Файл: Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Т.2. М. 2005.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3343
Скачиваний: 14
61
60
;
АЬ
4
1992.
A
,
А OЬО АOА У О ОО
ве ъезда, которое отвергло проект, в общем, довольно благопри-
ятный для парламента. е прислушавшись к своему председателю,
депутаты вообразили, будто время работает на них, что, заняв
жесткую, агрессивную позицию, можно добиться еще большего.
вою канистру бензина в костер добавили «автономы», предъя-
вившие совсем уж несуразные требования.
Я не утверждаю, что принятие новой онституции в той
обстановке наверняка остановило бы скатывание по наклонной
плоскости. о оно могло бы задержать его, ослабить набирав-
шее силу противостояние. Oюди, не обремененные историче-
ской памятью, даже когда говорили о компромиссе, жаждали не
согласия, а победы. озможно более полной. ак была пройде-
на еще одна историческая развилка.
АЯ
1
;исленность фракций приведена по данным регистрации в секретариате
VI ъезда. — Архив автора. «Oевый центр» и Объединенная фракция республи-
канской и социал-демократической партий не смогли перерегистрироваться, по-
скольку число вошедших в них депутатов оказалось меньше предусмотренного
регламентом, и ненадолго объединились.
2
412 «за», 447 «против», 70 воздержались (естой ъезд народных депу-
татов оссийской едерации: тенографический отчет. — . 1. — ., 1992. —
. 31).
3
Aа эти предложения было подано 112, 81 и 65 голосов соответственно. «Я
удивляюсь, что среди нас нашелся 81 депутат — сторонник ;», — саркасти-
чески прокомментировал результаты голосования по введению прямого прези-
дентского правления . асбулатов (ам же. — . 25, 47, 48).
4
асколько такой сценарий расходился с установкой ближайших сотруд-
ников президента, видно из замечаний Eурбулиса на встрече с близкими ему де-
путатами: «Обсуждения экономических вопросов на ъезде не должно быть. о-
ворить о реформе в этом зале — полная бессмыслица. кажут: включай станок,
открывай кредиты…». — Aапись встречи с . Eурбулисом. 18.03.1992. — Архив
автора.
5
роанализировав данные 11 голосований по вопросам взаимоотношений
между ъездом и правительством, Александр обянин пришел к заключению,
OАА
14
VI
Ъ A
:
OОА
ромным. ъезд выдержал давление, проявил мудрость, осто-
рожность, твердость в отстаивании ценностей демократии».
ерховный овет не отказывает правительству в праве на
ошибку, но чтобы сводить такие ошибки к минимуму, необхо-
дим «парламентский контроль за деятельностью правительства»
и, в частности, согласование кандидатур министров»
68
.
о-видимому, компромисс на базе раздела власти, как он был
предусмотрен в варианте проекта онституции , дошедшем до
VI ъезда, — как бы к этому варианту ни относиться — не был
исключен. ротивостояние обострялось, дело шло к открытому
конфликту. о пока не было предопределено, в каких политиче-
ских и правовых формах он будет разворачиваться и до какой ста-
дии дойдет. есной 1992 г. еще не был упущен шанс на достиже-
ние компромисса. ля этого надо было, поторговавшись по
наиболее спорным пунктам, либо тут же на ъезде утвердить но-
вую онституцию, либо, как минимум, принять ее за основу и
одобрить курс на завершение процесса в жесткие сроки. этом
случае устремления конфликтующих сторон были бы введены в
ограничивающие рамки нового Основного закона, который обрел
бы бесспорную легитимность. о к тому не были готовы основ-
ные акторы. равительство, опасавшееся, что вмешательство
парламента сорвет его замысел реформы. резидент, который ес-
ли и не собирался устанавливать «режим личной власти», то уж во
всяком случае не желал делить с кем бы ни было контроль над ис-
полнительной ее ветвью (непонятную слабину он даст вдруг на
следующем ъезде). оординационный совет «емократической
оссии», который перед открытием ъезда призвал депутатов го-
лосовать против проекта онституции, так как он ограничивает
«существующие в настоящее время права и полномочия исполни-
тельной власти в пользу власти оветов», «закрепляет не сильную
президентскую республику, а иную форму правления» и т. д.
69
Аналогичное требование, продиктованное совершенно другими
мотивами, выдвинуло «оссийское единство»
70
. Основная ответст-
венность за срыв компромиссного решения лежит на большинст-
63
62
;
АЬ
4
1992.
A
,
А OЬО АOА У О ОО
20
ам же. — . 249, 251.
21
Aа постановление проголосовали 647 депутатов, против — 69, воздержа-
лись 28 (ам же. — . 286).
22
«Ультиматум ведь обращен не только к ъезду, но и к президенту, под-
талкивает его к тому, чтобы четко обозначить свою позицию» ('айдар #. ни
поражений и побед... — . 176). льцин утверждает, что первое серьезное поли-
тическое решение правительства оказалось для него совершенно неожиданным
и не было согласовано даже с Eурбулисом (#льцин 6. Aаписки президента... —
. 256). О том, что президент тогда еще не воспринимал идею более жесткого
разговора со ъездом, свидетельствуют его помощники (Эпоха льцина. — .,
2001. — . 200; остиков $. оман с президентом. — ., 1997. — . 74).
23
'айдар #. ни поражений и побед. — ., 1996. — . 177.
24
Aапись встречи группы депутатов с правительством. 12.04.1992. — Ар-
хив автора.
25
а следующий день среди депутатов было распространено заключение пра-
вительства о последствиях реализации принятого постановления. нем, в частно-
сти, отмечалось, что только индексация заработной платы в бюджетных отраслях
и финансирование агропромышленного комплекса на уровне, предусмотренном ре-
шениями II ъезда, привело бы к увеличению бюджетного дефицита в 1992 г. до
1,5 трлн руб. (23% и 80% всех доходов). этом случае годовая инфляция до-
стигла бы 1600—2000%. ешения отрицательно сказались бы на уровне жизни, зе-
мельной реформе и отношениях с Aападом («О последствиях реализации постанов-
ления VI «О ходе экономической реформы в » (Aаключение
правительства ). — Архив автора). о большинству позиций постановление так
и не было выполнено, но уровень инфляции в 1992 г. составил 2600%.
26
тенограмма заседания резидиума 12 апреля 1992 г. — Архив автора.
27
естой ъезд… — . 3. — . 110—111.
28
Aа нее проголосовало несколько меньше депутатов, чем за постановле-
ние, — 578 человек, 203 были против, 64 воздержались (ам же. — . 4. — . 106).
29
сылку на VI ъезд, по сути — на постановление, развязавшее конфликт,
вставили в текст в последний момент.
30
естой съезд… — . 3. — . 327—328.
31
ам же. — . 105.
32
#льцин 6. Указ. соч. — . 256.
33
'айдар #. Указ. соч. — . 177. о завершении острой фазы кризиса ай-
дар сказал на встрече с группой депутатов, что это будет стоить ему дополни-
тельно столько-то миллиардов рублей льгот и субсидий.
34
7евцова ). ежим Eориса льцина. — ., 1999. — . 81.
35
естой съезд… — . 2. — . 27.
36
роблемы возникли позже, когда шовинисты уяснили, что теперь труд-
нее им станет выявлять «инородцев», а националисты в некоторых республиках
OАА
14
VI
Ъ A
:
OОА
что из 1049 депутатов безусловно поддержали правительство 130, частично —
266, не поддержали — 653, в том числе встали в жесткую оппозицию — 483. а-
ким образом, общая конфигурация сдвигов уже определилась (нформационный
бюллетень о первом дне работы VI ъезда (по результатам поименных голосова-
ний). — . 2. — Архив автора).
6
остановление ерховного овета «О социальной защите населения
в условиях перехода к рыночным отношениям» от 20 марта 1992 г. — Архив ав-
тора.
7
естой ъезд… — . 1. — . 119—121, 124—126, 137—138; . 2. —
. 19.
8
#льцин 6. Aаписки президента. — ., 1994. — . 254.
9
естой ъезд… — . 1. — . 154.
10
ам же. — . 361—362.
11
ак, депутат . аритонов, посетовав на унижающий крестьян бартер,
потребовал «дать им возможность через государственные каналы приобретать
все необходимое за счет реализации своей продукции». епутат Ю. идоренко
заявил, что сначала надо насытить рынок товарами и лишь затем переходить
к рынку и т. п. (ам же. — . 353, 360).
12
ыступление вице-председателя Ю. оронина (ам же. — . 364).
13
роекты постановлений VI ъезда «О деятельности органов государст-
венной власти и управления по осуществлению экономической реформы»,
внесенные блоком «оссийское единство» и фракцией «мена — овая полити-
ка». — Архив автора
14
ри минимальном кворуме для прохождения постановления в 525 голо-
сов за него проголосовали 536 депутатов, против — 217, 82 воздержались (ес-
той ъезд… — . 2. — . 15). редседатель редакционной комиссии . умей-
ко объяснил в своем докладе отказ включить пункт о недоверии правительству
тем, что косвенно это означало бы недоверие возглавлявшему правительство
президенту и народу, избравшему льцина. ответ послышались выкрики «о-
зор!», а выступивший затем . Eабурин предложил аннулировать полномочия
комиссии (ам же. — . 10, 12).
15
ак, несмотря на возражения . айдара, была принята поправка об ин-
дексации вкладов населения в бербанке в соответствии с темпом инфляции. е-
сколько раз голосовали предложения о вотуме недоверия правительству и лише-
нии президента дополнительных полномочий (ам же. — . 183—188, 210,
214—216, 228, 239—240, 244 и др.).
16
ам же. — . 161, 194.
17
ам же. — . 246.
18
Aапись интервью с . Eурбулисом. 26.07.2004. — Архив автора.
19
естой ъезд… — . 2. — . 247, 249. равда, президентская поправка
тоже пренебрегла этой конституционной нормой.
65
64
;
АЬ
4
1992.
A
,
А OЬО АOА У О ОО
51
естой съезд… — . 4. — . 297.
52
ам же… — . 5. — . 38.
53
Юрий аксимович лободкин, судья из одмосковья, — фигура, на мой
взгляд, трагикомическая. отличие от многих своих сотоварищей он искренне
верил в то, что отстаивал. го убежденность, готовность идти наперекор тече-
нию и бойцовские качества могли вызывать уважение. Я, сказал он в онститу-
ционном суде во время процесса над , готов отвечать за всю историю и за
каждый день деятельности партии. казать такое мог только верующий (или ци-
ничный демагог, которым лободкин не был). о он жил и мыслил в иллюзор-
ном мире возвышенной советско-коммунистической догматики, не замутненной
прозаической реальностью. згляд на политических противников и их дела у не-
го был ленинский.
54
естой съезд… — . 5. — . 64—66; Aапись интервью с . . ахраем.
01.07.2004. — Архив автора.
55
одробнее о проектах А. обчака и . ахрая см. с. 328—331.
56
естой съезд… — . 2. — . 57; . 4. — . 312; . 5.— . 33—35, 38,
43—47, 56—57, 66—68, 79 и др.
57
ам же. — . 5. — . 71.
58
ам же. — . 442—443. онституционная комиссия, собравшаяся во вре-
мя VI ъезда, 42 голосами против 2 при 3 воздержавшихся (чуть меньше поло-
вины от списочного состава) рекомендовала принять проект за основу.
59
нтервью газете «одмосковные известия» (1992. — 2 апр.).
60
ыступление на VI 18.04.1992 (естой съезд… — . 5. —
. 26—28).
61
естой ъезд народных депутатов оссии: олитические итоги и пер-
спективы: Аналитический отчет о результатах поименных голосований на VI
ъезде народных депутатов (6—21 апреля 1992 г.). — . 1. — осква; Ар-
хангельское, 1992. — . 14—15.
62
Aапись встречи депутатов «оалиции реформ» с президентом
22.04.1992. — Архив автора.
63
естой съезд… — . 5. — . 489—490.
64
ам же. — . 430—438.
65
«егодняшняя опора асбулатова — парламентское «болото»: инертное,
уставшее, дезориентированное, не настроенное на глубокое изучение вопро-
сов», — писал саков (саков $. оспереворот: арламентские дневники
1992—1993. — ., 1995. — . 82). Это, конечно упрощение. асбулатов форми-
ровал более широкую опору, привлекая активистов разных парламентских фрак-
ций на платформу утверждения прав парламента.
66
оведение асбулатова при обсуждении конституционных вопросов бы-
ло школой лицедейства, театром, в котором сценические линии снова и снова
возвращались к главному герою. робивая поправки к старой онституции, он
OАА
14
VI
Ъ A
:
OОА
увидели в том угрозу размывания национальной идентичности «титульных» на-
родов. о поползновения тех и других разбивались о конституционную норму.
37
Эту норму жестко отстаивала в своем проекте рабочая группа онститу-
ционной комиссии. конечном счете она вошла в онституцию 1993 г.
38
роект постановления, одобряющего ратификацию соглашения о созда-
нии , был роздан депутатам, но так и не был поставлен на голосование.
39
естой съезд…— . 3. — . 207, 213—217. олосование по «компро-
миссной» поправке выявило число депутатов, безусловно поддерживавших пре-
зидента в данном вопросе. ротив поправки были 216 человек из 940 принявших
участие в голосовании.
40
е помогла даже поддержка этой поправки асбулатовым (естой
съезд… — . 5. — . 387—388).
41
Aа поправку проголосовали 95 депутатов, против 723, воздержались 30
(естой съезд… — . 4. — . 25).
42
естой съезд… — . 4. — . 46—47, 143—144, 576—598. Aа поправку
проголосовали 200 депутатов, против 597, 45 воздержались. казался и низкий
уровень организации в блоке демократических фракций: по поправке ловского
не была распространена рекомендация, и для многих голосование по ней оказа-
лось неожиданным.
43
Aа это решение проголосовали 848 депутатов, против — 10, 40 воздержа-
лись. « последний раз, — не без яда отметил проголосовавший против одобре-
ния договора . Eабурин, — стоя мы приветствовали решение о ликвидации о-
ветского оюза в декабре прошлого года» (естой съезд… — . 2. —
. 20—23). оговор, писал позднее один из главных его разработчиков амазан
Абдулатипов, был «перегружен совместными полномочиями… се вопросы, ко-
торые мы не смогли согласовать, сбрасывались в корзину совместных полномо-
чий федеральной и региональной властей» (звестия. — 2000. — 30 марта.).
44
онституция (Основной закон) оссийской едерации — оссии. — .:
, 1993. — . 101—102.
45
Eыла, например, воспроизведена формула прежней онституции, отсут-
ствовавшая в едеративном договоре: «еспублика имеет свою онституцию,
соответствующую онституции оссийской едерации и учитывающую особен-
ности данной республики» (естой съезд…— . 5. — . 469).
46
ам же. — . 4. — . 58, 68—69.
47
ротив проголосовали только 30 депутатов, 30 воздержались. Анализ по-
именных голосований показывает, что ажиотаж охватил и большинство автоно-
мий. Опомнились они после перерыва (ам же. — . 164—178, 622—644).
48
ам же. — . 233.
49
ам же. — . 183.
50
онституция оссийской едерации: роект // онституц. вестник. —
1992. — Апр.—май. — № 11. — . 154—242.
67
OАА
15
А ОАЮЯ
.
АЯ А
глава 15
Ставки повышаются. Напряжение растет
икакая чужая жертва во имя мира не может
считаться слишком большой.
арел 3апек
Я 1992 года
зменившейся после VI ъезда ситуации были посвящены мои
публикации того времени. роглядев их, читатель может сказать:
автору настолько дорог был уход от жесткой конфронтации, что
невероятное развитие событий представлялось ему возможным.
ем не менее у меня и сегодня нет желания пересматривать выра-
женную тогда политическую позицию — если не считать немно-
гих опрометчивых суждений, которые я не счел нужным исклю-
чить из текстов. инал процессов, развернувшихся на VI ъезде
и сразу после него, известен. о еще не все было предрешено, и
отстаивание неосуществившейся альтернативы — независимо от
шансов на успех — не кажется мне делом бессмысленным.
УОО ООО АААА
1
конце 60-х годов, когда незыблемость социально-полити-
ческого строя в нашей стране казалась неоспоримой, А. Амаль-
рик, автор известного «самиздатского» памфлета «росущест-
уговаривал, упрашивал, умолял, взывал к совести и разуму, бесконечно коммен-
тировал, оспаривал, одобрял, поощрял почти каждое выступление и голосование.
ак сказал кто-то из депутатов, он один вел «митинг у микрофона». редставляя
проект новой онституции уже в качестве главного лица, спикер снова предста-
вал миротворцем: «осмотрим, обсудим, расширим рабочую группу онститу-
ционной комиссии... о не отвергайте с порога — ведь все мы только учимся!».
67
естой съезд… — . 5. — . 438—440.
68
ос. газ. — 1992. — 12 мая. ыступая в своем отечестве, асбулатов тог-
да еще соблюдал известную сдержанность. о перед зарубежной аудиторией
скрывать необузданные свои эмоции необходимым он не считал. языка парла-
ментского он переходил на площадную брань. интервью итальянской газете он
пообещал, что ъезд свергнет правительство — «разных там ахраев», «червя-
ков», к которым он, асбулатов испытывает «глубокое внутреннее презрение».
(ыдержки из интервью . асбулатова газете «Repubblica». 01.04.1992. Аудио-
запись. — Архив автора.)
69
Aаявление оординационного совета движения «емократическая ос-
сия». 05.04.1992. — Архив автора.
70
саков $. Указ. соч. — . 71—72.
69
68
;
АЬ
4
1992.
A
,
А OЬО АOА У О ОО
сожалению, не только многие участники событий, но и ана-
литики не смогли преодолеть инерцию доавгустовских представле-
ний, увидеть свежим взглядом новую расстановку сил и изменив-
шуюся роль различных государственных институтов. овая
ситуация рассматривается в прежнем ключе противостояния демо-
кратов и партократов, в общественное сознание внедряется черно-
белая схема, в которой президент и правительство — двигатель, а
парламент — тормоз реформы, а поскольку доверие к президенту
в обществе значительно выше, чем доверие к парламенту, возника-
ет искушение: воспользоваться моментом и освободиться от тако-
го парламента одним ударом, как было покончено с союзным ъез-
дом. действительности и президентские, и парламентские
структуры в ходе реформы играют неоднозначную роль.
резидент.
сегодня президент оссии остается одной
из основных движущих сил, более того, символом реформы в
сознании широких общественных слоев. о нельзя отождеств-
лять громоздкие наслоения структур исполнительной власти во-
круг президента и демократический лагерь (тоже, впрочем, бы-
стро дифференцирующийся). Eесспорно, что своими успехами,
самим избранием E. льцин во многом обязан демократам.
свою очередь, для демократических политиков и депутатов ль-
цин сыграл роль своеобразного локомотива, без которого со-
став мог бы остаться на запасных путях. он это обстоятельст-
во не просто понимает, но и строит, исходя из него, отношения
со своей парламентской базой.
еразвитость партийной инфраструктуры и отсутствие ус-
тойчивого большинства в парламенте создают вокруг президента
политически разреженное пространство, делают его курс в значи-
тельной мере личной политикой, открывают ему немалый про-
стор для выбора сотрудников, в том числе ближайших, позволя-
ют часто обращаться к импровизациям. месте с тем жесткие
социально-экономические реалии, кадровый голод, черты лично-
сти политика, прошедшего всем известную школу, накладывают
OАА
15
А ОАЮЯ
.
АЯ А
вует ли до 1984 г.?», отмерил срок существования могу-
щественному государству в полтора десятка лет. сли учесть,
что дата была названа условно, ради переклички со знаменитой
оруэлловской антиутопией, а перемены, которые повели к рас-
паду , начались в 1985-м, предсказание оказалось точным.
;тобы оценить долговечность российского парламента об-
разца 1990 г., не надо обладать дерзостным провидением Амаль-
рика. о многом аналог союзного ъезда, бесславно сошедшего
с политической сцены вслед за гибелью оюза, российский
ъезд вроде бы движется по тому же пути. го престиж в глазах
общественного мнения неудержимо катится вниз, а требования
тем или иным путем покончить с этим ъездом — лишь верхуш-
ка айсберга. од нею угадывается целеустремленная и упорная
работа влиятельных сил, направленная на досрочный роспуск
ъезда.
овое противостояние.
е успел завершиться VI ъезд
народных депутатов, на котором противоборствующие стороны,
померявшись силами, сошлись все-таки на том, что худой мир
лучше доброй ссоры, как стала набирать новые обороты анти-
съездовская кампания. <…>
политическом развитии оссии все более отчетливо
прорисовывается содержание новой фазы: раздробление каж-
дой из двух главных коалиций, прежде противостоявших друг
другу, размывание прежней границы между ними и возникнове-
ние новых политических союзов, тяготеющих к институтам ли-
бо законодательной, либо исполнительной власти. <…>
олюсами нового размежевания, своеобразными центрами
притяжения в общероссийском масштабе (поскольку партийная
система все еще остается в младенческом состоянии) начали ста-
новиться исполнительная и законодательная власти. ротиворе-
чия между ними, которые прежде были подчинены главному
противоречию и имели сравнительно второстепенное значение в
политической борьбе, выдвигаются на главенствующую роль.