ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1485
Скачиваний: 2
129
Глава 4. Сценарии евразийской военно-политической интеграции
и военно-гражданской медицинской готовнос-
ти
46
– отмечает российский эксперт Г. Бородин.
Отчасти именно эти тенденции ведут к росту
«привлекательности» ядерного оружия, которое
стремительно расползается по Евразии.
Думается, что полагаться в очередной раз
на «асимметричный ответ», развивая СЯС
России, уже нельзя. Реальность такова, как
она описывается серьезными исследователями
в области ядерной стратегии. Как отмечают эк-
сперты, в 1998 году из 6 тыс. ЯБЗ российских
СЯС гарантированно достигли бы США не бо-
лее 600 (т. е. 10%). Но на самом деле ситуация
выглядит еще сложнее. Как отмечают эксперты,
«Выполнение планов ядерной войны обеспечи-
вается поддержанием в ВС США боезапаса около
130
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
5000 ядерных боезарядов (ЯБЗ), а во Франции,
Великобритании и Китае ядерного боезапаса
по 200–300 ЯБЗ у каждой страны. К югу от РФ,
в Азии, находятся все остальные ядерные страны
мира, осуществляющие качественное и коли-
чественное наращивание ядерных вооружений
(сначала ближней, затем средней, и потом боль-
шой дальности) — Израиль, Индия, КНДР, Па-
кистан. С завершением создания в Иране шиит-
ской ядерной бомбы вокруг РФ почти замкнется
дуга из ядерных стран»
47
.
В этих условиях дальнейшее сокращение
СЯС России и США становится все более про-
блематичным, тем более, что это сокращение
не затрагивает ядерные потенциалы союзников
США и не связано, как прежде, с ограничения-
ми по развертыванию НПРО. Тем более такие
сокращения не связываются с массовым произ-
водством стратегических неядерных вооружений.
Не случайно, США категорически отказы-
ваются вести переговоры об ограничении не-
ядерных стратегических вооружений. Так, «при
обсуждении п. 2 ст. V ДСНВ американская сто-
рона заявила, что новые виды неядерных воору-
жений, обладающие стратегической дальностью,
не будут ею рассматриваться в качестве «новых
видов СНВ», подлежащих ограничениям нового
договора. Тем самым она дала понять, что про-
граммы, развиваемые в рамках концепции БГУ,
не будут ограничиваться новым Договором.
К настоящему времени США находятся на
этапе НИОКР по программам БГУ, решения
о том, какие именно системы будут развер-
нуты, пока окончательно не принято. Вместе
с тем, можно предположить, что новый Дого-
вор СНВ не будет создавать каких-либо пре-
пятствий для развития или ограничений на
развертывание в отношении следующих пер-
спективных типов стратегических неядерных
вооружений:
—
тяжелых бомбардировщиков (ТБ), переобо-
рудованных в носители неядерных воору-
жений, включая неядерные баллистические
ракеты «воздух — земля» (БРВЗ) и неядер-
ные КРВБ большой дальности. В частности,
Договор не будет запрещать развертывание
неядерных КРВБ большой дальности на ТБ
B-1B.
—
Новых ТБ, оснащенных для неядерных во-
оружений, включая неядерные БРВЗ и не-
ядерные КРВБ большой дальности.
—
Боевых самолетов, не являющихся ТБ (даль-
ность менее 8000 км), но вооруженных не-
ядерными КРВБ большой дальности.
—
Крылатых ракет наземного и морского ба-
зирования с дальностью более 5500 км в не-
ядерном оснащении
48
.
Понятно, что в России анализируют ситуа-
цию и предпринимают действия по ее нейтра-
лизации. В том числе в области ВКО. Конкретно
речь идет о программе воздушно-космической
обороны (ВКО), являющейся приоритетом
Государственной программы вооружения до
2020 года (ГПВ-2020). Но вопрос заключается
131
Глава 4. Сценарии евразийской военно-политической интеграции
в том, насколько быстро и эффективно эта про-
грамма может быть реализована.
Другая проблема — создание объединенной
ВКО ОДКБ или СНГ.
В 2011 году на базе Космических войск был
сформирован новый род войск — войска ВКО.
В ГПВ-2020 на программу выделено порядка 20%
всех средств — около четырех триллионов руб-
лей (примерно 130 млрд долл.), что в принципе
сопоставимо с затратами США на глобальную
ПРО. Помимо модернизации существующих
и создания новых элементов системы предуп-
реждения о ракетном нападении (СПРН), пла-
нируются массовая закупка зенитных ракетных
комплексов С-400 «Триумф» и С-500, модерниза-
ция Московской системы ПРО (А-135), а также
главное — создание интегрированной информа-
ционно-управляющей системы ВКО
49
. Предус-
матривается, что система управления создается
в рамках ряда ОКР, система уничтожения МБР,
КР и ВТО — С-500.
Вместе с тем остаются без ответа два глав-
ных вопроса: создание единого командования
и системы управления всеми силами и средс-
твами ВКО России, а в перспективе — ОДКБ
и других государств, а также создание системы,
способной уничтожать ВТО, неядерные страте-
гические вооружения, МБР, БРПЛ стратегичес-
ких сил возможных агрессоров. Решение этих
задач представляется неизбежным и будет не-
обходимым еще до 2020 года. На доктринальном,
политическом и военно-техническом уровне эти
задачи должны решаться уже сегодня, ибо от
того, как они будут решены, зависит реализа-
ция всей идеи ВКО и обеспечение безопасности
Евразии.
1
Новиков Я. В.
Вступительное слово /
Подберезкин А. И.
Военно-политические аспекты прогнозирования мирового раз-
вития. М.: МГИМО(У), 2014. С. 5.
2
Иванов С. Б.
Выступление перед участниками конференции / Московская конференция по безопасности. 23–24 мая
2013 г. Москва. С. 8.
3
Нетрадиционные военные действия сил специального назначения. Учебное пособие. № 18-01. ТС 18-01. 2010. 30 ноября. С. 25.
4
Изучение идентичности и контексты ее
5
Воробьев В. Я.
Сумма сходящихся интересов // Россия в глобальной политике. 2012. Т. 10. № 6. С. 157.
6
Нетрадиционные военные действия сил специального назначения. Учебное пособие. № 18-01. ТС 18-01. 2010. 30 ноября. С. 4.
7
Там же. С. 12.
8
Там же. С. 13.
9
Саква Р.
Диалог и разногласия // Российская газета. 2013. 6 ноября. С. 8.
10
Торкунов А. В.
Российская модель демократии и современное глобальное управление // Международные процессы.
2006. Январь–апрель. Т. 4. № 1(10).
11
Караганов С. А.
Долгая конфронтация // Известия. 2014. 4 сентября. С. 5.
132
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
12
Towards a Euro-Atlantic and Eurasian Security Community / Drafting Group. 2011. P. 6.
13
См., например,
Гордиенко Д.
Военно-политические блоки и институты обеспечения евразийской безопасности / http://
www.fondiv.ru/
14
Нетрадиционные военные действия сил специального назначения. Учебное пособие. № 18-01. ТС 18-01. 2010. 30 нояб-
ря. С. 31.
15
Там же.
16
См., например,
Гордиенко Д.
Военно-политические блоки и институты обеспечения евразийской безопасности / http://
www.fondiv.ru/
17
Тэвдой-Бурмули А.
«Красная линия» НАТО / Эл. ресурс: «Портал МГИМО(У)». 2014.21 мая / http://www.mgimo.ru/
18
Лавров С. В.
Выступление в ООН 28 сентября 2014 г. / Шестаков Е. Лавров закрыл «сезон России» в ООН // Российская
газета. 2014. 29 сентября. С. 5.
19
Дуррани А.
«Большая игра» для всех // Россия в глобальной политике. 2012. Т. 10. № 6. С. 152.
20
Нетрадиционные военные действия сил специального назначения. Учебное пособие. № 18-01. ТС 18-01. 2010. 30 нояб-
ря. С. 19.
21
См., например,
Гордиенко Д.
Военно-политические блоки и институты обеспечения евразийской безопасности / http://
www.fondiv.ru/
22
America — The Arsenal of Sovereignty. By Prof Mike Marra and Dr James Gordon Department of Military Strategy, Planning
and Operations, US Army War College / http://www.globalsecurity.org/military/library/report/2014/marra-gordon_arsenal-of-
sovereignty.pdf. С. 2.
23
Нарышкин С. Е.
Вступительное слово /
Подберезкин А. И.
Военно-политические аспекты прогнозирования мирового
развития. М.: МГИМО(У), 2014. С. 3.
24
Созинов П. А.
Направления развития системы воздушно-космической обороны Российской Федерации. Доклад. М.:
Алмаз-Антей. 2014. Май. С. 19.
25
Там же. С. 9.
26
Там же. С. 10.
27
Там же. С. 11.
28
Там же. С. 12.
29
Alfergood D. Intelligence Spending Drops for a Second Year. October 31st, 2012. / http://www.fas.org/libeary/2012/10
30
Пентагон испытал гиперзвуковую бомбу AHW. 2011. 18 ноября / http://www.infox.ru
31
Козин В. П.
ЕвроПРО — это установка на первый ядерный удар // Независимая газета. 2012. 27 января. С. 3.
32
Там же.
33
Standard Missile-3 Block IIB Analysis of Alternatives / GAO report, Ferbruary, 11, 2013.
34
Арбатов А. Г.
Противоракетные дебаты: в поисках согласия // Воздушно-космическая оборона. 2012. № 4(65). С. 20.
35
Цит. по:
Гебеков М.
План мероприятий по созданию глобальной системы ВКО США продолжается / Эл. ресурс «Евразий-
ская оборона». 2012. 15 ноября / http://eurasian-defence.ru
36
Торкунов А. В.
Россия в системе международных отношений (ретроспективный взгляд) // Вестник МГИМО(У). 2012. № 5
(26). С. 46.
37
Huntington S
. Shah Anup / The Arms Trade is Big Business – Global Issues / http://www.globalissues.org/article/74/the-arms-
trade-is-big-business/ 2014. 05 Jan.
38
Цит. по:
Глазьев С.
Предисловие.
Подберезкин А. И. Боришполец К. П., Подберезкина О. А.
Евразия и Россия. М.: МГИМО(У).
2014. С. 3.
39
Trends in world military expenditure. 2012. P. 1. Sam Perlo-Freeman, Elisabeth Sköns, Carina Solmirano and Helén Wilandh /
Sipri Fact Sheet / http://books.sipri.org/files/FS/SIPRIFS1304.pdf
40
Военно-воздушные силы стран мира / Рынки вооружений. ИТАР ТАСС. 2014. Май. С. 3.
41
Там же.
42
Вооруженные силы Российской Федерации: модернизация и перспективы развития /под ред. И. Коротченко. М.: На-
циональная оборона, 2010. С. 27.
43
CENTCOM, Tajikistan expand security partnership. U. S. Central Command press-release. June 29, 2010. http://www.centcom.
mil/press-releases/centcom-tajikistan-expand-security-partnership
44
Там же.
45
Tajikistan: US Government rebuilds border guard facilities in Shurobod // Fergana News Information Agency. June 30, 2011.
http://enews.fergananews.com/news.php?id =2108.
46
НАТО: мифы и реальность. Уроки для России и мира. М.: ИНВИССИН, 2012. С. 157.
47
Маркелл Ф. Б.
Калькулятор стратегического сдерживания // Независимая газета. 2012. 31 августа.
48
Мясников Е.
О взаимосвязи стратегических ядерных и неядерных вооружений в новом Договоре СНВ. 2010. 16 июля /
http://www.armscoutrol.ru
49
Арбатов А. Г.
Противоракетные дебаты: в поисках согласия // Воздушно-космическая оборона. 2012. № 4(65). С. 21.
133
…попытки воздействовать на кризисные ситуации путем односторонних мер,
выходящих за рамки решений Совета Безопасности, противоречат нормам и принципам
международного права
1
.
С. Лавров,
министр иностранных дел России
В системе мировой политики и мировой экономики
нарастают изменения огромных масштабов
2
.
А. Кокошин
Констатация С. В. Лаврова попыток Запада
действовать с помощью односторонних мер, на-
рушающих нормы международного права, тре-
бует своего логического продолжения, а именно:
если международное право перестало регули-
ровать в каких-то аспектах международные
отношения, то такое регулирование неизбежно
переходит в разряд ответной реакции — груп-
повой или односторонней — государств. При-
менительно к прогнозу развития сценариев ВКО
это означает, что:
—
нарушение норм международного пра-
ва вероятнее всего будет наблюдаться
все чаще, как и односторонние действия,
игнорирующие границы, которые регу-
лировались прежде (с разной степенью
эффективности) Советом Безопасности
ООН и другими международными орга-
нами и организациями;
—
из первого тезиса неизбежно логически сле-
дует, что односторонние действия предпо-
лагают расширение их спектра как с точ-
ки зрения их силового содержания, так и
вооруженного насилия. Когда государство
предпочитает силовые инструменты эконо-
мическим, информационным, финансовым
и т.д. это неизбежно влечет за собой пос-
тепенное использование военной силы и
вооруженного насилия. Как минимум, для
того, чтобы такие силовые методы получили
политическую поддержку;
—
значительно расширяется спектр собс-
твенно вооруженных средств (вооружений
и военной техники) и способов применения