Файл: Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Т.2. М. 2005.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3352
Скачиваний: 14
631
OАА
24
АEЬ ЭOО
630
;
АЬ
5
1993.
ОAОО О
ца», если обратиться к образу нгмара Eергмана. Однако ход ис-
тории таков, каков он есть, и нередко кризисы оказываются не-
разрешимы без насильственной, нелегитимной ликвидации
прежнего законного порядка. еобходимо поэтому уяснить, ка-
кие президент издавал указы в течение «ста дней» беспарламент-
ского правления в оссии, способствовали или препятствовали
они выходу из лихорадившего страну кризиса и какие основы го-
сударственного устройства на будущее закладывали.
арламент с политической арены был удален, но многие
проблемы экономической, социальной и политической жизни,
которые оставили годы противостояния, надо было решать без-
отлагательно. зданный 7 октября указ устанавливал, что до на-
чала работы будущего парламента неотложное правовое регули-
рование осуществляется в форме президентских указов. ;тобы
ввести такое законотворчество в какие-то рамки, указ определял
ограниченный круг субъектов, располагающих правом офици-
ального внесения проектов указов на рассмотрение президента,
и жесткую процедуру их прохождения
3
. ичего другого, собст-
венно, и нельзя было придумать, коль скоро несколько месяцев
предстояло жить без законодательного органа. уже было дру-
гое. омощники льцина рассказывают о вакууме права, воца-
рившемся в ремле в последние месяцы 1993-го, о потоке проек-
тов абсолютно противоправных актов, ложившихся на стол пре-
зидента в обход установленных правил, когда ловкие ходатаи
пробивали выгодные для себя незаконные решения
4
.
оспуск и обезглавил систему оветов, доставшу-
юся новой оссии от прежнего режима. Aначительно проще про-
шла ликвидация ответвлений этой системы на местах. 7 октября
были прекращены полномочия осковского городского совета,
райсоветов осквы и Aеленограда. Это еще можно было рассма-
тривать как подавление последних очагов сопротивления — орга-
нов, большинство депутатов которых встали на сторону Eелого
дома. о уже 9 октября появился указ универсального назначе-
ния — о реформе представительных органов власти и органов
зало пагубное влияние на консолидацию российской демокра-
тии
1
. . еддевей и . линский период от октября 1993 до янва-
ря 1994 г. определяют как «сто дней диктатуры льцина», кото-
рый установил «неограниченную диктатуру» и «начал создавать
новый политический порядок, который отвечал его авторитар-
ным инстинктам и целям»
2
.
ействительно, никаких институтов, которые могли бы
встать на пути реализации президентской воли после сентябрь-
ско-октябрьских событий, не существует. арламента нет. ух-
нувшее законодательство корректируется и восполняется указа-
ми. удебная власть бездействует. арализована сама
возможность какого бы то ни было организованного сопротивле-
ния. столице еще две недели после кровавой схватки действу-
ет чрезвычайное положение, включающее комендантский час.
Оно будет отменено, когда станет ясно, что никаких рецидивов
на улицах ждать не приходится. ровинция — в политическом
оцепенении, урок усвоен и здесь.
озникает, однако, вопрос: как распорядился льцин вла-
стью, за которую он долго вел отчаянную борьбу и ради которой
не раз ставил на кон столь многое? ошедший в политический
словарь термин «указное право» в строгом смысле означает об-
ход или разрыв с прежней легитимностью, нормотворчество,
не прошедшее через представительные органы и не санкциониро-
ванное ими, — не меньше, но и не больше. новой и новейшей
истории большинства ныне демократических стран были време-
на, когда и там действовало «указное право». том, что силы,
получившие преобладание в обществе, во имя политической це-
лесообразности отходят от существующего конституционного
порядка, конечно, ничего хорошего нет. незаконные действия
обосновывали «высшей легитимностью», проистекающей из
мандата, будто бы полученного президентом на всеобщих выбо-
рах 1991 г. и апрельском референдуме 1993 г. о каковы бы ни
были намерения, инициированный такими действиями поток со-
бытий всегда несет с собой серьезные опасности — «змеиные яй-
633
OАА
24
АEЬ ЭOО
632
;
АЬ
5
1993.
ОAОО О
осле сентябрьско-октябрьских событий представительные
органы государственной власти в субъектах и местного само-
управления почти повсеместно прекратили существование, а во
главе администраций оказались лояльные ремлю лица, ранее из-
бранные или назначенные президентом. акие реорганизации про-
катились по большинству регионов. Однако консервировать столь
дефектную систему управления государством, отодвигать выборы
на продолжительный срок льцин не собирался. Уже в последней
декаде октября появилась серия новых указов и положений об ос-
новных началах организации государственной власти в субъектах
, об основах организации местного самоуправления, а также
о выборах в представительные органы государственной власти
субъектов и в органы местного самоуправления. Эти указы учре-
ждали на всех уровнях власти и местного самоуправления парал-
лельное существование двух ветвей власти — представительной
(на уровне субъектов едерации являвшейся также и законода-
тельной) и исполнительной, — ни одна из которых не обладала
верховенством по отношению к другой (как в прежней системе
оветов). оложения же о выборах представляли адаптированные
варианты оложения, определявшего порядок выборов в . ы-
боры в законодательные органы субъектов едерации надлежало
провести с декабря 1993 г. по март 1994-го, в органы местного
самоуправления — до июня 1994-го. еализация этих указов
должна была возвратить органам государственной власти
и местного самоуправления всех уровней легитимность, которую
могли дать лишь выборы
7
. еформируя организацию государст-
венной власти в регионах, президент, однако, останавливался пе-
ред границами республик. осягнуть на их «суверенные права» он
пока не решался. аспространение нового государственного уст-
ройства на всю страну было отложено до того времени, когда оно
станет определяться не указом, а законом.
се эти указы намечали общий эскиз государственного уст-
ройства в регионах и на местах. о нему еще предстояло сделать
окончательный чертеж. ока же устанавливалось, что управле-
местного самоуправления на территории всей оссийской еде-
рации. соответствии с этим указом на смену многолюдным о-
ветам, более всего приспособленным для проведения митингов,
и избираемым из их состава малым оветам — реальным претен-
дентам на власть должны были прийти компактные (15—50 депу-
татов) представительные органы в субъектах едерации. Однако
до избрания новых органов представительной власти и местного
самоуправления исполнительно-распорядительные функции, за-
крепленные прежним законодательством за оветами, переходи-
ли к администрации. Eюджеты могли утверждаться только с ее
согласия. еятельность всех местных оветов ниже уровня боль-
ших городов, равно как и вышестоящих оветов в случае их са-
мороспуска или утраты кворума (которую целенаправленно про-
воцировали), прекращалась. х функции также переходили
к администрации. еформы «с учетом положений настоящего
указа» было рекомендовано провести и в республиках
5
.
ежду тем еще 27 и 29 сентября появились указы, которые
подчиняли органы исполнительной власти субъектов едерации
по всем предметам в
é
дения едерации, а также совместного в
é
-
дения едерации и ее субъектов — федеральному правительст-
ву. ем самым досрочно, еще до утверждения новой онститу-
ции, учреждалась единая система исполнительной власти
в государстве — по сути исполнительская вертикаль. Указ пред-
писывал пресекать попытки переподчинения региональным вла-
стям территориальных структурных подразделений федераль-
ных органов, а должностных лиц этих органов, выполняющих
решения о переподчинении, увольнять с работы. ротив этого
трудно что-либо возразить: федеральная власть принимала вы-
зов, который бросал единству оссии региональный сепаратизм.
о под контроль ремля переходило также и назначение глав
администраций в субъектах едерации (кроме республик): за-
мещение этих постов могло производиться только по решению
президента; выборы и голосования по отзыву приостанавлива-
лись до начала работы нового парламента
6
.
635
OАА
24
АEЬ ЭOО
634
;
АЬ
5
1993.
ОAОО О
дителей законодательной и исполнительной власти в регионах.
дни обострения кризиса наиболее активная группа региональ-
ных лидеров, отстаивавшая «нулевой вариант», продемонстриро-
вала президенту, что при таком составе овет едерации обещает
ему и в будущем немало проблем. оэтому было принято карди-
нальное решение — избирать , наряду с , напрямую населе-
нием. Eыло издано оложение о выборах членов , повторяв-
шее в основном акт о выборах в , а во временное оложение
о федеральных органах власти внесены новые поправки — в тот
день еще предполагали, что в течение более или менее продолжи-
тельного периода оно будет замещать онституцию
9
. ак вскоре
выяснилось, это было временное, ситуативное отступление ль-
цина от глубоко запавшей в его сознание идеи о том, как должен
формироваться на перспективу.
15 октября пришел черед главной из проектировок указа
№ 1400, согласно которой принятие новой онституции отодви-
галось на не вполне определенный срок: онституционной ко-
миссии и онституционному совещанию поручалось лишь к 12
декабря — дню выборов представить единый согласованный
проект онституции. орядок его дальнейшего продвижения не
был определен; предполагалось, что этим займется новый парла-
мент. еперь же во изменение первоначального плана президент
назначил на 12 декабря голосование и по проекту онституции
10
.
Это был, как справедливо отмечают помощники льцина, край-
не рискованный шаг: гарантий утверждения онституции никто
дать не мог
11
. есложно вообразить, что стал бы вытворять но-
вый парламент в случае ее провала. о, во-первых, президент,
по-видимому, тогда еще не отдавал себе отчет в том, насколько
глубокий сдвиг в общественных настроениях произошел после
сентября—октября. А во-вторых, именно рискованные решения
по принципу «все или ничего» отвечали характеру и стилю пове-
дения льцина и не раз приносили ему успех. Aная теперь весь
ход развернувшихся позднее событий, надо признать, что отказ
льцина отложить решение конституционных споров, с одной
ние в регионах на основе «указного права» окончится сравнитель-
но скоро. Указы фиксировали временное, переходное устройство
наподобие того, которое для федерального уровня предусматри-
вал указ № 1400. о уже в начале октября открылась возмож-
ность основательно пересмотреть алгоритм действий, намечав-
шийся при издании самого этого указа, форсировать завершение
того, что тогда именовалось поэтапной конституционной рефор-
мой. оздается впечатление, что в ремле не сразу осознали, на-
сколько податливой стала конституционно-правовая материя, как
далеко можно было теперь пойти по пути государственных пре-
образований, которых президент настойчиво, но безуспешно до-
бивался в предшествующие месяцы. Указы, следовавшие один за
другим, спорадически, вне какого-либо заранее составленного
плана, осваивали все более широкое пространство и частично пе-
рекрывали друг друга, не говоря уж об исходном сентябрьском
акте, взорвавшем ситуацию.
начала корректировке подвергся порядок формирования
осударственной думы. ще до завершения противостояния, 1 ок-
тября, были внесены изменения в оложение о федеральных ор-
ганах власти в переходный период и утверждена уточненная ре-
дакция оложения о выборах . зменения учли поправки
к ранее опубликованным текстам, на которых настаивали авторы
исходного избирательного законопроекта
8
. отя введенный пре-
зидентом порядок выборов был рассчитан на однократное приме-
нение, то обстоятельство, что половина (а не треть) депутатов
была избрана по партийным спискам, оказалось непреодолимым
заслоном на пути не раз предпринимавшихся позднее попыток
вернуть мажоритарную избирательную систему.
11 октября очередь дошла до овета едерации. о указу
№ 1400 и введенному им оложению о федеральных органах вла-
сти в переходный период функциями верхней палаты парламента
наделялся уже действовавший под таким именем орган, не преду-
смотренный ни прежней онституцией, ни конституционным про-
ектом по его состоянию на сентябрь 1993 г., — собрание руково-
637
OАА
24
АEЬ ЭOО
636
;
АЬ
5
1993.
ОAОО О
она стала быстро превращаться, президент, однако, очень скоро
разочаровался
14
. есостоявшаяся карьера азанника — харак-
терный пример того, как государственная система, стремительно
костеневшая после 1993-го, стала безошибочно отторгать людей,
не подходивших ей по нравственным качествам.
Aамена председателя онституционного суда носила более
скандальный характер. оведение алерия Aорькина и большин-
ства конституционных судей во время осеннего кризиса, как го-
ворилось выше, не было «равноудаленным», как это, на мой
взгляд, пристало бы высшему судебному органу. олько 5 октяб-
ря было опубликовано заявление, осуждавшее агрессию, исхо-
дившую из Eелого дома. Это чуть не погубило онституционный
суд: льцин намеревался отправить его вслед за и . сли
в указе № 1400 содержалась только рекомендация онституци-
онному суду не созывать заседания до начала работы едераль-
ного собрания, то теперь президент потребовал от илатова под-
готовить указ о
роспуске ; он, по
словам главы
администрации, «просто вошел в раж». конечном счете, однако,
льцин дал себя уговорить людям, понимавшим крайнюю опас-
ность и вред намечавшегося решения (тогда еще изредка это уда-
валось). ернулись к формуле сентябрьского указа, но за эту ус-
тупку президент затребовал немалую цену. режний закон
о онституционном суде был отменен, новый приняли лишь ле-
том 1994 г. Aакон ограничил сферу компетенции и инициативу
уда. о в бездействии онституционный суд и после того пре-
бывал еще несколько месяцев, пока шла мучительная многоакт-
ная процедура замещения вакантных мест. ще одним условием
смены президентского гнева на милость была «добровольная» от-
ставка Aорькина с поста председателя уда
15
.
;ерту под прежней эпохой льцин спешил подвести,
не только меняя большими блоками государственное устройство
и производя кадровые перемещения. нашей стране всегда при-
давалось большое значение символическим жестам. 6 октября
был снят караул у мавзолея Oенина — событие, которое можно
стороны, подарил нам онституцию, которую мы сегодня имеем,
онституцию победителя со всеми ее достоинствами и недостат-
ками. А с другой — предотвратил новый виток конституционно-
го кризиса с неясным — и скорее всего много худшим — исхо-
дом, перевел конфликт интересов в относительно более упо-
рядоченное, не обещавшее прежних перепадов русло.
переходных положениях проекта онституции, вынесен-
ного на голосование, предусматривалось, что президент будет
осуществлять свои полномочия до конца срока, на который был
избран, т. е. до 1996 г. о указ о проведении досрочных выборов
президента 12 июня 1994 г.
12
— уступка, вырванная у льцина
23 сентября, когда он еще рассчитывал на мирный исход кризи-
са, — был отменен лишь 6 ноября. Это была, конечно, еще одна
демонстрация того, кто теперь в доме хозяин. е обошлось,
впрочем, и без оживления известной советской традиции, когда
сомнительные решения принимались «по просьбам трудящихся».
равда, такие «просьбы» теперь не надо было запускать «свер-
ху»: не было недостатка в низовых инициативах, ласкавших слух
кремлевского суверена. ще в сентябре на митинге у оссовета
алерия оводворская под аплодисменты собравшихся заявила
первое требование к будущему едеральному собранию: отме-
нить досрочные выборы президента
13
.
осле удаления с политической арены агрессивных лидеров
парламентской оппозиции, да и самого прежнего парламента как
института кадровые перетряски можно было производить выбо-
рочно. Aамены на верхних ступенях иерархии коснулись лишь не-
скольких лиц. режде всего тех, кому льцин не доверял. отя
в осенние дни 1993 г. генеральный прокурор алентин тепанков
вел себя намного осторожнее, чем во время мартовского кризиса,
президент, не связанный теперь согласием парламента, призвал на
этот пост Алексея азанника, ученого-юриста, самоотвержен-
ный поступок которого в 1989 г. был у всех на памяти. этом на-
значении, которое могло бы стать многообещающим для нашего
общества и, возможно, сделать прокуратуру совсем не тем, во что
639
OАА
24
АEЬ ЭOО
638
;
АЬ
5
1993.
ОAОО О
о подавлении оппозиционной печати во время избирательной
кампании, во всяком случае, преувеличены. начале октября
была приостановлена деятельность девяти партий и обществен-
ных организаций. екоторые из них (например, ) не потер-
пели бы ни в одной демократической стране. о уже 22 октября
министр юстиции Юрий алмыков отменил запрет (кото-
рая вела себя осторожно и не «отметилась» в те дни в первых ря-
дах борцов с «оккупационным режимом») и (вина кото-
рой в основном сводилась к тому, что ее номинальным лидером
был уцкой).
ернемся к поставленному в начале вопросу: действительно
ли льцин после октябрьских событий установил свою диктату-
ру? е приходится отрицать, что в последующие месяцы он дей-
ствовал не на основе существовавшего в то время законодатель-
ства, а создавал новое (хотя это не означает, что весь корпус
законов, многие из которых пережили советское время, был от-
менен). ействовало «указное право». екоторые демократиче-
ские права и их гарантии подверглись ограничению по условиям
чрезвычайного положения. онституции, вынесенной на всена-
родное голосование, баланс в разделении власти не был соблю-
ден, сдержки и противовесы полномочиям президента были ос-
лаблены. в самом проекте нового государственного устройства,
и в том, как его вводили в жизнь, несомненно, присутствовали
ростки авторитаризма, которые впоследствии дали ядовитые
всходы. озможности конституционного компромисса были упу-
щены, правда, по вине не только льцина и его сторонников.
о с понятием диктатуры обычно связывается полная лик-
видация атрибутов демократии или их превращение в совершен-
нейшую фикцию, искоренение или подавление легальной дея-
тельности оппозиции, жестокий репрессивный режим, при ко-
тором политических противников физически уничтожают, на-
полняют ими тюрьмы или выбрасывают в эмиграцию. о-види-
мому, исходя из этого общепринятого представления о диктату-
ре, явленной многими странами, в том числе и -оссией на
было бы поставить в один ряд с удалением памятника зержин-
скому, а позднее — с водружением мемориальной доски в честь
Андропова на Oубянке. Акция могла бы получить больший резо-
нанс, если бы она не затерялась в потоке октябрьских перемен.
Eыли утверждены также герб и гимн (триколор вернули еще
в 1991 г.), но не озаботились закрепить это в онституции, и сим-
волика оказалась обратимой, а спустя годы двуглавого орла раз-
меняли на советский гимн.
асильственные государственные перевороты, равно как
и подавление мятежей, обычно сопровождаются жестокими ре-
прессиями, которые обрушиваются на проигравших, — таков
исторический опыт. сли не считать жертвы кровавых схваток
в октябрьские дни, репрессии, предпринятые по следам событий,
можно считать вегетарианскими. о числу погибших и жестоко-
сти расправ они не шли ни в какое сравнение с тем, что происхо-
дило в спании в 1939—1940 гг., в ;или в 1973-м, а по числу ин-
тернированных на продолжительный срок — даже с ольшей
в 1981-м. сего несколько человек арестовали после штурма Eе-
лого дома. енеральная прокуратура предъявила в октябре обви-
нение в подстрекательстве и организации мятежа 16 лицам (23
февраля 1994 г. всех их амнистировали). 6 октября президент ли-
шил льготных выплат — «отступного», которое с негодованием
отвергли собравшиеся в Eелом доме депутаты (что не помешало
некоторым из них прийти к окошечку кассы) 138 человек — та-
ково было число тех, кого отнесли к крайне непримиримым
16
.
начале 1994 г. в порядке реализации оговора о согласии, под-
писанного различными партиями, общественными организация-
ми и думскими фракциями с президентом, всех их простили,
а «черный список» аннулировали.
рамках чрезвычайного положения по горячим следам по-
боища 3—4 октября была введена цензура и некоторые издания,
разжигавшие гражданскую войну, были закрыты. о цензуру
вскоре отменили, а запрет с большинства газет сняли. ак, выход
«равды» возобновился уже 2 ноября. ак что утверждения