Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5768
Скачиваний: 125
24
История политических и правовых учений
гала лишь ослабление конфликтов между старой и новой аристо
кратией.
Вместе с тем отдельные положения доктрины, как было сказа
но, имели прогрессивное значение. К ним следует отнести прежде
всего идеи распространения моральных знаний и обучения людей
независимо от их сословной принадлежности. Просветительская
деятельность Конфуция и его учеников сыграла громадную роль в
развитии китайской культуры.
С критикой правления наследственной аристократии выступил
Мо-цзы
(приблизительно 479—400 гг. до н. э.) — основатель школы
моистов. Его учение изложено последователями в книге "Мо цзы".
Моизм
выражал интересы мелких собственников — свободных
земледельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в государ
ственном аппарате, социальное положение которых было неустой
чиво и противоречиво. С одной стороны, они были близки к кресть
янским массам и в известной степени восприняли их убеждения, а
с другой, — добившись определенного положения в обществе, стре
мились приблизиться к правящей верхушке, требовали для себя
привилегий высших сословий. Такими же противоречиями было
пронизано учение моистов.
Воспроизводя некоторые представления социальных низов, мо
неты осуждали замещение государственных должностей по прин
ципам происхождения и родства. Они доказывали, что все люди
равны перед божественным небом: "Небо не различает малых и
больших, знатных и подлых; все люди — слуги неба". На государ
ственную службу следует выдвигать наиболее мудрых независимо
от происхождения. С этих позиций ими подвергалась критике и
примиренческая доктрина конфуцианцев, которая допускала врож
денные знания у наследственных аристократов и ограничивала выд
вижение мудрых своего рода цензом образования. Источником муд
рости, указывал Мо-цзы, являются не врожденные добродетели и
не чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа.
Управление государством не требует обучения. Способности чело
века к государственному управлению определяются его деловыми
качествами — желанием служить простолюдинам, усердием в де
лах и т. п. "Если человек имеет способности, то его нужно выдви
гать, хотя бы он был простым земледельцем или ремесленником".
В подтверждение этого вывода Мо-цзы ссылался на пример
древних. Первым правителем, согласно его концепции, люди избра
ли самого достойного. Получив от неба и духов право на управление
Поднебесной, он стал государем — "сыном неба". Древние пра
вители, утверждал Мо-цзы, приносили пользу всему народу. Среди
них многие были выходцами из низших сословий: один сначала
лепил горшки, другой был рабом, третий — каменщиком. Причиной
нынешних неурядиц и хаоса является то, что правители отвергли
Гл. 2. Политические и правовые учения Древнего Востока
25
заветы старины, предаются алчности, ведут из-за этого нескончае
мые войны, повергают простолюдинов в нищету. Учение моизма о
выдвижении мудрых содержало в зародыше идею равенства, обосно
вывало возможность передачи верховной власти представителям
трудового народа.
Противоречия в учении моистов начинались тогда, когда они
переходили от критики существующих порядков к изложению прин
ципов и методов управления в идеальном государстве.
В противовес конфуцианскому принципу человеколюбия Мо-
цзы выдвинул принцип всеобщей любви. Конфуцианское человеко
любие, говорил он, представляет собой корыстную любовь, основан
ную на привязанности по крови и приоритете родственных связей.
Но такая любовь еще не является настоящей любовью. Истинное
человеколюбие подразумевает одинаково справедливые отношения
ко всем людям без различия родства или сословий. Мо-цзы мечтал
о том, чтобы "люди помогали друг другу, чтобы сильный помогал
слабому, чтобы люди учили друг друга, чтобы знающий учил не
знающего, делили бы имущество друг с другом". В этой части кон
цепция опиралась на бытовавшие в общинах представления о взаи
мовыручке и имущественных переделах.
Наряду с этим всеобщая любовь была истолкована Мо-цзы как
взаимная выгода, что придавало его концепции совершенно иной
смысл. Из бескорыстной добродетели, требующей отказаться от
излишков имущества ради общего блага, всеобщая любовь превра
щалась в расчетливое услужение для получения вполне осязаемой
выгоды. Применительно к отношениям внутри правящего сословия
взаимная любовь означала, например, что советники и чиновники
из любви к государю проявляют усердие по службе, не раздумы
вая, повинуются ему, а он платит им ответной любовью — назнача
ет высокое жалованье, награждает рангами знатности и наделами
земли, дает в подчинение людей. Подобное понимание добродетели
уже не оставляло никакого места для равенства и действительной
любви к людям.
Идеальной организацией власти Мо-цзы считал государство с
мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской служ
бой. В единообразном исполнении чиновниками воли государя он
видел залог и основу прочности власти. Для установления же пол
ного единства государства предлагалось насаждать единомыслие,
искоренять вредные учения и поощрять доносы. "Услышав о хоро
шем или плохом, каждый должен сообщить об этом вышестоящему,
и то, что вышестоящий находит правильным, все должны признать
правильным, а то, что вышестоящий находит неправильным, все
должны признать неправильным". Поддерживать данный порядок
следовало при помощи наказаний и наград, соразмерных совер
шаемым поступкам.
26
История политических и правовых учений
Таким образом, в концепции моизма идеи равенства были фак
тически отброшены; концепция завершалась восхвалением деспо
тически-бюрократического государства, исключавшего всякую воз
можность не только участия народа в управлении, но и обсуждения
им государственных дел. Взгляды Мо-цзы на государственное един
ство приближались к идее централизации власти.
В истории китайской политической мысли учение Мо-цзы за
нимает промежуточную ступень между конфуцианством, выдержан
ным в духе патриархальной морали, и практико-прикладной тео
рией легистов (законников). Моизм отражал результаты перерас
тания патриархальной общины в территориальную, развития отно
шений, построенных на расчете и соображениях выгоды, но воспро
изводил идеологию слоев, которые не способны были преодолеть
общинные связи. Отсюда — склонность моистов к конформизму,
половинчатость предлагаемых ими реформ, утопические идеи выдви
жения простолюдинов на государственную службу при сохранении
аристократических привилегий и т. п. В политической программе
моизма просматриваются как прогрессивные, так и консерватив
ные тенденции.
Интересы имущественной и служилой знати отстаивали леги-
сты, или законники. Крупнейший представитель раннего
легизма —
Шан Ян
(ок. 390—338 гг. до н. э.), инициатор знаменитых реформ,
узаконивших в стране частную собственность на землю. Составлен
ные им проекты реформ и указов вошли в трактат "Шан цзюнь шу"
("Книга правителя области Шан").
Учение легизма существенно отличалось от предшествовавших
концепций.
Легисты отказались от традиционных моральных трактовок
политики и разрабатывали учение о технике отправления власти.
Осуществляя эту переориентацию, Шан Ян руководствовался уст
ремлениями служилой знати и зажиточных общинников, добивав
шихся ликвидации патриархальных порядков. От политической
теории они меньше всего ждали наставлений в добродетели. Им
нужна была выверенная программа общегосударственных преобра
зований. "Человеколюбивый, — отмечал Шан Ян, — может оставать
ся человеколюбивым к другим людям, но он не может заставить
других людей быть человеколюбивыми... Отсюда ясно, что одного
человеколюбия или справедливости еще недостаточно, чтобы до
биться хорошего управления Поднебесной". Успеха в политике до
стигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует
точные расчеты. Легисты придавали большое значение обобщению
опыта предшествующих правителей, экономическому обеспечению
политики.
Еще одну особенность легизма составили элементы историчес
кого подхода к общественным явлениям. Поскольку частнособствен-
Гл. 2. Политические и правовые учения Древнего Востока
27
нические интересы новой аристократии противоречили архаичес
ким устоям общинной жизни, постольку ее идеологам приходилось
апеллировать не к авторитету традиций, а к изменению социальных
условий по сравнению с прошлым. В противоположность даосам,
конфуцианцам и монетам, призывавшим восстановить древние по
рядки, легисты доказывали невозможность возврата к старине. "Для
того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подра
жать древности". Хотя легисты были далеки от изучения дейст
вительных исторических процессов и, как правило, ограничивались
простым противопоставлением современности прошлому, их исто
рические взгляды способствовали преодолению традиционалист
ских воззрений, расшатывали религиозные предрассудки и подго
тавливали тем самым условия для создания светской политической
теории.
Идеологи легизма намечали провести обширный комплекс эко
номических и политических реформ. В области управления пред
лагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного
правителя, лишить наместников властных полномочий и превра
тить их в обыкновенных чиновников. Умный правитель, говорится в
трактате "Шан цзюнь шу", "не потворствует смуте, а берет власть
в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит
порядок". Намечалось также упразднить передачу должностей по
наследству. На административные посты Шан Ян рекомендовал
выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность
государю на службе в войске. Чтобы обеспечить представительство
зажиточных слоев в государственном аппарате, предусматривалась
продажа чиновничьих должностей. "Если в народе есть люди, обла
дающие излишками зерна, пусть им за сдачу зерна предоставляют
ся чиновничьи должности и ранги знатности". Деловые качества
при этом не учитывались. Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь
одно требование — слепо повиноваться государю.
Легисты считали необходимым ограничить общинное самоуп
равление, подчинить семейные кланы и патронимии местной адми
нистрации. Не отрицая общинного самоуправления в принципе, Шан
Ян выступал с проектами реформ (районирования страны, службы
чиновничества на местах и др.), которые преследовали цель поста
вить граждан под непосредственный контроль государственной вла
сти. Реализация этих проектов положила начало территориально
му подразделению граждан в Китае.
Предлагалось также установить единые для всего государства
законы. Как и другие ранние легисты, Шан Ян не помышлял еще о
полной замене обычного права законодательством. Под законом он
понимал репрессивную политику (уголовный закон) и администра
тивные распоряжения правительства.
Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал
как противоборство враждующих сторон. "Когда народ сильнее сво-
28
История политических и правовых учений
их властей — государство слабое; когда власти сильнее своего наро
да — армия могущественна". В образцовом государстве власть пра
вителя опирается на силу и никаким законом не связана. Шан Яну
не известны представления о правах граждан, их законных гаран
тиях и т. п. Закон выступает у него средством устрашающего превен
тивного террора. За малейший проступок, убеждал Шан Ян, следу
ет карать смертной казнью. Эту карательную практику должна
была дополнить политика, направленная на искоренение инако
мыслия и оглупление народа.
Высшей целью деятельности государя Шан Ян считал создание
могущественной державы, способной объединить Китай путем зах
ватнических войн.
Легизм содержал наиболее полную программу централизации
государства, и его рекомендации были использованы при объедине
нии страны под властью императора Цинь Шихуана (III в. до н. э.).
Официальное признание учения в то же время имело крайне нега
тивные последствия. Практическое применение легистских концеп
ций сопровождалось усилением деспотизма, эксплуатации народа,
внедрением в сознание подданных животного страха перед прави
телем и всеобщей подозрительности. Учитывая недовольство широ
ких масс легистскими порядками, последователи Щан Яна отказа
лись от наиболее одиозных положений и, наполняя легизм мораль
ным содержанием, сближали его с даосизмом либо конфуцианством.
Во I I — I вв. до н. э. конфуцианство, дополненное идеями легиз-
ма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Шко
ла моистов постепенно отмирает. Даосизм, переплетаясь с буддиз
мом и местными верованиями, приобретает черты магии и со вре
менем утрачивает влияние на развитие политической и правовой
идеологии.
Официальным учением императорского Китая конфуцианство
оставалось вплоть до Синхайской революции 1911—1913 гг.
§ 4. Заключение
Изучение политико-правовой мысли Древнего Востока имеет не
только познавательное, но и теоретическое значение. Документы и
памятники литературы, дошедшие до нас от древнейших циви
лизаций Египта, Месопотамии, Палестины, Индии и Китая, позво
ляют проследить формирование политических и правовых идей на
самых ранних этапах становления классового общества. История
Древнего Востока предоставляет в этом отношении уникальные
возможности, поскольку многие страны древневосточного мира дли
тельное время развивались изолированно друг от друга, и процесс
зарождения политико-правовой идеологии протекал в них, что на
зывается, в чистом виде, независимо от внешних влияний. Подоб-