ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1505
Скачиваний: 2
29
Глава 1. Общие принципы анализа долгосрочного развития военно-политической обстановки
1.4. Системность анализа и прогноза сценариев развития ВПО
Утверждены основные направления развития вооружений и военной техники до
2030 года, сформирован перечень образцов…, но нужно достоверно и полноценно
просчитать потенциальные угрозы военной безопасности
24
.
В. Путин,
Президент России
Основная ошибка многих современных … публикаций заключается
в том, что война ими не рассматривается как сложное социальное явление,
затрагивающая все сферы деятельности людей …
25
.
Ю. Балуевский,
бывший начальник ГШ ВС РФ
М. Хамзатов,
советник НГШ ВС РФ
Приведенная выше в эпиграфе цитата В. В. Пу-
тина, сделанная на заседании ВПК в сентябре
2014 г., отражает главную проблему в обеспече-
нии безопасности России и суть существующего
противоречия: с одной стороны, до 2030 г. уже
утверждены «основные направления развития»
ВиВТ, но, с другой, еще только требуется «просчи-
тать военные угрозы». Это противоречие — при-
нципиальное для анализа и прогноза ВПО. Раз-
личные сценарии и варианты развития МО и ВПО
требуют различных политических, экономических
и военно-технических решений, ибо возникающие
в результате развития этих сценариев военные уг-
розы
абсолютно конкретны
, как с точки зрения
необходимых ВиВТ, так и военного искусства.
Более того, если пытаться прогнозировать
развитие сценариев МО и ВПО на долгосроч-
ную перспективу, то неизбежно будешь стал-
киваться с еще более крупной проблемой —
взаимоотношениями между цивилизациями
и локальными цивилизациями, которые пре-
допределяют во многом развитие будущих
сценариев МО и ВПО. Так, с точки зрения
китайской и индийской цивилизаций, Первая
и Вторая мировые войны были гражданскими
войнами внутри одной христианско-европей-
ской цивилизации. Только системность подхо-
да в оценке сценария ВПО может дать точный
ответ. «Холодная война» в этой связи может
рассматриваться как война между локальными
—
зона растущего разочарования;
—
зона растущих ожиданий.
Такой подход, безусловно, уточняет вероят-
ность тех или иных сценариев развития в буду-
щем, прежде всего с точки зрения реализации
той или иной стратегии, которая может быть
реалистичной, провальной или очень успешной.
30
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
христианскими цивилизациями во главе с их
центрами — СССР и США. В этом смысле ста-
новится более понятным и современное состо-
яние ВПО, которое можно охарактеризовать
как продолжение «холодной войны». Просто
вместо СССР центром цивилизации в Евразии
стала Россия.
С этой точки зрения становится ясным
и суть конфликта на Украине, а, главное, стра-
тегическая цель США по отношению к России,
которую можно сформулировать следующим
образом: дезинтегрировать Российскую Федера-
цию на несколько самостоятельных государств
по примеру СССР, ослабив российскую нацию
и разделив контроль над природными ресурса-
ми и транспортными коридорами. Системность
в подходе позволяет и четче определить истин-
ную приоритетность той или иной проблемы.
Так, о геополитических приоритетах США во
втором десятилетии XXI века свидетельствует,
например, интенсивность телефонных пере-
говоров с лидерами различных государств, из
которой отчетливо видно, что Евразия и АТР
являются ключевым регионом.
Подобная системность в подходе требует
безусловной оценки не только таких невоенных
факторов формирования ВПО, как состояние
финансовой и торговой системы, но и цивили-
зационно-культурной традиции, идеологичес-
ких и ментальных воззрений на потенциальных
участников возможного военного противо-
стояния, соответствующей подготовки обще-
ственного мнения и политической ориентации
элит. Так, по проведенным «Левадой-центром»
соцопросам, в 2014 году в настроениях обще-
ственности по отношению к России в зарубеж-
ных странах складывается следующая ситуация,
которая позволяет сделать предварительный
вывод о возможности враждебной политики.
Как видно из этого опроса (рис. 6), толь-
ко в США большинство в обществе враждеб-
но относятся к России и готовы к проведению
аналогичной политики (что не равнозначно
прямым военным действиям). В большинстве
же западных государств порядка 20% граждан
могут являться основой для формирования та-
кой политики. Системность прогноза развития
различных сценариев ВПО в общественно-поли-
тической области одновременно говорит в поль-
зу того, что в комплексе мер по защите России
требуется уделить особое внимание формиро-
ванию позитивного облика России за рубежом
и созданию в этих странах групп общественно-
политической поддержки, способных оказать
реальное влияние на внешнюю политику таких
стран.
К сожалению, развитие сценариев ВПО рас-
сматривается в основном в двух плоскостях —
развитии ВС и ВиВТ, во-первых, и возможных
изменениях в военном искусстве и войсками,
во-вторых. Приоритетность в создании ВиВТ
и ВС, безусловно, имеет огромное политичес-
Рис. 5.
26
31
Глава 1. Общие принципы анализа долгосрочного развития военно-политической обстановки
кое и экономическое значение, но отнюдь не она
является решающим фактором формирования
будущей человеческой цивилизации и сценариев
ее развития. Не только ВиВТ является решаю-
щим фактором и для будущей МО, которая будет
определяться прежде всего политическими, эко-
номическими и научно-техническими реалиями.
К сожалению, отсутствие системного подхо-
да для процесса принятия военно-политических
решений в России неизбежно ведет к сущест-
венному отставанию в адекватности и качестве
анализа и прогноза, а на низших уровнях оче-
видной неразвитости и неисполнительности (ха-
рактерной для всей системы реализации приня-
тых решений в России, когда даже по оценкам
Администрации Президента РФ выполняются
не более 25% решений). Речь идет, прежде всего,
об отсутствии единой национальной стратегии,
объединяющей все общественно-политические,
экономические, научные, образовательные и пр.
стратегии и доктрины, которые сегодня сущест-
вуют «сами по себе», очень слабо связаны между
собой. «Ритуальное» упоминание в таких страте-
гиях и доктринах Конституции РФ, Концепции
социально-экономического развития, Стратегии
национальной безопасности мало что дает по-
чему, что на практике все эти документы и дей-
ствия крайне слабо вязаны между собой.
Существование национальной стратегии
(как бы она ни называлась — «доктрина», «идея»,
«программа» и т. п.) необходимо для современ-
ного анализа и прогноза будущего сценария
развития ВПО, как минимум, для того, чтобы
давать теоретическую и политическую «точ-
ку отсчета», оценку происходящих процессов
и предполагать возможные действия России. Так,
если в Национальной стратегии признается пра-
во США навязывать РФ свою систему ценностей
и нормы поведения (что признавалось правиль-
ным частью правящей элиты России и все еще
признается таковым, но уже меньшей ее частью
в виде «либеральной оппозиции»), то реакция
РФ на будущие внешние вызовы и угрозы будет
очевидно спокойной, ограничится поддержкой
политики США.
Другое дело, если Национальная стратегия
будет действительно национальной. В этом слу-
чае и ответная реакция, в том числе военно-по-
литическая и военно-техническая, будет иной.
Но в еще большей степени такая разница будет
ощущаться в долгосрочной перспективе, ког-
да расхождение векторов в политике окажется
огромным.
Отсутствие единой национальной страте-
гии сказывается прежде всего на эффективнос-
ти управления в государстве и, как следствие,
Рис. 6.
27
32
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
в Вооруженных Силах, ОПК и, соответствен-
но, на анализе и стратегическом прогнозе. На
Западе, с которым Россия сегодня находится
в острой фазе противостояния, происходит все
наоборот: на всех уровнях происходит очень
быстрое совершенствование и растет эффек-
тивность управления, в том числе военного.
На всех уровнях — от стратегического до так-
тического. Происходит настоящая революция
в системе управления ВС, ВиВТ. На эти цели
выделены огромные ресурсы, масштаб кото-
рых абсолютно несопоставим с российским. Во
многом по аналогии с трендами в экономике.
Так, по оценке главного редактора «НГ» К. Рем-
чукова, «…происходит, как называют ученые,
вторая индустриальная революция, факти-
чески, изменяются технологические основы
производства: машинная индустрия оконча-
тельно уходит в сторону, на ее место выходят
информационные технологии и все, что свя-
зано с компьютерной техникой с управлением
производственными процессами через iCloud
и аналогичными системами. Причем стоимость
этих компаний, которые iCloudproduction, ме-
неджмент производственного управления
iCloud осуществляет, стоимость компаний
калифорнийских — я просто поражаюсь —
32 миллиарда долларов, 18 миллиардов долла-
ров. Мы даже не знаем об их существовании,
потому что у нас все сырьевые компании не
имеют такой стоимости
28
.
Как показали последние войны и конфликты,
в особенности на Украине, системы обнаружения,
наведения, связи и разведка стали решающим
инструментом для ведения эффективной воору-
женной борьбы. Как и способы управления вой-
сками. Их роль в будущих сценариях развития
ВПО стремительно усиливается и превращается
в решающий фактор, который в полной мере до
сих пор недооценивается. Особенно, если речь
идет о взаимосвязи с такими социальными фак-
торами, как контакты с гражданским населени-
ем, использованием возможностей гражданской
экономики и т. д. В США, например, во всех под-
разделениях Корпуса морской пехоты, размещен-
ных за границей (даже в небольших), выделяются
специальные люди и ресурсы в целях создания
«благоприятной внешней среды».
Эта глубокая системность — от эшелонов
самого высокого уровня до отдельного военно-
служащего — становится важнейшим фактором
формирования любого сценария ВПО или его
варианта. В качестве иллюстрации я привожу
одну из многочисленных логических схем, в ко-
торой рассматривается последовательный и сис-
темный (политический, правовой, социальный,
экономический, научно-технический) подход
к политике в области безопасности.
Как видно из этого рисунка (рис. 7), описы-
вающего первый этап реформ в области безопас-
ности, руководству России необходимо, чтобы
на комплексной и системной основе не толь-
Рис. 7.
33
Глава 1. Общие принципы анализа долгосрочного развития военно-политической обстановки
ко постоянно анализировались, обновлялись
и прогнозировались самые различные сценарии
и варианты развития ЧЦ, МО и ВПО, но и при-
нимались соответствующие системные решения.
От президентского уровня вплоть до низкого
уровня информационно-аналитической работы
соответствующих министерств, ведомств и инсти-
тутов. Только в этом случае возможен адекватный
системный и полный анализ существующей ВПО
и возможного сценария его дальнейшего развития.
Это невозможно сделать силами только
одного ведомства — Совбеза, МО РФ или Ген-
штаба, РАН или МИД России. Требуется доста-
точно разносторонний и крупный коллектив
исследователей, способный системно проана-
лизировать и спрогнозировать перспективы
развития сценариев ВПО и вытекающие из это-
го угрозы. Видимо при кураторстве, даже под
руководством Совета Безопасности, который
должен быть в состоянии интегрировать оценки
дипломатов, разведчиков, экономистов, обще-
ственных и политических деятелей, различных
ученых, экспертов, журналистов. Масштаб этой
работы — огромен, но от его качества зависит
не только эффективность использования значи-
тельной части национальных ресурсов, выделя-
емых на национальную безопасность и оборону,
но и сама возможность существования нации
и государства в XXI веке.
При этом изначально важно правильно пост-
роить модель такого анализа и прогноза, понимая,
что очень трудно (если вообще возможно) учесть
все факторы, влияющие на формирование ВПО и,
тем более, на все многообразие сценариев и вари-
антов развития таких сценариев ВПО в будущем.
Неизбежно приходишь к выводу о необходимос-
ти создания, как минимум, упрощенной модели
варианта сценария развития ВПО, которая вклю-
чала бы в себя основные существующие и воз-
можные будущие факторы влияния. Другими
словами, главной задачей такой модели было бы
описание
системы
факторов развития сценария
ВПО или одного из вариантов такого сценария
29
.
Естественно, это такая системная модель сцена-
рия ВПО будет представлять собой заведомо уп-
рощенное представление о действительной ВПО,
а тем более — еще более упрощенное представ-
ление о будущей ВПО
30
.
При этом мы исходим из того, что при
прогнозе вариантов сценариев развития ВПО
нам даже теоретически не избежать этого ме-
тода исследования (то есть модельной системы
Рис. 8.