Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5771
Скачиваний: 125
44
История политических и правовых учений
ни". Как наиболее совершенная форма совместной жизни, государ
ство предшествует телеологически семье и селению, т. е. является
целью их существования.
Подытоживая свои рассуждения по поводу различных видов
общежития, Аристотель дает государству следующее определение:
государство — это "общение подобных друг другу людей ради дос
тижения возможно лучшей жизни". Аристотель вкладывал в дан
ное определение вполне конкретное содержание. Под людьми здесь
подразумевались только свободные граждане греческих полисов.
Варваров и рабов он просто не считал за людей, достойных общения
на равных с гражданами государства. Неразвитые в духовном отно
шении, варвары не способны к государственной жизни; их удел —
быть рабами у греков. "Варвар и раб по природе своей понятия
тождественные". Аристотель, таким образом, открыто защищал в
политической теории интересы рабовладельцев. Государство пред
ставлялось ему объединением свободных граждан, совместно уп
равляющих делами рабовладельческого общества.
В обоснование рабства Аристотель приводит несколько доводов.
Решающий среди них — естественные (природные) различия меж
ду людьми. На страницах "Политики" неоднократно подчеркивается,
что рабство установлено природой, что варвары, обладая могучим
телом и слабым умом, способны исключительно к физическому тру
ду. Аристотель призывал порабощать варваров силой, охотиться на
них, как на диких животных. "Такая война, — говорил
он, — по природе своей справедлива".
Аргументацию рабства "от природы" дополняют доводы эко
номического порядка. Рабство, с этой точки зрения, вызвано потреб
ностями ведения хозяйства и производственной деятельности. "Если
бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре,
тогда и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не нужны
были бы рабы".
Частная собственность, подобно рабству, коренится в природе и
является элементом семьи. Аристотель выступал решительным
противником обобществления имущества, предлагаемого Платоном.
"Трудно выразить словами, сколько наслаждения в сознании того,
что нечто принадлежит тебе". Общность имущества он находил,
кроме того, экономически несостоятельной, препятствующей разви
тию в человеке хозяйственных наклонностей. "Люди заботятся все
го более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся они о
том, что является общим". К этим аргументам в защиту частной
собственности обращались впоследствии многие идеологи.
Главную задачу политической теории Аристотель видел в том,
чтобы отыскать совершенное государственное устройство. С этой
целью он подробно разбирал существовавшие формы государства,
их недостатки и причины государственных переворотов.
Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции
45
Классификация форм государства в "Политике" проводится по
двум критериям: по числу правящих лиц и осуществляемой в госу
дарстве цели. В зависимости от числа властвующих Аристотель
выделяет правление одного, немногих и большинства. По второму
критерию выделяются правильные государства, где верховная власть
преследует цели общего блага граждан, и неправильные, где пра
вители руководствуются интересами личной выгоды. Наложение
этих классификаций друг на друга дает шесть видов государствен
ного устройства. К правильным государствам Аристотель относит
монархию, аристократию и политию; к неправильным — тиранию,
олигархию и демократию.
Сам по себе этот перечень форм государства не оригинален.
Примерно такую же классификацию, но проведенную по другим
основаниям, можно найти в диалоге Платона "Политик". Новым в
теории Аристотеля было то, что он попытался свести все многооб
разие государственных форм к двум основным — олигархии и де
мократии. Их порождением или смешением являются все осталь
ные разновидности власти.
В олигархии власть принадлежит богатым, в демократии —
неимущим. "Демократией следует считать такой строй, когда сво
боднорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют вер
ховную власть в своих руках, а олигархией — такой строй, при
котором власть находится в руках людей богатых и благородного
происхождения и образующих меньшинство". Говоря о демократии
и олигархии, Аристотель отступает от формальных критериев их
разграничения и выдвигает на первый план признак имуществен
ного положения властвующих. Богатые и неимущие, указывал ф и
лософ, составляют как бы два полюса, диаметрально противополож
ные части любого государства, так что в зависимости от перевеса
той или иной стороны устанавливается и соответствующая форма
правления. Коренная причина политической неустойчивости, мяте
жей и смены форм государства заключается в отсутствии надле
жащего равенства. Олигархия усугубляет существующее неравен
ство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и простой народ.
Рассуждения Аристотеля о демократии и олигархии свидетельству
ют о том, что ему были понятны социальные противоречия, опреде
лявшие развитие рабовладельческого государства.
Политические симпатии Аристотеля — на стороне политии, сме
шанной формы государства, возникающей из сочетания олигархии
и демократии.
Экономически полития представляет собой строй, при котором
преобладает собственность средних размеров, что позволяет не толь
ко гарантировать самодостаточность семей, но и ослабить противо
речия между богатством и бедностью. "Законодатель должен при
создании того или иного государственного устройства постоянно
46
История политических и правовых учений
привлекать к себе средних граждан", — отмечал философ. Только
там, где в составе населения средние граждане имеют перевес,
"государственный строй может рассчитывать на устойчивость". Эко
номику как умение правильно вести хозяйство Аристотель про
тивопоставляет хрематистике, или искусству накопления ради на
живы. Аристотель осуждает неуемную страсть к богатству, расши
ренную торговлю, ростовщичество и т. п. Помимо ограничения раз
меров собственности в таком государстве предусматриваются сов
местные трапезы и другие мероприятия, призванные обеспечить
солидарность зажиточных граждан и свободной бедноты. "Лучше,
чтобы собственность была частной, а пользование ею — общим", —
утверждал Аристотель.
Социальной опорой власти в политии выступают собственники
земли. Как и Платон в "Законах", Аристотель исключает из числа
граждан лиц, занятых физическим трудом. Гражданская доблесть,
заявлял он, подходит "только к тем, кто избавлен от работ, необхо
димых для насущного пропитания". Хотя землепашцы, ремеслен
ники и поденщики нужны в государстве, однако важнейшими его
частями являются воины и правители. В политии власть "сосредо
точивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный
счет". Они обладают гражданскими правами в полном объеме. Не
которые, весьма урезанные права граждан предоставляются также
земледельческому демосу — крестьянам.
Политически этот строй характеризуется сочетанием демокра
тических и олигархических методов осуществления власти. Арис
тотель различает в связи с этим два вида справедливости: уравни
вающую и распределяющую.
Уравнивающая справедливость, принципом которой является
"арифметическая пропорция", затрагивает отношения обмена, воз
мещения ущерба, назначение наказаний за имущественные и неко
торые другие преступления. Закон при этом "обращает внимание
лишь на различие ущерба, а с лицами обходится как с равными во
всем". Напротив, при распределяющей справедливости учитывает
ся положение человека в обществе. Ее принципом служит "геомет
рическая пропорция" — воздаяние по достоинству и заслугам. При
меняется распределяющая справедливость в политических отноше
ниях, при выдвижении на должности, назначении наказаний за
преступления против чести и достоинства. Например, если ударит
начальник, то ответный удар наносить не следует, если же ударят
начальника, то следует не только ударить, но и подвергнуть каре.
Большое значение Аристотель придавал размерам и географи
ческому положению государства. Его территория должна быть дос
таточной для удовлетворения потребностей населения и одновре
менно легко обозримой. Число граждан следует ограничить так,
чтобы они "знали друг друга". Политическим идеалом Аристотеля
Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции
47
был самодостаточный экономически обособленный полис. Наилуч
шие условия для совершенного государства создает умеренный кли
мат Эллады.
Концепция Аристотеля служила теоретическим оправданием
привилегий и власти землевладельческой аристократии. Несмотря
на его заверения в том, что демократия и олигархия в политии
смешаны "по половине" и даже с "уклоном в сторону демократии",
аристократические элементы в государстве получили явное преоб
ладание.
Участие народа в управлении обставлено здесь такими оговор
ками, которые практически лишают его возможности решать госу
дарственные дела. Свободнорожденные, не обладающие богатством
или добродетелью, не допускаются к занятию высших должностей.
Аристотель соглашается предоставить им право участвовать в со
вещательной и судебной власти, но с условием, что у народной
массы не будет решающего голоса.
В качестве примеров смешанного государственного строя в "По
литике" названы аристократическая Спарта, Крит, а также "праро
дительская" демократия, введенная в Афинах реформами Солона.
Правовая теория Аристотеля была подчинена тем же идеоло
гическим целям, что и учение о государстве. Право он отождеств
ляет с политической справедливостью, подчеркивая тем самым его
связь с государством как моральным общением между свободными
гражданами. Вне политического общения права не существует.
"Люди, не находящиеся в подобных отношениях, не могут и иметь
относительно друг друга политической справедливости". Право от
сутствует поэтому в отношениях господ и рабов, отцов и детей, при
деспотической власти.
Политическое право делится на естественное и условное (ус
тановленное). "Естественное право — то, которое везде имеет оди
наковое значение и не зависит от признания или непризнания его.
Условное право то, которое первоначально могло быть без существен
ного различия таким или иным, но раз оно определено [это безраз
личие прекращается]". Предписания естественного права Аристо
тель нигде специально не перечисляет. По смыслу его концепции
"от природы" существуют и соответствуют этим предписаниям се
мья, рабство, частная собственность, война греков с варварами и др.
Под условным правом он понимает законы, установленные в госу
дарстве, включая сюда как писаные законы, так и неписаное обыч
ное право. Естественное право стоит выше закона; среди законов
важнее неписаные, основанные на обычае.
Аристотель подчеркивал, что постановления народного собра
ния и правителей не являются законами в собственном смысле
слова и не должны содержать предписаний общего характера. "За-
48
История политических и правовых учений
кон должен властвовать над всем; должностным же лицам и народ
ному собранию следует предоставить обсуждение частных вопро
сов".
Направленная против учений рабовладельческой демократии,
аристотелевская концепция была призвана умалить значение писа
ных законов, подчинить их нормам обычного права и предустанов
ленной, как считал Аристотель, в природе справедливости. "Зако
ны, основанные на обычае, имеют большее значение и касаются
более важных дел, нежели законы писаные", — утверждал фило
соф.
Политико-правовая теория Аристотеля суммировала развитие
взглядов землевладельческой аристократии в Древней Греции. По
мере проникновения частной собственности и рабовладельческих
отношений в земледелие идеологи полисной знати последовательно
перешли от традиционных воззрений к признанию экономической
роли рабства, правовых методов регулирования общественной жизни
("Законы" Платона), к апологии частной собственности и равенства
граждан перед законом в сфере имущественных отношений (в "Эти
ке" Аристотеля). Выше этого подняться они не могли. Аристокра
тия, связанная с полисной системой землевладения, способна была
удержать господствующие позиции лишь при условии сохранения
натурального хозяйства, "умеренной", или "средней", собственнос
ти и патриархальных полисных традиций и обычаев в сфере управ
ления. Аристотель не случайно повторял за Платоном, что для ари
стократии, обладающей "избытком добродетели", законы не нужны.
§ 5. Политические и правовые учения в период
упадка древнегреческих государств
С середины IV в. до н. э. древнегреческие государства попадают
в зависимость от Македонии и приходят в упадок. Рамки полисной
системы, сложившейся в классический период истории Древней
Греции, оказались слишком тесными для рабовладельческих отно
шений. Развитие рабовладения требовало создания крупных воен
но-бюрократических монархий наподобие Македонии. С походов
Александра Македонского начинается период эллинизма — период
греческой экспансии на Восток и образования обширных государств
как переходной ступени к рабовладельческой империи. Во II в. до
н. э. Греция была завоевана Римом.
Кризис полисных учреждений и утрата государствами незави
симости породили среди граждан настроения упадничества, неуве
ренности, аполитизма. Эллинистические монархии представлялись
свободному греку, воспитанному в полисных традициях, настолько
громадными, что он ощущал себя беспомощным и неспособным по-