ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1423

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

139

Глава 5. Военное сдерживание как сценарий развития ВПО

Однако процесс «самоуничтожения» ядер-

ного сдерживания происходит отнюдь не слу-

чайно, хаотично, без влияния со стороны. С са-

мого начала установления ядерного равновесия 
в конце 60-х годов, которое стало первопричиной 

«разрядки» и положило начало контролю над 

вооружениями, США стремились избавиться 

от «неудобства» такого равновесия. Оно серьез-

но ограничивало их возможности использовать 
военную силу в мире, а, главное, не позволяло 
им форматировать международные отношения 
под американское единоличное лидерство. Се-
годня это «неудобство» превратилось в серьез-
ное препятствие для США потому, что новые 
центры силы вполне сознательно создают свои 
военные инструменты, включая ЯО. При этом 
речь идет не только о КНР, Индии, Пакистане, но 
и о новых потенциальных владельцах ядерного 
потенциала — растущих гигантах.

Даже в 90-е годы ХX века, когда были унич-

тожены ОВД и СССР, а Россия во многом пере-
стала быть суверенной державой, стремительно 
теряя последние атрибуты ядерной мощи, су-

ществование самой возможности ядерного удара 

со стороны России воспринималось как единс-
твенный реальный сдерживающий фактор и ат-

рибут великой державы, которые явно и скрыто 
влияли на амбиции и активность американс-
кой внешней политики. Поэтому в XXI веке для 

США «ядерное сдерживание» превратилось уже 

не только в преграду для использования воен-
ной силы по отношению к СССР/России, но и в 
глобальное препятствие для сохранения амери-
канского мирового лидерства.

Борьба за контроль над геополитическим 

пространством, транспортными коридорами 
и ресурсами, которая усиливается в XXI веке, 
неизбежно повлечет за собой дальнейшую акти-
визацию американской силовой политики. Эта 

тенденция усилилась в последние два десяти-
летия (Югославия, Афганистан, Ирак, Ливия, 
Сирия, Украина и др.), но она при этом объек-
тивно сдерживалась отсутствием монополии 
США на применение ОМУ. Эти конфликты, есть 

все основания так полагать, развивались бы со-
вершенно по-иному, если бы не было «ядерного 

сдерживания». Для Сирии, Ирака, Югославии 

применялись бы совершенно иные сценарии 
ведения вооруженной борьбы.

Собственно это «неудобство» для США объ-

ясняет очень многое в их внешней и военной 

политике, в частности, например,стремление 

быстро сократить и  даже уничтожить СЯС, 
да и все виды ОМУ, но, главное, создать стра-
тегический неядерный потенциал, способный 
вернуть военной силе США способность быть 

«используемым» инструментом политики. И это 
«неудобство» становится неприемлемым для 

США в XXI веке в период обострения мировых 

противоречий.

Это же «неудобство» в конечном счете объ-

ясняет и фанатичную приверженность США 
к созданию глобальной системы ПРО, разме-

щению ее компонентов по периметру границ 

России, в Европе и АТР. Создание глобальной 
ПРО — обязательное условие и предпосылка от-

каза от политики «ядерного сдерживания», ко-
торая стала абсолютно неприемлемой для США. 

По сути дела отказа от ПРО означал бы для США 
отказ от идеи ликвидации «ядерного сдержи-

вания» и сохранения определенного внешнего 
влияния и даже контроля над использования 
ими военной силы.

Это же «неудобство» лежит в  основе ре-

шений о развитии крупных программ БЛА, КР 
всех типов базирования, роботизирования ВС, 

ВМФ и авиации. Надо отчетливо понимать, что 

решения о разработке крупных программ ЯО 

будут находиться под прямым воздействием 
успеха или неудачи в политике «ядерного сдер-
живания». Очевидная «потеря интереса» США 
к ядерному оружию (в т. ч. переоснащение его 
носителей на неядерные боеприпасы) вызвана 
прежде всего надеждами на ликвидацию «ядер-
ного сдерживания».

Сегодня влияние «ядерного сдерживания», 

в том числе и на интеграционные процессы в Ев-
разии, недооценивается, хотя, по сути, успех, на-
пример, европейской интеграции объясняется 
не столько экономическими мотивами, сколь-
ко интересами безопасности и военно-полити-

ческого сотрудничества в Европе. В этой связи 

ключевым вопросом является вопрос о  том, 
насколько лет еще хватит «остатков» «ядерного 

сдерживания». Ясно, что речь идет не о десяти-

летиях, а о годах, но… все-таки.

С этой точки зрения сценарий укрепления 

«ядерного сдерживания» по самым различным 

направлениям евразийского и даже более ши-
рокого — международного — сотрудничества, 
представляется вполне перспективным. Кон-
цепция «ядерного сдерживания» в свое время 

оказалась эффективной во время октябрьского 
(1962 г.) кризиса на Кубе. В дальнейшем она также 


background image

140

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

Рис. 3.

10

Рис. 4.

11


background image

141

Глава 5. Военное сдерживание как сценарий развития ВПО

использовалась в менее ясной форме. Поэтому 

есть все основания полагать, что ее потенциал 

может быть реанимирован не только примени-
тельно к России и ее ближайшим союзникам, 
но и превращен в концепцию «расширенного» 
ядерного сдерживания, предполагающую учас-
тие других государств.

Его практическая реализация представ-

ляет, однако, массу трудностей политического, 
экономического и военно-технического поряд-
ка. В частности, укрепление стратегического 

сдерживания предполагает создание мощной 
системы ВКО России и ее союзников, имеющей 

глубокие эшелонированный характер.

Это, в свою очередь, требует самого высо-

кого уровня сотрудничества между союзниками. 
Как показал опыт создания объединенной ВКО 

России и Белоруссии, России — Белоруссии — 
Казахстана, и принятое решение о ВКО ОДКБ, — 
такое решение на политическом и военном уров-

не возможно, однако оно неизбежно потребует 
крупных военно-технических решений.

Рис. 5.

12

5.2. Сценарий развития стратегического неядерного оружия 
как главной угрозы «ядерному сдерживанию»

Единство, целостность и суверенитет России безусловно

13

.

В. Путин,

Президент России

Опасна продолжающаяся недооценка значе-

ния военно-политических аспектов евразийской 
интеграции, способных укрепить «ядерное сдер-
живание». Девальвация «ядерного сдерживания» 

разрушает и саму идею евразийской интегра-
ции, а с ней и ведущую роль России в мире и в 

Евразии. Это противоречие с неизбежностью 
ставит вопрос о формировании нового внешне-


background image

142

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

политического и военно-политического курса 

евразийских держав. По этому поводу ректор 
МГИМО(У) А. Торкунов справедливо заметил: 

«Россия — „срединный континент“» (между Ки-

таем, Тибетом и «западным полуостровом» — 
Европой), «сухопутный океан, пространство 

российской цивилизации…, называемой Евра-
зией, оказалась перед необходимостью выра-

ботки нового внешнеполитического курса…»

14

.

Концепция «ЕвразВКО» определенно исходит 

не только из необходимости укрепления режима 
ядерного сдерживания и недопущения понижения 
порога использования ядерного оружия и рас-
пространения ядерного сдерживания за пределы 

традиционно ядерных государств — США, России, 
КНР, Великобритании и Франции, а также вклю-

чения в понятие «ядерное сдерживание» страте-

гического неядерного компонента и ВКО.

Представление о  ядерном сдерживании 

в XXI веке должно формироваться с учетом ус-
коренного создания и массового распростра-
нения неядерных стратегических вооружений 
и, видимо, неизбежном массовом распростра-
нении систем ВКО не только в ядерных госу-
дарствах, но и повсеместно в других странах. 

Представление об этом процессе дает следу-

ющий рисунок (рис. 6), представленный в мае 

2014 года Генеральным конструктором «Алмаз-

Антея» П. А. Созиновым

15

.

Еще в 2003 году, описывая возможные сце-

нарии будущей войны, И.  Капитанец писал: 

«В основе замысла вероятного начала агрессии 

заложена идея о возможности одновременного 
уничтожения Стратегических ядерных сил (СЯС) 

РФ обычными боезарядами крылатых ракет (КР) 

в первом „обезоруживающем ударе“. Цель перво-

Рис. 6.

Рис. 7. Гиперзвуковой модуль, 
разрабатываемый в рамках программы 
Prompt Global Strike, неядерное оружие 
стратегической досягаемости


background image

143

Глава 5. Военное сдерживание как сценарий развития ВПО

го удара достигается применением высокоточных 
крылатых ракет большой дальности преимущес-

твенно морского базирования. Этим оружием 

в первом, массированном, одновременном, „обе-
зоруживающем“ ударе подавляются: командные 
пункты (КП) и грунтовые пусковые установки 

(ГПУ) РВСН, объекты ПВО, аэродромы, команд-

ные пункты армии, системы управления и связи, 
выводятся из строя важнейшие военные объекты 
и информационные центры.

По мнению американских аналитиков, пер-

вый удар США может считаться достаточным 
и эффективным только в случае, если будут га-
рантированно уничтожены более 85% сил СЯС 

РФ (от численности ЯБЗ РФ в 2010 г. по догово-

ру CHB-3 2003 г.)

16

. В этом случае США удастся 

избежать невосполнимого ущерба для своей 

территории, так как американская ПРО будет 

в состоянии уничтожить все баллистические ра-
кеты РФ (или большую их часть), запущенные 
в ответном ударе

17

.

После выхода США из договора по ограни-

чению ПРО в 2002 г. противоракетная оборона 

США непрестанно развивается и совершенству-
ется. В случае успешности работ по совершенс-

твованию ПРО США к 2020 г. процент допустимо 

не уничтоженных сил СЯС РФ может повысится 
до 30–25. Носителями высокоточных крылатых 
ракет с обычными боезарядами являются крейсе-
ра УРО, эсминцы УРО, подводные лодки и стра-

тегические бомбардировщики и (что возможно, 
хотя и запрещено действующими договореннос-
тями) грунтовые ракетные установки (ГПУ КР)»

18

.

Соответственно, по мере увеличения даль-

ности КР и  появление ГЗЛА, районы, из ко-

торых потенциально могут наноситься удары, 
значительно расширяются. Что и происходит 
сегодня. Это хорошо видно на карте (рис. 8), ко-
торую представил весной 2014 года Генеральный 
конструктор ОАО «Алмаз-Антей» П. Созинов

19

.

Важен и другой аспект: реализация планов 

возможного использования неядерного ВТО 
в стратегических целях возможна только в том 

случае, если будет развернута глобальная систе-

ма ПРО, гарантирующая защиту от уцелевших 

СЯС ответного удара со стороны России.

И, наоборот, — невозможность нанесения 

«разоружающего» удара может быть обеспечена 

только посредством создания эффективной сис-
темы ВКО страны (либо значительного числа 

Рис. 8.