Файл: Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Т.2. М. 2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3281

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

491

OАА

21 

A

А    ОУООО О А

490

;

АЬ

1993.

ОAОО О

шествующей работы я хорошо знаю, как трудно будет искать
и находить новые формулы компромисса по спорным вопросам,
выстраивать баланс, который соберет квалифицированное боль-
шинство голосов в обеих палатах едерального собрания.  как
легко соскользнуть к новому перетягиванию каната множеством
новых игроков в разные стороны в течение неопределенно про-
должительного времени, когда мы будем жить то ли по старой
онституции, то ли по указам президента, то ли по законам, на-
спех и враздробь принимаемым едеральным обранием, пока
конституционная улита двинется в новое путешествие… 

ОУ

огда приведенная выше статья была опубликована, кто-то

сказал мне: «воя позиция неясна. ы призываешь голосовать за
онституцию или против нее?». ‡отя вывод автора прочитывал-
ся, как мне кажется, однозначно, недоуменный вопрос этот мне
импонировал. Я принимал активное участие в избирательно-ре-
ферендумной кампании 1993 г. и не скрывал, что моя позиция по
отношению к онституции разошлась с подходом большинства
лидеров впервые тогда вышедшего на политическую арену «Яб-
лока». о статья в «езависимой газете» не была агитационным
материалом. ;итателю предлагалось в оставшиеся дни еще раз
придирчиво взвесить все доводы — pro et contra — и сделать
вполне осознанный выбор. ля себя я этот выбор сделал и пола-
гаю, что испытание временем он выдержал. се сказанное и се-
годня мне кажется настолько очевидным, что можно лишь поди-
виться той уверенности, с которой некоторые мои политические
друзья добивались провала онституции

86

.  той ситуации это

была игра ва-банк. опросы о том, следовало ли голосовать за
такую, во многом дефектную онституцию или нет, как прохо-
дила бы выработка онституции, в идеале более компромиссной,
полнее учитывающей интересы и взгляды разных общественных
сил, если вынесенный на голосование проект был бы отвергнут
избирателями, да и чем могло бы завершиться возобновление ра-

касаемость IX главы не запирала бы на крепкий замок сам по-
рядок изменения онституции, внесение в нее тех исправлений,
необходимость которых очевидна уже сегодня и которые по-
требует жизнь завтра. Эти возможности, к сожалению, уже
упущены.

онечно, онституция нигде, и в особенности у нас, не яв-

ляется единственным регулятором социального развития. поры
вокруг проекта заслоняют не менее важный вопрос: каким ста-
нет наш парламент, как в нем будет складываться соотношение
сил, кто и с кем будет блокироваться (ибо скорее всего, ни одно
избирательное объединение не получит абсолютного большин-
ства)? е разводят ли эти споры потенциальных союзников и не
возникают ли противоестественные ассоциации на почве одобре-
ния или отклонения проекта? се это тоже следует иметь в ви-
ду, идя на референдум.

адо отдавать себе отчет в том, что при любом исходе ре-

ферендума мы стоим не в конце и даже не в середине, а в начале
неимоверно трудного процесса утверждения конституционно-
правового строя в оссии.  сли проект будет одобрен, в наше го-
сударственное устройство будет заложено несколько мин замед-
ленного действия, связанных главным образом с переизбытком
президентской власти и суженными прерогативами парламента.
Обезвреживать эти мины, менять онституцию, разрабатывать
и вводить обычные и конституционные федеральные законы,
подправляющие перекосы самой онституции, мы будем долго
и мучительно, учитывая ту степень согласия, которая реально
достижима сейчас в обществе и парламенте. А взорваться они
могут неожиданно и страшно, пока повороты нашего политиче-
ского развития непредсказуемы, пока, как пелось в популярной
некогда песне, «когда страна быть прикажет героем, у нас геро-
ем становится любой». 

о тот же дефицит согласия, несомненно, будет сопровож-

дать процесс разработки нового проекта, если этот не получит
необходимой поддержки на референдуме. о опыту всей пред-


background image

493

OАА

21 

A

А    ОУООО О А

492

;

АЬ

1993.

ОAОО О

административных правил и предписаний, издаваемых органами
исполнительной власти; склонность президента использовать
указное право, чтобы обходить конституционные ограничения, на-
лагаемые на исполнительную власть»

89

. ругие американские ав-

торы выделяют «11 нелиберальных черт российской демократии»:
«правительственные решения часто скрыты от публики»; «пред-
ставительные институты, особенно законодательные собрания,
значительно меньше влияют на политику правительства и бюд-
жет, чем различные исполнительные и административные орга-
ны»; «суды зависимы и не обеспечивают индивидам надежную за-
щиту от произвольных действий властей»; «в правительственных
учреждениях широко распространена коррупция» и т. д.

90

есложно заметить, однако, что цитируемые авторы под-

вергают критике не столько текст действующей онституции,
сколько ее реализацию на практике, политико-правовую систе-
му, ответственность за которую несет не только формальная
онституция. звестный политолог жордж Урбан, говоря
о действенности конституционного права вообще и сопоставляя
в этом отношении оссию со странами осточной  вропы,
не зря ссылается на Аристотеля: «онституции бесполезны, ес-
ли они не опираются на обычаи и согласие людей»

91

ногие комментаторы как в оссии, так и на Aападе увиде-

ли в режиме Eориса  льцина диктатуру. Это преувеличение, —
возражает айкл акфол. «арадоксальным образом октябрь-
ские события открыли окно возможностей для того, чтобы пред-
ложить и реализовать новые политические институты в оссии».
емократические институты слабы и хрупки, отягощены серьез-
ными недостатками, настаивает он.  приходом утина появи-
лись зловещие признаки их вырождения. о в онституцию
1993 г. были включены такие положения, которые серьезно ос-
ложняют ее негативные изменения — за них пришлось бы запла-
тить высокую цену. Aатрудняя процесс изменения онституции,
 льцин рассчитывал помешать сделать это своим противникам,
но тем самым он ограничивал и себе свободу рук

92

.

боты с онституцией — эти вопросы были сняты с обсуждения
итогом декабрьского голосования. родолжает же обсуждаться
другой вопрос: какую онституцию мы получили и, следова-
тельно, как оценить труд российских конституционалистов
в 1993 г. иапазон суждений очень широк.  оссии действует
«сверхпрезидентская» онституция, — как о чем-то само собой
разумеющемся пишут и в либеральной, и в коммунистической
печати. о вот суждение алерия Aорькина, которого нельзя за-
подозрить в чрезмерной снисходительности ни к  льцину,
ни к его сентябрьскому указу 1993 г.: « том же, что касается
“гипертрофированной роли президента”, я твердо убежден, что
только подчеркнутый акцент онституции 1993 года на полно-
мочиях президентской власти спас оссию от политической де-
зинтеграции, от государственного распада…  сли бы у оссии
была не онституция 1993 года, а онституция парламентской
республики типа итальянской, — наша страна давно бы распа-
лась на части…»

87

. о-разному оценивают принятую онститу-

цию и компетентные зарубежные аналитики.

риговор американских ученых итера еддевея и митрия

линского категоричен: «это пристрастная онституция». «Она
является главным камнем преткновения на пути к национальному
примирению и демократическому развитию…  дело не только
в том, что она является суперпрезидентской, хотя президентские
полномочия  льцина и утина превосходят права американского
и французского президентов вместе взятых и приближаются
к власти царя иколая II в квазиконституционной системе 1905 г.
 ще важнее, что она никогда открыто не обсуждалась и не была
одобрена большинством общества»

88

Оценки других исследователей более снисходительны. омас

емингтон характеризует российскую конституционную систему
как «президентско-парламентскую» и указывает на три главных
дефекта, в силу которых «закон и правовые институты не способ-
ны ограничить произвол государства». Это «экстралегальная
власть органов — наследников E; преобладание подзаконных


background image

495

OАА

21 

A

А    ОУООО О А

494

;

АЬ

1993.

ОAОО О

6

сключение положений, придающих оссии статус конституционно-до-

говорного государства, передача из  в уму «таких взрывоопасных решений,
как введение чрезвычайного и военного положения и использование вооружен-
ных сил за границей» и т. д.

7

редложения о порядке осуществления конституционной реформы

в оссийской едерации /  оссии. ракция «огласие ради прогресса».
01.07.1993. — Архив автора.

8

онституционное совещание... — . 17. — . 413—414.

9

естая сессия  . Eюллетень № 41 совместного заседания овета

еспублики и овета ациональностей. — ;. 1. — . 29—30; № 42… — ;. 1. —
. 20.

10

 документах  «каких-либо серьезных новаций, которые требовали бы

немедленного учета и реализации, в проекте, над которым работает , мы не
нашли», — сказал едосеев и успокоил депутатов тем, что 54% субъектов е-
дерации заявили: онституция должна приниматься ъездом (ам же. Eюлле-
тень № 42… — ;. 2. — . 35—39; остановление   «О работе над проек-
том новой онституции » от 25 июня 1993 г. // остановления  ,
 и другие нормативные акты по вопросам развития конституционной рефор-
мы в . екабрь 1992 г. — июль 1993 г. — . 10—11).

11

Aакон «О порядке принятия онституции оссийской едерации» // он-

ституционное совещание. — 1993. — Авг. — № 1. — . 155—157.

12

остановление   «О проекте закона оссийской едерации “О по-

рядке принятия онституции оссийской едерации”». 16.07.1993 // останов-
ления  … — C. 11—12.

13

ашлись, конечно, и доброхоты, которые стали выдвигать предложения

об объединении комитетов, при котором из-под неугодных спикеру лиц просто
выдергивались кресла. иколай едведев рассказывал мне: « тех пор, как я за-
нял пост в структуре , испытываю колоссальное давление. ызывают “по на-
чальству” и спрашивают: почему ты голосовал так, а не иначе? ы что — за пра-
вительство?». ‡асбулатов со своей стороны сокрушался: «оя убежденность
в никчемности и даже опасности нахождения тепашина и Аслаханова на постах
председателей важнейших комитетов встречает непонимание у парламентариев»
(=асбулатов /. еликая российская трагедия. — . 1. — ., 1994. — . 170).

14

ринятое 24 июня решение о разделении омитета по законодательству

на два комитета было ярким примером аппаратной интриги, искусства манипули-
рования депутатским корпусом, которым мастерски владел ‡асбулатов. Обсуж-
дение отчета . итюкова о работе омитета вышло за рамки элементарного
приличия, не говоря уж о парламентской этике. итюкова оскорбляли, ему вме-
няли в вину политическую позицию, участие в  и т. д.  зале только что не
слышался ястребиный клекот, хотя завзятые ястребы — ладимир ихонов, и-
талий евастьянов — справляли свой пир. ем не менее предложения о смеще-

оследнее обстоятельство имеет особое значение.  1993 г.

могло казаться, что предельно усложненный порядок изменения
онституции — один из ее дефектов. ак выяснилось, это был
взгляд, который исходил из оптимистических ожиданий по отно-
шению к дальнейшему развитию конституционного процесса.
онституцию, полагали многие ее критики, нужно и можно осво-
бождать от недостатков, которые уже тогда были очевидны, сде-
лать более сбалансированной, подтвердить ее легитимность но-
вым, демократическим волеизъявлением общества. от только
препятствует этому затрудненный порядок пересмотра онсти-
туции или внесения в нее поправок…

есять и более лет спустя выяснилось, что механизм самоза-

щиты, встроенный в онституцию, — не зло, а благо, что хотя
в ее нормах есть немало такого, что следовало бы улучшить, воз-
можности ухудшения тоже безграничны, да и более вероятны.
онституция, какова она есть, не столько сковывала общество,
сколько сдерживала — пусть не слишком заметно и надежно —
авторитарную инволюцию власти. ак было, во всяком случае,
до недавнего времени.

АЯ

1

онституционное совещание. тенограммы, материалы, документы. 

29 апреля — 10 ноября 1993 г. — . 10. — ., 1995. — . 10. — . 308; . 12. —
. 392—393.

2

=аричев . люсы и минусы различных механизмов принятия новой

онституции . окумент, распространявшийся на . 19.06.1993. — Архив
автора.

3

ути принятия новой онституции: за и против / уманитар. и политол.

центр «тратегия». 19.06.1993. — Архив автора.

4

онституционное совещание... — . 10. — . 213—214.

5

ам же. — . 15. — . 78, 80, 83—85, 98, 99. Aахаров просто воспроиз-

вел главную мысль из опубликованной перед тем в «овом времени» статьи ро-
нида Oюбарского (см.: ронид: збр. статьи . Oюбарского. — ., 2001. — 
. 242—245).


background image

497

OАА

21 

A

А    ОУООО О А

496

;

АЬ

1993.

ОAОО О

19

ам же. — . 155—156.

20

 июле из запланированных 12 сессий законодательных органов субъек-

тов едерации состоялась одна, в августе — 6 из 40 (онституционное совеща-
ние... — . 18. — . 14).

21

ам же. — . 3—5.

22

онституционное совещание. — 1993. — Окт. — № 2. — . 49—50.

23

Aаявление народных депутатов — представителей парламентской оали-

ции реформ. 06.07.1993. — Архив автора.

24

2опцов О. ‡роника времен «царя Eориса» — ., 1995. — . 338. ;ерно-

мырдин, писал опцов, недавно назначенный и не постигший еще всех тонкостей
политической борьбы, «...был преисполнен устремлений на примирение с парла-
ментом. Он не предполагал, что от него потребуют не согласия, а переподчине-
ния, и все большинство собравшихся в зале ждет реванша или как минимум ус-
тупок, подтверждающих полный разрыв с политикой айдара» (ам же. — 
. 299).

24а

#льцин 6. Aаписки президента. — ., 1994. — . 322—325.

25

звестия. — 1993. — 30 июля.

26

звестия. — 1993. — 6 авг.

27

'айдар #. ни поражений и побед. — ., 1996. — . 270.

28

звестия. — 1993. — 6 авг.; оск. новости. — 1993. — 15 авг.; инфор-

мации  . Ясина и . мелева. — Архив автора.

29

екоторое представление об отражении в массовом сознании масштабов

сегодняшней коррупции может дать исследование  , проведенное в 2001 г.
вум группам респондентов — гражданам и предпринимателям — был задан во-
прос, когда, по их мнению, более всего были распространены коррупция, взяточни-
чество и им подобные злоупотребления. Одинаковой и минимальной была частота
ответов в обеих группах применительно к дореволюционному времени — 4,4%.
 советскому времени максимальный расцвет коррупции отнесли 25—27%. Aна-
чительно меньшее число респондентов пик коррупции связало с периодом орба-
чева (особенно заметно это в группе предпринимателей — 14%). ромадный же
скачок коррупции (57—58% опрошенных) респонденты отметили в период прези-
дентства  льцина. ‡отя оценки эти носят субъективный характер (никто из опро-
шенных не жил, например, до революции), а период  льцина оценивался в целом,
а не за интересующие нас первые годы, порядок цифр говорит сам за себя (Анти-
коррупционная политика / од ред. . А. атарова. — ., 2004. — . 109—110).

30

естая сессия  . Eюллетень… № 25. — ;. 1. — . 19—29.

31

#льцин 6. Aаписки президента. — . 329.

32

ирокую огласку, в частности, приобрела история с неким минералом

под названием «красная ртуть». ножество посредников представили заявки на
продажу и покупку красной ртути у западных фирм по ценам, значительно пре-
вышающим цены сверхчистой платины и урана. роверка показала, однако, что

нии итюкова и признании работы комитета неудовлетворительной не собрали
большинства.  все же со второй попытки большинством в два голоса было про-
давлено требуемое решение. скоре выяснилось, что никакого большинства не
было: на глазах у спикера произошло голосование карточками вышедших из за-
ла депутатов без их согласия. оданный протест, естественно, не был удовлетво-
рен (естая сессия . Eюллетень № 41… — ;. 2. — . 34—53; Aаявление
группы членов омитета по законодательству ; Aаявление 5 депутатов
в секретариат и регламентную группу сессии  об аннулировании результатов
их голосования [ксерокопии]. — Архив автора).

15

 рейтинговом голосовании саков получил 50,2% голосов, умянцев,

увидевший, что почва уходит у него из-под ног, и вознамерившийся пересесть
в другой экипаж, — 25,5%. ретьим, всерьез никем не рассматривавшимся пре-
тендентом был ;елноков, за которого подали голос 13% (естая сессия  .
Eюллетень № 44... — ;. 1. — . 26—27; остановление   «О составе о-
митета   по конституционному законодательству» от 9 июля 1993 г. — Ар-
хив автора). збрать председателя другого законодательного комитета не уда-
лось, но это мало заботило спикера. саков был избран 30 июня, а 22 июля
‡асбулатов подписал распоряжение о передаче помещений и имущества прежне-
го комитета комитету сакова.

16

иль икоть и я говорили, что советской власти как отличной от парла-

ментаризма представительной формы правления никогда не было: существовала
самодержавная власть, именно она под вывеской оветов воспроизвела основ-
ную российскую традицию. ысказали мы и сомнение в целесообразности созда-
ния нового комитета, в лице которого создается третий центр, работающий
с онституцией. Отвечая нам, саков представил деятельность комитета как
оборонительную: «‡отим мы этого или нет, общество сегодня поставлено на ды-
бы. оставлено разными людьми. ногда авантюрного склада, иногда очень мяг-
кими и деликатными, как, скажем, иктор Oеонидович ейнис, который гово-
рит: давайте считаться с существующими реальностями. о перед тем эти
реальности создаются без всякого спроса и без всякого разрешения. А когда тер-
ритория уже захвачена, говорят: давайте считаться с реальностями» (тенограм-
ма круглого стола онституционной комиссии и ученых-конституционалистов
на тему: «онституционная реформа в оссийской едерации. екоторые итоги
и перспективы». 06.07.1993. — Архив автора).

17

роект закона «Об изменениях и дополнениях онституции (Основного

закона) оссийской едерации — оссии». 11.08.1993. — Архив автора. ;тобы
подкрепить замысел предложенной конституционной реформы, всем членам
официально направлялись письма избирателей, поступавшие на имя некоторых
из них, с требованием вообще упразднить пост президента.

18

м.: 7аблинский . '. ределы власти: Eорьба за российскую конститу-

ционную реформу (1989—1995 гг.). — ., 1997. — . 154—155.


background image

499

OАА

21 

A

А    ОУООО О А

498

;

АЬ

1993.

ОAОО О

38

ообщения для народных депутатов и журналистов об открытых заседа-

ниях оординационного совета «оссийского единства». юль—сентябрь
1993. — Архив автора.

39

Обращение народных депутатов  к . одписной лист. юль 1993. —

Архив автора.

40

езависимая газ. — 1993. — 3 авг.; ос. газ. — 1993. — 7 авг.; равда. —

1993. — 7 авг.

41

озиции лидеров ражданского союза разделяли в то время некоторые

авторитетные публицисты и ученые, включившиеся в политику: . одолазов,
E. апустин, . антин, . ретьяков. м.: езависимая газ. — 1993. — 1993. —
11, 27 авг.

42

Aаписи информации . овалева 22.07.1993 и 22.04.2004. — Архив автора.

43

Обращение Общественного комитета демократических организаций ос-

сии (ОО) и оюза казачьих войск к гражданам , к резиденту
E. .  льцину. 28.07.1993; Aаявление оординационного совета вижения «е-
мократическая оссия». 30.07.1993; Aаявление блока «емократический выбор».
03.08.1993. — Архив автора.

44

Эпоха  льцина. — ., 2001. — . 344—348.

45

екст выступления президента оссии E. .  льцина на совещании пред-

ставителей государственных телерадиокомпаний и печати оссии (распечатка).
12.08.1993; Aапись выступлений на данном совещании. — Архив автора. ызо-
вом ерховному овету было и то, что в президиуме совещания сидели наиболее
одиозные для него фигуры — умейко и олторанин.

46

огда президент проводил пресс-конференцию, он уже знал, что 11 из 14

парламентских фракций заявили, что проведение досрочных выборов противоре-
чит онституции.

47

иктограмма пресс-конференции E. .  льцина 19.08.1993. — Архив ав-

тора.  льцин, утверждает атаров, не исключал тогда, что с  можно как-то
договориться. ариант роспуска  и  существовал с мая как возможный,
но параллельно разрабатывался мирный вариант (который впоследствии получил
название нулевого и предусматривал одновременные перевыборы президента
и парламента). От одновременных выборов  льцин отказался после 3 октября.
Aапись интервью с . атаровым 06.07.2004. — Архив автора.

48

О петрозаводской встрече и ее оценках см.: езависимая газ. — 1993. —

17, 26 авг.; Общая газ. — 1993. — 20—26 авг.; саков $. оспереворот:
арламентские дневники 1992—1993. — ., 1995. —  . 410—411.

49

. Юшенков позднее рассказывал, что в сентябре не хватало подписей 60

депутатов. Эти депутаты были найдены, но запросили за свои подписи москов-
ские квартиры и материальную компенсацию. редложение представили ила-
тову, он, вероятно, проконсультировался с президентом и отклонил такую ком-
бинацию. а том этапе, видимо, либо было сочтено, что она безнравственна,

данное вещество не только никогда не производилось в  и оссии, но и не
существует в природе.

33

естая сессия  . Eюллетень... № 41. — ;. 1. — . 12—30; оста-

новление   «О докладе руководителя специальной комиссии енеральной
прокуратуры — первого заместителя енерального прокурора  . . ака-
рова о фактах коррупции высших должностных лиц ». — Архив автора.  на-
чале сентября специальная комиссия енпрокуратуры направила в  отчет об
итогах своей деятельности за время, прошедшее со дня выступления акарова.
яду высших чиновников, ранее упоминавшихся, было поставлено в вину необе-
спечение контроля, который мог бы предотвратить нарушения; илаеву, айда-
ру и ;ерномырдину — то, что они «не дали принципиальной оценки» нарушени-
ям. ротив некоторых лиц второго и третьего плана были возбуждены
уголовные дела. ерсия о противодействии айдара, охина и Eурбулиса защи-
те интересов страны не подтвердилась.  связи с тем, что комиссия сочла пору-
чение  выполненным, и «в целях… недопущения дальнейшего нагнетания по-
литического противостояния» ее руководитель предложил упразднить
комиссию. Это не входило в планы : в пространном проекте постановления
предлагалось продолжить работу комиссии «до создания в системе рокурату-
ры  постоянного подразделения по борьбе с коррупцией». о до «упраздне-
ния» самого  оставалось менее трех недель (нформация о результатах ра-
боты специальной комиссии енеральной прокуратуры  по расследованию
материалов, связанных с коррупцией должностных лиц. 02.09.1993. — Архив
автора).

34

20 августа 1993 г. я записал для себя: «арастающая эксплуатация темы

“коррупция”.   — ясно. о когда меня хотят уверить, что генпрокурор по
международному телефону обсуждал с Якубовским план убийства акарова,
когда заявляют, что есть некая подпись уцкого под компрометирующим его фи-
нансовым документом, не объясняя, что это за документ, мне обидно: меня дер-
жат за дурака».

35

#льцин 6. Указ соч. — . 331—337.  чем действительно был повинен

Eаранников (уже после осенних событий 1993-го уголовное дело против него по
обвинению в коррупции было прекращено «за отсутствием состава преступле-
ния»), для меня неясно до сих пор. ‡асбулатов утверждает, что он «пал жертвой
подозрительности  льцина». вои сомнения высказывает и илатов: «еня по-
стоянно преследует ощущение, что мы в деле Eаранникова и других сами тогда
попали в чью-то разработку». А вот в чью, на мой взгляд, очевидно: оржаков
избавлялся от конкурента (=асбулатов /. еликая российская трагедия. — 
. 1. — . 176; илатов 1. овершенно несекретно. — ., 2000. — . 284).

36

звестия. — 1993. — 10 сент.; онесение O. . рокопьева . . ‡асбу-

латову. 11.08.1993. — Архив автора.

37

ос. газ. — 1993. — 2 сент.