Файл: Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Т.2. М. 2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3303

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

371

OАА

20 

А О

ОУ

370

;

АЬ

1993.

ОAОО О

 нем депутатам — сторонникам президента было рекомендовано
следовать алгоритму, изложенному ахраем, а если ъезд возна-
мерится внести в проект, который еще предстояло создать на ,
какие-либо изменения, не согласованные с президентом и субъе-
ктами едерации, —  отказаться от участия в работе парламента.
Aаявление было разослано по телеграфу всем депутатам. о за-
помнилось это действо скорее застольем, на котором одни натуж-
но имитировали веселье, а иные торопились забыться — благо,
средство к тому было обильно выставлено на столах. од конец
над головами пирующих просвистела запущенная кем-то, но,
по счастью, ни в кого не попавшая бутылка

43

есмотря на большой разброс оценок, прогнозов, рекомен-

даций со стороны политиков, более или менее решительно под-
державших инициативу президента, все они полагали, что с 
и  надо либо как-то договориться на базе «президентского»
проекта, либо — к тому склонялось большинство — обойти их
или удалить из конституционного процесса. ными словами, пар-
ламент рассматривали как пассивный объект целенаправленной
политики, в худшем случае способный затормозить, но не поме-
шать продвижению к новой онституции. о, что он может сыг-
рать активную, самостоятельную роль, во внимание не принима-
лось. ежду тем появление «президентского» проекта
подстегнуло необычайную активность парламента, обладавшего
и собственным (правда, не доведенным до необходимой кондиции)
проектом, и вполне легитимным способом его продвижения.

29 апреля, в день, когда  льцин представлял свой проект ру-

ководителям субъектов едерации, по инициативе ‡асбулатова
и ябова в повестку дня  неожиданно был включен дополни-
тельный вопрос — о онституции. роект постановления, внесен-
ный от имени фракции «оссия», докладывал член этой фракции,
секретарь  ван едосеев. апомнив депутатам, что основные
положения официального проекта онституции уже были одоб-
рены VI ъездом, докладчик предложил календарный график до-
работки этого проекта. Оппозиция в лице одной из своих ядерных

надлежащим образом подобранных представителей в ентре
и одобрить проект здесь. Это могут быть представители только
от регионов. онечно, действующая онституция такой порядок
не предусматривает, но переход от одной системы к другой и не
может идти в соответствии со всеми ее статьями. а онститу-
ционном совещании спроектирован баланс: участие депутатского
корпуса и «подключение других политических сил» — противо-
вес претензиям регионов, участие регионов — противовес «бе-
зумству ъезда».

азногласия возникали практически по каждому вопросу.

Ясно было одно: ни один из обсуждавшихся вариантов успеха не
гарантирует. ;тобы хоть как-то подвести итог дискуссиям и при-
вести депутатов, на поддержку которыми «президентского» про-
екта можно было рассчитывать, в состояние мобилизационной
готовности, кремлевская администрация за несколько дней до на-
чала работы  собрала около двухсот лояльных депутатов в од-
ном из подмосковных пансионатов. Это была едва ли не послед-
няя попытка создать хоть какую-то базу поддержки для новой
президентской инициативы в парламенте. о поскольку способ
реализации этой инициативы был неясен самим устроителям, об-
суждение пошло вразнобой. ри старой онституции, которую
ъезд может легко корректировать в свою пользу, больше жить
нельзя. овую надо принимать немедленно. з-за отсутствия
онституции может умереть российское государство, убеждали
илатов и ахрай.  этим, собственно, никто из собравшихся не
спорил. о и организаторы последнего многолюдного собрания
демократических парламентариев, и тем более сами депутаты до-
вольно смутно представляли, как следует поступать при различ-
ных вариантах развития событий. нова и снова повторяли, что
уход 350 депутатов мог бы делегитимировать ъезд, но реалисты
говорили: в лучшем случае наберется сотня «отказников». Ясно
было, что ничего хорошего большинство собравшихся не ждет.
умбурное обсуждение не прибавило ни ясности, ни надежд,
ни оптимизма. Aавершилось оно заявлением в поддержку .


background image

373

OАА

20 

А О

ОУ

372

;

АЬ

1993.

ОAОО О

завершения работы».  другом одобрялись основные положения
проекта, доработанного в соответствии с решениями VIII
(фактически умянцевым и привлеченными им экспертами)

45

.

скоре, однако, парламентариям довольно бесцеремонно бы-

ло указано место, которое теперь им отводилось в конституцион-
ном процессе. Aаседание онституционной комиссии  льцин
объявил незаконным

46

, а 11 мая собрал в ремле совещание сво-

их сторонников, которые днем позже будут введены в состав ра-
бочей комиссии онституционного совещания. ысказывания
президента на этом совещании, казалось, противоречили друг
другу. менуя вновь создаваемый институт то собранием, то со-
вещанием, он сказал сначала, что «на онституционном собрании
можно будет принять проект онституции», а само собрание —
преобразовать в овет едерации, который станет одной из палат
парламента, сформированной регионами по собственному усмот-
рению.  заключительном же выступлении он был значительно
осторожнее:  созывается для работы, а не для принятия он-
ституции; регионы парафируют итоговый документ, после этого
решим, как его принимать. рудно сказать, отражало ли это ко-
лебания  льцина или представляло собой зондаж реакции аудито-
рии, к чему он прибегал теперь все чаще. о в любом случае ни
для , ни для  места не оставалось: все полезное из имею-
щихся проектов, сказал  льцин, уже использовано. ам указыва-
ют, что оба проекта совпадают то ли на 60, то ли на 90%, гово-
рил ахрай. усть так, но они не сходятся концептуально.
рафик, утвержденный , был проигнорирован. очти все
участники совещания настаивали, что работу надо форсировать.
«Oибо мы предельно ускоряем конституционный процесс, либо
будем писать онституцию для того государственного образова-
ния, которого уже не будет», — заявил один из них

47

.

еперь уже ерховному овету надо было утверждать свое

лидерство в конституционном процессе. 25 мая были проведены
парламентские слушания по проектам онституции, на которых
и ябов, и умянцев, и большинство выступавших отстаивали пре-

групп — фракции «оссия» — в обход и овета фракций, и 
сделала заявку на перехват конституционной инициативы.  ито-
ге короткого обсуждения было принято практически единогласно
постановление «О завершении работы над проектом онституции
», в котором было детально расписано дальнейшее его продви-
жение: до 20 мая — доработка и согласование с президентом ос-
новных положений, до 10 июня — сбор замечаний и предложений,
поступающих из субъектов едерации, до 30 июня — доработка
проекта в  с учетом этих замечаний, до 10 октября — постатей-
ное рассмотрение проекта, не позднее 15 октября — его публика-
ция, 17 ноября — созыв специального ъезда для рассмотрения
и принятия новой онституции. роме того, омитету  по за-
конодательству и  поручалось подготовить поправки в дейст-
вующую онституцию о порядке принятия онституции новой

44

.

 день, когда о предстоявшей публикации «президентского»

проекта депутаты знали лишь со слухов, можно было планиро-
вать продолжение конституционного процесса так, будто парла-
мент является его единственным двигателем. о 30 апреля этот
проект был опубликован, а 6 мая поступил в , которую ‡ас-
булатов собрал уже на следующий день. Aамешательство — так
коротко можно оценить атмосферу, царившую в .  этому
времени она всецело управлялась руководителями . о что
делать в новой ситуации, они не знали. ‡асбулатов сказал, что он
не исключает возможности рассмотреть проект президента, хотя
и удивлен способом его действий. умянцев выразил недоумение:
что еще надо президенту после того, как почти все его поправки
были внесены в официальный проект?  своем стиле выступил
лободкин: если будем обсуждать только два «капиталистиче-
ских» проекта («один с демократическим лицом, другой откро-
венно фашистский»), «ничего хорошего не выйдет» — есть ведь
еще и коммунистический проект.  итоге  приняла два поста-
новления.  одном предлагалось учесть ряд положений «прези-
дентского» проекта при доработке официального текста, а  ль-
цину и ябову — сформировать рабочую группу «для


background image

375

OАА

20 

А О

ОУ

374

;

АЬ

1993.

ОAОО О

подготовке единого проекта онституции»; в этом ряду онститу-
ционное совещание, созываемое президентом, стояло на предпос-
леднем месте — перед «иными совещательными органами». з по-
становления, первоначально предложенного умянцевым, были
убраны подробный график прохождения проекта онституции,
варианты развития событий, возможность передачи ъездом пол-
номочий по принятию онституции избранному онституционно-
му собранию, если ъезд не сможет утвердить согласованный
проект

49

.

 результате на свет появилось еще одно постановление —

заведомо неисполнимое. Осторожность ‡асбулатова, настойчи-
во удалявшего из этого документа все острые углы, была вполне
объяснима: спикер понимал, что в сложившихся условиях ника-
кой проект онституции не имеет шансов собрать на ъезде две
трети голосов. роект  имел решающее преимущество перед
«президентским» с точки зрения легитимности его продвиже-
ния. о чтобы это преимущество реализовать, надо было, дей-
ствуя согласованно, быстро и решительно, играть на опереже-
ние, ставя своего политического противника, как это делал
 льцин, перед свершившимися фактами. а это неустойчивое
большинство парламента оказалось неспособно.

 его арсенале были по крайней мере два способа нетриви-

ального поведения. ервый — проведение референдума (назначе-
ние которого было прерогативой парламента, а не президента) по
двум—трем проектам онституции.  этом случае голоса бы раз-
дробились, и ни один из проектов (в том числе, конечно, и «пре-
зидентский») не получил бы требуемой по закону поддержки.
торой — форсирование ползучей конституционной реформы,
ограничивавшей полномочия президента, что уже было начато на
VII и VIII ъездах. о вести игру на опережение, безусловно,
чреватую неожиданностями, противники  льцина не решились.
Eольше всего их устраивало сохранение конституционного
статус-кво — действовавшего Основного закона, который они
рассчитывали постепенно подправлять в свою пользу. иксируя

имущества проекта .  последующие дни слушания перетекли
в совещание нескольких сот депутатов советов разных уровней,
на котором ‡асбулатов формировал свою базу поддержки. ако-
нец, накануне открытия  — 3 и 4 июня конституционные про-
блемы вновь обсуждал .  здесь обнаружилась главная сла-
бость официального проекта. ело было не только
в расхождениях с проектом «президентским» — сами депутаты
по-разному представляли и ключевые положения основного зако-
на, и порядок его введения в жизнь. «е будем утопистами, — го-
ворил умянцев, представлявший проект постановления от лица
рабочей группы , — по целому ряду вопросов никакого согла-
сования, наверное, не получится.  надо вынести на всенародное
обсуждение эти варианты». очему мы должны согласовывать
только два проекта, есть ведь еще вполне доброкачественный наш
проект, говорили коммунисты. остановление ограничивает уча-
стие субъектов едерации в доработке проекта, по сути, игнори-
рует едеративный договор, жаловались «автономы». екоторые
депутаты вменяли авторам проекта потерю темпа: он «был бы хо-
рош 2 мая, но не 2 июня». умянцев отбивался: «Я не в цейтноте,
до 17 ноября [предлагавшаяся дата созыва ъезда] — очень много
времени». ихаил Aахаров неожиданно объявил, что «группа де-
путатов, специалистов высокой квалификации» уже подготовила
объединенный проект онституции; незачем больше строить гра-
фики — «мы нашли другой путь принятия онституции»

48

 итоге всей этой беспорядочной, растянувшейся на три засе-

дания  дискуссии было принято постановление, предписывав-
шее  не позднее 30 июня согласовать с президентом основные
положения проекта, в течение трех месяцев провести всенародное
его обсуждение и после дополнительного согласования 17 ноября
внести на очередной ъезд. , явно недооценивая фактор време-
ни, замедлял темп: теперь уже в отличие от апрельского постано-
вления на ноябрьском ъезде предполагалось принять онститу-
цию лишь в первом чтении.  постановлении содержался также
перечень субъектов, чьи предложения надлежало «учитывать при


background image

377

OАА

20 

А О

ОУ

376

;

АЬ

1993.

ОAОО О

рого Eорис  льцин будет постепенно опускать планку своих
притязаний», сопровождал его  оговоркой: «Eоюсь, однако, что
даже такой взгляд можно сегодня счесть излишне оптимистиче-
ским»

51

.

обытия, однако, изначально стали разворачиваться по бо-

лее мягкому варианту. , приступая к работе, должно было ре-
шить, будет ли за основу взят один лишь «президентский» проект
или равный ему статус будет придан также официальному проек-
ту . а предварявшем открытие  заседании «комиссии и-
латова» 4 июня я предложил: «ами секции могут принять реше-
ние о том, что статья, посвященная такому-то вопросу, берется за
основу в том варианте, который присутствует в тексте проекта
онституционной комиссии», поскольку некоторые вопросы
в нем «решены, с моей точки зрения, лучше». редложение это
поддержал ахрай

52

. след за тем  льцин, открывая , сказал,

что «хотя некоторые серьезные проблемы в рамках проекта
[онституционной] комиссии так и не нашли разрешения», раз-
дел о правах человека получился в нем «удачнее»

53

.

игнал этот был вначале воспринят не всеми. «Один про-

ект — одна онституция», — напутствовал первую группу ее
координатор ;ерномырдин

54

. «резидентский» проект был при-

нят за основу как единственный в третьей и пятой группах еди-
ногласно, причем Алексеев, один из авторов проекта, заявил
о своем несогласии с президентом в том, что за основу следует
взять первые две главы из проекта

55

. олько вторая и четвер-

тая группы решили продвигаться по двум текстам параллельно,
в каждом случае решая, формулировку какого проекта следует
взять за базовую. о проект  и сопоставительная таблица по
обоим проектам были розданы всем участникам, и логика само-
го процесса поиска вариантов, способных наиболее адекватно
отразить позиции, складывавшиеся в группах, поставила конку-
рирующий проект практически в равную позицию с исходным

56

.

о, что в работе оказались разные варианты, не только ставило
участников дискуссии перед необходимостью выбора, но и не-

неловкие движения президента и его сторонников, их разноречия
в том, что следует делать завтра, оппозиция, хотя непрерывно
и твердила об угрозе государственного переворота, странным об-
разом всерьез его не принимала.  своей тактике она исходила из
того, что самые общие условия, в которых разворачивалась при-
обретавшая все большее ожесточение борьба, останутся неиз-
менными, по крайней мере, до ноября. бои, которые обнаружи-
лись в начале работы , неясность его перспективы, казалось,
подтверждали правомерность такой тактики.

А   ОУООО ОXАЯ

Острые вопросы, вызывавшие ожесточенные споры в обществе,
встали теперь перед самим . лавный и наиболее общий из
них — насколько решительно, жестко и быстро намерен прези-
дент продвигать свой проект.  организации собственной работы
онституционному совещанию предстояло пройти несколько
развилок и на каждой из них сделать выбор.

 глазах большинства привлеченных к участию в  поли-

тиков и экспертов первым тестом, выявляющим намерения его
организаторов, должны были стать возможности и пределы кор-
ректировки текста, для обсуждения которого и созывалось сове-
щание. Eудет ли обсуждение организовано по не позабытым со-
ветским трафаретам — «командно-штабным учениям, где все
разложено по полочкам, всем расписаны роли, четко определены
исполнители и конечные результаты», как выразился один депу-
тат

50

, или же  сможет основательно переработать проект (ра-

зумеется, в той мере, в какой его участники, состав которых был
весьма разнолик, сумеют договориться меж собой)? Ожидания,
в общем, простирались не слишком далеко. нимательный на-
блюдатель и участник конституционных процессов лья аб-
линский, высказав предположение, «что данный проект — лишь
исходный пункт длительного политического торга, в ходе кото-


background image

379

OАА

20 

А О

ОУ

378

;

АЬ

1993.

ОAОО О

го характера — вступительным и заключительным. авление
«снизу», желание многих выговориться в присутствии президен-
та, изложить особенности своего подхода на широкой публике
были столь велики, а проблемы, которые требовали импозантно-
го сценического действия, столь неожиданны, что число общих
собраний пришлось увеличить до пяти.

ежду тем временной dead-line остро ощущался кремлев-

ской администрацией. ело было не только в том, что значитель-
ные ее силы были отвлечены на обслуживание онституционно-
го совещания.  назначил, как мы помним, внеочередной ъезд
по конституционным вопросам на середину ноября. едя игру на
опережение, желательно было до того не только если не принять,
то предъявить обществу законченный и поддержанный влиятель-
ными силами конституционный проект, но и переизбрать парла-
мент — предположительно в октябре. А так как подготовка вы-
боров требовала два-три месяца, законодательную базу для них
надо было иметь в готовом виде (включая одобрение в субъектах
едерации — процесс нелегкий и небыстрый) никак не позднее
начала июля. ем не менее устроители , будучи сами вовлече-
ны в трудоемкий процесс и стремясь получить в итоге документ
максимально достижимого согласия, вынуждены были несколько
раз отодвигать сроки его окончания

58

.  итоге подготовка проек-

та новой онституции, которую первоначально предполагалось
завершить 10 июня, затянулась до 12 июля. онечно, месячная
затяжка в реализации столь сложного проекта по мировым,
да и по российским канонам конституционного законотворчества
была не так уж и велика. о в середине 1993 г.  время опережало
планы политиков со скоростью света.

се это, однако, стало обнаруживаться по ходу дела. А от-

крытие  5 июня было задумано как мероприятие парадное, при-
званное вдохновить сторонников президента, привлечь возможно
большее число нейтрально настроенных людей и ошеломить про-
тивников. о как раз парада не получилось из-за самого заурядно-
го скандала. Aаглавная речь  льцина производила двойственное

редко подталкивало к поиску новых формул, конструированию
синтетических вариантов. Альтернативный процесс давал непре-
дуказанные результаты.

Альтернативы положениям «президентского» проекта были

заданы также поправками и предложениями, которые по призыву
 льцина пошли потоком от разных субъектов: региональных ад-
министраций и оветов, депутатов и министров, общественных
организаций и граждан. х число уже к открытию  превышало
две тысячи. начала предполагалось остановить этот поток, огра-
ничив его датой начала . о теперь предложения стали посту-
пать от самих его участников.  результате к концу июня их бы-
ло более пяти тысяч. реди такого числа поправок, конечно, были
и такие, которые шли вразрез с концепциями обоих основных про-
ектов, предложения заведомо нереализуемые, вздорные, вкусовые
и т. п. Эксперты президентской администрации проделали колос-
сальную работу, сведя воедино сходные предложения и привязав
их к отдельным статьям проекта. аких консолидированных по-
правок оказалось свыше пятисот. о ним, как по шпалам, двину-
лись группы , добавляя варианты от себя.  результате в июне
на основе работы с поправками изменениям подверглось более
двухсот положений первоначального проекта. Eез каких-либо из-
менений остались лишь три его статьи

57

абота овещания не укладывалась в отведенные для него

рамки и по срокам. ланируя работу , его организаторы, по-
видимому, рассчитывали на то, что работа над текстом будет но-
сить более поверхностный характер: предполагалось, что занятые
люди — руководители региональных администраций, высокопо-
ставленные федеральные чиновники, предприниматели и др. — не
смогут уделить много времени постороннему для них занятию.
о хотя с каждой следующей неделей группы участников редели,
на заседания приходили оставившие свои дела энтузиасты, число
которых было достаточным, чтобы обсуждение отдельных ста-
тей проекта затягивалось на многие часы. ухнул и план ограни-
чить  двумя пленарными заседаниями чисто представительско-