Файл: Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Т.2. М. 2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3267

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

191

OАА

16 

VII

Ъ A О‡  УАО

190

;

АЬ

4

1992.

 A

А OЬО  АOА   ‚У О  ОО

64

едьмой съезд… — . 4. — . 197—198.

65

остиков $. Указ. соч. — . 148—149.

66

ам же. — . 147.

67

Aапись на собрании «оалиции реформ» 11.12.1992. — Архив 

автора.

68

Aапись на заседании III съезда «емократической оссии» 19—20 декаб-

ря 1992 г. — Архив автора.

69

едьмой съезд… — . 4. — . 215, 216, 223, 228—229.

70

ам же. — . 217, 218, 222—224.

71

редложения парламентских фракций   по кандидатурам на пост

председателя правительства . — Архив автора.

72

а трибуну был приглашен только аданников, который на этом заседании

подписал себе приговор, сказав, что главная линия правительства «совершенно
правильная», что у него «совершенно нет опыта работы на государственном уров-
не» и что председателем правительства должен быть айдар (едьмой съезд… —
. 4. — . 257).

73

ам же. — . 260—261.

74

#льцин 6. Указ. соч. — . 298.

75

езультаты тайного голосования через электронную систему были тако-

вы: за ;ерномырдина проголосовал 721 депутат, против — 172, воздержались 48
(едьмой съезд… — . 4. — . 264). ыбор  льцина был в значительной мере
предопределен рекомендацией айдара, который не согласился сам снять свою
кандидатуру («так как не уверен в том, что политика реформ будет продолжена
преемником»), но сказал, что из двух оставшихся коков неприемлем, а в поль-
зу ;ерномырдина говорят его деловые и человеческие качества: «…был челове-
ком исполнительным, в общеэкономические вопросы не встревал и, на мой
взгляд, неплохо справлялся со своими обязанностями,  премьеры, расталкивая
других руками, не рвался и с самого начала сказал, что если будет необходимо,
снимет свою кандидатуру» ('айдар #. Указ. соч. — . 234—235). римерно в те
же часы, когда  льцин встречался с айдаром, ;убайс, беседуя с группой демо-
кратических депутатов, иронизировал: «иктор тепанович непрестанно задает
нам вопрос “огда отзывать свою кандидатуру?”».

76

Aапись встречи айдара с группой депутатов 14.12.1992. — Архив автора.

77

саков $. оспереворот: арламентские дневники 1992—1993. — .,

1995. — . 218.

78

#льцин 6. Указ. соч. — . 296—297.

79

'айдар #. Указ. соч. — . 233.

80

ос. газ. — 1993. — 9 янв.

81

Эпоха  льцина… — . 253—254.

82

Aаписи на заседании III съезда «емократической оссии» 19—20.12.

1992. — Архив автора.

главную задачу. Я кое-что сделал, чтобы конституционные поправки не прошли
в кабинах, объявил он и поведал, что при тайном голосовании подал свой голос
за айдара: он талантливый человек, но при всем моем и вашем желании с его ут-
верждением на ъезде ничего не получится, ибо депутаты голосовали против
стоящей за ним шайки Eурбулиса. кажите E. ., чтобы он не настаивал: ъезд
отвергнет — будет хуже…». (Aапись встречи актива фракции р с . ‡асбула-
товым 10.12.1992. — Архив автора). аже если ‡асбулатов сказал правду, его
голос, поданный в кабине, потерялся среди сотен других. А просьбу  льцина
о публичном выступлении за айдара он не выполнил.

56

ри обсуждении вопроса о ротации  11 декабря ‡асбулатов бросил

пробный шар: несколько председателей комитетов и комиссий, сказал он, сбежа-
ли вчера из зала. ъезд должен высказаться, следует ли их оставить председате-
лями и членами  (едьмой съезд… — . 4. — . 31). Aаменой неугодных по-
слушными людьми спикер займется в следующем году.

57

едьмой съезд… — . 3. — . 203—204.

58

Экспресс-опрос Оа, на который он сослался в разговоре, как буд-

то бы показывал и одобрение его демарша, и превосходство его рейтинга на рей-
тингом ‡асбулатова и ъезда (Эпоха  льцина... — . 250).

59

Aапись встречи актива фракции р с E.  льциным 11 декабря 1992 г. —

Архив автора. екоторые фрагменты иной записи этой встречи, которые воспроиз-
водит . остиков, могут создать искаженное впечатление: получается, будто  ль-
цин просто отчитывал своих колеблющихся сторонников. еточно и его утвержде-
ние, что фракция р осталась в зале (остиков $. оман с президентом. — .,
1997. — . 150—152).

60

резидента на переговорах представляли айдар, его заместитель ахрай,

секретарь овета безопасности коков, министр обороны рачев, глава админис-
трации осковской области яжлов, а депутатский корпус — вице-спикеры Яров
и ябов, председатель  арелии тепанов, президент Якутии иколаев, пред-
седатель Архангельского облсовета уськов, депутаты орин и равкин. аботу
комиссии с президентской стороны возглавлял айдар, с парламентской — ябов.
‡асбулатов не включил в делегацию «ястребов», заинтересованных лишь в раз-
жигании скандала. ока соглашение дорабатывалось, выступили представители
всех фракций. ;аще других звучали три предложения: сразу же принять закон
о правительстве, назначить премьера и не проводить референдум.

61

едьмой съезд… — . 4. — . 191—193.

62

ам же. — . 194, 301—303. остановление предусматривало также, что

заполнение вакансий в онституционном суде откладывается до принятия новой
онституции, а обязанность президента согласовывать назначение и смещение
глав администраций с местным советом — до новых выборов в эти советы. Aа по-
становление проголосовал 541 депутат, против — 98, воздержались 67.

63

азъяснение онституционной комиссии. 12.12.1992. — Архив автора.


background image

193

83

Oидеры «оссийского единства» на пресс-конференции 17 декабря заяви-

ли об условной поддержке правительства ;ерномырдина.

84

огда я об этом сказал, политолог иктор увалдин заметил: если пра-

вительство айдара — лучшее, что у нас есть в структурах власти, то бедная ос-
сия! (Aапись на Ученом совете ЭО А. 15.01.1993. — Архив автора).
 несчастью, это не было полемическим преувеличением.

ложные проблемы всегда имеют простые, 

легкие для понимания, неправильные решения.

<акон 'россмана

 начале года выдалось несколько свободных дней. Я взял с

полки книгу, давно прочитанную, к которой потянуло, из кото-
рой забылось все, кроме сюжета и нескольких запавших в па-
мять сцен. ыбор был не случаен: это был «евяносто третий
год» юго. о, что вершилось 200 лет назад во ранции, каза-
лось, готово повториться здесь, в оссии. раздник всеобщего
братства, ликующие толпы парижан на развалинах сдавшейся
Eастилии были в прошлом, а на смену через четыре года пришли
голодные очереди у закрытых лавок, одичание и озверение, сме-
нявшие друг друга трибуны, бессильные справиться с силами,
которые вышли на поверхность, доносы и казни. се это — не-
отвратимый путь великих революций? 

ва символа, два разноликих зла столкнулись друг с другом

на страницах знаменитого романа — средневековая башня ург,
старинное страшное обиталище феодалов в андее, и воздвигну-
тая рядом с нею гильотина. «Это страшилище, эта каменная гро-
мада была величественна и гнусна, но плаха с треугольником бы-
ла хуже. азвенчанное всемогущество трепетало перед

часть 5

1993. ГРОЗОВОЙ ГОД


background image

195

194

;

АЬ

1993.

ОAОО О

OАА

17

ОО УЯ

глава 17

Компромисс рушится

ам мало добиться успеха.

адо еще, чтобы друзья 

наши потерпели крах.

рансуа де )арошфуко

Я  1993 года.

KО KАА

«93-

 О

— 

О АЬ

2

овый год оссия встретила в условиях острого экономи-

ческого и политического кризиса, без утвержденного государст-
венного бюджета, с продолжающимся противостоянием рези-
дента и большинства депутатского корпуса, сковывающими друг
друга, с правительством, обреченным на лавирование между ни-
ми, без новой онституции и четкой перспективы ее утвержде-
ния, с ощущением тупика и неясными надеждами на улучшение,
которое обещано к концу года. од этот, однако, еще предстоит
пройти, а сам его порядковый номер вот уже двести лет вызыва-
ет ужасные реминисценции у всех, кто помнит историю.

 сли бы можно было быть уверенным, что демократиче-

ские преобразования, изменившие лицо страны после 1985 г., не-
обратимы, то разумнее всего в создавшейся ситуации было бы

всемогуществом новоявленным. сторическое преступление
взирало на историческое возмездие. Eылое насилие тягалось с
сегодняшним насилием; старинная крепость, старинное страш-
ное обиталище сеньоров, в стенах которого звучали вопли пыта-
емых, это сооружение, предназначенное для войн и убийств, ны-
не непригодное ни для жилья, ни для осад, опозоренная,
поруганная, развенчанная груда камней, столь же ненужная, как
куча золы, мерзкий и величественный труп, эта хранительница
ужасов минувших столетий смотрела, как наступает грозный час
живого времени. черашний день трепетал перед сегодняшним
днем; жестокая старина лицезрела новое страшилище и склоня-
лась перед ним; то, что стало ничем, глядело сумрачным оком на
то, что стало ужасом; видение всматривалось в призрак»

1

.

Ассоциации казались слишком навязчивыми, аллюзии —

чрезмерно прозрачными. едь столетия, пел Александр алич, —
пустяк. еизбежна ли гильотина, чтобы уйти от старой, сталин-
ской и послесталинской империи? ли, того хуже, гильотина ста-
нет орудием реванша и башня будет воздвигнута вновь? идения
и призраки заполняли не открывшееся еще пространство начав-
шегося года.


background image

197

196

;

АЬ

1993.

ОAОО О

виях еще более разваленной экономики и снизившегося уровня
общественного благосостояния. омнительно, что столь непо-
пулярный курс, да еще и при отсутствии собственного парла-
ментского большинства у квазицентристов вообще удастся
проводить при сохранении демократического строя.

о-вторых, сила квазицентристов, как уже отмечалось, во

многом носит заемный характер, их коалиция рыхла и разнород-
на. олучив власть, она в еще большей мере, чем в оппозиции,
будет раздираться разными программами вошедших в нее поли-
тических организаций и честолюбивыми амбициями лидеров.
ри таких обстоятельствах правительство, опирающееся на
ражданский союз, может повторить судьбу кабинетов Eрю-
нинга и фон апена в ермании в трагическом 1932 г.: на ее пле-
чах в условиях обострения социально-экономической ситуации
может прорваться к власти агрессивная оппозиция.

о даже если рассчитывать, что игра не выйдет за рамки

парламентаризма, резидент и поддерживающие его демокра-
тические силы, сдав власть, ничего не выиграют: резидент —
потому что он все равно будет нести ответственность за проис-
ходящее, демократы — потому что, потеряв даже те ограничен-
ные рычаги влияния на государственную политику, которые у
них еще сохранялись, не успеют реализовать преимущества оп-
позиции к моменту следующих выборов.

прочем, если добровольной сдачи власти и не произойдет,

но социально-экономическая ситуация будет ухудшаться и со-
бытия будут предоставлены их собственному ходу, дрейфую-
щий вправо и уже выражавший свое разочарование составом
правительства ;ерномырдина парламент на VIII ъезде может
внести в онституцию поправки, которые не удалось провести
на VII Cъезде, и поставить правительство под свой контроль.

еоретически существует иной выход из политического

тупика: опираясь на поддерживающий резидента политиче-
ский актив общества и используя инструментарий референдума,
форсировать досрочный роспуск ъезда и ерховного овета,

OАА

17

ОО УЯ

сыграть на опережение событий и поручить формирование пра-
вительства лидерам ражданского союза с тем, чтобы они попы-
тались реализовать рекламируемую ими экономическую про-
грамму. Это означало бы переход движения «емократическая
оссия» и ориентированных на него сил в оппозицию и отход
резидента от непосредственного управления, как это было во
ранции в короткий период сосуществования социалистическо-
го президента и правоцентристского правительства, опиравшего-
ся на парламентское большинство.

альнейшее развитие событий — при соблюдении демо-

кратических «правил игры» — должно было бы показать одно
из двух. Oибо экономическая стратегия правительства айдара
была ошибочной и существуют менее болезненные для общест-
ва формы перехода. Oибо реалистической альтернативы этой
стратегии в ее фундаментальных чертах (а не в частных коррек-
тировках, к которым было готово само это правительство) нет.
 сли, конечно, не считать таковой возврат к госзаказу, распре-
делительной системе, нажиму на собственников, продразверст-
ке, административному контролю над ценами и заработной пла-
той и, в конечном итоге, к улагу, ибо он, пусть не в сталин-
ском, а в смягченном, брежневско-андроповском варианте, не-
обходимый элемент этой системы.

о именно потому, что отход оссии от вековых традиций

авторитарного строя нельзя считать необратимым, сдача вла-
сти квазицентристам сопряжена с двумя серьезными опасно-
стями. о-первых, весьма вероятно, что новый экономический
эксперимент — включение заднего хода на значительной ско-
рости — ослабленное хозяйство может не выдержать. едь все
содержательные положения экономической программы оппо-
зиции сопряжены с развязыванием либо открытой инфляции
(субсидии, выплаты, льготы), либо инфляции в подавленной
форме, в виде товарного дефицита, бартера, карточной систе-
мы, черного рынка и т. д. А это означало бы, что денежно-фи-
нансовую стабилизацию придется начинать сначала, но в усло-


background image

199

198

;

АЬ

1993.

ОAОО О

тен он ни был в нынешнем оформлении, и откроет дорогу авто-
ритарным поползновениям с той стороны, откуда диктатура ча-
ще всего угрожает обществу: от гипертрофии исполнительной
власти. Это опасно при данной конъюнктуре, ибо и нынешние
президентские государственные структуры не столь уж отлича-
ются по профессиональным качествам и демократическим убе-
ждениям от парламентских, а сам резидент слишком часто,
формируя штат своих сотрудников, приближая одних и удаляя
других, демонстрировал неизжитый «обкомовский», волевой
стиль.  ще более опасно закреплять в новой онституции, рас-
считанной на долговременное существование, черты президент-
ской, плебисцитарной формы государственного устройства. 
 стране с неустоявшимися демократическими традициями это
может дать очень горькие плоды — и не в столь уж отдаленном
будущем. резидентские выборы 1996 г. не за горами. адо ли
торопиться наделять неизвестного пока избранника максиму-
мом конституционных прав?

Aдесь, изложив два, по-видимому, наиболее вероятных ти-

повых варианта дальнейшего развития событий, можно было бы
поставить точку. о в российской политической литературе по-
добного жанра принято впрямую связывать анализ с ответом на
вопрос: «;то делать?».

режде всего, на мой взгляд, необходимо уяснить, что 

в сложившихся условиях — а условия эти, прежде всего соци-
ально-экономические, по мановению волшебной палочки изме-
нить нельзя — нового прорыва к либеральной демократии быть
не может. рорыв может быть только к диктатуре.

У демократов никогда не было парламентского большин-

ства, и их линия никогда, разве что за исключением августов-
ских дней и еще двух-трех эпизодов, не определяла всецело по-
литику E.  льцина, в особенности кадровую политику. овое
заключается в том, что рядом с демократическими и постком-
мунистическими структурами возникают иные, претендующие
на свою долю власти и влияния. Одни из них стремятся окрасить

OАА

17

ОО УЯ

досрочные парламентские выборы на основе новой онститу-
ции, которая резко сместит баланс властей в пользу резидента
и будет проведена также посредством референдума. ступление
на этот путь представляется мне не менее опасным и вредонос-
ным, чем ползучая реставрация.

о-первых, надо понять всю иллюзорность противопостав-

ления «всенародно избранного резидента» «партократическо-
му» ъезду. осле президентских выборов в обществе произо-
шел сдвиг не меньший, чем между парламентскими выборами
1990 г. и президентскими 1991 г. оэтому нет никакой уверенно-
сти в том, что референдум, если ему будет придан конфронтаци-
онный характер, укрепит позиции резидента, а не поднимет
противостояние на более высокую ступень. огласно декабрь-
скому опросу О среди горожан оссии идею референду-
ма поддержали 42%, не поддержали 38%. равда, резидента
поддерживают 41%, а ъезд — лишь около 16% респондентов,
но 43% либо еще не определили свою позицию, либо не собира-
ются участвовать в референдуме. Обольщаться низким рейтин-
гом ъезда опрометчиво: прямая схватка, скорее всего, приведет
к поражению обеих сторон. едаром в ходе декабрьских опросов
от 40 до 50% граждан констатировали ослабление позиций ре-
зидента.

о-вторых, если за референдумом пройдут выборы до поя-

вления ощутимых признаков улучшения социально-экономиче-
ского положения будь то в парламент, будь то в Учредительное
собрание, и если их вообще удастся провести, то они, скорее все-
го, дадут представительный орган еще менее профессиональный,
более популистский, более раздираемый на части не только по-
литическими, но и местническими устремлениями. е исключе-
но, что некоторые республики вообще будут бойкотировать как
референдум, так и выборы.

-третьих, в проблематичном случае успеха «президент-

ской партии» на референдуме, достигнутый перевес лишит ис-
полнительную власть необходимого противовеса, как бы дефек-