Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5769
Скачиваний: 125
Гл. 2. Политические и правовые учения Древнего Востока
29
ная ситуация крайне редко повторялась в последующей истории у
других народов. Кроме того, высокий уровень культуры и богатые
литературные традиции сочетались здесь с замедленными темпа
ми социального развития. Значительное число памятников письмен
ности, сохранившихся от древних цивилизаций Востока, относится
к тому периоду, когда процессы образования классов и государства
не получили своего завершения. Это позволяет воссоздать доста
точно полную картину возникновения политического и правового
сознания из нерасчлененной (синкретической) идеологии раннеклас
совых обществ.
Методологическое значение истории Востока определяется так
же тем, что несмотря на многочисленные исследования, проведенные
за последние десятилетия, общественная мысль народов Востока
остается менее изученной, чем социальные доктрины, получившие
распространение в Западной Европе. Сказанное в полной мере от
носится и к современному состоянию исследований по истории по
литических и правовых учений. Подавляющее большинство вопро
сов, связанных с формированием политико-правовой теории в госу
дарствах Древнего Востока, не получило однозначного решения и
продолжает вызывать дискуссии в научных кругах. В свою очередь
это неизбежно сказывается на понимании общих закономерностей
развития политико-правовой идеологии, ее особенностей на раз
личных этапах истории и т. п.
В Новейшее время интерес к идейному наследию Древнего Во
стока заметно возрос. Его стимулировало национально-освободи
тельное движение в Индии, Китае, Египте и других странах, вхо
дивших в состав древневосточного региона. Образование независи
мых государств с древней и самобытной культурой усилило инте
рес к их историческому прошлому. Немаловажную роль при этом
сыграло пробуждение национального самосознания народов Восто
ка, стремление молодых государств сохранить (или воссоздать) тра
диции, унаследованные от предшествующих эпох.
Некоторые течения общественной мысли, зародившиеся в глу
бокой древности, переживают сегодня период своеобразного возрож
дения. Например, в Китае после окончания пресловутой "культур
ной революции" вновь получило официальное признание конфуци
анство. В ряде государств Юго-Восточной Азии политико-правовая
идеология развивалась во второй половине XX в. под воздействием
концепций "буддистского социализма". С этими процессами до из
вестной степени связано и распространение восточных религиоз
ных культов в промышленно развитых странах, включая Россию,
где за последние годы появилось немало почитателей кришнаизма
и других течений.
Современное содержание религиозных и морально-политичес
ких доктрин, возникших в государствах Древнего Востока, расхо-
30
История политических и правовых учений
дится с их первоначальным смыслом. Было бы поэтому серьезным
просчетом отыскивать в них общечеловеческие ценности, вечные
начала справедливости и т. п. Ведь, например, конфуцианские прин
ципы человеколюбия первоначально относились только к китайцам
и сочетались с представлением о том, что Китай — это центр Под
небесной, которому должны подчиняться все остальные народы.
Исторически адекватное освещение политико-правовых концепций
прошлого требует учитывать обстановку, в которой они зароди
лись, и не допускает их модернизации.
Г Л А В А 3
Политические и правовые учения
в Древней Греции
§ 1. Введение
В середине I тысячелетия до н. э. в Греции завершается переход
к рабовладельческому строю. На характер и сроки этого перехода
решающее воздействие оказала довольно рано возникшая у греков
морская торговля — ее развитие стимулировало рост городов и
создание греческих колоний вокруг Средиземного моря, ускорило
имущественное расслоение общества. Благодаря оживленным свя
зям с другими странами торговые центры Греции превратились в
мощные очаги культуры, куда стекались новейшие достижения в
области техники, естествознания, письменности и права.
Социально-политический строй Древней Греции представлял
собой своеобразную систему независимых полисов, т. е. небольших,
иногда даже крошечных государств. Территория полиса состояла
из города и прилегающих к нему селений. По подсчетам современ
ных историков численность свободного населения полиса редко
превышала 100 тыс. человек.
Общей чертой полисной жизни VII—V вв. до н. э. являлась борь
ба между родовой аристократией, перераставшей в рабовладельчес
кую наследственную знать, и торгово-ремесленными кругами, об
разовывавшими вместе с отдельными слоями крестьянства лагерь
демократии. В зависимости от перевеса той или иной стороны госу
дарственная власть в полисах принимала форму либо аристокра
тического правления (например, в Спарте), либо демократии (Афи
ны), либо переходного правления тиранов (тирания — власть одно
го или нескольких лиц, узурпировавших ее силой).
С превращением рабства в господствующий способ эксплуата
ции росло имущественное неравенство свободных, обострялись со
циальные противоречия древнегреческого общества. Богатые рабо
владельцы, оттесняя родовитую знать и демократически настроен
ные средние классы, устанавливали в ряде полисов олигархические
режимы. Борьбу среди свободного населения усугубляли антагони
стические отношения рабовладельцев и рабов. Основанные на гос
подстве аристократии или демократии государства-полисы объеди
нялись в военно-политические коалиции и государственные союзы
32
История политических и правовых учений
(Афинский морской союз, Пелопоннесский союз под гегемонией Спар
ты и др.). Противоборство этих коалиций порождало политические
перевороты в полисах и междоусобные войны, самой масштабной
из которых была Пелопоннесская война 431—404 гг. до н. э.
В результате продолжительных междоусобных войн, подорвав
ших экономику полисов, они приходят в упадок и переживают глу
бокий кризис. Во второй половине IV в. до н. э. древнегреческие
государства были покорены Македонией, а позже (II в. до н. э.) —
Римом.
Политическая идеология Древней Греции, как и других стран
древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделе
ния относительно самостоятельных форм общественного сознания.
Развитие этого процесса в античной Греции, где сложилось рабо
владельческое общество, имело значительные особенности по срав
нению со странами Древнего Востока.
Интенсивная торговая деятельность греков, расширявшая их
познавательный кругозор, совершенствование технических навы
ков и умений, активное участие граждан в делах полиса, особенно
демократического, вызвали кризис мифологических представлений
и побуждали искать новые приемы объяснения происходящего в
мире. На этой почве в Древней Греции зарождается философия как
особая, теоретическая форма мировоззрения. Политико-правовые
концепции начинают разрабатываться в рамках общефилософских
учений.
В состав философского мировоззрения входили тогда все фор
мы теоретического сознания — натурфилософия, теология, этика,
политическая теория и др. Политико-правовые учения Древней
Греции складывались в результате сложных взаимодействий поли
тической идеологии с иными формами общественного сознания.
Для развития социально-политической теории первостепенное
значение имело расширение эмпирических знаний. Многообразие
политического опыта, накопленного в государствах-полисах, стиму
лировало теоретические обобщения практики осуществления влас
ти и создание учений, в которых поднимались проблемы возникно
вения государств, их классификации, наилучшей формы устрой
ства. Правовая мысль Древней Греции постоянно обращалась к
сравнительному изучению законов, которые установили в полисах
первые законодатели (Ликург — в Спарте, Солон — в Афинах). В
произведениях греческих мыслителей была разработана класси
фикация форм государства (монархия, аристократия, демократия и
др.), вошедшая в понятийный аппарат современной политической
науки.
На содержание античных политико-правовых концепций огром
ное влияние оказало также развитие этики, утверждение в рабо
владельческом обществе индивидуалистической морали. Частнособ-
Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции
33
ственнические отношения и рабство подорвали патриархальные
устои общинной жизни, сохранявшиеся в полисах, противопостави
ли индивидов друг другу. Если в этико-политических концепциях
Древнего Востока речь шла о той или иной интерпретации общин
ной морали, то в античной Греции на передний план выдвигаются
вопросы, связанные с положением индивида в обществе, возможно
стью морального выбора и субъективной стороной поведения чело
века. Опираясь на идеи нравственной свободы индивида, предста
вители демократии разрабатывали учения о равенстве граждан и
договорном происхождении закона и государства.
Начиная с III в. до н. э., когда древнегреческие государства
утратили свою независимость, в общественном сознании происхо
дят глубокие изменения. Среди свободного населения нарастают
настроения безысходности и аполитизма, усиливаются религиоз
ные искания. Теоретические исследования политики в этот период
подменяются нравоучениями индивидуалистического толка (сто
ицизм, школа Эпикура).
§ 2. Развитие демократических учений.
Старшие софисты
Рабовладельческая демократия достигла расцвета во второй
половине V в. до н. э., когда экономическим и политическим центром
древнегреческого общества стали Афины. В исторической литера
туре за этим периодом закрепилось название "золотой век" афинс
кой демократии, или, по имени одного из ее вождей, "век Перикла".
Политическая мысль рабовладельческой демократии получила
обоснование в произведениях
софистов.
Возникновение школы софистов как общественного движения
было вызвано укреплением демократического строя Афин во вто
рой половине V в. до н. э. Софистами (слово произошло от греческо
го "софос" — мудрый) называли тогда философов, которые обучали
искусству спорить, доказывать, выступать в суде и народном собра
нии. В этом отношении софисты реализовывали практически одну
из программных идей демократии — идею обучения мудрости, рас
пространения знаний.
В центре внимания софистов находились вопросы права и по
литики, морали, приемы доказательств и ораторского искусства.
Интерес к этим проблемам во многом был обусловлен идеологичес
кими установками демократии: поскольку знаниям отводилась роль
критерия при отборе кандидатов на государственные должности,
постольку главное место в обучении должна была занять подготов
ка слушателя к политической деятельности, к выступлениям в на
родном собрании и суде.