Файл: Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Т.2. М. 2005.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3403
Скачиваний: 14
411
OАА
20
А О
ОУ
410
;
АЬ
5
1993.
ОAОО О
предсказуемых и непоправимых последствий» действовать решительно — распу-
стить ерховный овет и ввести новую онституцию. « юрисдикции допуска-
ется оправдание менее тяжкого преступления, не влекущего последствий, если
оно содеяно в целях предотвращения более тяжкого преступления, — обосновы-
вал он свои рекомендации. равда, как водится в войсках, уж коли такое реше-
ние принято и если даже оно неверное, то разумнее и целесообразнее доводить
его до конца, чем останавливаться на полпути и принимать иное…» (цит. по:
>ишков $. Общество в вооруженном конфликте: Этнография чеченской вой-
ны. — ., 2001. — . 224.). ряд ли чеченский «суверенизатор» мог предвидеть,
что в соответствии с такими рекомендациями (но едва ли под их влиянием) ль-
цин станет действовать не только через полгода в оскве, но и через полтора —
в ;ечне.
39
онституц. вестн. — 1993. — № 16. — . 120—122.
40
исьмо председателя еспублики атарстан . . ухаметшина
председателю E. . льцину. 04.06.1993. — Архив автора.
41
остановление резидиума еспублики аха (Якутия) «О позиции
резидиума еспублики аха (Якутия) в связи с внесением на рассмотрение
и на парламентские слушания вопроса “О конституционной ре-
форме в республиках в составе и обеспечении соответствия их конституций
онституции ”» от 10 января 1993 г. — Архив автора.
42
Aаписи встречи депутатов демократических фракций с представителями
Администрации президента в ремле 06.05.1993; дискуссии в фонде «тратегия»
20.05.1993; дискуссии на пленуме «емократическая оссии» 29.05.1993; вы-
ступлений на совещании демократических политиков и депутатов (присутствова-
ло 30 участников) 01.06.1993. — Архив автора.
43
Aапись дискуссии на собрании депутатов демократических фракций
в подмосковном пансионате «агорное» 28.05.1993; правительственная теле-
грамма, отправленная 31.05.1993 в 17:37. — Архив автора.
44
Aа проект постановления проголосовали 147 депутатов, против 1, воз-
держался 1 (естая сессия . Eюллетень № 28 совместного заседания о-
вета еспублики и овета национальностей 29 апреля 1993 г. — ;. 2. — . 51—
53; онституц. вестн. — 1993. — № 16. — . 201—202).
45
онституц. вестн. — 1993. — № 16. — . 202—203; Aаписи на заседа-
нии 07.05.1993. — Архив автора.
46
Aаявление пресс-секретаря президента . . остикова звучало сурово.
нем говорилось, что попытка созвать заседание предпринята «группой лиц,
не имеющих на то полномочий». ежду тем «E. . льцин никому не делегиро-
вал своих прав на созыв онституционной комиссии. тремление отдельных лиц
созвать онституционную комиссию в обход резидента является узурпацией
президентских полномочий… ;лены онституционной комиссии, а также лю-
бые другие лица, принявшие участие в ее незаконном заседании, ставят себя пе-
да. о Алексеев настоял на создании органа, воплощавшего в его глазах единст-
во судебной власти. ефектность этой конструкции, однако, заключалась не
в объединении функций ерховного и онституционного судов (такова амери-
канская модель), а в ее глубокой зависимости от президента.
29
рагменты беседы с . коробогатько (оск. новости. — 1993. —
16 мая).
30
з интервью, данного . аблинскому (онституц. вестн. — 1993. —
№ 16. — ай. — . 139—142).
31
а заседании 6 мая, когда умянцев напомнил формулу VI ъезда,
асбулатов, который незадолго до того получил проект «президентской» онсти-
туции, реагировал нервно: «Я сейчас уйду, если вы будете так разъяснять… ы
что, не чувствуете обстановку?» (запись на заседании 06.05.1993. — Архив
автора).
32
рагменты беседы с А. ешковым (ос. газ. — 1993. — 3 июня).
33
одразделение это, подвергавшееся по ходу персональным изменени-
ям, получило название по имени председательствовавшего на всех ее заседани-
ях — «комиссия илатова» (онституционное совещание... — . 1. — . 67—71).
34
одсчитано мной (ам же. — . 1. — . 76—129, 465; . 2. — . 24). пи-
сочный состав на день открытия . е все лица, включенные в список, приняли
участие в работе . началу совещания в списках числились 762 человека, заре-
гистрировались 692. а разных этапах группы пополнялись дополнительно вклю-
чавшимися в работу участниками; некоторые представители и эксперты покидали
или переходили в другие группы. Архитектором (и всех его последующих
перестроек) был ергей илатов. м же были подобраны «гуру» для групп.
35
Указом президента от 2 июня координаторами вышеуказанных групп
были назначены соответственно . . ;ерномырдин и А. . Яковлев; . . а-
храй, . . тепанов и А. . яжлов; Ю. . Яров и E. А. Aолотухин; А. А. об-
чак и . O. ейнис; . . умейко и . . Алексеев (ам же. — . 1. —
. 130—131). арактерно, что в своей книге . А. илатов приводит укорочен-
ный перечень «руководителей групп»: ;ерномырдин, ахрай, Яров, обчак, у-
мейко (илатов 1. овершенно несекретно. — ., 2000. — . 274). з этого
можно понять, как задумывалась реальная субординация: на кого возлагались
«руководящие», а на кого — рабочие функции. сключением была лишь первая
группа, в которой ;ерномырдин практически не появлялся.
36
равда. — 1993. — 3 июня.
37
ос. газ. — 1993. — 27 мая.
38
есной 1993 г. . удаев направлял E. льцину письма, в которых выра-
жал уверенность, «что ы, как резидент еликой державы, проявите прису-
щую ам политическую мудрость и сделаете все возможное для решения о при-
знании оссийской едерацией ;еченской еспублики». ;то же касается
собственно российских дел, то удаев не преминул дать совет: во избежание «не-
413
OАА
20
А О
ОУ
412
;
АЬ
5
1993.
ОAОО О
вать не следует. охранился любопытный документ, из которого видно, как вел
себя асбулатов, когда не считал нужным соблюдать декорум не только относи-
тельной лояльности, но и элементарного приличия. рабочей группе в мае
был подготовлен (вероятно, умянцевым или ябовым) проект постановления
, намечающий пути согласования двух конституционных проектов. а его
тексте ябов поставил визу: «для участников совещания». Aатем документ попал
к асбулатову, который подчеркнул все содержавшиеся в нем упоминания
и сопроводил гневной резолюцией, приличествующей щедринскому градоначаль-
нику, а не выборному спикеру: «то разрешил это писать? Уберите!» (роект
постановления «О порядке согласования проекта новой онституции
с субъектами » [ксерокопия]. — Архив автора).
64
о разным оценкам, ушло от 50 до 120 человек (#льцин 6. Aаписки
президента. — ., 1994. — . 319).
65
Обращение к гражданам оссийской едерации. 05.06.1993. — Архив
автора. равда, некоторые коллеги авторов обращения отказались подписать до-
кумент, указав, что он представляет собой по сути призыв к гражданской войне.
о это мало что меняло.
66
Aаявление участников онституционного совещания. 05.06.1993. — Ар-
хив автора.
67
Обращение полномочных представителей субъектов оссийской еде-
рации. 06.06.1993. — Архив автора.
68
естая сессия . Eюллетень № 37… — ;. 1. — . 19—20.
69
асбулатов не сообщил, правда, что до того эти парламентеры побыва-
ли у льцина и согласовали условия с ним; депутаты узнали об этом чуть позд-
нее из выступления ладимира убиева.
70
ам же. — ;. 1. — . 15, 26; ;. 2. — . 49—56; остановление
«Об участии в онституционном совещании, созванном резидентом »
9.06.1993 // онституционное совещание. нформационный бюллетень. —
1993. — № 1. — Авг. — . 64—65. ную позицию заняла фракция «огласие
ради прогресса». ее заявлении об открытии от 5 июня 1993 г., в частности,
говорилось: «плоть до 4 июня с. г. большинство ерховного овета во главе
с его редседателем, совершая грубую политическую ошибку, отказывалось
принимать участие в подготовке и проведении онституционного совещания. е-
шение об участии в овещании и о выступлении с содокладами от ерховного
овета и онституционной комиссии было принято лишь накануне открытия о-
вещания, когда его регламент был уже определен. итоге на первом пленарном
заседании разразился открытый конфликт. создавшейся ситуации фракция за-
являет: 1. а онституционном совещании необходимо выработать единый про-
ект онституции оссийской едерации, который включил бы все лучшее из
проектов, предложенных резидентом и онституционной комиссией оссий-
ской едерации. 2. егламент и процедуры онституционного совещания долж-
ред лицом серьезной моральной ответственности» (заявление . . остикова,
опубликованное на ленте О-А 6 мая 1993 г.). трого говоря, однако,
председательствование в и исключительное право ее созыва не были отнесе-
ны к президентским полномочиям, а правом руководства , согласно положе-
нию о ней, располагал также заместитель ее председателя . асбулатов. тот
же день E. льцин учредил пост своего официального представителя в и на-
значил на него . ахрая.
47
Aапись на заседании рабочей группы онституционного совещания
11.05.1993. — Архив автора.
48
естая сессия . Eюллетень № 35… — ;. 2. — . 36—43; Eюл-
летень № 36... — ;. 1. — . 20—22; ;. 2. — . 33—36.
49
ам же; остановление «О порядке согласования и принятия
онституции » // онституционное совещание. нформационный бюллетень.
Август 1993. — ;. 1. — . 63—64.
50
естая сессия . Eюллетень № 37... — ;. 2 — . 25.
51
онституц. вестн. — 1993. — ай. — № 16. — . 124.
52
онституционное совещание... — . 1. — . 485—486, 490.
53
ам же. — . 2. — . 8.
54
ам же. — . 27.
55
ам же. — . 226, 228, 230, 235, 402—404.
56
«ы стремились использовать рассматриваемый вариант онституци-
онной комиссии как такой же полноценный объект исследования, как и прези-
дентский проект», — заявил ;ерномырдин вразрез с изначально занятой им по-
зицией, едва прошло первый отрезок пути (ам же. — . 5. — . 374).
57
ам же. — . 1. — . 469—470; . 2. — . 16—17; . 15. — . 371.
58
« сли не 3-го, то 10 июля — крайний срок, а дальше все становится про-
блематичным, — взмолился илатов после пленарного заседания 26 июня, когда
вновь выявился значительный разброс мнений, — в августе, я думаю, никого во-
обще не соберем» (ам же. — . 15. — . 426).
59
ам же. — . 2. — . 3—14.
60
ам же. — . 16.
61
)юбарский . онец советской власти // овое время. — 1993. — № 24.
ит. по: ронид: збр. статьи . Oюбарского. — ., 2001. — . 244.
62
>ретьяков $. авновесие достигнуто // езависимая газ. — 1993. —
8 июня. ит. по: >ретьяков $. оссийская политика и политики в норме и в
патологии. — ., 2001. — . 133—134.
63
естая сессия . Eюллетень № 36… — ;. 2. — . 36—38; Eюл-
летень № 37... — ;. 1. — . 12. асбулатов говорил потом, что он предупредил
илатова о своем намерении выступить, показал текст и сказал, что выступле-
ние будет «миролюбивым, в духе согласия». онечно, добрую волю спикера по
отношению к , что бы он ни собирался высказать с его трибуны, переоцени-
415
OАА
20
А О
ОУ
414
;
АЬ
5
1993.
ОAОО О
ными в своем государственном строительстве». Отмечалось также, что «федера-
лизм — территориальная форма демократии, которая не имеет связи с нацио-
нальным вопросом», их природа — разная (проект O. . мирнягина. — Архив
автора).
78
онституционное совещание. — . 10. — . 35—48, 121—128, 217—
221, 239—242, 278—279, 285—304.
79
ам же. — . 10. — . 305—310. одсчет голосов, жаловались участни-
ки овещания, был профанацией (ам же. — . 15. — . 110).
80
ак, сославшись на пункт Aаявления, гласивший, что «человеческое до-
стоинство нерушимо», депутат . алье заявила: «не не показалось, что этот
пункт на вчерашнем пленарном заседании был соблюден. аоборот, мне показа-
лось, что не только “рушимо”, но и его можно растереть в порошок» (ам же. —
. 11. — . 122).
81
ам же. — . 15. — . 110, 112.
82
ормулу о республиках как суверенных государствах я произношу с тре-
петом, говорил А. . Яковлев, предвосхищая эти возражения. о онституция —
не только продукт юридического мышления, не признающего двух суверенитетов
на одной территории. Она также продукт общественного согласия, которое надо
уважать (ам же. — . 382—373, 388—389, 392—394, 402, 407—409).
83
менно эти выступления всего более пришлись по душе льцину. ро-
сматривая протокол заседания, он, заметив фамилию алье, пометил: «согла-
ситься», даже не вникая в текст (ам же. — . 16. — . 95).
84
ам же. — . 15. — . 406—407.
85
ам же. — . 420.
86
«осподин ириновский онституцию одобрил. Aначит, теперь ее мож-
но принимать, — иронизировал . ретьяков. — О времена! О нравы! О оссия!
онституционное совещание аплодирует г-ну ириновскому. о самое онсти-
туционное совещание, которое “захлопало” выступление редседателя ерхов-
ного овета оссийской едерации услана асбулатова. сравнениях, в срав-
нениях высекаются искры истины… Oично я не хочу жить по онституции,
в которую г-н ириновский внес хотя бы запятую» (езависимая газ. —
1993. — 30 июня. ит. по: >ретьяков $. Указ. соч. — . 139—140).
87
онституционное совещание... — . 12. — . 29—31; . 17. — . 95—
96, 103, 112, 269, 272—273, 277—278, 303.
88
ам же. — . 17. — . 167—213, 319—346. прочем, критика представ-
ленного текста здесь, как и в других группах, не всегда опиралась на его внима-
тельное прочтение.
89
ам же. — . 17. — . 223, 233—234, 252, 254, 257—260.
90
Aапись интервью с . А. атаровым. 06.07.2004. — Архив автора.
91
Aаписи на пленарном заседании 12.07.1993. — Архив автора. тран-
ным образом стенограмма этого заседания не была включена в двадцатитомник
ны обеспечить демократическое обсуждение проекта онституции. 3. ы про-
тив того, чтобы достойный сожаления конфликт, разгоревшийся 5 июня на пле-
нарном заседании, использовался для дискредитации и срыва онституционного
совещания. ы — за возвращение участников овещания к нормальной работе,
против ультиматумов с чьей бы то ни было стороны. 4. читаем целесообразным
провести на дополнительном пленарном заседании общую дискуссию по структу-
ре онституции, реализации принципов федеративного устройства государства
и организации системы высших органов государственной власти с выступления-
ми от представителей всех рабочих групп онституционного совещания. 5. ро-
ме того, мы считаем, что служба безопасности, выполняя свои основные функ-
ции, не должна быть столь заметным участником онституционного совещания»
(архив автора).
71
онституционное совещание. — . 5. — . 365—368.
72
уже раздавались голоса, требовавшие отставки ябова с поста ви-
це-спикера, поскольку его деятельность «способствует разрушению парламента».
73
ам же. — . 2. — . 139.
74
ам же. — . 145—146.
75
омиссия конституционного арбитража была учреждена распоряжени-
ем президента 24.06.1993. ее состав были определены члены трех высших су-
дов — участники , а также известные юристы Ю. . алмыков, . . удряв-
цев, E. . опорнин, . А. уманов и А. . Яковлев.
76
ам же. — . 15. — . 427. а это же обстоятельство со своих позиций
обратил внимание коллег-депутатов, обсуждавших условия участия в , . Eа-
бурин: «Это ведомственное мероприятие должно проходить без каких-либо по-
мех или вмешательств и тем более без каких-либо ультиматумов с чьей бы то ни
было стороны… оэтому я считаю, например, просто неуместным выдвигать ка-
кие-либо условия… ам совещаются, а потом тот, кто его созвал, принимает ре-
шение» (естая сессия . Eюллетень № 37... — ;. 1. — . 24).
77
ильная оппозиция «суверенизации» республик сложилась и в эксперт-
ном окружении льцина. звестный ученый, член резидентского совета Oео-
нид мирнягин написал проект екларации о государственной целостности ос-
сии, который 16 июня подписали 13 членов этого совета, участвовавших в .
этом документе были сформулированы «пять исходных принципов федерализ-
ма», которые, на мой взгляд, и сегодня не потеряли актуальности: запрет на вы-
ход из едерации; запрет на одностороннее изменение статуса субъекта едера-
ции; свобода передвижения людей, товаров и информации по всей территории
государства (внутренние административные границы не могут быть превращены
в государственные или экономические); верховенство федерального законода-
тельства; единство основ государственного строя (в субъектах запрещается вво-
дить недемократические формы правления). «о всем, что не противоречит этим
пяти принципам, — гласил документ, — субъекты едерации считаются свобод-
417
OАА
21
A
А ОУООО О А
глава 21
Завершение конституционного процесса
огда олона спросили, самые ли лучшие законы он дал афинянам,
он ответил: «а, самые лучшие из тех, какие они могли принять».
2лутарх
А АЬ ОУЮ
ыступая на заседании 16 июня, льцин сказал, что овеща-
ние должно завершиться оформлением трех документов: едино-
го согласованного проекта онституции, предложений по по-
рядку ее принятия и законопроекта о выборах в едеральное
собрание, а для разработки двух последних созданы межсекци-
онные группы. редполагалось, что все эти документы будут
вынесены на пленарное заседание
1
. Однако по разным при-
чинам это сделано не было. Об избирательном законе речь пой-
дет ниже. ;то же касается другого сопровождающего конститу-
ционный проект документа, то он не был доведен даже до стадии
оформления, а группа по его разработке так и не была создана.
а в полуофициальном порядке распространялись докумен-
ты, систематизировавшие различные варианты введения он-
ституции в действие. редставление о том, сколь разнообразна
была палитра рассматривавшихся способов утверждения новой
онституции, может дать подготовленный экспертом четвертой
«онституционное совещание».
92
ам же. Эти данные, вопреки обещанию распространить среди участни-
ков брошюры с текстом и подписями, так никогда и не были опубликованы.
огласно моему беглому подсчету, в тот день подписали проект 367 человек —
менее половины лиц, чьи фамилии значились в альбомах. одписи не поставило
большинство глав республик. е будучи уверен в положительном исходе голосо-
вания, льцин покинул зал до окончания заседания и ждал исхода, на который он
уже не смог бы повлиять, у себя в кабинете.
93
Обращение «;ленам онституционной комиссии. ародным депутатам
». 16.06.1993. — Архив автора.
94
Анализ основан на сопоставлении текстов исходного «президентского»
проекта онституции (онституционное совещание... — . 1. — . 12—66),
онституционной комиссии (ам же. — . 495—557) и одобренного онститу-
ционным совещанием 12 июля 1993 г. (ам же. — . 17. — . 359—412).
95
ам же. — . 2. — . 18—19.
96
енецианская комиссия — вропейская комиссия за демократию через
право создана по решению овета вропы в 1990 г. (ам же. — прав. том. —
. 84—85).
97
7аблинский . '. ределы власти: Eорьба за российскую конституци-
онную реформу (1989—1995). — ., 1997. — . 129.
98
онституционное совещание... — . 12. — . 282—284.
99
ыдвигался и еще один аргумент, свидетельствовавший о глубоком кри-
зисе федеральной власти: если будет избираться, мы получим «...неэффек-
тивный парламент. Aаконы, принимаемые таким парламентом, как сейчас, никем
не будут выполняться». оэтому верхнюю палату надо формировать из регио-
нального начальства (ам же. — . 12. — . 416).
100
ам же. — . 15. — . 165.
101
«ыясняется, — говорил член резидентского совета Oеонид мирня-
гин, — что 15 регионов дали [в федеративный бюджет] меньше, чем получили…
адо ли говорить, что из 15 регионов 14 — это республики? Это вопиющее сви-
детельство того, что едеративный договор, вопреки утверждениям представите-
лей республик, действует и действует прекрасно. ействует, как насос, отсасы-
вающий деньги других регионов в пользу республик» (ам же. — . 15. —
. 101—102).
102
ам же. — . 2. — . 19.
103
7евцова ). ежим Eориса льцина. — ., 1999. — . 125.
104
онституц. совещание. — 1993. — № 2. — Окт. — . 51—52.
105
онституционное совещание... — . 17. — . 149.
419
OАА
21
A
А ОУООО О А
418
;
АЬ
5
1993.
ОAОО О
политического противостояния, возможности противодействия
со стороны руководства и , трудности получения необ-
ходимых для принятия онституции 2/3 голосов в парламенте
и более чем половины от списочного состава избирателей на ре-
ферендуме, опасность ревизии проекта при его прохождении
в структурах ъезда и регионов, неясность итогов выборов ново-
го парламента или онституционной ассамблеи — Учредитель-
ного собрания, политическая цена в виде дальнейших уступок
субъектам едерации и т. д.)
2
. римерно такие же варианты
в несколько иной комбинации с разбором доводов за и против ка-
ждого из них были представлены в аналитическом материале,
разработанном в центре «тратегия» еннадия Eурбулиса
3
. ре-
тий набор механизмов был скомпонован членами группы партий
и общественных организаций — одной из наиболее активно
поддержавших президента и ставшей в жесткую оппозицию
к . Aдесь было проведено мягкое рейтинговое голосование,
которое дало следующие результаты (в скобках — число голо-
сов по каждому варианту):
.
принятие онституции новым парламентом, выбранным на
основе переходного конституционного закона и нового закона
о выборах (52);
.
принятие онституции Учредительным собранием (46);
.
утверждение (октроирование) президентом проекта, одоб-
ренного и парафированного субъектами едерации (26);
.
вынесение проекта на референдум (24);
.
вынесение проекта на внеочередной ъезд (12);
.
вынесение проекта на очередной ъезд (3)
4
.
Очевидно, что практически каждый из этих вариантов в за-
висимости от успеха или неуспеха реализации содержал развилки
и мог использоваться в комбинации с другими вариантами.
ри обсуждении в группах выявился разброс мнений, едва ли не
больший, чем по закону о выборах. центре стоял вопрос о до-
пустимости принятия онституции в обход парламента. онсти-
туцию, говорили одни, надо принимать только конституционным
группы горем аричевым документ, заголовки которого вос-
производятся ниже.
1. неочередной (созывается в июле только для при-
нятия проекта онституции, подготовленного онституцион-
ным совещанием, без внесения в него изменений).
2. Очередной ъезд (созывается в ноябре для принятия
онституции).
3. онституционное совещание и ъезд народных депута-
тов оссийской едерации (совместно в той или иной форме
принимают проект онституции, подготовленный онституци-
онным совещанием).
4. еферендум (проводится в сентябре для принятия проек-
та онституции, подготовленного онституционным совещани-
ем).
5. онституционное собрание (онституционная ассамб-
лея) созывается путем всенародных выборов, которые реально
могут быть проведены в октябре-ноябре 1993 г.
6. онституционное собрание (формируется тем или иным
образом без всенародных выборов и реально может начать ра-
боту в августе-сентябре 1993 г.).
7. арафирование субъектами едерации и введение в дей-
ствие (парафирование проекта онституции, подготовленного
онституционным совещанием, и последующее введение в дей-
ствие указом президента).
8. ыборы нового парламента и принятие им онституции
(проведение выборов нового парламента в октябре-ноябре
1993 г. на основе Акта, поддержанного онституционным сове-
щанием и субъектами едерации и введенного в действие ука-
зом президента , и последующее принятие онституции ).
тексте детально анализировались плюсы и минусы каждо-
го из этих способов (степень легитимности, скорость реализа-
ции, психологический эффект для общества, влияние на остроту