Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5790
Скачиваний: 125
484
История политических и правовых учений
философами права XX в. — П. И. Новгородцевым, С. Л. Франком,
Н. А. Бердяевым, С. Н. Булгаковым и др.
Евгений Николаевич Трубецкой
(1863—1920) известен в истории
отечественной политико-правовой мысли как философ-правовед,
преподававший историю философии права, энциклопедию права в
Ярославском Демидовском юридическом лицее, в Киевском, а с
1906 г. — Московском университетах. Он был одним из организа
торов Психологического общества при Московском университете,
Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, членом
Государственного совета. Его перу принадлежит ряд работ по фи
лософии, религии, истории. К основным трудам Трубецкого по фи
лософии права относятся "История философии права", "Социальная
утопия Платона", "Миросозерцание Вл. С. Соловьева", "Метафизи
ческие предположения познания. Опыт преодоления Канта и кан
тианства", "Энциклопедия права", вышедшая несколькими изда
ниями.
Особенное внимание Трубецкого было направлено на исследова
ние содержания права как свободы. Согласно его взглядам право —
это "внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой",
или "совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, с дру
гой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаим
ных отношениях".
Следуя Канту, Трубецкой считал, что право должно регулиро
вать только внешнюю свободу людей и не может вторгаться в сфе
ру морали. Именно с этих позиций он выступил с критикой поло
жений В. Соловьева, согласно которым право понималось как мини
мум нравственности. Трубецкой указывал на смешение требований
права и нравственности как на неизбежный результат подобного
правопонимания. Он отмечал, что существует много нейтральных
по отношению к нравственности норм, даже безнравственных, ко
торые, тем не менее, закреплены государством в качестве общеобя
зательных для исполнения.
Трубецкой писал, что право и нравственность представляют
собой две тесно взаимосвязанные области, которые можно сравнить
"с двумя пересекающимися окружностями: у них есть, с одной
стороны, общая сфера — сфера пересечения, в которой содержание
их совпадает, и вместе с тем две отдельные области, в коих их
требования частью не сходятся между собою, частью даже прямо
противоречат друг другу".
Трубецкой выступил сторонником нового понимания естествен
ного права — "возрожденного" естественного права. Право в целом,
утверждал ученый, должно служить нравственности, однако для
этого необходимо определить четкий критерий данной цели. Суще
ствует ли вечный идеал добра, одинаковый для всех времен и наро-
Гл. 23. Либеральная идеология в России в конце XIX — нач. XX в. 485
дов, или понятие добра, — это всегда отражение только историчес
ких условий, как полагала историческая школа права? Осуждая
сторонников нравственного идеализма, видевших в нравственности
только кодекс неизменных требований должного, Трубецкой пред
лагал соединить идеи исторической школы права (право — продукт
истории) с требованием представителей естественного права о нрав
ственных ориентирах права. Содержание идеи добра с течением
времени менялось, кроме того, оно неодинаково для разных наро
дов, но сам закон, требующий поступать нравственно, признается
всеобщим, т. е. обязательным для всех людей. Таким всеобъемлющим
законом добра Трубецкой считал требование солидарности людей с
ближними. При неизменности самого этого требования понятие со
лидарности, отмечал ученый, понималось по-разному. Дикарь при
знает себя связанным только с членами своего рода и племени; для
древних греков, замечал Трубецкой, солидарность распространялась
только на расу эллинов, а все остальные были для них варварами.
И лишь христианство, заявлял он, "сводит все обязанности челове
ка по отношению к ближним к заповеди любви, причем под ближ
ним, которого мы должны любить, подразумевается всякий человек
как таковой".
Идеи теории естественного права с меняющимся содержанием
Трубецкой стремился связать с религиозной философией всеедин
ства.
Трубецкой полагал, что право есть проявление Абсолютного на
несовершенной ступени человеческого развития, когда спорные воп
росы, возникающие в процессе общения, люди не могут разрешить
самостоятельно и обращаются за защитой своих интересов к праву
и государству. Он утверждал, что Евангелие ценит право и государ
ство не как "возможную часть Царства Божия, а как ступень исто
рического процесса", этап восхождения к Абсолюту. Поэтому необ
ходимо, по его мнению, ценить всякое, в том числе и относительное
благо, любую условную ценность в жизни человека. "Всякая поло
жительная величина, хотя бы и малая, должна быть предпочтена
полному ничтожеству", — писал Трубецкой.
Анализируя состояние правопорядка в тот период в России,
Трубецкой настоятельно указывал на необходимость изменений в
обществе с помощью реформ. Ученый выступал с критикой как
"черного зверя" — правительства, медлящего с проведением ре
форм, так и "красного зверя" — революционных организаций — за
всепоглощающее разрушение.
Идеи Трубецкого о содержании права как компромиссе между
максимальной внешней свободой человека и благом всего общест
ва, разграничение естественного и позитивного права, требования
реформирования общества оказали влияние на философско-пра-
486
История политических и правовых учений
вовые взгляды Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, И. А. Ильина,
С. Л. Франка.
§ 7. Заключение
Политико-правовая идеология российского либерализма в тео
ретическом отношении стояла на уровне западноевропейской фило
софской мысли, а в некоторых аспектах превосходила ее. Современ
ные отечественные правоведы обоснованно отмечают, что в конце
XIX —• начале XX в. русская юриспруденция совершила гигант
ский скачок в своем развитии. В дореволюционной России суще
ствовало много направлений изучения права: гегельянство, неокан
тианство, религиозно-философские теории, социологические и по
зитивистские доктрины и др. Концептуальная определенность каж
дой их них, содержательное развитие методологических начал в
связи с изучением действующего права и перспектив его совершен
ствования, общая ориентация либеральной идеологии на передовые
общественные идеалы обусловили столь высокое развитие русской
юриспруденции, что современные исследователи ставят ее на один
уровень с такими мощными пластами русской культуры, как худо-
жественая литература, философия, искусство.
Г Л А В А 24
Политические и правовые учения
в Европе в начале XX в.
§ 1. Введение
В начале XX в. стала отчетливо проявляться наметившаяся в
предыдущий период тенденция социализации гражданского обще
ства. На рубеже XIX—XX вв. ведущее место в промышленности и
торговле перешло от частных предпринимателей и торговцев к инду
стриальным, торговым и финансовым корпорациям. В это же время
организованный в профессиональные союзы класс наемных рабо
чих сложился во внушительную силу, с которой вынуждены были
считаться предприниматели и на защиту интересов которого стал
притязать ряд политических партий и демократических движений.
Значительные изменения претерпевало представительное государ
ство. Расширение избирательного права, все более тесная связь
представительных учреждений с политическими партиями и рост
воздействия общественного мнения толкали буржуазное государ
ство на путь социальных реформ. Государство выступало уже не
только как "ночной сторож", осуществляя лишь охранительные
функции, но и отчасти как социальное государство, организующее
управление народным образованием, здравоохранением, социальным
обеспечением. С начала XX в. повышается роль государства и в
регулировании экономических отношений, в изживании кризисных
явлений. Однако путь человечества никогда не был прямым и ров
ным; история знает не только рывки, скачки вперед, но и стреми
тельные откаты назад. Опираясь на трудности развития граждан
ского общества, нередко обусловленные эгоизмом правящего мень
шинства, ряд экстремистских групп и партий стремился к установ
лению тоталитарного строя под лозунгами борьбы с плутократией и
буржуазной демократией. В России и Италии, а позже в Германии
эти группы и партии добились успеха.
Политико-правовые программы двух основных направлений
идеологии носили четко выраженный классовый характер.
Буржуазная политико-правовая идеология строила теорию пра
ва и государства с ориентацией на развитие гражданского общества
по капиталистическому пути. Главными идеями этой идеологии были
сохранение классового деления общества, проведение отдельных
488
История политических и правовых учений
реформ для смягчения противоречий между рабочим классом и
буржуазией, продолжение демократизации представительного го
сударства и усиление его социальной деятельности.
Социалистическая политико-правовая идеология основывалась
на идее ликвидации капитализма и гражданского общества в инте
ресах трудящихся классов. Однако на рубеже веков в некоторых
социалистических теориях обозначилось реформистское направ
ление, обосновывающее лишь социализацию гражданского обще
ства, сближающееся с буржуазной, политико-правовой идеологией.
В связи с критикой юридического позитивизма возникли раз
личные по методологической основе и по тематике учения о праве;
в целом они не выходили за пределы буржуазной политико-право
вой идеологии, но не имели выраженной социально-классовой ок
раски, поскольку сосредоточивались на решении технико-юриди
ческих или научно-методологических проблем, лишь отдаленно свя
занных с социологией и политикой (соотношение психологии и пра
ва, доктрина толкования и применения закона и др.).
§ 2. Социалистические политико-правовые учения
В начале XX в. получили развитие основные направления со
циалистической идеологии
XIX
в.
А. Марксистская политико-правовая идеология (социал-демо
кратия и большевизм).
Деятельность двух Интернационалов, соци
алистических, рабочих и социал-демократических партий способ
ствовала утверждению марксизма как преобладающей социалисти
ческой доктрины начала XX в.
Однако на рубеже веков среди сторонников марксизма возник
ли существенные разногласия об исторических судьбах капитализ
ма и социализма, о способах защиты интересов рабочего класса, в
связи с чем в марксизме определились различные направления.
Эдуард Бернштейн
(1850—1932) — один из руководителей гер
манской социал-демократии и II Интернационала — в конце
90-х годов XIX в. опубликовал в партийной печати серию статей
"Проблемы социализма", изданных затем книгой "Предпосылки
социализма и задачи социал-демократии" (1899 г.). Исходя из выво
да Маркса о том, что ни одна общественно-экономическая форма
ция не погибает раньше, чем разовьются все производительные
силы, для которых она дает достаточно простора, Бернштейн ут
верждал, что капитализм еще далек от своего конца и завершения.
Бернштейн указывал, что практика не подтвердила ни теории "кру
шения капитализма", ни идеи "обнищания пролетариата". Наобо
рот, чем больше развивается капиталистическое производство, тем
больше уступок рабочий класс добивается от буржуазии. Берн-