Файл: Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Т.2. М. 2005.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3381
Скачиваний: 14
501
OАА
21
A
А ОУООО О А
500
;
АЬ
5
1993.
ОAОО О
обчак пришел к иной точке зрения: едеральное собрание монолитным не бу-
дет, обсуждать новый проект онституции оно станет «год, два, сколько угодно».
А ведь ему надо заниматься текущим законодательством, утверждать бюджет,
назначать правительство и т. д. оэтому президенту придется на следующий же
день объявить выборы в Учредительное собрание, «а едеральное собрание бу-
дет функционировать как высший орган государственной власти. от и все. ру-
гой вариант трудно придумать» (ам же. — . 19. — . 163—164, 176).
59
Анализ основан на сопоставлении текстов проекта онституции, одоб-
ренного 12.07.1993 (онституционное совещание... — . 17. — . 359—412),
утвержденного на всенародном голосовании 12.12.1993 (ам же. — . 20. —
. 545—589) и сводной таблицы поправок к проекту онституции , поступив-
ших после 12 июля 1993 г. и принятых рабочей комиссией. 30.10.1993. — Архив
автора.
60
амо включение «иных договоров» в этот текст имело скрытый смысл,
как бы подчеркивая, что едеративный договор — не исключительный вид дого-
воров.
61
ожно сопоставить, например, Обращение еспублики оми к
и президенту в защиту договора как «акта общего согласия» (27.10.1993)
с Aаявлением омитета возрождения коми народа, призвавшего «не допустить
надругательства над суверенной республикой» и «строить в дальнейшем отноше-
ния еспублики оми с оссийским центром на договорной основе»
(25.10.1993). — Архив автора.
62
онституционное совещание... — . 18. — . 100—103.
63
Aапись интервью с . А. илатовым. 29.06.2004. — Архив автора.
64
«;то мы сейчас фактически обсуждаем? — говорил арк асарский. —
ак бы не обидеть региональные элиты. а, обидим. а, они будут голосовать
против всей этой онституции… оветская власть — это то, что им нужно. о-
этому здесь уже в договор с дьяволом не надо вступать. ступая в договор с дья-
волом, мы закладываем основы маленьких агрессивных государств… ля меня
лучше, если будет один большой дракон, чем 88 драконов. Один большой дракон,
ограниченный намордником в виде онституции…» (онституционное
совещание... — . 18. — . 111).
65
ам же. — . 18 — . 128.
66
ам же. — . 118—119.
67
ам же. — . 181—183; . 19. — . 141—142. о мнению известного
итальянского конституционалиста А. Oа ерголы, основания для отрешения пре-
зидента от должности следовало изложить более подробно, чтобы органы судеб-
ной власти не могли давать им расширительное толкование (ос. газ. — 1993. —
10 дек.).
68
естая сессия . Eюллетень № 44… — ;. 1. — . 7—19. ;тобы
оценить разнузданность, царившую тогда в , достаточно напомнить, что быв-
либо запрошенная цена показалась чрезмерной (езависимая газ. — 2001. —
13 окт.).
50
Aапись дискуссии на теоретико-практическом семинаре «емократичес-
кие организации в преддверии выборов». 28.08.1993. — Архив автора.
51
онституционное совещание... — . 18. — . 13—55. редставляя эти
документы, . илатов сказал, что они известны собравшимся, так как обсужда-
лись на различных этапах , но не упомянул, что они тогда вызвали афронт
в большинстве групп (. 16). а этом заседании был зарегистрирован 131 участ-
ник (в том числе 96 представителей партий, общественных организаций,
профсоюзов и конфессий) из 251 по списочному составу (52%) (информация
о регистрации участников 25.09.1993 г. по состоянию на 10:15. — Архив
автора).
52
резидент уже далеко вышел за границы конституционного поля. все
же он не забыл, как в апреле наткнулся на нормы закона о референдуме и после-
довавшие решения онституционного суда, которые обесценили ответ на глав-
ный для него вопрос — о досрочных перевыборах депутатов. Он осмотрительно
не назвал предстоящее голосование референдумом, хотя заложенные в указе
и положении условия (в случае поддержки проекта более чем 50% избирателей,
принявших участие в голосовании, он вступал в силу) делали его, конечно, рефе-
рендумным (онституционное совещание... — . 18. — . 58, 66).
53
оправки к проекту онституции , подготовленные редакционной
группой Общественной палаты . 30.10.1993. — Архив автора. равда, некото-
рые существенные предложения, высказанные на заседаниях Общественной па-
латы, к 30 октября уже были реализованы в проекте.
54
онституционное совещание... — . 20. — . 44—104.
55
о мнению . Алексеева, в онституцию были введены «просоветские
моменты», «социал-демократическое видение», представленное «социальным го-
сударством», большинством голосов зафиксирован «во многом теоретический,
в чем-то даже идеологический характер» документа, который стал не «онсти-
туцией человека», а «онституцией мировоззрений и идеологий» (ам же. —
. 18. — . 77—79).
56
ам же. — . 18. — . 79—80, 83—86.
57
ам же. — . 20. — . 170.
58
акое смятение царило в этом вопросе, можно оценить, сопоставив раз-
ные высказывания А. обчака. Отвечая одному из членов Общественной палаты,
тревожившемуся, что возможный провал онституции породит «тот же самый
кошмар и маразм этого безвластия, бесконституционного существования, кото-
рое мы переживали последние месяцы», он говорил: в этом случае «едеральное
собрание преобразовывается в Учредительное и вынуждено будет принимать
онституцию и ничем другим не будет заниматься, пока оно не примет новую
онституцию. ругого варианта просто не дано». Однако менее чем через час
502
;
АЬ
5
1993.
ОAОО О
79
отивы столь резкой перемены в намерениях президента объяснил и-
латов: «ам надо выбирать овет едерации. ричина, по-моему, совершенно
очевидная. от овет едерации, который предполагалось создать как бы на пе-
реходный период из должностных лиц, он фактически развалился, потому что на-
чали разваливаться фактически наши оветы. ы знаете, одни распустились,
другие лишились кворума и стали неспособными работать, третьи лишились сво-
их лидеров, поскольку многие из них сейчас подают в отставку, четвертые себя
дискредитировали…» (ам же. — . 18. — . 72).
80
озможно, это решение президент принял под влиянием встречи с глава-
ми исполнительной власти субъектов едерации, состоявшейся 3 ноября. Eлаго-
расположение льцина к по сравнению с (к перспективе избрания кото-
рой, видимо, подходили с некоторой опаской) было продемонстрировано еще
одной записью в переходных положениях, появившейся после 30 октября: «ер-
вое заседание овета едерации открывает резидент оссийской едерации».
81
ыступление на заседании рабочей комиссии по доработке проекта он-
ституции 18.10.1993 (онституционное совещание... — . 18. — . 87—89).
ринятое президентом 15 октября решение о назначении голосования по проек-
ту онституции еще казалось допускающим варианты — в частности, голосова-
ние лишь по основным положениям онституции.
82
О позиции . . Алексеева см. с. 457.
83
. . Алексеев и . А. ахапетов предлагали «отказаться от компромис-
сов» июльского проекта, а на референдум вынести принципиальные положения но-
вой онституции (онституционное совещание... — . 18. — . 77—80, 85—87).
84
оск. новости. — 1993. — 14 нояб.
85
езависимая газ. — 1993. — 9 дек. татья опубликована за три дня до го-
лосования по онституции. Абзац, выделенный курсивом, был снят редакцией
перед набором статьи.
86
м.: Явлинский '. А. есять лет... — . 188—189, 195—196, 199—200.
87
оск. новости. — 2003. — 9—15 дек.
88
Reddaway P., Glinsky D. The Tragedy of Russia ‘s Reforms. Market Bolshe-
vism against Democracy. — Washington, 2001. — P. 633.
89
Remington T. F. Politics in Russia. — New York, 1999. — P. 46, 222.
90
Colton T. J., McFaul M. Are Russians undemocratic? // Working Papers of
Carnegie Endowment. — 2001. — № 20. — June. — P. 3—4.
91
Urban G. R. End of Empire: The Demise of the Soviet Union. — Washington,
1993. — . 127.
92
McFaul M. Russia`s Unfinished Revolution. — Ithaka; London, 2001. —
. 208—209, 340—341, 364—365.
ший космонавт евастьянов обвинил апошникова в «предательстве интересов
страны» на том основании, что в августе 1991 г. тот не поддержал путчистов.
69
ормально назначение премьера требует согласия обеих сторон. о прав
. аблинский: хотя президент — не самодержец и все назначения на высшие
должности в государстве — предмет согласования с парламентом, возможности
политического торга у умы жестко ограничены (7аблинский . Указ. соч. —
. 219).
70
онституционное совещание... — . 19. — . 148—149. вой вариант
предложила Общественная палата : совмещение обязанностей депутата и чле-
на правительства «противоречит ряду принципов и норм проекта онституции
, одобренного 12 июля 1993 г., что, однако, не является препятствием для
участия членов правительства в предстоящих выборах». ными словами, уйдете
после выборов в правительство — передайте мандат следующему по списку (е-
комендации Общественной палаты «О проведении выборов в едеральное
обрание». 23.10.1993. — Архив автора).
71
июльском проекте значилось, что все федеральные и иные органы го-
сударственной власти и местного самоуправления сохранят свои полномочия
(в части, не противоречащей принятой онституции), а следовательно, за депу-
татами останутся права и привилегии (зарплата, квартиры в оскве и республи-
канских, областных центрах и пр.) до окончания срока их полномочий.
72
онституционное совещание... — . 18. — . 14.
73
а этот период апрельский и июльский проекты закладывали довольно ис-
кусственную конструкцию: осударственной думой становился в том составе,
в каком его должно было застичь вступление онституции в силу, а оветом е-
дерации — собранный воедино корпус руководителей законодательной и исполни-
тельной власти в субъектах едерации.
74
Aакон о онституционном уде // едомости и
. — 1991. — № 30. — 25 июля. — т. 1017.
75
онституционное совещание... — . 20. — . 457—467. е все рекомен-
дации омиссии конституционного арбитража были реализованы в тексте он-
ституции.
76
ам же. — . 471.
77
«редседатель этой хитрой комиссии ергей илатов олицетворяет со-
бой еще и какой-то совсем особенный орган, функционирующий автономно от
самой комиссии», — писал в те дни зоркий журналист Oеонид икитинский (з-
вестия. — 1993. — 26 окт.). Это положение илатова определялось тем, что он,
по-видимому, единственный, имел тогда регулярный доступ по вопросам онсти-
туции в инстанцию, где после рассмотрении всех доводов принимались уже не
подлежащие пересмотру решения, — к президенту.
78
аксимильный экземпляр с правкой льцина см.: онституционное сове-
щание... — . 20. — . 473—543.
505
OАА
22
У ООО АOА А
504
;
АЬ
5
1993.
ОAОО О
6 часов вечера по среднеевропейскому времени нас повели
на экскурсию по Eрюсселю. а блистательной ран пляс мы уже
побывали накануне ночью. Углубившись в переулочки средневе-
кового города, мы, конечно, не подозревали, что именно в этот
час — в восемь по оскве — подводится черта под недолгой ис-
торией нашего парламента, с которым было связано столько же
надежд, сколько и разочарований. ;аса через три делегацию при-
везли в российское посольство. осол иколай Афанасьевский
был приветлив и деланно спокоен: «начала вам надо подкрепить-
ся, слишком потрясающи новости…». Он деликатно оставил нас
одних. овости действительно были сногсшибательны. огда на
экране телевизора промелькнуло плохо записанное выступление
льцина, представлявшего указ № 1400, мы решили: надо немед-
ленно возвращаться в оскву. Это оказалось не так просто. ря-
мого сообщения с Eрюсселем тогда не было. менить оплаченный
заранее рейс западной компании нам, конечно, было не на что. о-
ставленный в посольство представитель «Аэрофлота» мог на сле-
дующий день утром отправить нас в ену, но все места оттуда на
оскву были забронированы, поэтому мы могли вернуться домой
не раньше 23 сентября. ледующий день запомнился плохо. лав-
ным занятием было ловить информацию из осквы, которая бы-
ла скудной, но тревоги не внушала.
глава 22
Крушение российского парламента
арантия мира: закопать томагавк войны вместе с врагом.
1танислав #жи )ец
Я ОАЮ…
понедельник, 20 сентября, наша парламентская делегация вы-
летела в Eрюссель. Это был один из первых визитов российских
депутатов по приглашению АО. московском воздухе висела
тревога, но возгласы «олки! олки!» раздавались столь часто,
что мы к ним начали привыкать. стречи и дискуссии начались
на следующий день. езиденция и штаб-квартира военной орга-
низации, которой много лет у нас только что не стращали детей,
наши встречи с высшим военным руководством и тогдашним ге-
неральным секретарем АО анфредом ернером, общая до-
брожелательная атмосфера — все это производило умиротворя-
ющее впечатление. риземистое здание, которое издали можно
было бы принять за супермаркет, если бы на флагштоках не раз-
вевались флаги государств — членов организации, и насыпной
бункер, выглядевший как катальная горка, — и это центр, где
чуть не полвека разрабатывались, твердили нам, зловещие планы
против нашей страны! аков был первый, но не главный конт-
раст, который преподнес этот день.
507
OАА
22
У ООО АOА А
506
;
АЬ
5
1993.
ОAОО О
озле Eелого дома горели костры и собирались кучки лю-
дей, но в темноте сентябрьской ночи я беспрепятственно вошел
в здание. О том, что происходило в первые часы открывшегося
вскоре собрания, назвавшего себя ъездом, речь пойдет чуть
ниже. Aдесь же — только о самом общем, но очень сильном
впечатлении. ще утром автобус катил нас в аэропорт узкими
улочками жившего размеренной жизнью Eрюсселя. казать,
что к ночи я попал на митинг, значит, не сказать почти ничего.
Aдесь царила исступленная коллективная истерия. азалось,
физически можно было ощутить прокатывавшиеся по залу
волны ненависти, отчаянной решимости сокрушить, как каза-
лось ораторам, наконец-то свалившегося в западню ненавист-
ного врага. Я наблюдал все это несколько отстраненно и, войдя
в роль хроникера, привычно записывал то, что происходило
в эти часы агонии . о стрелка часов неумолимо двигалась
ко времени закрытия метро. е было уверенности, что меня
ждет оставленная в одном из близлежащих дворов машина, де-
нег на такси у меня не было, а перспектива топать домой пеш-
ком через спящий город вовсе не казалась романтичной. огда
я выходил из зала, услышал чье-то шипение: вот отправился
докладывать в ремль. икогда больше не довелось мне пере-
ступить порог этого здания: не хотелось, да и особой нужды не
было…
Я 1993 года
Q АЯ
1
— $иктор )еонидович, вы один из авторов законопроек-
та о выборах в парламент. 2ринятие закона по этому вопро-
су, по-видимому, рано или поздно должно стать приоритет-
ной задачей для сил, которые стремятся к досрочному
переизбранию депутатского корпуса. Однако до сих пор это-
го не произошло. $ чем, по-вашему, причина этого?
аэропорту ены нас встретил российский представитель
в международных организациях, квартировавших в австрийской
столице, наш коллега по ъезду Юрий Aайцев. От него я узнал,
что в ереметьево будет послана машина, которая сразу же от-
везет меня в ремль: срочно востребован избирательный закон,
над которым наша группа работала уже несколько месяцев. а-
шина (из президентского гаража, так как гараж ерховного о-
вета был опечатан) действительно ждала, но миновать погранич-
ный контроль удалось не сразу: служащие аэропорта объяснили
нам, что уже два дня мы не депутаты и проход через зал VIP для
нас закрыт.
огда вечером я добрался до ремля, выяснилось, что о-
ложение о выборах в осударственную думу, наскоро скроенное
в президентском У из нашего проекта избирательного зако-
на, уже передано в печать, но в него можно внести уточнения,
чем и надлежит срочно заняться с завтрашнего утра. еще я уз-
нал, что в 10 вечера в Eелом доме открывается внеочередной
ъезд. астроение руководителей президентской администра-
ции показалось мне скорее эйфорическим, нежели тревожным.
не вручили копию только что подписанного указа, в котором
за депутатами, подчинившимися указу о роспуске парламента,
были оговорены всевозможные блага. ои собеседники были
убеждены, что это — бомба под открывавшийся ъезд («сейчас
они оттуда побегут»). ак будто начисто был позабыт эпизод,
когда с треском провалилась аналогичная затея на VIII ъез-
де… Я попросил машину: хочу посмотреть, что происходит
в Eелом доме. «ашину, конечно, мы можем дать, но вам туда
ехать не надо, — сказал ячеслав олков, один из заместителей
главы президентской администрации. — о-первых, вас там
сразу зарегистрируют (у них проблема с кворумом), а во-вто-
рых, вы слишком узнаваемы — вас побьют граждане, собрав-
шиеся возле Eелого дома». Это уже был вызов элементарному
самоуважению: может ли поведение российского депутата опре-
делять шпана?!
509
OАА
22
У ООО АOА А
508
;
АЬ
5
1993.
ОAОО О
рах. У меня создается впечатление, что мы просто отодвигаем
проблему, решения которой еще не знаем.
— !о, может быть, существуют хотя бы какие-то под-
ходы к ее решению?
— ожно представить четыре возможных сценария даль-
нейшего развития конституционной реформы. ервый вариант.
ринимаем онституцию на ъезде или референдуме. стест-
венно, после этого нынешний депутатский корпус прекращает
свое существование, проводятся новые выборы, и мы начинаем
жить по новой онституции. сожалению, такое развитие со-
бытий маловероятно. едь почти на каждом заседании ерхов-
ный овет не устает демонстрировать в самой непристойной
форме враждебность курсу реформ и его носителям.
торой вариант. ринять онституцию в целом не удает-
ся. тогда ъезд или референдум принимает основной консти-
туционный закон, где решается только главная проблема — за-
мены нынешней абсурдной двухступенчатой структуры
ъезд — ерховный овет профессиональным парламентом,
работающим на постоянной основе. о есть дается ответ на во-
прос, УА выбирать. Это можно принять либо конституци-
онным законом, либо изменением действующей онституции.
плюс к этому принимается, естественно, закон о выборах.
Aатем проводятся выборы, собирается новый парламент. он
уже принимает новую онституцию. Однако и этот сценарий
может разбиться о нежелание нынешнего депутатского корпу-
са уходить со сцены.
ретий вариант. е удается сделать ни то, ни другое. то-
гда, помытарившись некоторое время со ъездом, президент
обращается к народу и говорит: «от видите, я пытался решить
вопрос по букве действующей онституции. Я не узурпирую
власть, я обращаюсь к народу — давайте проведем выборы».
а основании указа президента избирается профессиональный
двухпалатный парламент, который решает и конституционный
вопрос. онечно, этот вариант сомнителен с точки зрения ле-
— ответу на ваш вопрос я попробую подойти издалека.
редставление о том, что в оссии нет более важной задачи,
нежели принятие новой онституции, на мой взгляд, — одно из
проявлений мифологизации общественного сознания. римем
онституцию — заживем хорошо... онечно, надо завершить
конституционный процесс, который идет вразвалочку уже три
года, чтобы подвести черту под спором тех, кто хочет видеть
оссию цивилизованным государством европейского типа, с те-
ми, кто, как, например, бывший диссидент Александр Aиновь-
ев, толкует об особом пути оссии, соборности или советской
власти, которой у нас, к слову, никогда не было. о форсиро-
вание конституционного процесса с апреля этого года для пре-
зидентской команды, как я понимаю, стало средством решения
прагматической задачи — разрешения острого политического
кризиса путем обновления депутатского корпуса в ходе новых
выборов. ричудливым образом, однако, на первый план
в мае—июле вышло то, что являлось средством. ринятие но-
вой онституции становится самоцелью. Я очень боюсь, что на
этом пути нас ожидает немало разочарований. Eыла сформули-
рована задача — добиться принятия онституции быстро, на-
дежно и легитимно. Eоюсь, что добиться такого сочетания бу-
дет трудно.
— 3то же такого сложного в этом процессе? $едь он-
ституционное совещание вроде бы движется хорошо органи-
зованным строем...
— том-то и дело, что онституционное совещание вы-
полнило пока важную, но самую простую часть работы: подго-
товило довольно приличный проект онституции, во многих от-
ношениях превосходящий не только первоначальный проект,
заявленный от имени президента, но и значительно более взве-
шенный проект онституционной комиссии. о на пленарном
заседании онституционного совещания 12 июля были в оче-
редной раз лишь обозначены две действительно ключевые про-
блемы: порядок принятия новой онституции и закон о выбо-