Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5769

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 2. Политические и правовые учения Древнего Востока 

29 

ная ситуация крайне редко повторялась в последующей истории у 
других народов. Кроме того, высокий уровень культуры и богатые 
литературные традиции сочетались здесь с замедленными темпа­
ми социального развития. Значительное число памятников письмен­
ности, сохранившихся от древних цивилизаций Востока, относится 
к тому периоду, когда процессы образования классов и государства 
не получили своего завершения. Это позволяет воссоздать доста­
точно полную картину возникновения политического и правового 
сознания из нерасчлененной (синкретической) идеологии раннеклас­

совых обществ. 

Методологическое значение истории Востока определяется так­

же тем, что несмотря на многочисленные исследования, проведенные 
за последние десятилетия, общественная мысль народов Востока 
остается менее изученной, чем социальные доктрины, получившие 
распространение в Западной Европе. Сказанное в полной мере от­
носится и к современному состоянию исследований по истории по­

литических и правовых учений. Подавляющее большинство вопро­
сов, связанных с формированием политико-правовой теории в госу­
дарствах Древнего Востока, не получило однозначного решения и 
продолжает вызывать дискуссии в научных кругах. В свою очередь 
это неизбежно сказывается на понимании общих закономерностей 
развития политико-правовой идеологии, ее особенностей на раз­
личных этапах истории и т. п. 

В Новейшее время интерес к идейному наследию Древнего Во­

стока заметно возрос. Его стимулировало национально-освободи­
тельное движение в Индии, Китае, Египте и других странах, вхо­
дивших в состав древневосточного региона. Образование независи­
мых государств с древней и самобытной культурой усилило инте­
рес к их историческому прошлому. Немаловажную роль при этом 
сыграло пробуждение национального самосознания народов Восто­
ка, стремление молодых государств сохранить (или воссоздать) тра­
диции, унаследованные от предшествующих эпох. 

Некоторые течения общественной мысли, зародившиеся в глу­

бокой древности, переживают сегодня период своеобразного возрож­
дения. Например, в Китае после окончания пресловутой "культур­
ной революции" вновь получило официальное признание конфуци­
анство. В ряде государств Юго-Восточной Азии политико-правовая 
идеология развивалась во второй половине XX в. под воздействием 
концепций "буддистского социализма". С этими процессами до из­
вестной степени связано и распространение восточных религиоз­
ных культов в промышленно развитых странах, включая Россию, 
где за последние годы появилось немало почитателей кришнаизма 
и других течений. 

Современное содержание религиозных и морально-политичес­

ких доктрин, возникших в государствах Древнего Востока, расхо-


background image

30 

История политических и правовых учений 

дится с их первоначальным смыслом. Было бы поэтому серьезным 
просчетом отыскивать в них общечеловеческие ценности, вечные 
начала справедливости и т. п. Ведь, например, конфуцианские прин­
ципы человеколюбия первоначально относились только к китайцам 
и сочетались с представлением о том, что Китай — это центр Под­
небесной, которому должны подчиняться все остальные народы. 
Исторически адекватное освещение политико-правовых концепций 
прошлого требует учитывать обстановку, в которой они зароди­
лись, и не допускает их модернизации. 


background image

Г Л А В А 3 

Политические и правовые учения 

в Древней Греции 

§ 1. Введение 

В середине I тысячелетия до н. э. в Греции завершается переход 

к рабовладельческому строю. На характер и сроки этого перехода 
решающее воздействие оказала довольно рано возникшая у греков 
морская торговля — ее развитие стимулировало рост городов и 
создание греческих колоний вокруг Средиземного моря, ускорило 
имущественное расслоение общества. Благодаря оживленным свя­
зям с другими странами торговые центры Греции превратились в 
мощные очаги культуры, куда стекались новейшие достижения в 
области техники, естествознания, письменности и права. 

Социально-политический строй Древней Греции представлял 

собой своеобразную систему независимых полисов, т. е. небольших, 
иногда даже крошечных государств. Территория полиса состояла 
из города и прилегающих к нему селений. По подсчетам современ­
ных историков численность свободного населения полиса редко 
превышала 100 тыс. человек. 

Общей чертой полисной жизни VII—V вв. до н. э. являлась борь­

ба между родовой аристократией, перераставшей в рабовладельчес­
кую наследственную знать, и торгово-ремесленными кругами, об­
разовывавшими вместе с отдельными слоями крестьянства лагерь 
демократии. В зависимости от перевеса той или иной стороны госу­

дарственная власть в полисах принимала форму либо аристокра­
тического правления (например, в Спарте), либо демократии (Афи­

ны), либо переходного правления тиранов (тирания — власть одно­

го или нескольких лиц, узурпировавших ее силой). 

С превращением рабства в господствующий способ эксплуата­

ции росло имущественное неравенство свободных, обострялись со­
циальные противоречия древнегреческого общества. Богатые рабо­
владельцы, оттесняя родовитую знать и демократически настроен­
ные средние классы, устанавливали в ряде полисов олигархические 
режимы. Борьбу среди свободного населения усугубляли антагони­
стические отношения рабовладельцев и рабов. Основанные на гос­
подстве аристократии или демократии государства-полисы объеди­
нялись в военно-политические коалиции и государственные союзы 


background image

32 

История политических и правовых учений 

(Афинский морской союз, Пелопоннесский союз под гегемонией Спар­

ты и др.). Противоборство этих коалиций порождало политические 

перевороты в полисах и междоусобные войны, самой масштабной 
из которых была Пелопоннесская война 431—404 гг. до н. э. 

В результате продолжительных междоусобных войн, подорвав­

ших экономику полисов, они приходят в упадок и переживают глу­
бокий кризис. Во второй половине IV в. до н. э. древнегреческие 
государства были покорены Македонией, а позже (II в. до н. э.) — 
Римом. 

Политическая идеология Древней Греции, как и других стран 

древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделе­
ния относительно самостоятельных форм общественного сознания. 
Развитие этого процесса в античной Греции, где сложилось рабо­

владельческое общество, имело значительные особенности по срав­
нению со странами Древнего Востока. 

Интенсивная торговая деятельность греков, расширявшая их 

познавательный кругозор, совершенствование технических навы­
ков и умений, активное участие граждан в делах полиса, особенно 
демократического, вызвали кризис мифологических представлений 
и побуждали искать новые приемы объяснения происходящего в 
мире. На этой почве в Древней Греции зарождается философия как 
особая, теоретическая форма мировоззрения. Политико-правовые 
концепции начинают разрабатываться в рамках общефилософских 
учений. 

В состав философского мировоззрения входили тогда все фор­

мы теоретического сознания — натурфилософия, теология, этика, 
политическая теория и др. Политико-правовые учения Древней 
Греции складывались в результате сложных взаимодействий поли­

тической идеологии с иными формами общественного сознания. 

Для развития социально-политической теории первостепенное 

значение имело расширение эмпирических знаний. Многообразие 
политического опыта, накопленного в государствах-полисах, стиму­
лировало теоретические обобщения практики осуществления влас­
ти и создание учений, в которых поднимались проблемы возникно­
вения государств, их классификации, наилучшей формы устрой­
ства. Правовая мысль Древней Греции постоянно обращалась к 
сравнительному изучению законов, которые установили в полисах 
первые законодатели (Ликург — в Спарте, Солон — в Афинах). В 
произведениях греческих мыслителей была разработана класси­

фикация форм государства (монархия, аристократия, демократия и 
др.), вошедшая в понятийный аппарат современной политической 
науки. 

На содержание античных политико-правовых концепций огром­

ное влияние оказало также развитие этики, утверждение в рабо­
владельческом обществе индивидуалистической морали. Частнособ-


background image

Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции 

33 

ственнические отношения и рабство подорвали патриархальные 
устои общинной жизни, сохранявшиеся в полисах, противопостави­
ли индивидов друг другу. Если в этико-политических концепциях 
Древнего Востока речь шла о той или иной интерпретации общин­
ной морали, то в античной Греции на передний план выдвигаются 
вопросы, связанные с положением индивида в обществе, возможно­
стью морального выбора и субъективной стороной поведения чело­
века. Опираясь на идеи нравственной свободы индивида, предста­
вители демократии разрабатывали учения о равенстве граждан и 
договорном происхождении закона и государства. 

Начиная с III в. до н. э., когда древнегреческие государства 

утратили свою независимость, в общественном сознании происхо­
дят глубокие изменения. Среди свободного населения нарастают 
настроения безысходности и аполитизма, усиливаются религиоз­
ные искания. Теоретические исследования политики в этот период 
подменяются нравоучениями индивидуалистического толка (сто­
ицизм, школа Эпикура). 

§ 2. Развитие демократических учений. 

Старшие софисты 

Рабовладельческая демократия достигла расцвета во второй 

половине V в. до н. э., когда экономическим и политическим центром 
древнегреческого общества стали Афины. В исторической литера­
туре за этим периодом закрепилось название "золотой век" афинс­
кой демократии, или, по имени одного из ее вождей, "век Перикла". 

Политическая мысль рабовладельческой демократии получила 

обоснование в произведениях

 софистов. 

Возникновение школы софистов как общественного движения 

было вызвано укреплением демократического строя Афин во вто­
рой половине V в. до н. э. Софистами (слово произошло от греческо­
го "софос" — мудрый) называли тогда философов, которые обучали 
искусству спорить, доказывать, выступать в суде и народном собра­
нии. В этом отношении софисты реализовывали практически одну 
из программных идей демократии — идею обучения мудрости, рас­
пространения знаний. 

В центре внимания софистов находились вопросы права и по­

литики, морали, приемы доказательств и ораторского искусства. 
Интерес к этим проблемам во многом был обусловлен идеологичес­
кими установками демократии: поскольку знаниям отводилась роль 
критерия при отборе кандидатов на государственные должности, 
постольку главное место в обучении должна была занять подготов­

ка слушателя к политической деятельности, к выступлениям в на­
родном собрании и суде.