Файл: Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Т.2. М. 2005.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3404
Скачиваний: 14
401
OАА
20
А О
ОУ
400
;
АЬ
5
1993.
ОAОО О
президенту было добавлено беспрецедентное для демократиче-
ской онституции право определять — единолично! — основные
направления внутренней и внешней политики государства, тогда
как в действовавшей на тот момент онституции и в проекте
это право было записано за . тремясь еще более сместить ба-
ланс в пользу президента, некоторые участники добивались,
чтобы он не только фактически, по набору полномочий, но и но-
минально был обозначен как глава исполнительной власти.
о это уже входило в слишком очевидное противоречие с кон-
цепцией, согласно которой президент возвышался над всеми вла-
стями, и потому такое предложение было отвергнуто
98
.
Eолее основательной переработке подверглась глава, посвя-
щенная едеральному собранию. азначение премьера, равно как
и решение вопроса о доверии правительству или его отставке, пе-
решло от овета едерации к осударственной думе. Aа нею бы-
ли закреплены и другие назначения и освобождения, вообще не
оговоренные в исходном проекте: председателя ентрального бан-
ка, председателя и половины аудиторов четной палаты, уполно-
моченного по правам человека. не не удалось, несмотря на энер-
гичную поддержку ергея овалева и амары орщаковой,
добиться, чтобы утверждение указов президента о введении чрез-
вычайного, военного положения и использовании российских
войск за границей было передано в осударственную думу как ор-
ган более широкого народного представительства, хотя вопрос
этот четырежды поднимался в рабочей комиссии.
резидент, который вел сложную игру с региональными ли-
дерами и все больше полагался на аппаратные решения, был бо-
лее благосклонен к верхней палате. оэтому на переходный пе-
риод предполагалось формировать ее из представителей (по
первоначальному проекту) и руководителей (по итоговому) за-
конодательных и исполнительных органов власти субъектов е-
дерации. Эта норма, как уже говорилось, встретила жесткую оп-
позицию в большинстве групп : как быть с принципом
разделения властей, если в одной из палат законодательного ор-
ту распустить уму по двум основаниям: при неутверждении
премьера и при настойчивом выражении недоверия правительст-
ву (в последнем случае, правда, только через год после ее избра-
ния). онституция, таким образом, предписывала парламенту во
избежание роспуска быть послушным.
«редоставление главе государства пусть даже теоретиче-
ски возможности проигнорировать мнение парламента при назна-
чении премьера, избавившись при этом от самого парламента, —
вообще не столь уж безобидная вещь», — пишет лья аблин-
ский, ссылаясь на исторический опыт ермании 1933 г.
97
еобхо-
димо уточнить: институт роспуска парламента в конституциях
ряда демократических стран уравновешивает вотум недоверия
правительству, который может вынести парламент. о в услови-
ях, когда президент может назначать премьера без оглядки на
парламентское большинство (даже если таковое существует),
вправе предлагать одно и то же лицо несколько раз (в июльском
проекте — два раза, потом и это ограничение было снято), никак
не связан конституционно результатами назначенных после рос-
пуска парламента выборов, да еще обладает мощным инструмен-
тарием управления выборами, — все это проектировало конст-
рукцию слабого, озабоченного собственной судьбой парламента
перед лицом очень сильного президента.
еред российскими демократами вновь встал невыносимый
выбор: уступить авторитарному давлению либо отстаивать права
парламента, в котором пока доминировали и «оссийское
единство». тому же в тон задавали не независимые демокра-
тические политики. оэтому решения по исходному проекту бы-
ли разнонаправленны. одной стороны, были чуть сжаты безраз-
мерные поначалу возможности роспуска парламента, сокращен
срок полномочий президента с 5 до 4 лет, издание указов и распо-
ряжений ограничено исполнением полномочий, предоставленных
онституцией (а не сверх того, как предусматривала по сути ис-
ходная формулировка), и удалены еще некоторые излишества.
другой — как бы в виде компенсации за понесенные утраты
403
OАА
20
А О
ОУ
402
;
АЬ
5
1993.
ОAОО О
на даже не слишком обязывающая норма, содержавшаяся в пер-
воначальном «президентском» проекте, — проведение консульта-
ций с парламентариями по составу правительства. и в одном из
проектов не было положения, которое реально обеспечивает са-
мостоятельность правительства — контрассигнация соответству-
ющими министрами указов президента и законопроектов, напра-
вляемых им в парламент в порядке законодательной инициативы.
Aато была ослаблена норма исходного проекта, начисто блокиро-
вавшая внесение законопроектов по налогам, займам, финансо-
вым обязательствам и т. п. кем-либо, кроме президента и прави-
тельства. еперь их внесение обусловливалось представлением
заключения правительства. общем, это было умеренное и ра-
зумное решение, отсутствовавшее в проекте . июльский
проект добавили норму, воспроизводившую модель союзного
правительства последних лет существования : в состав пра-
вительства включались руководители исполнительной власти
всех субъектов едерации. Это была еще одна уступка регио-
нальным элитам. Eудь она реализована на практике, пополнение
правительства почти сотней своего рода членов-корреспондентов
сделало бы его абсолютно недееспособным.
овольно радикально переделали главу о судебной системе.
счезло ысшее судебное присутствие — совершенно излиш-
ний, дублирующий орган, появление которого в исходном проек-
те было ситуативно-политически мотивировано разгоравшимся
конфликтом между президентом и онституционным судом. о-
явился суд присяжных, которого не было ни в одном из исходных
проектов. з первоначального «президентского» проекта удали-
ли норму, допускавшую изъятия из состязательности судопроиз-
водства, и расширена сфера компетенции онституционного су-
да: по индивидуальным жалобам граждан он мог теперь
проверять конституционность правоприменительной практики
по охране прав и свобод человека и гражданина. е удалось пе-
ренести из проекта федеральный следственный комитет.
е прошел запрет на военные и иные специализированные суды.
гана половина мест отдается исполнительной власти? озража-
ющих уговаривали: эта ситуация продлится не более трех-четы-
рех месяцев, от вступления онституции в силу до прихода из-
бранных депутатов…
99
Однако норме этой предстояло пережить
удивительные «рокировки».
Aато в основной части онституции овет едерации был
определен как постоянно действующая палата с депутатами, из-
бираемыми населением. Eыли не только отклонены звучавшие
в группе регионов несуразные требования о формировании
«исключительно по национальному признаку»
100
, но и реализован
принцип равенства субъектов едерации: по два депутата от каж-
дого из них. виде компенсации «автономам» записали, что для
прохождения конституционного закона в требуется 3/4 голо-
сов. зменена была и норма об избрании депутатов . в ис-
ходном «президентском», и в парламентском проектах предусма-
тривались выборы по округам на основе мажоритарной системы.
опротивление большинства групп не позволило ввести в он-
ституцию смешанную избирательную систему, но дверь для это-
го осталась открытой: порядок выборов в обе палаты подлежал
регулированию федеральным законом. ак вскоре выяснилось,
это было серьезное достижение сторонников партийных списков
на выборах.
зменения были внесены и в главу о правительстве. го
председатель должен был назначаться умой по представлению
президента. Aато назначение и освобождение от должности всех
остальных министров становилось исключительной прерогати-
вой президента (правда, по представлению премьера). ак мы по-
мним, участие парламента в определении структуры и персональ-
ного состава правительства было едва ли не главным полем
сражения между президентом и депутатами с 1992 г. действо-
вавшей онституции было зафиксировано частичное отступле-
ние президента: назначение ряда ключевых министров с согласия
. роект пошел дальше: согласие требовалось для назна-
чения всех министров. з июльского же проекта была исключе-
405
OАА
20
А О
ОУ
404
;
АЬ
5
1993.
ОAОО О
лосъедобную формулу, в ту же статью были введены две оговор-
ки. ервая: «осуществление республикой ее суверенных прав не
может противоречить онституции » (хотя противоречие бы-
ло как раз и заложено, как мы видели, в самую онституцию).
торая: «во взаимоотношениях с федеральными органами вла-
сти субъекты равноправны между собой». Оппоненты указы-
вали, что формула эта звучит не совсем по-русски, а главное,
статусные политические преимущества республик их руководи-
тели научились конвертировать в экономические привилегии как
раз в отношениях с федеральными органами власти
101
. а же ста-
тья фиксировала «равноправие и самоопределение народов»,
но предусмотрительно оговаривала: «в составе ».
онституцию была введена также взятая из проекта
статья, в которой были консолидированы нормы о предметах со-
вместного в
é
дения, содержавшиеся в едеративных договорах.
Эта статья доставит немало головной боли разработчикам феде-
рального законодательства (она открывала возможности перетя-
гивания каната в разные стороны), но все же даст конституцион-
ную базу для приведения региональных законов в соответствие
с федеральным. роме того, это был способ поднять статус кра-
ев и областей: сфера совместного в
é
дения была описана по этало-
ну, взятому из договора с республиками. Уточнена была статья,
допускавшая возможность передачи полномочий. исходном ва-
рианте это предусматривалось только сверху вниз — от едера-
ции к субъектам; откорректированный текст допускал также
и обратное перемещение. равда, теперь это стало распростра-
няться не на все государственные органы, но лишь на структуры
исполнительной власти. онституции воспроизводилось проти-
воречие, содержавшееся в едеративном договоре с республика-
ми: судоустройство было отнесено в нем одновременно и к ис-
ключительному ведению едерации, и к сфере ее совместной
компетенции с субъектами.
ак в общих чертах выглядел проект онституции в июле.
;етыре главные позиции, вокруг которых разворачивались наибо-
руднее всего шел поиск более или менее взаимоприемлемой
реализации принципов федерализма. хотя самые непомерные
притязания региональных элит удовлетворены не были, баланс
в одобренном тексте явно смещался в их сторону. ;тобы прими-
рить большинство участников с достигнутым компромиссом,
потребовались казуистическая изобретательность и полемиче-
ское искусство ахрая, не выпускавшего руль управления самой
сложной — второй группой. еня восхищала проникновенность,
с какой он доказывал регионалам (которые, как мы видели, тоже
были далеко не единодушны), что главное в их требованиях удо-
влетворено, а всем остальным — что это мало что значит.
ак и в исходном «президентском» проекте, едеративный
договор, а точнее, все три образовавших его договора были сохра-
нены как второй раздел онституции, равнозначный другим ее
разделам. Это решение было не только экстравагантным с юриди-
ко-технической точки зрения и беспрецедентным в мировой прак-
тике, но и политически опасным, поскольку договор с республика-
ми и поднимал их над другими субъектами едерации, и содержал
прямую ссылку на республиканские декларации о государствен-
ном суверенитете, в которых их авторы бог весть что сумели на-
воротить в урожайном на такие акты 1990 г. равда, число ссы-
лок на было убавлено по сравнению с исходным проектом.
о зато появилась норма, которой не было ни в нем, ни в проекте
: поправки ко второму («федеративному») разделу онститу-
ции помимо общего порядка внесения требовали полного консен-
суса всех без исключения подписавших соответствующий договор
сторон. ак в основание едерации продвигался договорный,
по сути разрушительный принцип в противовес конституционно-
му.
ак уже было сказано, республики добились внесения в ос-
новы конституционного строя статьи, определяющей их как су-
веренные государства. ходе эта статья не раз перебрасыва-
лась как мяч с одной части поля на другую. ;тобы уговорить
противников республиканского суверенитета проглотить эту ма-
407
OАА
20
А О
ОУ
406
;
АЬ
5
1993.
ОAОО О
облагородило исходный проект, удалив из него слишком очевид-
ные несуразности и заменив самые негодные блоки иными, взя-
тыми как из подручного материала парламентского проекта, так
и свежеизобретенными. этом — позитивная историческая роль
многолюдного круглого стола, на котором были представлены,
конечно, не все реально существовавшие в то время политиче-
ские силы оссии, но все же значительная, может быть, даже
преобладающая их часть. «Я по-прежнему считаю, что проект
онституционной комиссии имеет и сегодня определенные преи-
мущества перед проектом онституционного совещания, — пи-
сал Eорис трашун, один из наиболее активных участников раз-
работки обоих проектов, — трехлетний труд не мог не сказаться,
однако проект онституционного совещания в его нынешнем ви-
де, как он опубликован 16 июля 1993 г., вполне приемлем. Он
оказался значительно лучше, чем я предполагал, исходя из дале-
ко не оптимальной процедуры работы над ним… ущественных
различий между ними осталось немного, но наиболее значитель-
ные из них, по-моему, — это противоположный подход к форме
правления»
104
.
организаторы , и большинство его рядовых участников
сравнительно спокойно отнеслись к тому, что по многим вопро-
сам согласие так и не было достигнуто. «онституционный про-
ект, который будет удовлетворять всех, — заявил А. обчак, —
будет совершенно негодный для реализации проект»
105
. Участни-
кам же овещания было сказано, что теперь текст будет направ-
лен в регионы, оттуда поступят новые поправки, которыми
займется на следующем этапе. ак что расходились и разъезжа-
лись они в убеждении, что последнее слово не сказано и за то,
в чем они остались не удовлетворены, еще можно будет побо-
роться. прочем, доработка проекта представлялась теперь не
главным делом. основном он был подготовлен, одобрен на
и опубликован. ервый шаг был сделан. еперь предстояло сде-
лать второй, значительно более трудный проблематичный и, как
оказалось, крайне рискованный шаг — ввести эту онституцию
лее ожесточенные сражения между льциным и депутатским кор-
пусом с 1992 г., были застолблены за президентом: роспуск парла-
мента, практически безраздельный контроль над правительством,
назначение референдума (по действовавшей онституции и про-
екту это была прерогатива ), законодательное вето, пре-
одолеваемое лишь двумя третями голосов избранных депутатов
в каждой из палат (а не простым большинством, как в действовав-
шей онституции и проекте ). менно в этом льцин и его
сторонники в первую очередь видели основные отличия и преиму-
щества продвигавшегося ими проекта перед тем, который вына-
шивался в парламенте. этом, а не в особой подаче прав челове-
ка, верховенстве судьи над чиновником, удалении рудиментов
советского и социалистического строя, которыми будто бы гре-
шил проект , и особом статусе , который, по словам . Але-
ксеева, должен был стать «трепетным сердцем нашего конститу-
ционного организма»
102
. ама онституция, справедливо замечает
Oилия евцова, была средством укрепления президентства
103
.
льцин прочно стоял на почве реальной политики, он знал цену
словам и цену инструментам власти, а потому отлично понимал,
почему отодвигает проект, разработку которого формально воз-
главлял три года, и отдает предпочтение другому проекту, напи-
санному идеалистом и прагматиками. сходя из практических со-
ображений, он, гибкий тактик, легко «сдал» нетрадиционное
построение первых глав, согласился сменить важную для теорети-
ков концепцию прав человека и гражданина, проводившую разгра-
ничение между «естественными» и благоприобретенными права-
ми, на ставший уже привычным и во многом инкорпорированный
в действующую онституцию вариант , жестко провел «прези-
дентское начало как главенствующее», отбросив «идею самостоя-
тельного и ответственного правительства» (что рассчитывал сов-
местить Алексеев), и вел непростой торг с региональной
бюрократией, стремившейся выстроить едерацию-онфедера-
цию по-своему.
, в общем, подыграло президенту. о оно, несомненно,
409
OАА
20
А О
ОУ
408
;
АЬ
5
1993.
ОAОО О
ти в будущее // звестия. — 1992. — 12 окт.
17
арактерный пример — серия статей о новой онституции, опублико-
ванных в январе — марте 1993 г. политологом, президентом фонда «еформа»
. иконовым и американским профессором . Ордешуком. Aаголовки этих ста-
тей (« ще один неудавшийся эксперимент», «Eлагие пожелания или значимые
гарантии», «Условие стабильности или формула распада?», «сточники фрак-
ционности или гаранты стабильности?», «рудности выбора», «арламент: нуж-
ны ли две палаты, если трудно прокормить одну») говорят сами за себя (езави-
симая газ. — 1993. — 5, 13, 22 янв., 2, 12 февр., 12 марта).
18
нформация о встрече фракции радикальных демократов с E. льциным
27.03.1992. — Архив автора.
19
онституц. вестн. — 1992. — № 13. — ояб. — . 11—22.
20
одном из вариантов проекта онституционной комиссии в 1991 г. по
моему и ряда других членов рабочей группы настоянию право президента распус-
кать при определенных условиях парламент и право парламента отправлять в от-
ставку правительство появились. о вскоре О. умянцев, игравший в спорных
случаях роль арбитра, изменил свою позицию, и эти нормы были исключены.
21
екст официального проекта онституции, существовавший к моменту
открытия онституционного совещания, см.: онституц. вестн. — 1993. —
ай. — № 16. — . 9—64. м. также: онституционное совещание. тенограм-
мы, материалы, документы. — . 1. — ., 1995. — 495—557. омещенный
там вариант — более поздний и опубликован в усеченном виде.
22
Эпоха льцина. — ., 2001. — . 328.
23
онституционное совещание... — . 1. — . 6.
24
«аждый параграф конституции, — писал аркс, — содержит в самом
себе свою собственную противоположность, свою собственную верхнюю и ниж-
нюю палату: свободу — в общей фразе, упразднение свободы — в оговорке»
(аркс . осемнадцатое брюмера Oуи Eонапарта // аркс ., Энгельс . оч.,
2-е изд. — . 8. — . 132).
25
татья 24 «президентского» проекта. равда, здесь же было записано,
что «ничто не может служить основанием для отступления от положений» осно-
вополагающих статей (позднее число таких статей было увеличено до 16).
26
Общая оценка этих авторов была еще более жесткой: «Увы, предлагают
нам нечто очень странное, а может, даже страшное. если что и учитывается из
российской специфики, так это политические традиции самодержавия и больше-
вистского единоначалия» (7аталин 1, !иконов $. онституция, дарованная мо-
нархом // езависимая газ. — 1993. — 12 мая).
27
роект онституции по состоянию на 12.07.1993 // онституционное
совещание… — . 17. — . 361.
28
этом вопросе авторы «президентского» проекта разошлись. ахрай
отстаивал самостоятельность своего любимого детища — онституционного су-
в жизнь и убрать артачившийся ъезд.
АЯ
1
уранты. — 1993. — 26 апр.
2
онституционное совещание: тенограммы, материалы, документы.
29 апреля — 10 ноября 1993 г. — . 1. — ., 1995. — . 3—5.
3
ам же. — . 5—10.
4
звестия. — 1993. — 30 апр. московском вечернем выпуске газеты он
появился 29 апреля 1993 г. м. также: онституционное совещание… — . 1. —
. 11—66.
5
Aапись обсуждения проекта онституции на заседании фракции «ом-
мунисты оссии» 10.03.1992. — Архив автора.
6
естой съезд народных депутатов оссийской едерации: тенографи-
ческий отчет. — . 2. — ., 1992. — . 288.
7
Aапись обсуждения проекта онституции на заседании фракции «уве-
ренитет и равенство» 10.03.1992. — Архив автора.
8
езависимая газ. — 1993. — 30 июня; звестия. — 1993. — 30 июня.
9
Aапись обсуждения проекта онституции на заседании оординацион-
ного совета «емократической оссии» 26.03.1992. — Архив автора.
10
ам же.
11
едоров !., 'улиев $. ;то же мы будем принимать на референдуме? //
езависимая газ. — 1992. — 20 мая.
12
Aапись представления проекта онституции А. обчака в московской
мэрии 30.03.1992. — Архив автора. праведливости ради надо отметить, что зна-
чительно более сдержанный тон дискуссии пытался придать . Алексеев. Отме-
тив, что во время представления проекта в «были рекламные моменты, ко-
торые мне не по душе», он подчеркнул преемственность обсуждаемого
документа. Официальный проект, говорил он, обозначил серьезное продвижение
вперед. адо низко поклониться авторам, которые два года назад, когда царство-
вали идеологические монстры, имели смелость заявить новое конституционное
устройство государства (ам же).
13
Aначительная роль, отведенная овету безопасности во главе с прези-
дентом, превалирование верхней палаты над нижней (именно она должна была
принимать законы в первом чтении, назначать премьера и министров, отправлять
в отставку правительство) и введение причудливой инстанции в лице осударст-
венного совета — административного органа с неясно очерченными функциями
(онституц. вестн. — 1992. — № 11. — Апр.—май. — . 11—24).
14
ам же. — . 21.
15
ам же. — . 24—28; естой съезд… — . 5. — . 49, 64—66; Aапись
интервью с . . ахраем. 01.07.2004. — Архив автора.
16
Алексеев 1., 1обчак А. конституционными компромиссами нельзя ид-