ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1485

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

129

Глава 4. Сценарии евразийской военно-политической интеграции

и военно-гражданской медицинской готовнос-

ти

46

 – отмечает российский эксперт Г. Бородин. 

Отчасти именно эти тенденции ведут к росту 

«привлекательности» ядерного оружия, которое 

стремительно расползается по Евразии.

Думается, что полагаться в очередной раз 

на «асимметричный ответ», развивая СЯС 

России, уже нельзя. Реальность такова, как 

она описывается серьезными исследователями 

в области ядерной стратегии. Как отмечают эк-

сперты, в 1998 году из 6 тыс. ЯБЗ российских 
СЯС гарантированно достигли бы США не бо-

лее 600 (т. е. 10%). Но на самом деле ситуация 
выглядит еще сложнее. Как отмечают эксперты, 

«Выполнение планов ядерной войны обеспечи-

вается поддержанием в ВС США боезапаса около 


background image

130

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

5000 ядерных боезарядов (ЯБЗ), а во Франции, 
Великобритании и Китае ядерного боезапаса 
по 200–300 ЯБЗ у каждой страны. К югу от РФ, 
в Азии, находятся все остальные ядерные страны 
мира, осуществляющие качественное и коли-

чественное наращивание ядерных вооружений 

(сначала ближней, затем средней, и потом боль-

шой дальности) — Израиль, Индия, КНДР, Па-
кистан. С завершением создания в Иране шиит-

ской ядерной бомбы вокруг РФ почти замкнется 

дуга из ядерных стран»

47

В этих условиях дальнейшее сокращение 

СЯС России и США становится все более про-
блематичным, тем более, что это сокращение 

не затрагивает ядерные потенциалы союзников 

США и не связано, как прежде, с ограничения-

ми по развертыванию НПРО. Тем более такие 

сокращения не связываются с массовым произ-

водством стратегических неядерных вооружений.

Не случайно, США категорически отказы-

ваются вести переговоры об ограничении не-

ядерных стратегических вооружений. Так, «при 
обсуждении п. 2 ст. V ДСНВ американская сто-

рона заявила, что новые виды неядерных воору-

жений, обладающие стратегической дальностью, 
не будут ею рассматриваться в качестве «новых 
видов СНВ», подлежащих ограничениям нового 

договора. Тем самым она дала понять, что про-
граммы, развиваемые в рамках концепции БГУ, 
не будут ограничиваться новым Договором.

К настоящему времени США находятся на 

этапе НИОКР по программам БГУ, решения 

о том, какие именно системы будут развер-

нуты, пока окончательно не принято. Вместе 

с тем, можно предположить, что новый Дого-

вор СНВ не будет создавать каких-либо пре-
пятствий для развития или ограничений на 
развертывание в отношении следующих пер-

спективных типов стратегических неядерных 

вооружений:

 

тяжелых бомбардировщиков (ТБ), переобо-

рудованных в носители неядерных воору-

жений, включая неядерные баллистические 

ракеты «воздух — земля» (БРВЗ) и неядер-
ные КРВБ большой дальности. В частности, 

Договор не будет запрещать развертывание 
неядерных КРВБ большой дальности на ТБ 
B-1B.

 

Новых ТБ, оснащенных для неядерных во-
оружений, включая неядерные БРВЗ и не-
ядерные КРВБ большой дальности.

 

Боевых самолетов, не являющихся ТБ (даль-

ность менее 8000 км), но вооруженных не-
ядерными КРВБ большой дальности.

 

Крылатых ракет наземного и морского ба-
зирования с дальностью более 5500 км в не-
ядерном оснащении

48

.

Понятно, что в России анализируют ситуа-

цию и предпринимают действия по ее нейтра-
лизации. В том числе в области ВКО. Конкретно 
речь идет о программе воздушно-космической 

обороны (ВКО), являющейся приоритетом 
Государственной программы вооружения до 
2020 года (ГПВ-2020). Но вопрос заключается 


background image

131

Глава 4. Сценарии евразийской военно-политической интеграции

в том, насколько быстро и эффективно эта про-
грамма может быть реализована.

Другая проблема — создание объединенной 

ВКО ОДКБ или СНГ.

В 2011 году на базе Космических войск был 

сформирован новый род войск — войска ВКО. 
В ГПВ-2020 на программу выделено порядка 20% 

всех средств — около четырех триллионов руб-
лей (примерно 130 млрд долл.), что в принципе 

сопоставимо с затратами США на глобальную 
ПРО. Помимо модернизации существующих 

и создания новых элементов системы предуп-
реждения о ракетном нападении (СПРН), пла-
нируются массовая закупка зенитных ракетных 
комплексов С-400 «Триумф» и С-500, модерниза-
ция Московской системы ПРО (А-135), а также 
главное — создание интегрированной информа-
ционно-управляющей системы ВКО

49

. Предус-

матривается, что система управления создается 
в рамках ряда ОКР, система уничтожения МБР, 
КР и ВТО — С-500.

Вместе с тем остаются без ответа два глав-

ных вопроса: создание единого командования 
и системы управления всеми силами и средс-

твами ВКО России, а в перспективе — ОДКБ 

и других государств, а также создание системы, 

способной уничтожать ВТО, неядерные страте-

гические вооружения, МБР, БРПЛ стратегичес-
ких сил возможных агрессоров. Решение этих 
задач представляется неизбежным и будет не-

обходимым еще до 2020 года. На доктринальном, 

политическом и военно-техническом уровне эти 
задачи должны решаться уже сегодня, ибо от 

того, как они будут решены, зависит реализа-

ция всей идеи ВКО и обеспечение безопасности 
Евразии.

 

Новиков Я. В.

 Вступительное слово / 

Подберезкин А. И.

 Военно-политические аспекты прогнозирования мирового раз-

вития. М.: МГИМО(У), 2014. С. 5.

 

Иванов С. Б.

 Выступление перед участниками конференции / Московская конференция по безопасности. 23–24 мая 

2013 г. Москва. С. 8.

 Нетрадиционные военные действия сил специального назначения. Учебное пособие. № 18-01. ТС 18-01. 2010. 30 ноября. С. 25.

 Изучение идентичности и контексты ее

 

Воробьев В. Я.

 Сумма сходящихся интересов // Россия в глобальной политике. 2012. Т. 10. № 6. С. 157.

 Нетрадиционные военные действия сил специального назначения. Учебное пособие. № 18-01. ТС 18-01. 2010. 30 ноября. С. 4.

 Там же. С. 12.

 Там же. С. 13.

 

Саква Р.

 Диалог и разногласия // Российская газета. 2013. 6 ноября. С. 8.

10 

 

Торкунов А. В.

 Российская модель демократии и современное глобальное управление // Международные процессы. 

2006. Январь–апрель. Т. 4. № 1(10).

11 

 

Караганов С. А. 

Долгая конфронтация // Известия. 2014. 4 сентября. С. 5.


background image

132

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

12 

 Towards a Euro-Atlantic and Eurasian Security Community / Drafting Group. 2011. P. 6.

13 

 См., например, 

Гордиенко Д.

 Военно-политические блоки и институты обеспечения евразийской безопасности / http://

www.fondiv.ru/

14 

 Нетрадиционные военные действия сил специального назначения. Учебное пособие. № 18-01. ТС 18-01. 2010. 30 нояб-

ря. С. 31.

15 

 Там же.

16 

 См., например, 

Гордиенко Д.

 Военно-политические блоки и институты обеспечения евразийской безопасности / http://

www.fondiv.ru/

17 

 

Тэвдой-Бурмули А.

 «Красная линия» НАТО / Эл. ресурс: «Портал МГИМО(У)». 2014.21 мая / http://www.mgimo.ru/

18 

 

Лавров С. В.

 Выступление в ООН 28 сентября 2014 г. / Шестаков Е. Лавров закрыл «сезон России» в ООН // Российская 

газета. 2014. 29 сентября. С. 5.

19 

 

Дуррани А.

 «Большая игра» для всех // Россия в глобальной политике. 2012. Т. 10. № 6. С. 152.

20 

 Нетрадиционные военные действия сил специального назначения. Учебное пособие. № 18-01. ТС 18-01. 2010. 30 нояб-

ря. С. 19.

21 

 См., например, 

Гордиенко Д.

 Военно-политические блоки и институты обеспечения евразийской безопасности / http://

www.fondiv.ru/

22 

 America — The Arsenal of Sovereignty. By Prof Mike Marra and Dr James Gordon Department of Military Strategy, Planning 

and Operations, US Army War College / http://www.globalsecurity.org/military/library/report/2014/marra-gordon_arsenal-of-
sovereignty.pdf. С. 2.

23 

 

Нарышкин С. Е.

 Вступительное слово / 

Подберезкин А. И.

 Военно-политические аспекты прогнозирования мирового 

развития. М.: МГИМО(У), 2014. С. 3.

24 

 

Созинов П. А.

 Направления развития системы воздушно-космической обороны Российской Федерации. Доклад. М.: 

Алмаз-Антей. 2014. Май. С. 19.

25 

 Там же. С. 9.

26 

 Там же. С. 10.

27 

 Там же. С. 11.

28 

 Там же. С. 12.

29 

 Alfergood D. Intelligence Spending Drops for a Second Year. October 31st, 2012. / http://www.fas.org/libeary/2012/10

30 

 Пентагон испытал гиперзвуковую бомбу AHW. 2011. 18 ноября / http://www.infox.ru

31 

 

Козин В. П.

 ЕвроПРО — это установка на первый ядерный удар // Независимая газета. 2012. 27 января. С. 3.

32 

 Там же.

33 

 Standard Missile-3 Block IIB Analysis of Alternatives / GAO report, Ferbruary, 11, 2013.

34 

 

Арбатов А. Г.

 Противоракетные дебаты: в поисках согласия // Воздушно-космическая оборона. 2012. № 4(65). С. 20.

35 

 Цит. по: 

Гебеков М.

 План мероприятий по созданию глобальной системы ВКО США продолжается / Эл. ресурс «Евразий-

ская оборона». 2012. 15 ноября / http://eurasian-defence.ru

36 

 

Торкунов А. В.

 Россия в системе международных отношений (ретроспективный взгляд) // Вестник МГИМО(У). 2012. № 5 

(26). С. 46.

37 

 

Huntington S

. Shah Anup / The Arms Trade is Big Business – Global Issues / http://www.globalissues.org/article/74/the-arms-

trade-is-big-business/ 2014. 05 Jan.

38 

 Цит. по: 

Глазьев С.

 Предисловие. 

Подберезкин А. И. Боришполец К. П., Подберезкина О. А.

 Евразия и Россия. М.: МГИМО(У). 

2014. С. 3.

39 

 Trends in world military expenditure. 2012. P. 1. Sam Perlo-Freeman, Elisabeth Sköns, Carina Solmirano and Helén Wilandh / 

Sipri Fact Sheet / http://books.sipri.org/files/FS/SIPRIFS1304.pdf

40 

 Военно-воздушные силы стран мира / Рынки вооружений. ИТАР ТАСС. 2014. Май. С. 3.

41 

 Там же.

42 

 Вооруженные силы Российской Федерации: модернизация и перспективы развития /под ред. И. Коротченко. М.: На-

циональная оборона, 2010. С. 27.

43 

 CENTCOM, Tajikistan expand security partnership. U. S. Central Command press-release. June 29, 2010. http://www.centcom.

mil/press-releases/centcom-tajikistan-expand-security-partnership

44 

 Там же.

45 

 Tajikistan: US Government rebuilds border guard facilities in Shurobod // Fergana News Information Agency. June 30, 2011. 

http://enews.fergananews.com/news.php?id =2108.

46 

 НАТО: мифы и реальность. Уроки для России и мира. М.: ИНВИССИН, 2012. С. 157.

47 

 

Маркелл Ф. Б.

 Калькулятор стратегического сдерживания // Независимая газета. 2012. 31 августа.

48 

 

Мясников Е.

 О взаимосвязи стратегических ядерных и неядерных вооружений в новом Договоре СНВ. 2010. 16 июля / 

http://www.armscoutrol.ru

49 

 

Арбатов А. Г.

 Противоракетные дебаты: в поисках согласия // Воздушно-космическая оборона. 2012. № 4(65). С. 21.


background image

133

…попытки воздействовать на кризисные ситуации путем односторонних мер, 

выходящих за рамки решений Совета Безопасности, противоречат нормам и принципам 

международного права

1

.

С. Лавров,

министр иностранных дел России

В системе мировой политики и мировой экономики 

нарастают изменения огромных масштабов

2

.

А. Кокошин

Констатация С. В. Лаврова попыток Запада 

действовать с помощью односторонних мер, на-
рушающих нормы международного права, тре-
бует своего логического продолжения, а именно: 

если международное право перестало регули-

ровать в  каких-то аспектах международные 

отношения, то такое регулирование неизбежно 

переходит в разряд ответной реакции — груп-
повой или односторонней — государств. При-
менительно к прогнозу развития сценариев ВКО 
это означает, что:

 

нарушение норм международного пра-
ва вероятнее всего будет наблюдаться 
все чаще, как и односторонние действия, 
игнорирующие границы, которые регу-
лировались прежде (с  разной степенью 
эффективности) Советом Безопасности 

ООН и другими международными орга-

нами и организациями;

 

из первого тезиса неизбежно логически сле-
дует, что односторонние действия предпо-
лагают расширение их спектра как с точ-
ки зрения их силового содержания, так и 
вооруженного насилия. Когда государство 
предпочитает силовые инструменты эконо-
мическим, информационным, финансовым 
и т.д. это неизбежно влечет за собой пос-

тепенное использование военной силы и 

вооруженного насилия. Как минимум, для 

того, чтобы такие силовые методы получили 

политическую поддержку;

 

значительно расширяется спектр собс-
твенно вооруженных средств (вооружений 
и военной техники) и способов применения