ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1426

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

29

Глава 1. Общие принципы анализа долгосрочного развития военно-политической обстановки

1.4. Системность анализа и прогноза сценариев развития ВПО

Утверждены основные направления развития вооружений и военной техники до 

2030 года, сформирован перечень образцов…, но нужно достоверно и полноценно 

просчитать потенциальные угрозы военной безопасности

24

.

В. Путин,

Президент России

Основная ошибка многих современных … публикаций заключается 

в том, что война ими не рассматривается как сложное социальное явление, 

затрагивающая все сферы деятельности людей …

25

.

Ю. Балуевский, 

бывший начальник ГШ ВС РФ

М. Хамзатов,

советник НГШ ВС РФ

Приведенная выше в эпиграфе цитата В. В. Пу-

тина, сделанная на заседании ВПК в  сентябре 
2014 г., отражает главную проблему в обеспече-

нии безопасности России и суть существующего 
противоречия: с одной стороны, до 2030 г. уже 
утверждены «основные направления развития» 

ВиВТ, но, с другой, еще только требуется «просчи-
тать военные угрозы». Это противоречие — при-

нципиальное для анализа и прогноза ВПО. Раз-
личные сценарии и варианты развития МО и ВПО 

требуют различных политических, экономических 
и военно-технических решений, ибо возникающие 

в результате развития этих сценариев военные уг-
розы 

абсолютно конкретны

, как с точки зрения 

необходимых ВиВТ, так и военного искусства.

Более того, если пытаться прогнозировать 

развитие сценариев МО и ВПО на долгосроч-
ную перспективу, то неизбежно будешь стал-
киваться с еще более крупной проблемой — 
взаимоотношениями между цивилизациями 
и локальными цивилизациями, которые пре-
допределяют во многом развитие будущих 

сценариев МО и  ВПО. Так, с  точки зрения 

китайской и индийской цивилизаций, Первая 
и Вторая мировые войны были гражданскими 
войнами внутри одной христианско-европей-

ской цивилизации. Только системность подхо-

да в оценке сценария ВПО может дать точный 

ответ. «Холодная война» в этой связи может 

рассматриваться как война между локальными 

 

зона растущего разочарования;

 

зона растущих ожиданий.

Такой подход, безусловно, уточняет вероят-

ность тех или иных сценариев развития в буду-

щем, прежде всего с точки зрения реализации 

той или иной стратегии, которая может быть 

реалистичной, провальной или очень успешной.


background image

30

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

христианскими цивилизациями во главе с их 
центрами — СССР и США. В этом смысле ста-
новится более понятным и современное состо-
яние ВПО, которое можно охарактеризовать 
как продолжение «холодной войны». Просто 
вместо СССР центром цивилизации в Евразии 

стала Россия.

С этой точки зрения становится ясным 

и суть конфликта на Украине, а, главное, стра-

тегическая цель США по отношению к России, 
которую можно сформулировать следующим 
образом: дезинтегрировать Российскую Федера-

цию на несколько самостоятельных государств 
по примеру СССР, ослабив российскую нацию 
и разделив контроль над природными ресурса-
ми и транспортными коридорами. Системность 
в подходе позволяет и четче определить истин-
ную приоритетность той или иной проблемы. 

Так, о геополитических приоритетах США во 

втором десятилетии XXI века свидетельствует, 
например, интенсивность телефонных пере-
говоров с лидерами различных государств, из 
которой отчетливо видно, что Евразия и АТР 

являются ключевым регионом. 

Подобная системность в подходе требует 

безусловной оценки не только таких невоенных 
факторов формирования ВПО, как состояние 
финансовой и торговой системы, но и цивили-
зационно-культурной традиции, идеологичес-
ких и ментальных воззрений на потенциальных 
участников возможного военного противо-

стояния, соответствующей подготовки обще-
ственного мнения и политической ориентации 

элит. Так, по проведенным «Левадой-центром» 

соцопросам, в 2014 году в настроениях обще-
ственности по отношению к России в зарубеж-

ных странах складывается следующая ситуация, 
которая позволяет сделать предварительный 
вывод о возможности враждебной политики.

Как видно из этого опроса (рис. 6), толь-

ко в США большинство в обществе враждеб-
но относятся к России и готовы к проведению 
аналогичной политики (что не равнозначно 
прямым военным действиям). В большинстве 
же западных государств порядка 20% граждан 
могут являться основой для формирования та-
кой политики. Системность прогноза развития 
различных сценариев ВПО в общественно-поли-
тической области одновременно говорит в поль-
зу того, что в комплексе мер по защите России 
требуется уделить особое внимание формиро-
ванию позитивного облика России за рубежом 
и созданию в этих странах групп общественно-
политической поддержки, способных оказать 
реальное влияние на внешнюю политику таких 

стран.

К сожалению, развитие сценариев ВПО рас-

сматривается в основном в двух плоскостях — 

развитии ВС и ВиВТ, во-первых, и возможных 
изменениях в военном искусстве и войсками, 
во-вторых. Приоритетность в создании ВиВТ 
и ВС, безусловно, имеет огромное политичес-

Рис. 5.

26


background image

31

Глава 1. Общие принципы анализа долгосрочного развития военно-политической обстановки

кое и экономическое значение, но отнюдь не она 
является решающим фактором формирования 
будущей человеческой цивилизации и сценариев 

ее развития. Не только ВиВТ является решаю-

щим фактором и для будущей МО, которая будет 

определяться прежде всего политическими, эко-

номическими и научно-техническими реалиями.

К сожалению, отсутствие системного подхо-

да для процесса принятия военно-политических 
решений в России неизбежно ведет к сущест-
венному отставанию в адекватности и качестве 

анализа и прогноза, а на низших уровнях оче-
видной неразвитости и неисполнительности (ха-

рактерной для всей системы реализации приня-

тых решений в России, когда даже по оценкам 

Администрации Президента РФ выполняются 

не более 25% решений). Речь идет, прежде всего, 

об отсутствии единой национальной стратегии, 
объединяющей все общественно-политические, 

экономические, научные, образовательные и пр. 

стратегии и доктрины, которые сегодня сущест-

вуют «сами по себе», очень слабо связаны между 

собой. «Ритуальное» упоминание в таких страте-

гиях и доктринах Конституции РФ, Концепции 

социально-экономического развития, Стратегии 

национальной безопасности мало что дает по-

чему, что на практике все эти документы и дей-

ствия крайне слабо вязаны между собой.

Существование национальной стратегии 

(как бы она ни называлась — «доктрина», «идея», 

«программа» и т. п.) необходимо для современ-

ного анализа и  прогноза будущего сценария 
развития ВПО, как минимум, для того, чтобы 
давать теоретическую и  политическую «точ-
ку отсчета», оценку происходящих процессов 
и предполагать возможные действия России. Так, 

если в Национальной стратегии признается пра-

во США навязывать РФ свою систему ценностей 
и нормы поведения (что признавалось правиль-
ным частью правящей элиты России и все еще 
признается таковым, но уже меньшей ее частью 
в виде «либеральной оппозиции»), то реакция 

РФ на будущие внешние вызовы и угрозы будет 
очевидно спокойной, ограничится поддержкой 

политики США.

Другое дело, если Национальная стратегия 

будет действительно национальной. В этом слу-

чае и ответная реакция, в том числе военно-по-

литическая и военно-техническая, будет иной. 
Но в еще большей степени такая разница будет 

ощущаться в долгосрочной перспективе, ког-

да расхождение векторов в политике окажется 

огромным.

Отсутствие единой национальной страте-

гии сказывается прежде всего на эффективнос-

ти управления в государстве и, как следствие, 

Рис. 6.

27


background image

32

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

в Вооруженных Силах, ОПК и, соответствен-
но, на анализе и стратегическом прогнозе. На 
Западе, с которым Россия сегодня находится 
в острой фазе противостояния, происходит все 
наоборот: на всех уровнях происходит очень 
быстрое совершенствование и растет эффек-

тивность управления, в том числе военного. 
На всех уровнях — от стратегического до так-
тического. Происходит настоящая революция 

в системе управления ВС, ВиВТ. На эти цели 
выделены огромные ресурсы, масштаб кото-
рых абсолютно несопоставим с российским. Во 
многом по аналогии с трендами в экономике. 

Так, по оценке главного редактора «НГ» К. Рем-

чукова, «…происходит, как называют ученые, 

вторая индустриальная революция, факти-

чески, изменяются технологические основы 

производства: машинная индустрия оконча-

тельно уходит в сторону, на ее место выходят 

информационные технологии и все, что свя-
зано с компьютерной техникой с управлением 
производственными процессами через iCloud 
и аналогичными системами. Причем стоимость 
этих компаний, которые iCloudproduction, ме-
неджмент производственного управления 
iCloud осуществляет, стоимость компаний 
калифорнийских  — я  просто поражаюсь  — 
32 миллиарда долларов, 18 миллиардов долла-
ров. Мы даже не знаем об их существовании, 
потому что у нас все сырьевые компании не 
имеют такой стоимости

28

.

Как показали последние войны и конфликты, 

в особенности на Украине, системы обнаружения, 
наведения, связи и разведка стали решающим 
инструментом для ведения эффективной воору-
женной борьбы. Как и способы управления вой-

сками. Их роль в будущих сценариях развития 
ВПО стремительно усиливается и превращается 

в решающий фактор, который в полной мере до 

сих пор недооценивается. Особенно, если речь 

идет о взаимосвязи с такими социальными фак-

торами, как контакты с гражданским населени-
ем, использованием возможностей гражданской 

экономики и т. д. В США, например, во всех под-
разделениях Корпуса морской пехоты, размещен-
ных за границей (даже в небольших), выделяются 

специальные люди и ресурсы в целях создания 

«благоприятной внешней среды».

Эта глубокая системность — от эшелонов 

самого высокого уровня до отдельного военно-
служащего — становится важнейшим фактором 
формирования любого сценария ВПО или его 

варианта. В качестве иллюстрации я привожу 

одну из многочисленных логических схем, в ко-
торой рассматривается последовательный и сис-
темный (политический, правовой, социальный, 

экономический, научно-технический) подход 
к политике в области безопасности.

Как видно из этого рисунка (рис. 7), описы-

вающего первый этап реформ в области безопас-
ности, руководству России необходимо, чтобы 
на комплексной и  системной основе не толь-

Рис. 7.


background image

33

Глава 1. Общие принципы анализа долгосрочного развития военно-политической обстановки

ко постоянно анализировались, обновлялись 
и прогнозировались самые различные сценарии 
и варианты развития ЧЦ, МО и ВПО, но и при-
нимались соответствующие системные решения. 

От президентского уровня вплоть до низкого 
уровня информационно-аналитической работы 
соответствующих министерств, ведомств и инсти-
тутов. Только в этом случае возможен адекватный 
системный и полный анализ существующей ВПО 

и возможного сценария его дальнейшего развития.

Это невозможно сделать силами только 

одного ведомства — Совбеза, МО РФ или Ген-

штаба, РАН или МИД России. Требуется доста-

точно разносторонний и крупный коллектив 

исследователей, способный системно проана-
лизировать и  спрогнозировать перспективы 
развития сценариев ВПО и вытекающие из это-
го угрозы. Видимо при кураторстве, даже под 
руководством Совета Безопасности, который 
должен быть в состоянии интегрировать оценки 
дипломатов, разведчиков, экономистов, обще-

ственных и политических деятелей, различных 

ученых, экспертов, журналистов. Масштаб этой 

работы — огромен, но от его качества зависит 
не только эффективность использования значи-

тельной части национальных ресурсов, выделя-

емых на национальную безопасность и оборону, 

но и сама возможность существования нации 
и государства в XXI веке.

При этом изначально важно правильно пост-

роить модель такого анализа и прогноза, понимая, 

что очень трудно (если вообще возможно) учесть 

все факторы, влияющие на формирование ВПО и, 

тем более, на все многообразие сценариев и вари-
антов развития таких сценариев ВПО в будущем. 
Неизбежно приходишь к выводу о необходимос-
ти создания, как минимум, упрощенной модели 

варианта сценария развития ВПО, которая вклю-

чала бы в себя основные существующие и воз-

можные будущие факторы влияния. Другими 

словами, главной задачей такой модели было бы 
описание 

системы

 факторов развития сценария 

ВПО или одного из вариантов такого сценария

29

Естественно, это такая системная модель сцена-

рия ВПО будет представлять собой заведомо уп-
рощенное представление о действительной ВПО, 

а тем более — еще более упрощенное представ-
ление о будущей ВПО

30

При этом мы исходим из того, что при 

прогнозе вариантов сценариев развития ВПО 
нам даже теоретически не избежать этого ме-

тода исследования (то есть модельной системы 

Рис. 8.