Файл: Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Т.2. М. 2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3399

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

431

OАА

21 

A

А    ОУООО О А

430

;

АЬ

1993.

ОAОО О

ния дипломатических нот и представительства на приемах», во-
плотить в жизнь «невиданную модель советско-парламентской
республики», порывающую с концепцией конституционного
строя, которая легла в основу готовившегося в течение трех лет
проекта

18

. ак выглядел ответ сил, доминировавших в парла-

менте, на работу . 12 августа, на следующий же день после
внесения законопроекта,  принял хитроумное постановление:
проект считать «представленным», разослать его во все инстан-
ции, в которые обычно направлялись законы, принятые в первом
чтении, но внести его на первое чтение лишь после того, как все-
возможные поправки и предложения будут рассмотрены в коми-
тете. уководство  маневрировало, выжидая, какой будет об-
щественная реакция.

лья аблинский, полагая, что «у  льцина практически не

было правовых средств для того, чтобы воспрепятствовать новой
“правке” онституции», оценивает появление проекта сакова
как переломный пункт в развитии политической ситуации: «пос-
ле ознакомления с проектом всем колебаниям [президента] при-
шел конец»

19

. Eыло ли, однако, предопределено, что ноябрьский

ъезд осуществит правку онституции в заявленном ключе?
сключить это было нельзя, в особенности если бы удалось про-
вести двухходовку: сначала, играя на ущемленных чувствах де-
путатов, изгнать из парламента несколько десятков человек, ин-
копорированных  льциным в свои структуры, снизить кворум,
а затем провести ключевые статьи проекта. Однако такой исход
ъезда не был гарантирован: оппозиции, как правило, не удава-
лось собрать две трети голосов. оэтому она и лавировала: про-
демонстрировав угрозу, не торопилась форсировать процесс.
оэтому и исаковский проект имел многоцелевое назначение:
удастся его провести — отлично, не удастся — он поможет бло-
кировать проект , поспособствует тому, чтобы конституци-
онный процесс завяз в трясине бесконечных согласований.
о при этом ставки в запросной позиции руководства  ока-
жутся приподнятыми.

же ведающего печатью и информацией.  получал право выра-
жать недоверие не только правительству в целом, но и его пред-
седателю и членам — каждому по отдельности.  таком случае
они должны были уйти в отставку. еперь президент своим ре-
шением не смог бы отправить правительство в отставку, даже ес-
ли бы оно само того пожелало, — в любом случае требовалось
согласие . Отставка же члена правительства принималась бы
не президентом, а премьером. место внесения представлений
президенту об отмене решений правительства  мог бы сделать
это сам. о предложению правительства, а не президента  об-
ретал право проводить реорганизации в структуре органов ис-
полнительной власти.  довершение всего этого при определен-
ных обстоятельствах  мог бы, минуя президента, иници-
ировать выдвижение кандидатов на пост премьера, а председа-
тель  — подписывать и обнародовать законы.

Автор законопроекта не отказал себе в удовольствии от-

кликнуться на конъюнктурную злобу дня.  онституцию пред-
лагалось — как бы в ответ на распространившиеся слухи о тя-
желой болезни  льцина — внести дополнение, что президентом
может стать лишь человек, «способный по состоянию здоровья
выполнять функции главы государства». роме того, депутат-
ские полномочия объявлялись несовместимыми не только
с членством в правительстве (это уже было в действовавшей
онституции), но и со всеми штатными должностями в админи-
страции, в региональных представительствах президента, в по-
сольствах за рубежом. Ориентированная на перспективу, эта
норма, возможно, и имела бы право на существование, но са-
ков и его единомышленники спешили лишить мандатов своих
политических противников от илатова до Oукина и потому ни-
каких переходных положений не предусматривали

17

.

е только сторонники президента, но и политики, стремив-

шиеся утвердиться на промежуточных позициях, включая у-
мянцева и Aорькина, оценили этот законопроект как попытку
превратить президента «в символическую фигуру для озвучива-


background image

433

OАА

21 

A

А    ОУООО О А

432

;

АЬ

1993.

ОAОО О

О А-АУ

осле описанных событий конституционный процесс перешел
в вялотекущую фазу. о обычного летом спада политической
активности не наступило. а первый план вышли иные столкно-
вения и конфликты.  преддверии еще не объявленных, но неиз-
бежно приближавшихся, по общему мнению, выборов полити-
ческие объединения и партии, их лидеры уточняли свои плат-
формы, намечали стратегию и тактику, присматривали союзни-
ков. Oето выдалось урожайным на разнообразные скандалы,
в которых оказались замешаны высшие лица государства.
е было недостатка в апокалиптических прогнозах — люди вро-
де бы забыли эффект Эдипа: несчастье нередко случается пото-
му, что оно предсказано. огода стояла прохладная и дождли-
вая, но политически лето было довольно жарким. 

Умирало сероссийское экономическое совещание — про-

ходивший в арламентском центре на ветном бульваре много-
людный форум. Оно стало продолжением руглого стола, на ко-
тором вначале рассчитывали состыковать разные подходы
к экономической реформе. редседательствовали на первом за-
седании ;ерномырдин и ‡асбулатов. о люди из команды айда-
ра, присмотревшись, ушли. Экономическое совещание стало пло-
щадкой, на которой руководство  сомкнулось с непримиримой
оппозицией (, «оссийское единство», ) и консерва-
тивной частью академического сообщества. Я не знаю, услышал
ли  льцин заявление депутатов из «оалиции реформ», что уча-
стие правительства в «созванном по инициативе услана ‡асбу-
латова так называемом круглом столе» — проявление контрре-
форматорских тенденций в самом правительстве

23

, или по

собственной инициативе он отозвал ;ерномырдина с этого сове-
щания. опытка противопоставить собрание более или менее
произвольно подобранных людей, дебаты на котором в лучшем
случае привлекали внимание немногих журналистов, онститу-
ционному совещанию, опиравшемуся на мощную поддержку ре-

начале могло показаться, что  льцин принимает эту игру,

а конституционный процесс после встряски возвращается на
круги своя. Уяснив, что проект  в регионах по сути блокиру-
ется (в законодательных органах субъектов едерации, где об-
суждения состоялись, их предметом становится не «единый со-
гласованный проект» — сопоставляют два проекта —  и 

20

), президент вдогонку за указом от 24 июля издает 8 сентября

распоряжение, реанимирующее позабытую уже в ремле он-
ституционную комиссию. Он распорядился образовать рабочую
группу , перед которой была поставлена задача: не только
рассмотреть проект, одобренный , но и готовить предложе-
ния по выработке (заново!) «единого согласованного» проекта».
ричем эти предложения, а также проект решения  о том,
как следует выполнять решение  от 20 июля, предписывалось
представить председателю омиссии уже через неделю, 15 сен-
тября. уководство группой было возложено на ябова, а в ее
состав включены 16 членов  и 6 экспертов (почти все — ак-
тивные участники )

21

.

абочая группа задание выполнила. 14 сентября она выдала

заключение по конституционному проекту, одобренному  12
июля. ак и следовало ожидать, этот проект был оценен как
«серьезно проработанный документ, как концептуально, так
и текстуально имеющий много общего с проектом онституции
, подготовленным онституционной комиссией». Eыли сфор-
мулированы предложения по совмещению обоих проектов: в од-
них разделах рекомендовано было за основу взять тексты ,
в других —

22

. е знаю, дошел ли этот документ до президен-

та, но известный указ № 1400 был уже в те дни на выходе.

ейчас уже невозможно сказать, планировал ли президент

новую фазу согласования проекта онституции с депутатами
как запасной вариант выхода из кризиса или это тоже была де-
монстративная акция тактического характера. о то был послед-
ний примирительный жест со стороны  льцина.


background image

435

OАА

21 

A

А    ОУООО О А

434

;

АЬ

1993.

ОAОО О

шины: одну, увозившую из оссии цветные металлы, и другую,
задержанную «на входе» с ассигнациями. золировать россий-
скую денежную систему от «закордонных» денег, подпитывав-
ших инфляцию, было необходимо, подстричь доходы, получен-
ные в результате строительства разного рода пирамид и иных
нелегальных и полулегальных спекуляций, — полезно. онфи-
денциальность подготовки этой операции также вполне оправ-
данна. се дело было в том, когда и на каких условиях ее начали
проводить. 

Осуждение предпринятых мер было на редкость единодуш-

ным. резидента, правительство, E осуждали все: от «емокра-
тической оссии» до , от  до консервативных академи-
ков, не говоря уж о ярости граждан, стоявших в необозримых
очередях на законный обмен денег. «екомпетентность властей —
самая печальная сторона событий, связанных с обменом денег, —
писал Отто Oацис. — одорвано доверие граждан к банку и госу-
дарству; выигрыш от конфискации некоторой суммы денег несо-
поставим с потерями от того, что вместо создания стимула к сбе-
режениям закладывается надолго мощнейший антистимул»

25

.  ще

резче оценил предпринятые меры решительно отмежевавшийся от
них министр финансов Eорис едоров: «Акция по обмену старых
купюр является с юридической точки зрения — незаконной, с эко-
номической — бессмысленной и, безусловно, вредной для интере-
сов оссии, с политической — грубой провокацией, нацеленной на
подрыв доверия народа к президенту, правительству, проводимой
социально-экономической политике и, наконец, с моральной —
оскорбительно-издевательской по отношению к собственному на-
роду». едоров требовал немедленно и полностью отменить эту
акцию, назвать ее виновников и сделать заявление, что впредь ни-
чего подобного не будет допущено

26

.

редложения эти, однако, сочли слишком радикальными.

ешение об обмене было объявлено в субботу, 24 июля, но лишь
к вечеру понедельника президент издал указ, увеличивавший ли-
мит свободного обмена до 100 тыс. и срок — с двух недель до

мля и демократической прессы, успехом не увенчалась. «е обна-
ружив на жертвенном месте правительства, — иронизировал
О. опцов, — участники совещания самовосполнились в непри-
язни и озлобленности: ругали, обвиняли, угрожали. азнь, в от-
сутствии приговоренных, превращалась в демонстрацию эшафо-
та, вид которого мог взбодрить сторонников, но удивить тех,
для кого предназначался, уже не мог»

24

.

Экономическую политику дискредитировали не занудные ре-

фераты, оглашавшиеся на Экономическом совещании, а безумные
действия самого правительства.  мемуарах  льцина содержится
выразительный рассказ о том, как во время отпуска на алдае за
обедом он узнал об обмене старых крупных денежных купюр на
новые в жестком варианте, как всполошились все сидевшие за
столом, как сокрушалась аина осифовна, что семья их дочери,
никем не предупрежденная, отправляется в отпуск без денег и как
ему пришлось, срочно прервав отпуск, лететь в оскву спасать
положение. еожиданным это решение было для сотен тысяч лю-
дей, застигнутых в разгар лета в отпуске со старыми деньгами.
ля крестьян и фермеров, только-только продавших на базаре за
наличные свой урожай. ля едва встающего на ноги российского
бизнеса, по многим причинам использовавшего расчеты преиму-
щественно наличными деньгами, а не через банк. ля русских бе-
женцев из бывших республик , чьи и так уже обесцененные
инфляцией деньги, вырученные за нажитый за всю жизнь скарб,
теперь превратились в труху. ля миллионов других граждан, бро-
сившихся добывать справки о законности имевшихся у них на ру-
ках денег сверх разрешенных к свободному обмену 35 тыс. рублей
и столпившихся у отделений бербанка. еожиданным это реше-
ние стало даже для семьи президента — но него для самого

24а

ринципиальное решение было принято не одним лишь

председателем E . еращенко, которого демократы поторопи-
лись обвинить в сознательной провокации против курса реформ,
но также президентом и правительством. ередавали, что ;ер-
номырдин пришел в ужас, когда ему показали в скове две ма-


background image

437

OАА

21 

A

А    ОУООО О А

436

;

АЬ

1993.

ОAОО О

сти, воспроизводилась памятная ситуация трехлетней давности
(«осны против осенок») с той разницей, что тогда речь шла
о выборе экономического курса, а теперь — о его смене.

«тормовое предупреждение о том, что на ближайшем засе-

дании российского правительства реформам и реформаторам
укажут на дверь», как писал Ясин, оказалось ложной тревогой.
есовместимость предложенных программ была разъяснена ;ер-
номырдину, так что когда на заседании правительства 6 августа
посланец ‡асбулатова, его первый заместитель Юрий оронин
попробовал развязать дискуссию об изменении курса, в чем он на-
практиковался на Экономическом совещании, раздраженный пре-
мьер бросил: «ам что, ликбез прочесть?». опытка своего рода
экономического переворота, как выяснилось, не имела больших
шансов на успех. Однако то, что она была предпринята без огляд-
ки на катастрофические последствия, говорило о многом. ници-
атива исходила из ключевого министерства, к руководству кото-
рым, чтобы уравновесить в правительстве остатки гайдаровской
команды, был призван «государственник», вице-премьер Олег
Oобов. акие стояли за ним силы, тоже не было секретом. Урок
заключался в том, что и экономический курс в политической си-
туации, остававшейся крайне неустойчивой, не закрепленной
конституционно, вовсе не необратим. оворя о том, что было по-
ставлено на карту, иколай мелев имел основания уподобить
опасность, миновавшую в августе 1993 г., августовской же угро-
зе 1991-го

28

итуация в экономике отягощала все проблемы, стоявшие

перед обществом. омимо инфляции, открытой и скрытой безра-
ботицы (скрытая безработица, по некоторым оценкам, достигала
10—12 млн человек), расстройства хозяйственных связей, вала
неплатежей и т. д., экономические перемены, хотя и не они одни,
способствовали распространению коррупции на всех уровнях,
включая самых высокопоставленных чиновников и парламента-
риев, в руках которых оказалось распоряжение баснословными
ресурсами. еобузданная коррупция — бич оссии. уществова-

месяца. Эти меры, в общем-то половинчатые и запоздалые, не-
сколько разрядили обстановку. о экономические последствия
были довольно тяжкими.  стране резко увеличился избыточ-
ный спрос. озросшая масса денег, от которых люди спешили
избавиться, обрушилась на товарные запасы, вызвала к жизни
позабытые уже было покупательский ажиотаж и дефицит, под-
стегнула инфляцию, дезорганизовала работу не только в торго-
вле и других обслуживающих отраслях, но и на производстве.
А громадный политический вред, очки, набранные оппозицией,
шок разочарования властями в народе еще скажутся в ближай-
шие месяцы. «О лучшем подарке, пожалуй, оппозиция не могла
и мечтать», — написал айдар

27

е успели события, связанные с обменом денег, уйти в оса-

док, как экономическая политика пережила еще один кризис.
анва событий выглядела так. руппе  вгения Ясина, возглав-
лявшего в то время Экспертный институт , было поручено
подготовить экономическую программу правительства. екст на
300 страницах был сдан 19 июля. о на следующий день появи-
лось распоряжение ;ерномырдина инистерству экономики
подготовить рабочую программу кабинета. Уже 24 июля задание
было выполнено: был разослан тридцатистраничный документ,
заранее заготовленный бывшими сотрудниками осплана. Авто-
ры этого текста, написанного в духе рекомендаций Экономиче-
ского совещания, предлагали резко нарастить государственное
вмешательство и сменить приоритеты: с финансовой стабилиза-
ции перенести акцент на инвестиционную активность, финанси-
руемую за счет бог весть каких источников (на практике — не
что иное, как работой печатного станка). тановившееся все бо-
лее популярным требование придать социальную ориентацию
экономической политике выдвигалось без всякого учета реаль-
ной ситуации и имевшихся ресурсов. рограмма и вытекавшие
из нее рекомендации отличались откровенно декларативным ха-
рактером и не содержали конкретных механизмов, посредством
которых можно было бы реализовать заявленные цели.  сущно-


background image

439

OАА

21 

A

А    ОУООО О А

438

;

АЬ

1993.

ОAОО О

ла создана специальная комиссия енеральной прокуратуры во
главе с первым заместителем генпрокурора иколаем акаро-
вым. есколько месяцев комиссия разбиралась с материалами,
извлеченными из «чемоданов» уцкого, запросами депутатов,
публикациями в прессе, документами, накопившимися в право-
охранительных органах. есть прокуроров с помощниками пе-
релопатили более трех тысяч листов документов. 24 июня в 
был большой день: с докладом о коррупции выступил акаров.
;емоданы уцкого оказались пустыми, — написал впоследст-
вии  льцин

31

. е берусь судить, в какой мере была достоверной

информация, переданная вице-президентом в прокуратуру.
о доклад акарова, содержавший огромное количество фак-
тов о нарушениях закона в ходе приватизации крупнейших
предприятий (в том числе морского и воздушного транспорта,
заводов и комбинатов, культурных объектов), при выделении
квот и лицензий на внешнеэкономическую деятельность (в том
числе на экспорт золота, иных драгметаллов, материально-
сырьевых ресурсов из государственного резерва), при создании
ряда коммерческих структур и ассоциаций, о валюте, которая
должна была поступить от экспорта сырья, но затерялась на
счетах зарубежных фирм и банков, — все это производило
убийственное впечатление. ри всей ангажированности ген-
прокуратуры вряд ли б

ó

льшую часть этих фактов можно было

считать измышлениями.

о наиболее важной для  частью доклада акарова была

не картина чудовищного расхищения национального богатства,
повального воровства и злоупотреблений

32

, а выигрышно расста-

вленные в ключевых местах этого доклада имена бывших и дей-
ствующих министров и военачальников, санкционировавших сво-
ими подписями все эти безобразия: умейко, олторанин,
илаев, рачев, ильшин, Ярошенко, обец. ысветились и «по-
пустители»: ;ерномырдин, охин, едоров, Авен. ак в самом
докладе, так и в последовавшей за ним возбужденной дискуссии
обращали на себя внимание, однако, три примечательных обстоя-

ла она и при царях, и при большевиках, нестесненно перешла
и в наше время.  всегда борьба с нею если и велась и ведется,
то выборочно. Я не берусь оценивать динамику процесса, но не-
сомненно, что ослабление государственного контроля сделало
коррупционеров более наглыми, а освобождение  от цензу-
ры позволило выставить многие язвы коррупции напоказ. аза-
лось бы, демократизация общественной жизни должна была вы-
рабатывать сильные противоядия. о произошло иное. ыночная
экономика без правил, с одной стороны, ожесточенная борьба за
власть — с другой, при неразвитости институтов гражданского
общества и низкой правовой и общей культуре питали почву для
самых разнообразных злоупотреблений — от щедрых воздаяний
чиновникам, санкционировавшим расхватывание бывшей якобы
общенародной собственности, до покупки депутатов и общест-
венных объединений

29

.

Aло оказалось слишком очевидным, чтобы его оставлять без

внимания. о борьба с ним изначально приобрела извращенные
формы. азоблачение действительных и мнимых коррупционеров
было использовано как острое оружие в политической борьбе —
и не более того. оиск и изобличение таковых каждая из сторон
повела только в лагере противника.  результате разгоравшиеся
один за другим летом 1993 г. коррупционные скандалы, ни один из
которых, кажется, не закончился доказательным обвинением
и наказанием, лишь подрывали доверие граждан ко всем властям
и усиливали начинавшийся процесс деполитизации общества.

Особенно громкое звучание антикоррупционной кампании

придал Александр уцкой, отставленный от всех государствен-
ных дел, но единственный политик, имевший по опросам поло-
жительный баланс оценок во всех социальных группах. ице-
президент объявил, что располагает одиннадцатью чемоданами
материалов, обличающих в коррупции в том числе и членов
правительства, которых он может назвать поименно. 16 апреля
он выступил с громкими разоблачениями в 

30

. риведенные

цифры и имена производили ошеломляющее впечатление. Eы-