Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5770
Скачиваний: 125
Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции
39
ления труда в экономической жизни общества, Платон тем не ме
нее выступал за ограничение хозяйственной активности и сохране
ние аграрно замкнутого, самодостаточного государства. Производ
ственную деятельность земледельцев и ремесленников предполага
лось поддерживать на уровне, который позволил бы обеспечить
средний достаток для всех членов общества и в то же время исклю
чить возможность возвышения богатых над стражами. Преодоле
ние в обществе имущественного расслоения — важнейшая соци
ально-экономическая особенность идеального строя, отличающая
его от всех остальных, порочных, государств. В последних "заклю
чены два враждующих между собой государства: одно — бедняков,
другое — богачей".
Прообразом идеального государственного строя для Платона
послужила аристократическая Спарта, точнее, сохранявшиеся там
патриархальные отношения — организация жизни господствующе
го класса по образцу военного лагеря, пережитки общинной собствен
ности, группового брака и др.
Характеризуя извращенные формы государства, Платон рас
полагал их в порядке возрастающей деградации по сравнению с
идеалом.
Вырождение аристократии мудрых, по его словам, влечет за
собой утверждение частной собственности и обращение в рабов
свободных земледельцев из третьего сословия. Так возникает крит-
ско-спартанский тип государства, или тимократия (от "тиме" —
честь), господство сильнейших воинов. Государство с тимократи-
ческим правлением будет вечно воевать.
Следующий вид государственного устройства — олигархия —
появляется в результате скопления богатства у частных лиц. Этот
строй основан на имущественном цензе. Власть захватывают немно
гие богатые, тогда как бедняки не участвуют в управлении. Олигар
хическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков,
будет постоянно воевать само с собой.
Победа бедняков приводит к установлению демократии — вла
сти народа. Общественные должности при демократии замещаются
по жребию, вследствие чего государство опьяняется свободой в не
разбавленном виде, сверх всякой меры. В демократии царят свое
волие и безначалие.
Наконец, чрезмерная свобода обращается в свою противопо
ложность — чрезмерное рабство. Устанавливается тирания, наихуд
ший вид государства. Власть тиранов держится на вероломстве и
насилии. Тиранический строй — это самое тяжелое заболевание
государства, полное отсутствие в нем каких бы то ни было доброде
телей.
Главной причиной смены всех форм государства Платон считал
порчу человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества
40
История политических и правовых учений
он связывал с возвратом к изначальному строю — правлению муд
рых.
Нарисованная философом картина перехода от одного государ
ства к другому, по существу, являлась понятийно-логической схе
мой. Вместе с тем в ней отражены реальные процессы, имевшие
место в древнегреческих государствах (закабаление илотов в Спар
те, рост имущественного неравенства и др.), что придавало этой
схеме вид исторической концепции. Идеологически она была на
правлена против демократических учений о совершенствовании об
щественной жизни по мере развития знаний. Платон стремился
опорочить любые изменения в обществе, отклоняющиеся от старо
давних порядков, проводил идею циклического развития истории.
Диалог "Законы" является последним сочинением Платона. Его
написанию предшествовали неудавшиеся попытки философа реа
лизовать в Сиракузах, греческой колонии на Сицилии, первоначаль
ный проект наилучшего государства. В "Законах" Платон изобра
жает "второй по достоинству" государственный строй, приближая
его к действительности греческих полисов.
Основные отличия диалога "Законы" от диалога "Государство"
таковы.
Во-первых, Платон отказывается от коллективной собственно
сти философов и воинов и устанавливает для граждан единый по
рядок пользования имуществом. Земля является собственностью
государства. Она делится на равные по плодородию участки. Каж
дый гражданин получает земельный надел и дом, которыми пользу
ется на правах владения. Все остальные виды имущества граждане
могут приобретать в частную собственность, но ее размеры ограни
ченны. Для удобства расчетов (при замещении государственных
должностей, комплектовании войска и т. п.) предусматривается точ
ное число граждан — 5040. В это число входят только владельцы
земли; ремесленники и торговцы гражданскими правами не обла
дают.
Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией
по имущественному цензу. Политические права граждане при
обретают в зависимости от размеров имущества, записавшись в
один из четырех классов, различающихся по степени богатства.
Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс. Все вместе
граждане образуют правящее сословие. Помимо занятий в собствен
ном хозяйстве им вменяются в обязанность служба в войске, от
правление тех или иных государственных должностей, участие в
совместных трапезах (сисситиях), жертвоприношения и т. п.
В-третьих, производственные потребности земледелия предпо
лагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда (в
диалоге "Государство" рабы упоминались, но Платон не нашел для
них места в экономике идеального полиса). Во "втором по достоин-
Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции
41
ству" государстве "земледелие предоставлено рабам, собирающим
с земли жатву, достаточную, чтобы люди жили в довольстве". Вме
сте с признанием рабства у Платона появляется и пренебрежитель
ное отношение к производительному труду. Предвидя выступления
невольников, Платон советует землевладельцам приобретать как
можно меньше рабов одной национальности и не провоцировать их
недовольство жестоким обращением. Ремесленное производство, как
и в первом проекте, занимает подчиненное по отношению к земле
делию положение.
В-четвертых, Платон подробно описывает в диалоге организа
цию государственной власти и законы наилучшего строя. В отличие
от первого проекта здесь проводятся идеи смешанной формы госу
дарства и сочетания моральных методов осуществления власти с
правовыми.
Идеальным государственным устройством Платон называет
правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким
началам относятся: демократический принцип арифметического
равенства (выборы по большинству голосов) и монархический прин
цип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству).
Демократические начала государства находят свое выражение в
деятельности народного собрания. На сочетании демократических и
монархических принципов строятся выборы коллегии 37 прави
телей и Совета из 360 членов. Замыкает иерархию государствен
ных органов тайное "ночное собрание", в которое входят 10 самых
мудрых и престарелых стражей и другие лица. Им вручается вер
ховная власть в государстве.
Все выборные государственные органы и правители обязаны
действовать в точном соответствии с законом. Что же касается муд
рецов из "ночного собрания", то они причастны к божественной
истине и в этом смысле стоят над законом. Согласившись с тем, что
общественную жизнь необходимо урегулировать нормами писаного
права, Платон не мог по своим идейным соображениям допустить
верховенство закона над религиозной моралью. "Ведь если бы по
воле божественной судьбы появился когда-нибудь человек, доста
точно способный по своей природе к усвоению этих взглядов, —
писал Платон, — то он вовсе не нуждался бы в законах, которые бы
им управляли. Ни закон, ни какой бы то ни было распорядок не
стоят выше знания".
Рассматривая взгляды философа на закон, следует избегать их
модернизации. Дело в том, что отдельные положения древних мыс
лителей используются при обосновании современных концепций
государства и права. Так, в частности, произошло с высказывания
ми Платона о необходимости утверждения закона в общественной
жизни, на которые нередко ссылаются сторонники теории правового
государства. В диалоге "Законы" Платон писал: "Я вижу близкую
42
История политических и правовых учений
гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под
чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями,
а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага,
какие только могут даровать государствам боги". Однако такие вы
сказывания нельзя вырывать из контекста произведения. Ведь под
законом здесь понимается не что иное, как совокупность религиозно-
нравственных норм, установленных мудрыми людьми государства
в качестве ориентира для остальных граждан. В приведенном фраг
менте речь идет о подчинении правителей божественным законам
(точнее, установлениям легендарного Кроноса, правившего людьми
в глубокой древности).
В диалоге "Политик" Платон выделил формы государства, ос
нованные на законе. По его словам, монархия, аристократия и демо
кратия опираются на закон, тогда как тирания, олигархия и извра
щенная демократия управляются вопреки существующим в них
законам и обычаям. Однако все перечисленные формы правления,
как подчеркивалось в диалоге, являются отступлениями от идеаль
ного, "подлинного" государства, где политик единолично осуществ
ляет власть, "руководствуясь знанием". Смысловое содержание уче
ния Платона не совпадает с современными формулами правового
государства.
Политико-правовая доктрина Платона была нацелена на то, чтобы
законсервировать полис как форму государственного устройства,
сохранить его экономическую независимость, или самодостаточность,
предотвратить территориальное расширение государства. Изложен
ные в диалогах мыслителя социально-политические программы
являлись с этой точки зрения консервативными.
§ 4. Политическое и правовое учение Аристотеля
Разработку идеологии полисной землевладельческой знати про
должил великий древнегреческий философ
Аристотель
(384—
322 гг. до н. э.). Он родился в небольшой греческой колонии Стагире
(отсюда второе имя философа, упоминаемое в литературе, — Ста-
гирит). Юношей Аристотель отправился в Афины и вступил в пла
тоновскую Академию, где сначала учился, а потом преподавал мно
гие годы.
После смерти учителя Аристотель странствовал по городам
Малой Азии. Затем около трех лет он провел в Македонии, испол
няя обязанности воспитателя наследника царского престола — бу
дущего знаменитого полководца Александра Македонского. По воз
вращении в Афины он открыл собственную философскую школу —
Ликей. Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трак
татах "Политика" и "Никомахова этика". К ним примыкает сочине-
Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции
43
ние "Афинская полития", содержащее исторический очерк разви
тия государственного устройства Афин.
Философские воззрения мыслителя сформировались в ходе по
лемики с Платоном. Аристотель считал, что Платон глубоко заб
луждался, допустив существование особого мира идей, или поня
тий. Такое допущение приводит к удвоению мира, к отрыву сущно
сти от явления. Порвав с наивным платоновским идеализмом, пре
пятствовавшим развитию естественнонаучных знаний, Аристотель
приступил к созданию системы идеалистической метафизики.
Согласно его взглядам каждая вещь состоит из материи и фор
мы. Например, в медном шаре медь является материей, тогда как
форма шара придает данной вещи именно тот конкретный вид,
который позволяет отличить ее от других предметов, а следователь
но, и познать. Форма — это сущность предмета, источник его суще
ствования как отдельной вещи, его целевое назначение. Материя
пассивна и приобретает законченный вид только благодаря форме,
благодаря действующей в природе целесообразности. Изучение
природных закономерностей у Аристотеля подменяется телеологи
ей — учением о целесообразном строении мира.
Положение о предустановленных в природе целях составило
методологическую основу политико-правовой теории Аристотеля.
Государство, частная собственность, рабство и другие социальные
явления рассматривались им как естественные, существующие от
природы. Уже самой методологией исследования государства и права
эта концепция была направлена против демократических учений
Протагора и других софистов о возникновении общества.
Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природно
го влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти
свойственным и животным, является семья; из нескольких семей
возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких се
лений составляет государство — высшую форму человеческого
общежития. В государстве полностью реализуется изначально за
ложенное в людях влечение к совместной жизни. Человек, гласит
знаменитое изречение философа, "по природе своей есть существо
политическое".
В отличие от семьи и селения, основанных на стремлении к
продолжению рода и на отцовской власти, государство образуется
благодаря моральному общению между людьми. Политическое со
общество опирается на единомыслие граждан в отношении добро
детели. "Государство не есть общность местожительства, оно не
создается для предотвращения взаимных обид или ради удобств
обмена. Конечно, все эти условия должны быть налицо для суще
ствования государства, но даже и при наличии всех их, вместе
взятых, еще не будет государства; оно появляется лишь тогда, ког
да образуется общение между семьями и родами ради благой ж и з -