятие
ъезда» и решить все вопросы на следующем ъезде. умянцев
же выразил убеждение, что ъезд этот получит «текст высокой
степени готовности», так что принять его можно будет «за не-
дельку»

32

. и тот, ни другой еще не знали, что форсмажорные

обстоятельства не дадут на следующем ъезде продолжить за-
медленный танец вокруг проекта новой онституции.

Обсуждали то бурно, то спокойно множество иных вопро-

сов: положение о вооруженных силах и военную политику, со-
стояние законности, борьбу с преступностью и коррупцией, как
и когда проводить выборы глав администраций и соответствует
ли национальным интересам оссии заключенное накануне сог-
лашение с А об уничтожении и предотвращении распростра-


background image

165

164

;

АЬ

4

1992.

 A

А OЬО  АOА   ‚У О  ОО

дум мог быть назначен по решению , по требованию милли-
она граждан или трети депутатов ъезда. резидентская сторона
настаивала на том, что в этот перечень следует включить и пре-
зидента, поскольку его избирательная база шире, чем у трети де-
путатов. о депутаты отлично представляли, каким сильным ору-
жием в руках президента может оказаться референдум. ротив
президентских поправок проголосовали 350—450 депутатов, т. е.
также изрядная часть «центристов»

37

.

 тот же день  льцин официально предложил кандидатуру

айдара на пост председателя правительства. а, говорил прези-
дент, «...правительство реформ наследует ответственность за все,
что делали и не делали его предшественники. Оно обречено … де-
лать самую черную, самую неблагодарную работу, зная, что ее
результаты не могут проявиться сразу, …обречено принимать не-
популярные решения». ем не менее в итоге года работы «глава
правительства заметно вырос, набрал опыта, чувствует пульс ре-
форм, главное, видит их перспективы». оворя далее о айдаре,
 льцин сказал, что он «пользуется большим авторитетом и в на-
шей стране, и в мире» (в стране, полагали оппозиционеры, — нет,
а если его уважают в мире, то это лишнее подтверждение того,
что премьер проводит антинациональный курс), «это человек му-
жественный, преданный своему делу и просто умный»

38

. Оживле-

ние в зале, зафиксированное в этом месте стенограммой, свиде-
тельствовало, что последнее было «не в коня корм»: каково было
депутатам, многие из которых страдали комплексами, услышать,
что некто — умный!

а следующий день айдар изложил свои намерения.  ко-

роткой речи четко были расставлены акценты. рограмма неот-
ложных мер, сообщил он, разработана вместе с ражданским со-
юзом.  ближайшее время правительство берется сократить
темпы падения производства, сформировать очаги роста в отдель-
ных отраслях, остановить падение уровня жизни и затормозить
инфляционные процессы. Aная, что для депутатов состав прави-
тельства намного важнее заявленной программы, айдар сказал,

OАА

16 

VII

Ъ A О‡  УАО

пообещал «промышленник» ехт. — «айдар вырос. рограмма
более чем достаточная», — парировал  льцин.

азалось, все остаются на своих позициях. еожиданную

струю в разговор вдруг внес ван ыбкин, представлявший «ом-
мунистов оссии»: «ребуется компромисс с вашей стороны, и
тогда под знаком компромисса мы закончим ъезд. от если бы
 или  утверждал несколько министров…». — «рислу-
шайтесь к ыбкину», — поддержал Умар емиров («уверенитет
и равенство»). — «Утверждение 4—5 министров нас устроит.
айдар становится проходным», — уговаривал ;ернов («абочий
союз»). ероятно,  льцин ждал такого поворота обсуждения.
ыслушав еще несколько выступлений, он дал понять, что сейчас
от айдара не отступится, а вот к апрелю (т. е. к следующему
ъезду) «мы отработаем приемлемую для всех кандидатуру». а
худой конец айдар останется исполняющим обязанности. о го-
раздо лучше, если бы ъезд его сейчас утвердил. «авайте разме-
няем, — завершил он встречу. — от если бы была уверенность в
том, что вы поддержите айдара…»

34

.

Уверенности, конечно, быть не могло хотя бы потому, что

ыбкин не контролировал голосование коммунистов, а ‡асбула-
тов (с которым вели закулисные переговоры

35

) — ъезда. а и в

том, что ‡асбулатов намерен выполнить взятые обязательства,
можно было усомниться. ак бы то ни было, едва открылось за-
седание ъезда, президент сделал эффектный (но, как вскоре вы-
яснится, совершенно неэффективный) жест: в порядке законода-
тельной инициативы предложил назначать с согласия  четырех
министров-«силовиков» и иностранных дел

36

.

ъезд проглотил угощение, не выразив особого восторга, и

продолжил работу с поправками к онституции. Он тут же про-
демонстрировал меру своей готовности к согласию, отклонив ряд
принципиальных поправок.  частности, в свою пользу ъезд ре-
шил спор с президентом по жгучему вопросу, который будет сто-
ять в центре их конфронтации в течение всего следующего го-
да, — о референдуме. о онституции всероссийский референ-


background image

167

166

;

АЬ

4

1992.

 A

А OЬО  АOА   ‚У О  ОО

 О

QА ОО

(10—12 

АSЯ

)

ействия президента на VII ъезде видятся мне цепью оши-

бок. Одна совершённая ошибка тянула за собой следующую. е
надо было быть тонким аналитиком, чтобы оценить шансы про-
хождения айдара — после всего, что было сказано и проголосо-
вано, — как весьма низкие. оэтому когда  льцин согласился
сдать позицию, которую агрессивной оппозиции так и не удалось
отвоевать, несмотря на тайное голосование (назначение несколь-
ких министров с согласия парламента), в обмен на обещание
ыбкина проголосовать за айдара (в которое, возможно, ван
етрович сам поверил), он допустил серьезную ошибку. амой
же грубой ошибкой была импровизация, с которой президент
выступил 10 декабря.

Утром 10 декабря на собрании фракции «огласие ради про-

гресса» встал тот же вопрос, что и накануне в кабинете айдара:
«;то делать дальше?». еожиданно меня вызвал посланец ила-
това. ергей Александрович сообщил, что менее чем через час
президент попытается расколоть ъезд, призвав своих сторонни-
ков выйти из зала. Я сказал, что успех подобной акции маловеро-
ятен. ешение принято, возразил илатов

43

. огда я вернулся, до

открытия очередного заседания ъезда оставалось чуть более по-
лучаса. нение фракции было единодушным: задуманная акция не
просто рискованна, она бесперспективна и опасна. оэтому было
решено отрядить к  льцину делегацию: ладимира Oукина, авла
едведева и меня, чтобы убедить президента отказаться от заду-
манного

44

. ракция проявила непростительную для политиков на-

ивность, рассчитывая удержать президента в момент, когда он
принял одно из самых знаменитых своих волевых решений. А по-
скольку времени было в обрез, мы не успели даже обсудить, как
вести себя, когда  льцин выступит с запланированной речью.
прочем, решение вряд ли было бы единодушным.

ем не менее делегация, сознавая ответственность поручен-

ной миссии, отправилась к  льцину. о вступить с ним в разго-

OАА

16 

VII

Ъ A О‡  УАО

что его костяк будет сохранен, но кадровые изменения станут су-
щественными, а отдельные блоки — «укреплены» (намек: практи-
ками).  заключение претендент заявил, что важнейшей задачей
он считает нормализацию отношений с , в том числе по кадро-
вым вопросам

39

.

редлагалась, таким образом, взвешенная, реалистическая

платформа для компромисса. онечно, она была изложена с по-
зиций одной стороны, но при наличии доброй воли и доверия со
стороны депутатов она могла бы стать отправной точкой для его
достижения. о многих последовавших затем выступлениях не
просматривалось, однако, ни того, ни другого. ак можно, твер-
дили ораторы, утверждать главу правительства, работу которо-
го мы только что сами признали неудовлетворительной? (от
почему так важно было для оппозиции отстоять соответствую-
щий пункт постановления.) андидатура айдара — не компро-
мисс. азве он «настолько умен, как было сказано, что он един-
ственный умный гражданин в оссии» — говорил Аксючиц,
играя на уязвленных чувствах депутатов.  сли президент хочет
согласия, пусть предложит кого-либо другого

40

. схода голосо-

вания ждали с нетерпением. ока счетная комиссия устанавли-
вала итоги голосования, ъезд завершал работу над поправками
в онституцию, воспользовавшись подарком, полученным нака-
нуне от президента.  конце дня были объявлены результаты: за
айдара подано 467 голосов, против — 486

41

ечером небольшая группа депутатов отправилась на та-

рую площадь. астроение было поганое. то-то сказал, что надо
все оставить по-старому: айдар — исполняющий обязанности.
«ялый вариант никуда не годится. Aачем нам правительство, ко-
торое все время должно что-то кому-то давать? — возразил ер-
гей овалев. — ужны экстраординарные меры». — «Я готов
баллотироваться до посинения, но не готов ни в чем уговаривать
президента», — сказал айдар.  на вопрос «;то мы делаем зав-
тра?» ответил: «ичего не делаем»

42

. о завтрашний день гото-

вил сногсшибательный сюрприз.


background image

169

168

;

АЬ

4

1992.

 A

А OЬО  АOА   ‚У О  ОО

схлестнувшихся в конфликте.  зависимости от исхода рефе-
рендума вслед за тем должны были последовать перевыборы
президента либо парламента.  льцин не назначил референдум,
поскольку онституция не наделяла его таким правом, а пред-
ложил сделать это тем, кто мог инициировать и принять реше-
ние: миллиону граждан, депутатам, ъезду. Он, вероятно, верил
в своей успех на референдуме и не так далек оказался от исти-
ны, как то и показало волеизъявление граждан, состоявшееся
даже не по следам событий, а в апреле.

Акция эта, однако, провалилась политически.  дело даже не

в том, что опасен и вреден был сам курс на обострение конфрон-
тации. а каждый шаг принявшего очередное импульсивное реше-
ние президента

46

оппозиция, тоже обреченная на импровизации,

находила в общем-то адекватный ответ. а призыв к сторонникам
президента тут же выйти из зала в рановитую палату (подразу-
мевалось — чтобы лишить ъезд кворума) — мобилизацией соб-
ственных сил и воздействием на нейтралов.  результате сразу же
объявленной регистрации кворум был сохранен: число зарегист-
рировавшихся депутатов — 715 — превысило необходимый мини-
мум на 24 человека

47

. а заложенную в президентском сценарии

попытку первого заместителя председателя  илатова по стар-
шинству взять на себя ведение ъезда и объявить перерыв — мол-
ниеносной реакцией уже объявившего о своей отставке ‡асбула-
това, передавшего председательствование Юрию Ярову, который
продолжил заседание. а выход сотни с небольшим депутатов из
зала — предложением «приостановить на данном ъезде» полно-
мочия депутатов, «срывающих его работу», которое сделал са-
ков, предусмотрительно заготовивший соответствующую пись-
менную поправку в регламент

48

. а заявление  льцина, что айдар

останется исполняющим обязанности премьера — предложением
Андрея оловина сразу же на ъезде утвердить закон о правитель-
стве в редакции

49

. а демонстративную отставку ‡асбулато-

ва — ее практическим отклонением и скорым возвращением пре-
одолевшего обиду спикера

50

.

OАА

16 

VII

Ъ A О‡  УАО

вор на этом ъезде даже депутатам было уже не так просто, как
прежде: на пути встали коржаковские люди с каменными лицами
и оловянными глазами. ы попытались им объяснить, что от на-
шей встречи с президентом до открытия заседания зависит судь-
ба парламента и более того — демократического процесса в ос-
сии. ам бесстрастно отвечали, что  льцин еще не приехал.
оэтому мы смогли подойти к нему, лишь когда он занял свое
место в президиуме ъезда, а ‡асбулатов открывал заседание.
ы подошли сзади и стали произносить какие-то пронзитель-
ные, как нам казалось, слова.  льцин сидел набычившись, не по-
ворачивая к нам головы. ажется, он ничего не сказал в ответ и
только махнул рукой. ;ерез минуту он уже стоял на трибуне.

овинившись в том, «что ради достижения политического

согласия неоднократно шел на неоправданные уступки» и терял
на это время, поскольку «договоренности, как правило, не со-
блюдались», и отметив, что «нас подводят к опасной черте, за ко-
торой — дестабилизация и экономический хаос, толкают к гра-
жданской войне», он подошел к главному: « таким ъездом
работать дальше стало невозможно». евозможно далее рабо-
тать и с ‡асбулатовым, которого «защищал грудью только что
созданный ронт национального спасения» и который стал
«проводником этого обанкротившегося курса»

45

.

одержалось ли в этом выступлении  льцина посягатель-

ство на онституцию, как поторопилась объявить оппозиция?
умаю, что в тот момент президент за ее рамки еще не вышел.
Он сделал важную оговорку («Я не призываю распустить
ъезд») и предложил решить спор уже через месяц, в январе
1993 г., посредством референдума. ормулировка вопроса на
референдуме «ому вы поручаете вывод страны из экономиче-
ского и политического кризиса, возрождение оссийской еде-
рации: нынешнему составу ъезда и ерховного овета или
резиденту оссии?» была юридически не вполне корректной.
о ее политический смысл заключался в том, чтобы вынести на
суд избирателей вопрос о поддержке той или иной стороны из