ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1484
Скачиваний: 2
134
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
насилия — от глобального использования
ВС до подготовки полувоенных вооружен-
ных формирований. Так, особенно опасны
разработки воздушно-космических средств
нападения потому, что они стремительно
приобретают глобальный характер, охва-
тывая все высоты и любые дальности. По
оценке Генерального конструктора «Кон-
церна ПВО „Алмаз-Антей“» А. Созинова,
к 2025–2030 годам ситуация в этой области
будет выглядеть следующим образом (рис. 1).
Существует и другая точка зрения, благопо-
лучно пережившая все события, которые каза-
лось бы, должны были ее полностью дезавуиро-
вать. Ее в очередной раз озвучил В. Иноземцев
следующим образом: «Мир XXI века — совер-
шенно новый мир. Действуют законы, не похо-
жие на те, которым политики следовали в XIX
и ХХ столетиях. Это мир, в котором военная
сила уже не позволяет эффективно контроли-
ровать страны и народы (что доказано во Вьет-
наме и Афганистане, Сомали и Ираке, а сейчас
на Украине).
Это мир, в котором природные ресурсы куда
проще купить (практически по любой цене), чем
захватить территории, где они добываются. Это
мир, в котором транзит по суше оказывается
намного менее эффективным, чем перемещение
товаров по морю или воздуху.
В общем, это мир, в котором большие про-
странства прекращают быть ценностью и стано-
вятся (в случае неразумного к ним отношения)
обузой. И если Россия не сумеет этого понять,
её судьба — потеряться не только во времени —
«между прошлым, которое её не отпускает, и бу-
дущим, которое она не может заставить себя
принять», но и в пространстве — между восто-
ком и западом, севером и югом»
4
.
Эта позиция противоречит реалиям. В том
числе и самым последним. В том числе и са-
мых принципиальных положениях. Так, оче-
редное утверждение о том, что «военная сила
не позволяет эффективно контролировать
страны…», — повторение мотивов 80-х годов
XX века, которые привели к провалу политики
СССР.
Также как и тезис о том, что «природные
ресурсы проще купить», который, как оказа-
лось, абсолютно неадекватен национальным
интересам.
Рис. 1.
3
135
Глава 5. Военное сдерживание как сценарий развития ВПО
Наконец, еще сомнительнее, опаснее и вред-
нее тезис о том, что «большие пространства пре-
кращают быть ценностью». Никто пока что из
развитых стран не отказывался добровольно
от своих территорий. Наоборот XXI век стал
временем обострения территориальных споров.
Ядерное сдерживание обеспечило отсутс-
твие большой «ядерной» войны между локаль-
ными цивилизациями всю вторую половину
XX века и начало XX века. Его отсутствие не
могло предотвратить ни Первой, ни Второй
мировых войн, а существование ядерного сдер-
живания в XXI веке ставится под сомнение на-
стойчивыми усилиями США по созданию по-
тенциала его нейтрализации.
США во втором десятилетии XXI века вста-
ли перед проблемой возможной потери своего
военно-технологического лидерства. Причем не
только в ядерной, но и других военных облас-
тях. Впервые после Второй Мировой войны эта
угроза стала рассматриваться в США как гло-
бальная, самая приоритетная угроза безопас-
ности. Если военно-техническое соревнование
с СССР рассматривалось как в конечном счете
частное соревнование в ракетно-ядерной облас-
ти (даже еще ограниченнее — в области СНВ),
то в XXI веке США предстоит соревноваться со
всеми новыми центрами силы в мире во всех
технологических областях. И это в Вашингтоне
отчетливо понимают, говоря о четыре наиболее
опасных последствий изменений в мире в кон-
тексте «последствий для обороны до 2030 года»
5
:
—
возможной потери США технологического
лидерства;
—
угроза, вытекающей из переноса обрабаты-
вающей промышленности за пределы США;
—
возможному приобретению противниками
способности уничтожения не только воен-
ной, но и гражданской инфраструктуры;
—
угроза качеству л/с ВС.
Возможная потеря технологического ли-
дерства США и необходимость избавления от
ядерного сдерживания требует особого внима-
ния как к сохранению и даже увеличению во-
енно-технического превосходства, так и поиску
новых средств и способов его компенсировать.
Налицо разработка целых новых направле-
ний, смысл которых заключается в девальвации
и ликвидации ядерного сдерживания. Как ми-
нимум, можно выделить следующие основные
направления в развитии политики и военных
технологий. Направленных на поиск средств,
способных обеспечить технологическое пре-
восходство и заменить ОМУ:
—
если говорить о средствах, то речь идет о со-
здание целой серии сценариев «внутренних»
Табл. 1. Матрица эволюции конфронтации в военный конфликт и войну в XX и XXI веках
Средства
и способы
насилия
Конфронтация
Военный конфликт, война
XX век
XXI век
XX век
XXI век
Политические
способы
(санкции
и давление)
Скрытые
и явные угрозы
Реальные
враждебные
политические,
дипломатические
и иные действия
под прикрытием
угроз
Использование
неядерных ВиВТ
в ограниченных
масштабах
Использование
все более активно
неядерных
вооружений
Экономические
и финансовые
способы
(санкции
и давление)
Давление на
торговлю,
экономику
и финансовые
системы
Разрушение
инфраструктуры
экономики
и финансов
Подрыв
финансовой
системы
и экономики,
борьба за
контроль над ними
Физическое
уничтожение
экономической,
промышленной
и финансовой
инфраструктуры
Военные
способы
— угроза
использова-
ния военной
силы
— ограничение
войны
— использование
непосредствен-
но ВС союзников
— использование
ВВС, ВТО
Применение
военной силы
в ограниченных
по масштабам
и регионам войнах
Использование
самого широкого
спектра
вооруженных
действий и войн
136
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
военных конфликтов, которые формально
не могут относиться к внешним войнам или
вооруженным конфликтам:
—
«гражданское» вооруженное противостоя-
ние и силовое противоборство с властью;
—
партизанская война;
—
«национально-освободительное» вооружен-
ное сопротивление и т. д.;
—
если говорить о средствах, то речь идет о раз-
работке широкого спектра ВиВТ примене-
ния обычного оружия в локальных войнах
и конфликтах, причем на разных, как прави-
ло, низких уровнях конфликтов, не предпо-
лагающих ответа в масштабе всех ВС и ОМУ;
—
наконец, речь также идет о разработке стра-
тегических наступательных и оборонитель-
ных неядерных вооружений, которые могут
использоваться как на различных ТВД, так
и на глобальном уровне.
Взятые вместе, эти три направления в во-
енной политике США полностью меняют пред-
ставления о войне и границах применения во-
оруженного насилия, которые условно можно
представить в следующей матрице (табл. 1).
Таким образом характер сдерживания
в XXI веке стремительно меняется в пользу
реального применения вооруженного насилия
в его традиционных и новых формах. Сдержи-
вание превратилось из политики недопуще-
ния «большой войны» в механизм контроля
за эскалацией применения военной силы с тем,
чтобы не допустить применение противником
средств и способов войны, которые были бы
невыгодны США. Так, например, на Украине
налицо очевидная силовая эскалация, которая
началась реализовываться осенью 2013 года.
При этом США постепенно и контролируемо
повышают ступени этой военной эскалации
от уровня гражданского конфликта до уровня
гражданской войны, не допуская, чтобы вме-
шательство России остановить развитие этого
процесса.
5.1. Сценарий сохранения «ядерного сдерживания» в Евразии
… обе структуры (СНГ и ОДКБ) являются скорее имиджевыми,
нежели реально функционирующими…
6
.
А. Дубнов,
обозреватель «Московских новостей»
Традиционная концепция стратегической стабильности, … состоит в том, что … безопасность
обеих сторон обеспечивается их обоюдной возможностью причинить друг другу неприемлемый
ущерб в ответном ударе, даже приняв на себя первый удар противника
7
.
А. Арбатов,
академик РАН
То, что на протяжении десятилетий предотвра-
щало глобальную войну, — «ядерное сдерживание»
или возможность взаимного гарантированного
уничтожения (MAD), — похоже, в начале XXI века
уже перестает существовать. “то произошло в пе-
риод нарастания политической нестабильности
в мире и стремительного роста военно-политичес-
кого противостояния. «Остатки» сдерживания уже
не гарантируют от начала войны в период резкого
обострения. Новые реалии XXI века, в особеннос-
ти мировой системный кризис 2008–2012 годов,
показали, что мир стоит на пороге радикальных
изменений в экономической и социально-полити-
ческих областях, которые не могут не отразиться
на военно-политической области и, прежде всего,
на сценариях развития ВПО и СО.
Таким образом мы наблюдаем классический
последовательный переход неблагоприятного
сценария развития МО в еще менее неблаго-
приятный сценарий развития ВПО. Это под-
тверждается следующим примером: если в 1991 г.
в войне против Ирака за 38 дней было исполь-
зовано более 2000 самолетов и 130 000 бое-
припасов (41 тыс. самолето-вылетов) против
4500 объектов, то через 12 лет, в 2003 году, за
21 день 1000 самолетов истратили 32000 боепри-
пасов, уничтожив 19900 объектов. Т.е. при том
же числе самолето-вылетов было уничтожено
в 4 раза больше объектов за время на 30% мень-
ше и численностью самолетов в 2 раза меньше.
А количество боеприпасов вообще было истра-
чено в 4,5 раза меньше.
137
Глава 5. Военное сдерживание как сценарий развития ВПО
Этот сценарий в наибольшей степени ори-
ентирован на Евразию по следующим причинам:
1.
Взаимное гарантированное уничтожение
с политической точки зрения не является
больше средством, противодействующим
эскалации конфликтов в Евразии. Основные
центры силы и противоборства — сосредо-
точены в Евразии и противоречия между
ними развиваются по нарастающей.
2. Одновременно наблюдается стремительный
рост военной мощи государств Евразии
и США, который сопровождается резким
увеличением военных расходов, количества
и качества ЛС и ВиВТ.
3. Создаются новые ВиВТ, прежде всего ВТО,
способное выполнять стратегические зада-
чи, которые ранее решались с помощью ЯО,
в частности, уничтожение важнейших поли-
тических, военных и экономических объектов.
Так, приоритетность таких объектов (в том
виде как ее видят российские исследователи)
выглядит следующим образом (табл. 2).
4. Создание глобальной системы ПРО пред-
полагает резко возросшую в будущем воз-
можность защиты от уцелевших после напа-
дения стратегических сил в ответном ударе.
Причем первый удар по СНВ может быть
массированным применением ВТО, что
позволит сохранить нападающей стороне
в качестве дополнительной угрозы страте-
гические наступательные силы.
Таким образом мы наблюдаем два, прямо
противоположных сценария развития возмож-
ного военного конфликта в Евразии в условиях,
когда политические и иные противоречия дела-
ют все более неизбежным применения военной
силы.
Сценарий № 1 «ядерного сдерживания»
в Евразии.
Этот сценарий предполагает, что военное
столкновение можно предотвратить, если го-
сударство Евразии (или союз, блок, коалиция)
обладают потенциалом «ядерного сдерживания».
В разной степени это сценарий разделяют не
только руководство России, Китая, Индии и Па-
кистана, но и Японии и других стран Евразии.
В соответствии с таким сценарием необхо-
димо для всех стран на континенте в той или
иной степени придерживаться следующих об-
щих принципов:
Рис. 2.
8
138
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
—
сохранения возможности при любых обстоя-
тельствах для нанесения ответного ядреного
удара. Этот принцип предполагает модерни-
зацию и наращивание ЯО, систем боевого
управления и др. мероприятий;
—
сохранения возможности на разных этапах
неядерного конфликта эффективно вести
боевые действия, не прибегая к ядерному
оружию;
—
не участвовать в мероприятиях по ограни-
чению и сохранению ЯО.
—
обеспечивать себе постоянный рост поли-
тико-экономической и военной мощи в ре-
гионе.
Сценарий № 2 «ядерного сдерживания»
в Евразии.
Этот сценарий, как представляется, ста-
новится главным будущим сценарием США
в Евразии. Он развивается в соответствии со
следующими принципами:
—
создания стратегического наступательного
потенциала ВТО, способного поразить все
важнейшие объекты в Евразии;
—
создание стратегического оборонительного
потенциала США, способного обеспечить
защиту от ответного удара;
—
проведение мероприятий по:
—
ограничению и сокращению ЯО в мире и в
Евразии, включая его запрет в неядерных
государствах;
—
недопущение ограничения и сокращения
ВТО и других видов и систем ВиВТ, необхо-
димых для уничтожении ЯО;
—
международным ограничениям по распро-
странению ЯО и новых технологий.
Иногда может сложиться впечатление, что
в мире хаотично и бесконтрольно нарастает
протест против ЯО и «вдруг» активизируются
мероприятия по его сокращению и уничто-
жению.
Табл. 2. Приоритеты поражения объектов тыла страны по взглядам командовании
армии США
9
Уровни
приоритетов
Последовательность
Поражаемые объекты
I
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Пункты управления.
2. Узлы связи, радиовещательные станции и телецентры.
3. Узлы железных дорог.
4. Железнодорожные мосты основных направлений.
5. Автодорожные мосты федеральных дорог.
6. Морские и речные порты, аэропорты, базы.
7. Насосные станции трубопроводов.
8. Склады резервов.
II
1 2 3 4 5
1. Атомные электростанции.
2. Гидроэлектростанции.
3. Тепловые электростанции.
4. Подстанции ЛЭП.
5. Склады ГСМ, нефтебазы.
III
1 2 3 4 5
1. Нефтеперерабатывающие и химические производства.
2. Предприятия оборонного комплекса.
3. Предприятия цветной и черной металлургии.
4. Предприятия машиностроения.
5. Предприятия по производству электрооборудования.