Файл: Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Т.2. М. 2005.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3339
Скачиваний: 14
41
40
;
АЬ
4
1992.
A
,
А OЬО АOА У О ОО
одночасье. резиденту сохранили право отлагательного вето в за-
конодательном процессе. онституционная комиссия записала,
что оно может быть преодолено двумя третями голосов, но ер-
ховный овет поправил: большинством.
о некоторым другим параметрам конституционный проект
все же превосходил то, на что согласился ъезд, корректируя он-
ституцию 1988 г. нем предусматривался двухпалатный парламент
без самостоятельной многовластной суперструктуры в лице рези-
диума. организацию и деятельность судебной системы были зало-
жены нормы, которые тоже не удалось внести в действующую он-
ституцию: смертная казнь только по приговору суда присяжных,
учреждение института мировых судей, изъятие предварительного
следствия из рук ведомств и передача его в федеральный следствен-
ный комитет. Aначительно лаконичнее излагалось федеративное
устройство: хотя некоторое превосходство республик перед други-
ми субъектами едерации устранить не удалось, текст в меньшей
степени воспроизводил все детали едеративных договоров. е бы-
ло в нем и щедрого подарка, зафиксированного в протоколе к дого-
вору с республиками, — половины мест в одной из палат парламен-
та для их представителей. дя навстречу депутатскому корпусу,
разработчики проекта отступили от принятой в мире практики, ко-
гда собрание, принявшее онституцию, немедленно распускают и
назначают выборы по новому закону. ространные переходные по-
ложения, многие нормы которых были призваны ослабить сопро-
тивление проекту, предусматривали не только сохранение за депу-
татами мандатов, прав и полномочий до окончания срока, на
который они избраны (т. е. до 1995 г.), но и проведение очередных
и внеочередных ъездов, за которыми также сохранялись важные
права (кроме законодательства). аким, в общих чертах, был про-
ект, вынесенный на усмотрение ъезда
50
.
оклад асбулатова о проекте онституции напоминал ско-
рее лекцию, разъяснявшую элементарные вещи (что, возможно,
не было лишним, учитывая уровень правовых и исторических по-
знаний большинства депутатов). окладчик очень старался сде-
OАА
14
VI
Ъ A
:
OОА
сти два урока. ервый: огромная роль символов в российской по-
литике, что спровоцировало небывалый взрыв страстей и едва не
привело к срыву ъезда. торой: российские политики запомни-
ли, что у национальных республиканских элит есть мощные инст-
рументы давления, какими не располагала ни одна другая группа
меньшинства. Это был еще один отзвук «парада суверенитетов»
1990 г. и «зарубка на память» для разработчиков новой россий-
ской онституции.
обсуждению этого вопроса и перешел ъезд, буквально
испещрив заплатами онституцию действующую. весне 1992 г.
рабочая группа онституционной комиссии подготовила новый
вариант проекта онституции. а этот раз он был одобрен не
только самой комиссией, но и палатами ерховного овета: о-
ветом еспублики — полностью, оветом ациональностей — за
исключением наиболее спорных разделов. Это не могло не отра-
зиться на содержании проекта.
ормально в основу государственного устройства был поло-
жен замысел Aорькина: «президент — глава исполнительной вла-
сти». уализм вариантов А и E, сохранявшийся в прежних проек-
тах, был устранен. Aа президентом было сохранено назначение и
общее руководство правительством, хотя важная роль была отве-
дена парламенту. роект не предусматривал право ерховного
овета выражать вотум доверия или недоверия правительству, но
фактически правительство было поставлено под контроль парла-
мента: назначение председателя и министров (а также всех иных
высших чиновников) требовало согласия ; кроме того, он полу-
чил право отправлять каждого из них в отставку. рава парламен-
та по отношению к правительству не получали противовеса в ви-
де права президента распускать при определенных условиях
ерховный овет и назначать новые выборы, на чем безуспешно
настаивали Oеонид олков и я. Aато процедура импичмента прези-
дента могла быть осуществлена — коль скоро его поддержала бы
одна треть депутатов в нижней палате, две трети в верхней и полу-
чено соответствующее заключение онституционного суда — в
43
42
;
АЬ
4
1992.
A
,
А OЬО АOА У О ОО
ворил он, выступая на ъезде, испорчен поправками ерховного
овета: «по всей вертикали “торчат уши” полновластия оветов».
ало кто знал в то время, что ахрай весной 1992 г. разошелся с
командой айдара, задававшей тон в правительстве, и стал, по его
словам, «раздражителем для льцина». о своего ухода из испол-
нительной власти он полтора месяца находился «в простое» и вос-
пользовался невольным досугом, чтобы подготовить собственный
проект, который, рассказывает ахрай, был «моим манифестом»,
своего рода протестом против нерешительности в поведении пре-
зидента. хотя для льцина появление проекта ахрая «было
полной неожиданностью», воспринят он был на ъезде как проб-
ный шар, запущенный из ближайшего окружения президента, что-
бы столкнуть в лузу проект
54
. ак явственно обозначилась но-
вая линия размежевания в конфликте вокруг онституции, острая
фаза которого приближалась
55
.
Я не думаю, что план делегитимации ъезда, первая попыт-
ка реализации которого будет предпринята в конце года, был
одобрен весной. о такой вариант развития событий, вероятно,
уже рассматривался. ак видно, в «оалиции реформ» по одному
из кардинальных вопросов наметилось расхождение между теми,
кто все еще рассчитывал провести компромиссный вариант Ос-
новного закона через парламент (хотя и среди них были разные
взгляды на границы компромисса), и теми, кто уже изготовился
идти «другим путем».
ежду тем депутаты сначала сняли с обсуждения все аль-
тернативные проекты, а затем развернули дискуссию по проекту
онституционной комиссии. От их внимания не укрылось, что в
этом проекте были механически совмещены два варианта: исход-
ный, одобренный онституционной комиссией (по существу, он
отражал позицию рабочей группы, ибо на заседания комиссии
теперь ни разу не удавалось собрать кворум), и разбросанные по
тексту поправки ерховного овета, с которыми комиссия не
согласилась. акой проект нам предлагают одобрить? — спра-
шивали депутаты.
OАА
14
VI
Ъ A
:
OОА
лать проект привлекательным для аудитории. Он рассказал, сколь
широкие права предоставляются парламенту. онимая, с какой
стороны развернется главная атака, спикер заявил, как бы извиня-
ясь: «ам классическая парламентская форма правления, к сожа-
лению (!), не предстоит как практическая реальность в ближай-
шем будущем»
51
. Отметив, что проект — плод колоссального
труда двух-трех тысяч людей (это, конечно, было преувеличением
порядка на два, но призвано было произвести впечатление), он тем
не менее сказал, что работу следует продолжить и перенести ут-
верждение онституции на следующий ъезд. А пока надо одоб-
рить проект и принять его за основу. абочая группа , которая
и была настоящим создателем проекта, получила, таким образом,
внушительную поддержку, но по понятным причинам асбулатов
об этом не упомянул: для слишком большого числа депутатов она
была явным раздражителем.
Однако с самого начала обсуждение проекта стало резко от-
клоняться от колеи, проложенной заместителем председателя
онституционной комиссии. ыяснилось, что помимо официаль-
ного проекта в оборот введены еще четыре. ва из них исходили
от коммунистов. Один, сравнительно умеренный, представила их
фракция (совместно с аграриями и «Отчизной») в расчете на то,
что при дальнейших доработках произойдет «органическое слия-
ние» альтернативных проектов
52
. ругой принадлежал перу депу-
тата лободкина, выделявшегося даже в собственной фракции
крайней ортодоксией
53
.
оразительным, однако, было другое — появление еще двух
проектов. ервый был разработан под руководством одного из ли-
деров оссийского движения демократических реформ Анатолия
обчака. о подлинным сюрпризом оказался проект, который
был подготовлен ергеем ахраем и внесен 52 депутатами из
групп «мена» и «Oевый центр». ахрай, член онституционной
комиссии и ее рабочей группы, с января по май 1992 г. возглавлял
осударственно-правовое управление Администрации президента,
а до марта был также вице-премьером. Официальный проект, го-
45
44
;
АЬ
4
1992.
A
,
А OЬО АOА У О ОО
ак шло обсуждение новой онституции на ъезде — раз-
громно. торонники даже изрядно потрепанного ерховным ове-
том проекта были в явном меньшинстве. Oюбимое дитя Олега у-
мянцева грубо затаптывали. е помогало и то, что отцовские права
на него заявил услан асбулатов, принявшийся урезонивать осо-
бенно разошедшихся критиков этого «превосходно написанного
проекта»
57
. итоге ъезд не согласился ни принять представленный
проект за основу, ни одобрить его «в основном». Eыла утверждена
витиеватая формулировка, предложенная «меной»: одобрение за-
служил не проект новой онституции, а «общая концепция консти-
туционных реформ», положенная в его основу, а также «основные
положения проекта», но в редакции ерховного овета, а не он-
ституционной комиссии. равда, постановление было несколько
уравновешено включением президентской поправки, согласно кото-
рой главы об организации федеральной государственной власти
следует дорабатывать «с учетом предложений и замечаний прези-
дента»
58
. о это означало лишь то, что дальнейшая работа — в со-
ответствии с принятыми на ъезде решениями — может идти в про-
тивоположных направлениях и в оставшийся период перетягивание
каната будет продолжаться. Обозначив «бег на месте», парламент в
очередной раз остановил продвижение к новой онституции.
А ЭО ОЬ ОА
«ы должны извлечь уроки из распада оюза»
59
— $ы предвидите горячую дискуссию по этой проблеме?
— о всяком случае, повод для дебатов есть. едь речь
пойдет не просто о столкновении амбиций, как это случается
нередко, а о столкновении реальных интересов.
— стати, онституционная комиссия, видимо, учла
пожелания, высказанные по поводу федеративного устройст-
ва /оссии на предыдущем съезде?
— а. ричем мы, разработчики онституции, старались
во всем, что не отходит от наших принципиальных установок,
OАА
14
VI
Ъ A
:
OОА
ронт оппозиции на этот раз оказался очень широким: он
включал коммунистов, державников-националистов, борцов за
суверенитет республик, депутатов «мены». сли ахраю (и,
вероятно, многим в окружении президента) проект представлял-
ся излишне «пропарламентским», то критики из рядов оппози-
ции увидели в нем «законодательную основу под режим личной
власти». «Автономы», воодушевленные успехом своего недав-
него демарша, предъявили собственный, далеко идущий счет.
роект, по их мнению, плох тем, что посягает на суверенитет
республик, ставит их «в разряд бедных родственников или в ряд
административно-территориальных образований», лишает на-
ции права на самоопределение, не фиксирует права на выход
республик из оссийской едерации, не предусматривает ин-
ститута двойного гражданства и т. д. нем «нет и намека на то,
что новая оссийская едерация является договорной федера-
цией». одчас обличительная риторика до боли напоминала вре-
мена сусловского агитпропа: новую онституцию для оссии
«келейно» изготовили антисоветчики… «ищник вышел на во-
лю, и онституция закрепляет это страшное для всего общест-
ва состояние».
редставители самых разных течений утверждали, что с
принятием новой онституции не следует торопиться. том,
когда это следует делать, критики расходились. о мнению од-
них, все надо отложить до следующего ъезда (а за это время
основательно переработать проект). ругие предлагали снача-
ла, как собирались на I , провести референдум по основным
конституционным положениям. ретьи говорили, что вечные
конституции вообще не создаются в ситуации острого кризиса и
потому следует лишь улучшать старую онституцию. еот-
ложным же многим ораторам представлялось одно — перетря-
сти состав онституционной комиссии (подразумевалось — ра-
бочей группы), пополнить ее авторами альтернативных
проектов, а лучше всего — преобразовать в комитет ерховно-
го овета
56
.
47
46
;
АЬ
4
1992.
A
,
А OЬО АOА У О ОО
торые представители автономий (это другая крайность по от-
ношению к экстремистам правонационалистического толка)
предлагают как бы разрубить оссию на куски, чтобы потом
между этими кусками заключить договор. райние сторонни-
ки этой точки зрения выдвигают даже требование создания
усской республики.
— $ $ерховном 1овете кто-нибудь поддерживает это
требование?
— а, ряд депутатов из фракции «уверенитет и равенст-
во».
— ежду прочим, в предыдущем проекте онституции
предлагалось создавать земли, то есть объединения областей
и краев, которые были бы более или менее равнозначными с
республиками, имели бы свои конституции и т. д. 2очему он-
ституционная комиссия отказалась от этой идеи?
— ротив нее достаточно резко возражали автономии.
отив: обеспечьте нам более высокий статус по сравнению с
краями и областями — я не могу признать уважительным. о
тем не менее, идя навстречу пожеланиям бывших автономий,
исходя из других соображений (сложность перекройки админи-
стративного деления), мы отказались от земель,
— 3то бы вы отнесли к новациям федеративного уст-
ройства, включенным в проект онституции?
— отелось бы особо выделить те статьи раздела, в кото-
рых четко зафиксированы предметы ведения и полномочия ос-
сийской едерации, республик (входящих в состав ), краев и
областей. Определяя объем исключительных прав едерации,
онституционная комиссия отнесла к ним только то, что необ-
ходимо для сохранения единства государства. Это позволило
значительно расширить сферу совместной компетенции, а так-
же круг исключительных прав республик, полномочий краев и
областей.
еспубликам, краям и областям предоставлены полномочия,
которые не содержались ни в сталинско-бухаринской, ни в бреж-
OАА
14
VI
Ъ A
:
OОА
пойти навстречу тем пожеланиям, которые выдвигаются бывши-
ми автономиями. Я не думаю, что абсолютно все эти пожелания
имеют под собой реальную основу, что в них полностью отсут-
ствуют амбициозные политические соображения, связанные с
борьбой различных политических групп за власть, однако в них
есть идеи рациональные, разумные. все, что приемлемо, мы
старались учесть в новом варианте онституции. ричем боль-
ше всего пошли навстречу нашим оппонентам именно в четвер-
том разделе [относящемся к федеративному устройству].
— $ чем это выразилось конкретно?
— о-первых, мы согласились с тем, что оссия является
конституционно-договорной федерацией. Уже в этом большая
уступка. бо до сих пор сталкивались две позиции. оссия —
конституционная федерация, говорили мы. оссия — договор-
ная федерация, требовали представители бывших автономных
республик и других национально-государственных образований.
Однако сегодня встает вопрос о существовании оссийской е-
дерации как государства. ойдет ли дальше процесс разобще-
ния, который уже привел к распаду оюза? ринадлежа к демо-
кратическому крылу депутатского корпуса, я не разделяю
позиции тех, кто в видел только империю. ля меня рас-
пад оюза в тех формах, в которых он произошел, — и полити-
ческая, и личная трагедия (родился я на Украине, теперь как бы
в иностранном государстве). отличие от группы громко гово-
рящих депутатов, которые организовали так называемый он-
гресс патриотических сил, я признаю реальности и выступаю
против применения силы для восстановления оюза. о хоте-
лось бы, чтобы общество вынесло определенные уроки из того,
что произошло с оюзом, и не допустило развала оссии,
— 3ем вас тревожит позиция поборников «чисто дого-
ворной федерации»?
— актически оссия, создававшаяся сложным истори-
ческим путем, сложилась как единство краев и областей, с од-
ной стороны, и автономных образований — с другой. А неко-
49
48
;
АЬ
4
1992.
A
,
А OЬО АOА У О ОО
щее Aакону о референдуме : не половина пришедших, а
половина плюс один голос от числа всех избирателей.
— А вас не смущает то обстоятельство, что в соответ-
ствии с проектом Основного закона республики имеют свои
конституции, а края и области — всего лишь статуты, то
есть чисто формально положение республик несколько при-
поднято над положением краев и областей?
— сожалению, определенная приподнятость республик
над краями и областями в предлагаемой нами онституции дейст-
вительно ощущается. о, исходя из реальной ситуации, я не ви-
жу возможности сегодня отказаться от такого положения. то-
му же неравенство субъектов едерации фактически на этом и
кончается, ибо в области экономики, в сферах социально-куль-
турного развития, в области международных связей и т. п. они
пользуются одинаковыми полномочиями.
— 1о стороны каких политических сил вы ожидаете наи-
большую критику проекта онституции?
— округ проекта онституции (его вариантов) было не-
мало споров, в ходе которых не всегда соблюдались правила
сдержанности по отношению к оппонентам. ричем характер-
но, что очень часто проект критикуют представители двух про-
тивоположных точек зрения: и сторонники унитарного государ-
ства, и поборники конфедерализации. те, и другие говорят:
онституция никуда не годится.
не представляется, что предложенный проект — хоро-
шая база для компромисса. отелось бы подвести черту под
бесконечными спорами и заняться конструктивной работой по
окончательной доработке текста документа, без которого про-
сто немыслима жизнь цивилизованного общества.
«роект онституции — разумный компромисс»
60
Уважаемые коллеги! Один известный итальянский поли-
тический деятель в тот момент, когда в 1947 г. в талии нако-
нец приняли новую онституцию, сказал, что это онституция,
OАА
14
VI
Ъ A
:
OОА
невской конституциях. Они открывают поистине неограничен-
ные возможности для самостоятельного национального и куль-
турного развития, решения внутренних дел, использования ресур-
сов местного значения. отя я, естественно, не могу согласиться
с тем, чтобы ресурсы общенационального значения (такие, как
якутские алмазы и золото) были в исключительной сфере в
é
де-
ния республики, входящей в состав . Это достояние общегосу-
дарственное. в любой федерации такими ресурсами распоряжа-
ются на основе совместного в
é
дения ентр и места. очно так же
поэтому мы не можем согласиться с одноканальной схемой сбо-
ра налогов. Это уже привело к крушению союзных финансов и
наполнению каналов обращения необеспеченными деньгами.
спомните: cоюзное инистерство финансов в последние меся-
цы своего существования не имело иных ресурсов, кроме печат-
ного станка. ля оссии абсолютно недопустимая ситуация. о-
этому мы настаиваем на том, что должны быть общефеде-
ральные налоги (которые неукоснительно передаются в распоря-
жение правительства едерации на основе бюджета, утвержден-
ного ерховным оветом ) и соответствующие местные нало-
ги, на основе которых строятся местные бюджеты.
проект в качестве важной новации внесено также поло-
жение, в соответствии с которым изменение конституционно-
правового статуса республик, краев, областей, автономных ок-
ругов, иных специальных территориальных образований (их
объединение, разделение и т. д.) возможно лишь по воле двух
третей избирателей, которые проживают в этих образованиях с
последующим утверждением ерховным оветом . о мо-
ему глубокому убеждению, данная статья будет способствовать
укреплению единства, неделимости территории. стати, по ус-
ловиям татарского референдума республике, чтобы выйти из
состава , практически достаточно получить на это согласие
четверти избирателей (то есть референдум состоится, если при-
ходит половина, решение принимается, если «за» проголосовала
половина пришедших). ы вводим положение, соответствую-