Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5767
Скачиваний: 125
34
История политических и правовых учений
По утвердившейся традиции различают старших и младших
софистов. К видным представителям старшего поколения софистов
принадлежали Протагор, Горгий, Гиппий и Антифонт. Старшие со
фисты придерживались в целом прогрессивных, демократических
воззрений.
Одним из основателей этого направления был
Протагор.
Со
гласно знаменитому мифу Протагора, где рассказывается о возникно
вении общества, человек первоначально отличался от животных
только умением обращаться с огнем. Этому искусству его научил
Прометей, выкравший огонь у богов. Постепенно люди овладели
ремеслами, но продолжали жить разбросанно, у них не было ору
жия, и они погибали от нападения диких зверей. Людям неизвестно
было умение жить в сообществе. Как только они собирались вместе,
так сейчас же начинались раздоры. Тогда боги ввели стыд и прав
ду, наделив ими всех людей, так что каждый стал причастен к
справедливости и политическому искусству. Никакое государство
не устоит, заключал Протагор, если политическим искусством бу
дут владеть немногие.
Миф Протагора лишь внешне напоминает религиозные преда
ния. Создание этого мифа было нацелено как раз на то, чтобы опро
вергнуть традиционные мифологические представления о "золотом
веке" в прошлом, о необходимости возврата к старине. Протагор
рисует в своем мифе беспомощное существование человека до об
разования государства, проводит идеи восходящего развития куль
туры и совершенствования общественной жизни по мере накопле
ния знаний. Протагор доказывал, что законы относятся к произве
дениям искусства и что, подобно любому другому ремеслу, справед
ливости в общественных делах можно научиться. Добродетель, за
мечал он, дело наживное. Идея одинаковой причастности людей к
справедливости приводилась в обоснование того, что в управлении
государством должны участвовать все граждане.
Протагор и другие старшие софисты подчеркивали изменчивый
характер представлений человека. Об одном и том же предмете,
учил Протагор, может быть высказано два противоположных мне
ния, и ни одно из них не будет более истинным, чем другое. На
пример, больному человеку еда покажется горькой, а здоровому —
сладкой и вкусной. Они оба будут по-своему правы. Общепризнан
ной истины и единого блага просто не бывает. Носителем знаний и
справедливости является не только мудрец, но и каждый отдель
ный человек. Эту мысль Протагор выразил в формуле, которая
воспринималась современниками как своеобразный лозунг софис
тов: "Мера всех вещей — человек, существующих, что они суще
ствуют, а не существующих, что не существуют".
Развивая представления об относительности и условности мо
рали,
Горгий
выделял добродетель для мужчины и женщины, сво-
Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции
35
бодного и раба, добродетель для каждого возраста, рода занятий и
конкретного дела. Софисты старшего поколения наполнили учение
о морали индивидуалистическим содержанием. Справедливость по
ступков предлагалось оценивать в зависимости от условий места и
времени, состояния человека и т. д. Подобного рода концепции,
отрицающие существование абсолютного единого блага, получили
позднее название этического релятивизма.
В духе требований окрепшей рабовладельческой демократии
старшие софисты развивали учение о законе. Они утверждали, что
законы, по сути дела, являются той высшей справедливостью, на
которую не может претендовать ни один человек, каким бы мудрым
и добродетельным он ни был. Закон есть выражение согласованной,
"взаимной справедливости" (Протагор), нечто вроде суммы индиви
дуальных добродетелей. Исходя из этого старшие софисты попол
нили политическую теорию определением закона как договора, как
совместного установления граждан или народа.
Гиппий
под законом понимал "то, что граждане по общему со
глашению написали, установив, что должно делать и от чего надо
воздерживаться".
Антифонт
приравнивал справедливость к испол
нению закона. Справедливость заключается в том, чтобы "не нару
шать законы государства, в котором состоишь гражданином". Пред
писания законов — результат соглашения.
Сохранившиеся источники показывают, что некоторые софисты
использовали противопоставление законов и природы для критики
существующих полисных порядков. Законы, рассуждал Антифонт,
искусственны и произвольны, тогда как в природе все происходит
само собой, по необходимости. Эллины, почитая знатных, поступа
ют словно варвары. "По природе мы все во всех отношениях равны,
притом (одинаково) и варвары, и эллины. Уместно обратить внима
ние на то, что у всех людей нужды от природы одинаковы". Один из
младших софистов
Алкидамант
заявлял, что "бог сделал всех сво
бодными, природа никого не сделала рабом".
Приведенные высказывания Антифонта и Алкидаманта пред
ставляют собой не что иное, как простейшую форму моральной
критики привилегий аристократии и свободных граждан. Было бы
ошибкой усматривать здесь нечто большее — осуждение рабства,
признание естественных прав человека, равенства всех людей и
т. п. Политической мысли рабовладельческой демократии не были
известны представления о всеобщем равенстве. Не случайно про
возглашение равенства эллинов и варваров у Антифонта сосед
ствует с высказыванием, где понятие "варвар" употреблено в каче
стве синонима человеческой низости. Антифонт повторяет здесь
распространенные суждения о превосходстве греческой культуры
над варварским миром. "Естественное равенство" софистов отнюдь
36
История политических и правовых учений
не исключало рабства по "закону" или "умственному превосход
ству".
Положение Алкидаманта, процитированное выше, содержит не
осуждение рабства, а полемический выпад против аристократичес
ких теорий, в которых рабство обосновывалось ссылками на приро
ду (см. § 4 — раздел об Аристотеле). Отрицание рабства по природе
было выгодно прежде всего торгово-промышленной прослойке, со
стоящей из неполноправных граждан, метеков (иностранцев), воль
ноотпущенников и др. Не обладая гражданскими правами в полисах,
они добивались для себя привилегий, вытекавших из "свободного
рождения", равенства с гражданами и возможности владеть раба
ми на "законных" основаниях. Представления о рабстве по установ
лению (по "закону") разделялись широкими кругами демократии и
составляли отличительную особенность оправдания ими рабства.
В первой половине IV в. до н. э. софистика как движение пре
имущественно сторонников демократии вырождается. Преподава
тельская деятельность софистов все больше ограничивалась облас
тью риторики (искусства красноречия), теории доказательств, ло
гики. Возможностью такого обучения не преминула воспользовать
ся аристократия. Среди младших софистов были поэтому представи
тели и демократии (Алкидамант, Ликофрон), и аристократического
лагеря (Калликл).
Под влиянием критики со стороны идейных противников, в пер
вую очередь Платона и Аристотеля, термин "софистика" приобретает
значение мнимой, поверхностной философии и со временем стано
вится именем нарицательным для обозначения всякого рода сло
весных и логических передержек.
Разработку политико-правовых идей демократии в IV в. до н. э.
продолжили ораторы во главе с Демосфеном. В своих речах они
подчеркивали равенство граждан, незыблемость закона как гаран
та гражданских прав, защищали права собственников на свое иму
щество, указывая на положительную роль богатства в государствен
ной жизни, доказывали преимущества демократического строя по
сравнению с другими формами государства, а также призывали к
объединению греческих полисов под властью Афин.
Идейное наследие древнегреческой демократии послужило од
ним из источников политико-правовых концепций Нового времени.
§ 3. Учение Платона о государстве и законах
Кризис мифологического мировоззрения и развитие филосо
фии заставили идеологов полисной знати пересмотреть свои уста
ревшие взгляды, создать философские доктрины, способные проти
востоять идеям демократического лагеря. Своего наивысшего раз-
Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции
37
вития идеология древнегреческой аристократии достигает в фило
софии Платона и Аристотеля.
Платон
(427—347 гг. до н. э.) — родоначальник философии объ
ективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Со
крата, знаменитого мудреца, проводившего жизнь в беседах и спо
рах на афинских площадях. Содержание этих бесед нашло отраже
ние в ранних произведениях Платона, которые обычно выделяют в
особую группу так называемых сократических диалогов.
После казни Сократа в 399 г. до н. э. Платон покинул Афины и
совершил ряд путешествий, в том числе в Египет и Южную Ита
лию. Вернувшись, он основал в пригороде Афин философскую шко
лу под названием "Академия". Диалоги и письма, написанные Плато
ном после создания Академии, относят к зрелым произведениям
мыслителя.
Сердцевину платоновской философии составляет теория идей.
Миру чувственных предметов и явлений Платон противопоставил
особый мир идей, или общих понятий, которые якобы существуют
где-то за пределами неба. Бестелесные идеи вечны и неизменны,
им присуще истинное бытие. Наш мир, пояснял Платон, занимает
как бы среднее положение между "подлинным бытием" и миром
небытия. Точно так же и человек: до того как вселиться в телесную
оболочку, его душа пребывала в царстве идей. Знания человека об
окружающей природе, согласно Платону, не могут быть истинными.
Достоверное знание дают только воспоминания души о том, что она
созерцала, находясь в мире истинно сущего. Объективный идеа
лизм Платона смыкался с религией и мистикой. Философия в его
трудах, особенно поздних, приобретала черты теологии. Возражая
софистам как представителям наивного материализма, Платон без
обиняков писал: "Пусть у нас мерой всех вещей будет главным
образом бог, гораздо более, чем какой-либо человек, вопреки ут
верждению некоторых".
Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные ди
алоги Платона — "Государство" и "Законы".
В диалоге "Государство" идеальный государственный строй
Платон рассматривал по аналогии с космосом и человеческой ду
шой. Подобно тому как в душе человека есть три начала, так и в
государстве должны быть три сословия. Разумному началу души в
идеальном государстве соответствуют правители-философы, ярос
тному началу — воины, вожделеющему — земледельцы и ремес
ленники (низшее сословие). Сословное деление общества Платон
объявил условием прочности государства как совместного поселе
ния граждан. Самовольный переход из низшего сословия в сословие
стражей или философов недопустим и является величайшим пре
ступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, к
38
История политических и правовых учений
которому он предназначен от природы. "Заниматься своим делом и
не вмешиваться в чужие — это и есть справедливость".
Платоновское определение справедливости было призвано оп
равдать общественное неравенство, деление людей на высших и
низших от рождения. В подкрепление своего аристократического
идеала Платон предлагал внушать гражданам мифы о том, как бог
примешал в души людей частицы металлов: в души тех из них, что
способны править и потому наиболее ценны, он примешал золота, в
души их помощников — серебра, а в души земледельцев и ремес
ленников — железа и меди. Если же у последних родится ребенок
с примесью благородных металлов, то его перевод в высшие разря
ды возможен только по инициативе правителей.
Во главе государства, утверждал Платон, необходимо поста
вить философов, причастных к вечному благу и способных вопло
тить небесный мир идей в земной жизни. "Пока в государствах не
будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари
и владыки не станут благородно и основательно философствовать...,
до тех пор государствам не избавиться от зол". В проекте идеальной
организации власти Платон отходит от принципов "аристократии
крови" и заменяет ее "аристократией духа". Обосновывая эту идею,
он наделил философов-правителей качествами духовной элиты —
интеллектуальной исключительностью, нравственным совершенст
вом и т. п.
Механизму осуществления власти (ее устройству, роли закона)
Платон не придавал в диалоге "Государство" особого значения. В
частности, по поводу формы правления в образцовом государстве
сказано лишь то, что оно может быть либо монархией, если править
будет один философ, либо аристократией, если правителей будет
несколько. Основное внимание здесь уделяется проблемам воспита
ния и образа жизни граждан.
Чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших
сословий, образующих вместе класс стражей государства, Платон
устанавливает для них общность имущества и быта. "Прежде всего
никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в
том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть
такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий
желающий". Продовольственные запасы стражи получают от тре
тьего сословия в виде натуральных поставок. Денег у стражей нет.
Жить и питаться они должны сообща, как во время военных похо
дов. Стражам запрещается иметь семью, для них вводится общ
ность жен и детей.
Образ жизни низшего сословия Платон освещал под углом зре
ния многообразия общественных потребностей и разделения труда.
Крестьянам и ремесленникам разрешалось иметь частную собствен
ность, деньги, торговать на рынках и т. п. Отметив значение разде-