Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5501

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

24 

История политических и правовых учений 

гала лишь ослабление конфликтов между старой и новой аристо­
кратией. 

Вместе с тем отдельные положения доктрины, как было сказа­

но, имели прогрессивное значение. К ним следует отнести прежде 
всего идеи распространения моральных знаний и обучения людей 
независимо от их сословной принадлежности. Просветительская 
деятельность Конфуция и его учеников сыграла громадную роль в 
развитии китайской культуры. 

С критикой правления наследственной аристократии выступил 

Мо-цзы

 (приблизительно 479—400 гг. до н. э.) — основатель школы 

моистов. Его учение изложено последователями в книге "Мо цзы". 

Моизм

 выражал интересы мелких собственников — свободных 

земледельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в государ­
ственном аппарате, социальное положение которых было неустой­
чиво и противоречиво. С одной стороны, они были близки к кресть­
янским массам и в известной степени восприняли их убеждения, а 
с другой, — добившись определенного положения в обществе, стре­
мились приблизиться к правящей верхушке, требовали для себя 
привилегий высших сословий. Такими же противоречиями было 
пронизано учение моистов. 

Воспроизводя некоторые представления социальных низов, мо­

неты осуждали замещение государственных должностей по прин­
ципам происхождения и родства. Они доказывали, что все люди 
равны перед божественным небом: "Небо не различает малых и 
больших, знатных и подлых; все люди — слуги неба". На государ­
ственную службу следует выдвигать наиболее мудрых независимо 
от происхождения. С этих позиций ими подвергалась критике и 
примиренческая доктрина конфуцианцев, которая допускала врож­

денные знания у наследственных аристократов и ограничивала выд­
вижение мудрых своего рода цензом образования. Источником муд­
рости, указывал Мо-цзы, являются не врожденные добродетели и 
не чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа. 

Управление государством не требует обучения. Способности чело­
века к государственному управлению определяются его деловыми 
качествами — желанием служить простолюдинам, усердием в де­

лах и т. п. "Если человек имеет способности, то его нужно выдви­
гать, хотя бы он был простым земледельцем или ремесленником". 

В подтверждение этого вывода Мо-цзы ссылался на пример 

древних. Первым правителем, согласно его концепции, люди избра­
ли самого достойного. Получив от неба и духов право на управление 
Поднебесной, он стал государем — "сыном неба". Древние пра­
вители, утверждал Мо-цзы, приносили пользу всему народу. Среди 
них многие были выходцами из низших сословий: один сначала 

лепил горшки, другой был рабом, третий — каменщиком. Причиной 
нынешних неурядиц и хаоса является то, что правители отвергли 


background image

Гл. 2. Политические и правовые учения Древнего Востока 

25 

заветы старины, предаются алчности, ведут из-за этого нескончае­
мые войны, повергают простолюдинов в нищету. Учение моизма о 
выдвижении мудрых содержало в зародыше идею равенства, обосно­
вывало возможность передачи верховной власти представителям 
трудового народа. 

Противоречия в учении моистов начинались тогда, когда они 

переходили от критики существующих порядков к изложению прин­
ципов и методов управления в идеальном государстве. 

В противовес конфуцианскому принципу человеколюбия Мо-

цзы выдвинул принцип всеобщей любви. Конфуцианское человеко­
любие, говорил он, представляет собой корыстную любовь, основан­
ную на привязанности по крови и приоритете родственных связей. 
Но такая любовь еще не является настоящей любовью. Истинное 
человеколюбие подразумевает одинаково справедливые отношения 
ко всем людям без различия родства или сословий. Мо-цзы мечтал 
о том, чтобы "люди помогали друг другу, чтобы сильный помогал 
слабому, чтобы люди учили друг друга, чтобы знающий учил не­
знающего, делили бы имущество друг с другом". В этой части кон­
цепция опиралась на бытовавшие в общинах представления о взаи­
мовыручке и имущественных переделах. 

Наряду с этим всеобщая любовь была истолкована Мо-цзы как 

взаимная выгода, что придавало его концепции совершенно иной 
смысл. Из бескорыстной добродетели, требующей отказаться от 
излишков имущества ради общего блага, всеобщая любовь превра­
щалась в расчетливое услужение для получения вполне осязаемой 
выгоды. Применительно к отношениям внутри правящего сословия 
взаимная любовь означала, например, что советники и чиновники 
из любви к государю проявляют усердие по службе, не раздумы­
вая, повинуются ему, а он платит им ответной любовью — назнача­
ет высокое жалованье, награждает рангами знатности и наделами 
земли, дает в подчинение людей. Подобное понимание добродетели 
уже не оставляло никакого места для равенства и действительной 
любви к людям. 

Идеальной организацией власти Мо-цзы считал государство с 

мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской служ­
бой. В единообразном исполнении чиновниками воли государя он 
видел залог и основу прочности власти. Для установления же пол­
ного единства государства предлагалось насаждать единомыслие, 
искоренять вредные учения и поощрять доносы. "Услышав о хоро­
шем или плохом, каждый должен сообщить об этом вышестоящему, 
и то, что вышестоящий находит правильным, все должны признать 
правильным, а то, что вышестоящий находит неправильным, все 
должны признать неправильным". Поддерживать данный порядок 
следовало при помощи наказаний и наград, соразмерных совер­
шаемым поступкам. 


background image

26 

История политических и правовых учений 

Таким образом, в концепции моизма идеи равенства были фак­

тически отброшены; концепция завершалась восхвалением деспо­
тически-бюрократического государства, исключавшего всякую воз­
можность не только участия народа в управлении, но и обсуждения 
им государственных дел. Взгляды Мо-цзы на государственное един­
ство приближались к идее централизации власти. 

В истории китайской политической мысли учение Мо-цзы за­

нимает промежуточную ступень между конфуцианством, выдержан­
ным в духе патриархальной морали, и практико-прикладной тео­
рией легистов (законников). Моизм отражал результаты перерас­
тания патриархальной общины в территориальную, развития отно­
шений, построенных на расчете и соображениях выгоды, но воспро­
изводил идеологию слоев, которые не способны были преодолеть 
общинные связи. Отсюда — склонность моистов к конформизму, 
половинчатость предлагаемых ими реформ, утопические идеи выдви­
жения простолюдинов на государственную службу при сохранении 
аристократических привилегий и т. п. В политической программе 
моизма просматриваются как прогрессивные, так и консерватив­
ные тенденции. 

Интересы имущественной и служилой знати отстаивали леги-

сты, или законники. Крупнейший представитель раннего

 легизма — 

Шан Ян

 (ок. 390—338 гг. до н. э.), инициатор знаменитых реформ, 

узаконивших в стране частную собственность на землю. Составлен­
ные им проекты реформ и указов вошли в трактат "Шан цзюнь шу" 
("Книга правителя области Шан"). 

Учение легизма существенно отличалось от предшествовавших 

концепций. 

Легисты отказались от традиционных моральных трактовок 

политики и разрабатывали учение о технике отправления власти. 
Осуществляя эту переориентацию, Шан Ян руководствовался уст­
ремлениями служилой знати и зажиточных общинников, добивав­
шихся ликвидации патриархальных порядков. От политической 
теории они меньше всего ждали наставлений в добродетели. Им 
нужна была выверенная программа общегосударственных преобра­
зований. "Человеколюбивый, — отмечал Шан Ян, — может оставать­
ся человеколюбивым к другим людям, но он не может заставить 
других людей быть человеколюбивыми... Отсюда ясно, что одного 
человеколюбия или справедливости еще недостаточно, чтобы до­
биться хорошего управления Поднебесной". Успеха в политике до­
стигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует 

точные расчеты. Легисты придавали большое значение обобщению 
опыта предшествующих правителей, экономическому обеспечению 
политики. 

Еще одну особенность легизма составили элементы историчес­

кого подхода к общественным явлениям. Поскольку частнособствен-


background image

Гл. 2. Политические и правовые учения Древнего Востока 

27 

нические интересы новой аристократии противоречили архаичес­
ким устоям общинной жизни, постольку ее идеологам приходилось 
апеллировать не к авторитету традиций, а к изменению социальных 
условий по сравнению с прошлым. В противоположность даосам, 
конфуцианцам и монетам, призывавшим восстановить древние по­
рядки, легисты доказывали невозможность возврата к старине. "Для 
того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подра­
жать древности". Хотя легисты были далеки от изучения дейст­
вительных исторических процессов и, как правило, ограничивались 
простым противопоставлением современности прошлому, их исто­
рические взгляды способствовали преодолению традиционалист­
ских воззрений, расшатывали религиозные предрассудки и подго­
тавливали тем самым условия для создания светской политической 
теории. 

Идеологи легизма намечали провести обширный комплекс эко­

номических и политических реформ. В области управления пред­
лагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного 
правителя, лишить наместников властных полномочий и превра­
тить их в обыкновенных чиновников. Умный правитель, говорится в 
трактате "Шан цзюнь шу", "не потворствует смуте, а берет власть 
в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит 
порядок". Намечалось также упразднить передачу должностей по 
наследству. На административные посты Шан Ян рекомендовал 
выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность 
государю на службе в войске. Чтобы обеспечить представительство 
зажиточных слоев в государственном аппарате, предусматривалась 
продажа чиновничьих должностей. "Если в народе есть люди, обла­
дающие излишками зерна, пусть им за сдачу зерна предоставляют­
ся чиновничьи должности и ранги знатности". Деловые качества 
при этом не учитывались. Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь 
одно требование — слепо повиноваться государю. 

Легисты считали необходимым ограничить общинное самоуп­

равление, подчинить семейные кланы и патронимии местной адми­
нистрации. Не отрицая общинного самоуправления в принципе, Шан 
Ян выступал с проектами реформ (районирования страны, службы 
чиновничества на местах и др.), которые преследовали цель поста­
вить граждан под непосредственный контроль государственной вла­
сти. Реализация этих проектов положила начало территориально­
му подразделению граждан в Китае. 

Предлагалось также установить единые для всего государства 

законы. Как и другие ранние легисты, Шан Ян не помышлял еще о 
полной замене обычного права законодательством. Под законом он 
понимал репрессивную политику (уголовный закон) и администра­
тивные распоряжения правительства. 

Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал 

как противоборство враждующих сторон. "Когда народ сильнее сво-


background image

28 

История политических и правовых учений 

их властей — государство слабое; когда власти сильнее своего наро­
да — армия могущественна". В образцовом государстве власть пра­
вителя опирается на силу и никаким законом не связана. Шан Яну 
не известны представления о правах граждан, их законных гаран­
тиях и т. п. Закон выступает у него средством устрашающего превен­
тивного террора. За малейший проступок, убеждал Шан Ян, следу­
ет карать смертной казнью. Эту карательную практику должна 
была дополнить политика, направленная на искоренение инако­
мыслия и оглупление народа. 

Высшей целью деятельности государя Шан Ян считал создание 

могущественной державы, способной объединить Китай путем зах­
ватнических войн. 

Легизм содержал наиболее полную программу централизации 

государства, и его рекомендации были использованы при объедине­
нии страны под властью императора Цинь Шихуана (III в. до н. э.). 
Официальное признание учения в то же время имело крайне нега­
тивные последствия. Практическое применение легистских концеп­
ций сопровождалось усилением деспотизма, эксплуатации народа, 
внедрением в сознание подданных животного страха перед прави­
телем и всеобщей подозрительности. Учитывая недовольство широ­
ких масс легистскими порядками, последователи Щан Яна отказа­
лись от наиболее одиозных положений и, наполняя легизм мораль­
ным содержанием, сближали его с даосизмом либо конфуцианством. 

Во  I I — I вв. до н. э. конфуцианство, дополненное идеями легиз-

ма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Шко­
ла моистов постепенно отмирает. Даосизм, переплетаясь с буддиз­
мом и местными верованиями, приобретает черты магии и со вре­
менем утрачивает влияние на развитие политической и правовой 
идеологии. 

Официальным учением императорского Китая конфуцианство 

оставалось вплоть до Синхайской революции 1911—1913 гг. 

§ 4. Заключение 

Изучение политико-правовой мысли Древнего Востока имеет не 

только познавательное, но и теоретическое значение. Документы и 
памятники литературы, дошедшие до нас от древнейших циви­

лизаций Египта, Месопотамии, Палестины, Индии и Китая, позво­
ляют проследить формирование политических и правовых идей на 
самых ранних этапах становления классового общества. История 
Древнего Востока предоставляет в этом отношении уникальные 
возможности, поскольку многие страны древневосточного мира дли­
тельное время развивались изолированно друг от друга, и процесс 
зарождения политико-правовой идеологии протекал в них, что на­
зывается, в чистом виде, независимо от внешних влияний. Подоб-