Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5511

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

484 

История политических и правовых учений 

философами права XX в. — П. И. Новгородцевым, С. Л. Франком, 
Н. А. Бердяевым, С. Н. Булгаковым и др. 

Евгений Николаевич Трубецкой

 (1863—1920) известен в истории 

отечественной политико-правовой мысли как философ-правовед, 
преподававший историю философии права, энциклопедию права в 
Ярославском Демидовском юридическом лицее, в Киевском, а с 

1906 г. — Московском университетах. Он был одним из организа­

торов Психологического общества при Московском университете, 
Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, членом 
Государственного совета. Его перу принадлежит ряд работ по фи­
лософии, религии, истории. К основным трудам Трубецкого по фи­
лософии права относятся "История философии права", "Социальная 
утопия Платона", "Миросозерцание Вл. С. Соловьева", "Метафизи­
ческие предположения познания. Опыт преодоления Канта и кан­
тианства", "Энциклопедия права", вышедшая несколькими изда­
ниями. 

Особенное внимание Трубецкого было направлено на исследова­

ние содержания права как свободы. Согласно его взглядам право — 
это "внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой", 
или "совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, с дру­
гой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаим­
ных отношениях". 

Следуя Канту, Трубецкой считал, что право должно регулиро­

вать только внешнюю свободу людей и не может вторгаться в сфе­
ру морали. Именно с этих позиций он выступил с критикой поло­
жений В. Соловьева, согласно которым право понималось как мини­
мум нравственности. Трубецкой указывал на смешение требований 
права и нравственности как на неизбежный результат подобного 
правопонимания. Он отмечал, что существует много нейтральных 
по отношению к нравственности норм, даже безнравственных, ко­
торые, тем не менее, закреплены государством в качестве общеобя­
зательных для исполнения. 

Трубецкой писал, что право и нравственность представляют 

собой две тесно взаимосвязанные области, которые можно сравнить 

"с двумя пересекающимися окружностями: у них есть, с одной 

стороны, общая сфера — сфера пересечения, в которой содержание 
их совпадает, и вместе с тем две отдельные области, в коих их 
требования частью не сходятся между собою, частью даже прямо 
противоречат друг другу". 

Трубецкой выступил сторонником нового понимания естествен­

ного права — "возрожденного" естественного права. Право в целом, 
утверждал ученый, должно служить нравственности, однако для 
этого необходимо определить четкий критерий данной цели. Суще­
ствует ли вечный идеал добра, одинаковый для всех времен и наро-


background image

Гл. 23. Либеральная идеология в России в конце XIX — нач. XX в. 485 

дов, или понятие добра, — это всегда отражение только историчес­
ких условий, как полагала историческая школа права? Осуждая 
сторонников нравственного идеализма, видевших в нравственности 
только кодекс неизменных требований должного, Трубецкой пред­
лагал соединить идеи исторической школы права (право — продукт 
истории) с требованием представителей естественного права о нрав­
ственных ориентирах права. Содержание идеи добра с течением 
времени менялось, кроме того, оно неодинаково для разных наро­
дов, но сам закон, требующий поступать нравственно, признается 
всеобщим, т. е. обязательным для всех людей. Таким всеобъемлющим 
законом добра Трубецкой считал требование солидарности людей с 
ближними. При неизменности самого этого требования понятие со­
лидарности, отмечал ученый, понималось по-разному. Дикарь при­
знает себя связанным только с членами своего рода и племени; для 
древних греков, замечал Трубецкой, солидарность распространялась 
только на расу эллинов, а все остальные были для них варварами. 
И лишь христианство, заявлял он, "сводит все обязанности челове­
ка по отношению к ближним к заповеди любви, причем под ближ­
ним, которого мы должны любить, подразумевается всякий человек 
как таковой". 

Идеи теории естественного права с меняющимся содержанием 

Трубецкой стремился связать с религиозной философией всеедин­
ства. 

Трубецкой полагал, что право есть проявление Абсолютного на 

несовершенной ступени человеческого развития, когда спорные воп­
росы, возникающие в процессе общения, люди не могут разрешить 
самостоятельно и обращаются за защитой своих интересов к праву 
и государству. Он утверждал, что Евангелие ценит право и государ­

ство не как "возможную часть Царства Божия, а как ступень исто­
рического процесса", этап восхождения к Абсолюту. Поэтому необ­
ходимо, по его мнению, ценить всякое, в том числе и относительное 
благо, любую условную ценность в жизни человека. "Всякая поло­
жительная величина, хотя бы и малая, должна быть предпочтена 
полному ничтожеству", — писал Трубецкой. 

Анализируя состояние правопорядка в тот период в России, 

Трубецкой настоятельно указывал на необходимость изменений в 
обществе с помощью реформ. Ученый выступал с критикой как 

"черного зверя" — правительства, медлящего с проведением ре­

форм, так и "красного зверя" — революционных организаций — за 
всепоглощающее разрушение. 

Идеи Трубецкого о содержании права как компромиссе между 

максимальной внешней свободой человека и благом всего общест­
ва, разграничение естественного и позитивного права, требования 
реформирования общества оказали влияние на философско-пра-


background image

486 

История политических и правовых учений 

вовые взгляды Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, И. А. Ильина, 
С. Л. Франка. 

§ 7. Заключение 

Политико-правовая идеология российского либерализма в тео­

ретическом отношении стояла на уровне западноевропейской фило­
софской мысли, а в некоторых аспектах превосходила ее. Современ­
ные отечественные правоведы обоснованно отмечают, что в конце 
XIX —• начале XX в. русская юриспруденция совершила гигант­
ский скачок в своем развитии. В дореволюционной России суще­
ствовало много направлений изучения права: гегельянство, неокан­
тианство, религиозно-философские теории, социологические и по­
зитивистские доктрины и др. Концептуальная определенность каж­
дой их них, содержательное развитие методологических начал в 
связи с изучением действующего права и перспектив его совершен­
ствования, общая ориентация либеральной идеологии на передовые 
общественные идеалы обусловили столь высокое развитие русской 
юриспруденции, что современные исследователи ставят ее на один 
уровень с такими мощными пластами русской культуры, как худо-
жественая литература, философия, искусство. 


background image

Г Л А В А 24 

Политические и правовые учения 

в Европе в начале XX в. 

§ 1. Введение 

В начале XX в. стала отчетливо проявляться наметившаяся в 

предыдущий период тенденция социализации гражданского обще­
ства. На рубеже XIX—XX вв. ведущее место в промышленности и 
торговле перешло от частных предпринимателей и торговцев к инду­
стриальным, торговым и финансовым корпорациям. В это же время 
организованный в профессиональные союзы класс наемных рабо­
чих сложился во внушительную силу, с которой вынуждены были 
считаться предприниматели и на защиту интересов которого стал 
притязать ряд политических партий и демократических движений. 
Значительные изменения претерпевало представительное государ­
ство. Расширение избирательного права, все более тесная связь 
представительных учреждений с политическими партиями и рост 
воздействия общественного мнения толкали буржуазное государ­
ство на путь социальных реформ. Государство выступало уже не 

только как "ночной сторож", осуществляя лишь охранительные 
функции, но и отчасти как социальное государство, организующее 
управление народным образованием, здравоохранением, социальным 
обеспечением. С начала XX в. повышается роль государства и в 
регулировании экономических отношений, в изживании кризисных 
явлений. Однако путь человечества никогда не был прямым и ров­
ным; история знает не только рывки, скачки вперед, но и стреми­
тельные откаты назад. Опираясь на трудности развития граждан­
ского общества, нередко обусловленные эгоизмом правящего мень­
шинства, ряд экстремистских групп и партий стремился к установ­

лению тоталитарного строя под лозунгами борьбы с плутократией и 
буржуазной демократией. В России и Италии, а позже в Германии 
эти группы и партии добились успеха. 

Политико-правовые программы двух основных направлений 

идеологии носили четко выраженный классовый характер. 

Буржуазная политико-правовая идеология строила теорию пра­

ва и государства с ориентацией на развитие гражданского общества 
по капиталистическому пути. Главными идеями этой идеологии были 
сохранение классового деления общества, проведение отдельных 


background image

488 

История политических и правовых учений 

реформ для смягчения противоречий между рабочим классом и 
буржуазией, продолжение демократизации представительного го­
сударства и усиление его социальной деятельности. 

Социалистическая политико-правовая идеология основывалась 

на идее ликвидации капитализма и гражданского общества в инте­
ресах трудящихся классов. Однако на рубеже веков в некоторых 
социалистических теориях обозначилось реформистское направ­

ление, обосновывающее лишь социализацию гражданского обще­
ства, сближающееся с буржуазной, политико-правовой идеологией. 

В связи с критикой юридического позитивизма возникли раз­

личные по методологической основе и по тематике учения о праве; 
в целом они не выходили за пределы буржуазной политико-право­
вой идеологии, но не имели выраженной социально-классовой ок­
раски, поскольку сосредоточивались на решении технико-юриди­
ческих или научно-методологических проблем, лишь отдаленно свя­
занных с социологией и политикой (соотношение психологии и пра­
ва, доктрина толкования и применения закона и др.). 

§ 2. Социалистические политико-правовые учения 

В начале XX в. получили развитие основные направления со­

циалистической идеологии

 XIX

 в. 

А. Марксистская политико-правовая идеология (социал-демо­

кратия и большевизм).

 Деятельность двух Интернационалов, соци­

алистических, рабочих и социал-демократических партий способ­
ствовала утверждению марксизма как преобладающей социалисти­
ческой доктрины начала XX в. 

Однако на рубеже веков среди сторонников марксизма возник­

ли существенные разногласия об исторических судьбах капитализ­
ма и социализма, о способах защиты интересов рабочего класса, в 
связи с чем в марксизме определились различные направления. 

Эдуард Бернштейн

 (1850—1932) — один из руководителей гер­

манской социал-демократии и II Интернационала — в конце 
90-х годов XIX в. опубликовал в партийной печати серию статей 
"Проблемы социализма", изданных затем книгой "Предпосылки 
социализма и задачи социал-демократии" (1899 г.). Исходя из выво­
да Маркса о том, что ни одна общественно-экономическая форма­
ция не погибает раньше, чем разовьются все производительные 
силы, для которых она дает достаточно простора, Бернштейн ут­
верждал, что капитализм еще далек от своего конца и завершения. 
Бернштейн указывал, что практика не подтвердила ни теории "кру­
шения капитализма", ни идеи "обнищания пролетариата". Наобо­
рот, чем больше развивается капиталистическое производство, тем 
больше уступок рабочий класс добивается от буржуазии. Берн-