Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5504

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции 

39 

ления труда в экономической жизни общества, Платон тем не ме­
нее выступал за ограничение хозяйственной активности и сохране­
ние аграрно замкнутого, самодостаточного государства. Производ­
ственную деятельность земледельцев и ремесленников предполага­
лось поддерживать на уровне, который позволил бы обеспечить 
средний достаток для всех членов общества и в то же время исклю­
чить возможность возвышения богатых над стражами. Преодоле­
ние в обществе имущественного расслоения — важнейшая соци­
ально-экономическая особенность идеального строя, отличающая 
его от всех остальных, порочных, государств. В последних "заклю­
чены два враждующих между собой государства: одно — бедняков, 
другое — богачей". 

Прообразом идеального государственного строя для Платона 

послужила аристократическая Спарта, точнее, сохранявшиеся там 
патриархальные отношения — организация жизни господствующе­
го класса по образцу военного лагеря, пережитки общинной собствен­
ности, группового брака и др. 

Характеризуя извращенные формы государства, Платон рас­

полагал их в порядке возрастающей деградации по сравнению с 
идеалом. 

Вырождение аристократии мудрых, по его словам, влечет за 

собой утверждение частной собственности и обращение в рабов 
свободных земледельцев из третьего сословия. Так возникает крит-
ско-спартанский тип государства, или тимократия (от "тиме" — 
честь), господство сильнейших воинов. Государство с тимократи-
ческим правлением будет вечно воевать. 

Следующий вид государственного устройства — олигархия — 

появляется в результате скопления богатства у частных лиц. Этот 
строй основан на имущественном цензе. Власть захватывают немно­
гие богатые, тогда как бедняки не участвуют в управлении. Олигар­
хическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков, 
будет постоянно воевать само с собой. 

Победа бедняков приводит к установлению демократии — вла­

сти народа. Общественные должности при демократии замещаются 
по жребию, вследствие чего государство опьяняется свободой в не­
разбавленном виде, сверх всякой меры. В демократии царят свое­

волие и безначалие. 

Наконец, чрезмерная свобода обращается в свою противопо­

ложность — чрезмерное рабство. Устанавливается тирания, наихуд­
ший вид государства. Власть тиранов держится на вероломстве и 
насилии. Тиранический строй — это самое тяжелое заболевание 
государства, полное отсутствие в нем каких бы то ни было доброде­
телей. 

Главной причиной смены всех форм государства Платон считал 

порчу человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества 


background image

40 

История политических и правовых учений 

он связывал с возвратом к изначальному строю — правлению муд­
рых. 

Нарисованная философом картина перехода от одного государ­

ства к другому, по существу, являлась понятийно-логической схе­
мой. Вместе с тем в ней отражены реальные процессы, имевшие 
место в древнегреческих государствах (закабаление илотов в Спар­
те, рост имущественного неравенства и др.), что придавало этой 
схеме вид исторической концепции. Идеологически она была на­
правлена против демократических учений о совершенствовании об­
щественной жизни по мере развития знаний. Платон стремился 
опорочить любые изменения в обществе, отклоняющиеся от старо­

давних порядков, проводил идею циклического развития истории. 

Диалог "Законы" является последним сочинением Платона. Его 

написанию предшествовали неудавшиеся попытки философа реа­
лизовать в Сиракузах, греческой колонии на Сицилии, первоначаль­
ный проект наилучшего государства. В "Законах" Платон изобра­
жает "второй по достоинству" государственный строй, приближая 
его к действительности греческих полисов. 

Основные отличия диалога "Законы" от диалога "Государство" 

таковы. 

Во-первых, Платон отказывается от коллективной собственно­

сти философов и воинов и устанавливает для граждан единый по­
рядок пользования имуществом. Земля является собственностью 
государства. Она делится на равные по плодородию участки. Каж­

дый гражданин получает земельный надел и дом, которыми пользу­

ется на правах владения. Все остальные виды имущества граждане 
могут приобретать в частную собственность, но ее размеры ограни­
ченны. Для удобства расчетов (при замещении государственных 

должностей, комплектовании войска и т. п.) предусматривается точ­

ное число граждан — 5040. В это число входят только владельцы 
земли; ремесленники и торговцы гражданскими правами не обла­

дают. 

Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией 

по имущественному цензу. Политические права граждане при­
обретают в зависимости от размеров имущества, записавшись в 
один из четырех классов, различающихся по степени богатства. 
Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс. Все вместе 
граждане образуют правящее сословие. Помимо занятий в собствен­
ном хозяйстве им вменяются в обязанность служба в войске, от­
правление тех или иных государственных должностей, участие в 
совместных трапезах (сисситиях), жертвоприношения и т. п. 

В-третьих, производственные потребности земледелия предпо­

лагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда (в 
диалоге "Государство" рабы упоминались, но Платон не нашел для 
них места в экономике идеального полиса). Во "втором по достоин-


background image

Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции 

41 

ству" государстве "земледелие предоставлено рабам, собирающим 
с земли жатву, достаточную, чтобы люди жили в довольстве". Вме­
сте с признанием рабства у Платона появляется и пренебрежитель­
ное отношение к производительному труду. Предвидя выступления 
невольников, Платон советует землевладельцам приобретать как 
можно меньше рабов одной национальности и не провоцировать их 
недовольство жестоким обращением. Ремесленное производство, как 
и в первом проекте, занимает подчиненное по отношению к земле­

делию положение. 

В-четвертых, Платон подробно описывает в диалоге организа­

цию государственной власти и законы наилучшего строя. В отличие 
от первого проекта здесь проводятся идеи смешанной формы госу­

дарства и сочетания моральных методов осуществления власти с 
правовыми. 

Идеальным государственным устройством Платон называет 

правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким 
началам относятся: демократический принцип арифметического 
равенства (выборы по большинству голосов) и монархический прин­
цип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). 
Демократические начала государства находят свое выражение в 
деятельности народного собрания. На сочетании демократических и 
монархических принципов строятся выборы коллегии 37 прави­
телей и Совета из 360 членов. Замыкает иерархию государствен­
ных органов тайное "ночное собрание", в которое входят 10 самых 
мудрых и престарелых стражей и другие лица. Им вручается вер­
ховная власть в государстве. 

Все выборные государственные органы и правители обязаны 

действовать в точном соответствии с законом. Что же касается муд­
рецов из "ночного собрания", то они причастны к божественной 
истине и в этом смысле стоят над законом. Согласившись с тем, что 
общественную жизнь необходимо урегулировать нормами писаного 
права, Платон не мог по своим идейным соображениям допустить 
верховенство закона над религиозной моралью. "Ведь если бы по 
воле божественной судьбы появился когда-нибудь человек, доста­
точно способный по своей природе к усвоению этих взглядов, — 
писал Платон, — то он вовсе не нуждался бы в законах, которые бы 
им управляли. Ни закон, ни какой бы то ни было распорядок не 
стоят выше знания". 

Рассматривая взгляды философа на закон, следует избегать их 

модернизации. Дело в том, что отдельные положения древних мыс­
лителей используются при обосновании современных концепций 
государства и права. Так, в частности, произошло с высказывания­
ми Платона о необходимости утверждения закона в общественной 
жизни, на которые нередко ссылаются сторонники теории правового 
государства. В диалоге "Законы" Платон писал: "Я вижу близкую 


background image

42 

История политических и правовых учений 

гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под 
чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, 
а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, 
какие только могут даровать государствам боги". Однако такие вы­
сказывания нельзя вырывать из контекста произведения. Ведь под 
законом здесь понимается не что иное, как совокупность религиозно-
нравственных норм, установленных мудрыми людьми государства 
в качестве ориентира для остальных граждан. В приведенном фраг­
менте речь идет о подчинении правителей божественным законам 
(точнее, установлениям легендарного Кроноса, правившего людьми 
в глубокой древности). 

В диалоге "Политик" Платон выделил формы государства, ос­

нованные на законе. По его словам, монархия, аристократия и демо­
кратия опираются на закон, тогда как тирания, олигархия и извра­
щенная демократия управляются вопреки существующим в них 
законам и обычаям. Однако все перечисленные формы правления, 
как подчеркивалось в диалоге, являются отступлениями от идеаль­
ного, "подлинного" государства, где политик единолично осуществ­
ляет власть, "руководствуясь знанием". Смысловое содержание уче­
ния Платона не совпадает с современными формулами правового 
государства. 

Политико-правовая доктрина Платона была нацелена на то, чтобы 

законсервировать полис как форму государственного устройства, 
сохранить его экономическую независимость, или самодостаточность, 
предотвратить территориальное расширение государства. Изложен­
ные в диалогах мыслителя социально-политические программы 
являлись с этой точки зрения консервативными. 

§ 4. Политическое и правовое учение Аристотеля 

Разработку идеологии полисной землевладельческой знати про­

должил великий древнегреческий философ

 Аристотель

 (384— 

322 гг. до н. э.). Он родился в небольшой греческой колонии Стагире 

(отсюда второе имя философа, упоминаемое в литературе, — Ста-
гирит). Юношей Аристотель отправился в Афины и вступил в пла­
тоновскую Академию, где сначала учился, а потом преподавал мно­
гие годы. 

После смерти учителя Аристотель странствовал по городам 

Малой Азии. Затем около трех лет он провел в Македонии, испол­
няя обязанности воспитателя наследника царского престола — бу­
дущего знаменитого полководца Александра Македонского. По воз­
вращении в Афины он открыл собственную философскую школу — 
Ликей. Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трак­
татах "Политика" и "Никомахова этика". К ним примыкает сочине-


background image

Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции 

43 

ние "Афинская полития", содержащее исторический очерк разви­
тия государственного устройства Афин. 

Философские воззрения мыслителя сформировались в ходе по­

лемики с Платоном. Аристотель считал, что Платон глубоко заб­
луждался, допустив существование особого мира идей, или поня­
тий. Такое допущение приводит к удвоению мира, к отрыву сущно­
сти от явления. Порвав с наивным платоновским идеализмом, пре­
пятствовавшим развитию естественнонаучных знаний, Аристотель 
приступил к созданию системы идеалистической метафизики. 

Согласно его взглядам каждая вещь состоит из материи и фор­

мы. Например, в медном шаре медь является материей, тогда как 
форма шара придает данной вещи именно тот конкретный вид, 
который позволяет отличить ее от других предметов, а следователь­
но, и познать. Форма — это сущность предмета, источник его суще­
ствования как отдельной вещи, его целевое назначение. Материя 
пассивна и приобретает законченный вид только благодаря форме, 
благодаря действующей в природе целесообразности. Изучение 
природных закономерностей у Аристотеля подменяется телеологи­
ей — учением о целесообразном строении мира. 

Положение о предустановленных в природе целях составило 

методологическую основу политико-правовой теории Аристотеля. 
Государство, частная собственность, рабство и другие социальные 
явления рассматривались им как естественные, существующие от 
природы. Уже самой методологией исследования государства и права 
эта концепция была направлена против демократических учений 

Протагора и других софистов о возникновении общества. 

Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природно­

го влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти 
свойственным и животным, является семья; из нескольких семей 
возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких се­

лений составляет государство — высшую форму человеческого 
общежития. В государстве полностью реализуется изначально за­
ложенное в людях влечение к совместной жизни. Человек, гласит 
знаменитое изречение философа, "по природе своей есть существо 
политическое". 

В отличие от семьи и селения, основанных на стремлении к 

продолжению рода и на отцовской власти, государство образуется 
благодаря моральному общению между людьми. Политическое со­
общество опирается на единомыслие граждан в отношении добро­
детели. "Государство не есть общность местожительства, оно не 
создается для предотвращения взаимных обид или ради удобств 
обмена. Конечно, все эти условия должны быть налицо для суще­
ствования государства, но даже и при наличии всех их, вместе 
взятых, еще не будет государства; оно появляется лишь тогда, ког­

да образуется общение между семьями и родами ради благой  ж и з -