Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5510

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 24. Политические и правовые учения в Европе в начале XX в. 489 

штейн отмечал, что растущее профсоюзное и социал-демократи­
ческое движение вынуждает буржуазию к ряду уступок, способ­
ных заметно улучшить положение рабочего класса. Это улучшение 
осуществляется посредством отдельных реформ, из которых ни одна 
не будет последней, исчерпывающе решающей все проблемы. По 

мнению Бернштейна, идея социализма как идея далекого будущего 
отвлекает рабочее движение от борьбы за лучшее настоящее. От­
сюда ставшее знаменитым его суждение о социализме: "Эта цель... 
для меня ничто, движение же — все". 

Бернштейн призывал социал-демократов к упорной и настой­

чивой борьбе за реформы в интересах рабочего класса, к организа­
ции и просвещению рабочих. Бернштейн утверждал, что реформы, 
в отличие от революций, ведут к созданию долговременных учреж­

дений, преодолению предрассудков, расширению кругозора масс. В 
революциях, писал он, чувство руководит рассудком; революцион­
ное насилие производит скорое действие, но оно пригодно только 
для устранения препятствий, которые привилегированное мень­
шинство ставит прогрессу. Сила революций — в разрушительной, 
отрицательной стороне. В реформах, осуществляемых законода­
тельным путем, рассудок руководит чувством; их действие мед­
леннее, поскольку они направлены не на уничтожение каких-то 
прав, а на компромиссы, созидание, улучшения. Сила реформ — в 
положительной работе. Поскольку рабочий класс еще не созрел для 
своей эмансипации, а экономические условия тоже ей не соответ­
ствуют, писал Бернштейн, речь может идти лишь о постепенном 
освободительном движении посредством организации и законода­
тельных реформ. 

Бернштейн призывал к ревизии (пересмотру) тех положений 

марксизма, которые, по его мнению, не соответствовали новой эпо­
хе, к открытой критике теоретической части программы социал-

демократии, составленной в духе марксизма. Бернштейн писал, что 
в марксизме есть несомненный элемент бланкизма и бабувизма: к 
понятию естественной эволюции общества, протекающей по объек­
тивным законам, присоединяется понятие переворота, навязыва­
ния обществу программы, сочиненной революционной партией. 

Бернштейн утверждал, что рабочий класс еще недостаточно 

развит, чтобы принять в свои руки политическую власть; к тому же 
для социализма еще нет экономических условий. "Диктатура про­
летариата — там, где рабочий класс еще не обладает сильной соб­
ственной организацией хозяйственного свойства и не достиг еще 
высокой степени моральной самостоятельности путем дрессировки 
в органах самоуправления, — писал Бернштейн, — есть не что 
иное, как диктатура клубных ораторов и ученых". 

Призывая к ревизии теории марксизма, к его открытой крити­

ке, Бернштейн доказывал, что социализм вообще не может быть 


background image

490 

И с т о р и я политических и правовых учений 

научным. Наука имеет целью познание существующего, а социа­

лизм является идеалом, выражающим представления рабочего клас­

са о будущем, к которому он стремится. Этот идеал опирается на 
научные достижения, но он неизбежно содержит элементы утопиз­
ма, поскольку будущее еще не существует и потому не может быть 
предметом научного исследования. 

Вслед за итальянским марксистом Антонио Лабриолой Берн-

штейн предлагал переименовать научный социализм в "критичес­
кий социализм", поскольку идеалы социализма обосновываются 
критикой капиталистического общества, а содержание этих идеа­
лов само подлежит критике и пересмотру в связи с развитием 
социальных наук. "Свободная критика, — писал Бернштейн, — 
одно из основных условий научного познания". 

Ссылаясь на Прудона, который в письме к Марксу предосте­

регал от опасности догматизма, связанной со стремлением постро­
ить научную теорию социализма, Бернштейн утверждал, что наука 
всегда должна быть открыта для замены устаревших положений и 
пополнения новыми знаниями, соответствующими современной ре­
альности; на этой основе должны уточняться и идеологические по­
стулаты. Социализм нуждается в науке об обществе как теорети­
ческом путеводителе; социализм опирается на научное знание, но 
исключает "законченность", неизменность и догматичность. 

С этих позиций Бернштейн подверг существенному пересмотру 

теоретические положения марксизма о классовой сущности и роли 
государства и права, о революции и реформе, о диктатуре пролета­
риата и сломе буржуазного государства. 

Классовую борьбу Бернштейн рассматривал как одну из сторон 

исторического процесса, наряду с которой существует возможность 
сотрудничества классов во имя общего национального дела. Госу­
дарство, по его мнению, тоже представляет собой не только классо­
вую организацию, но и аппарат для управления страной. Поэтому 
социал-демократическая партия, выражая интересы рабочего класса, 
должна принимать участие в деятельности современного ей госу­

дарства, участвуя в преобразовании общества посредством демо­
кратических и экономических реформ. 

Произведения Бернштейна, реформистские настроения ряда 

других социал-демократов остро поставили перед партиями II Ин­
тернационала вопрос об актуальности ряда марксистских положе­
ний, особенно идей революции, диктатуры пролетариата, способах 
замены капитализма социализмом. В 90-е годы участились ссылки 
на Лассаля тех социал-демократов, в чьих глазах его авторитет был 
равен авторитету Маркса. Переиздаются сочинения Лассаля. Остро 
встал вопрос о революции и реформе, о классовой или нравственной, 
социальной сущности государства. 


background image

Гл. 24. Политические и правовые учения в Европе в начале XX в. 491 

Долгое время главной опорой революционного марксизма во II 

Интернационале была делегация социал-демократической партии 
Германии. На ряде съездов этой партии в самой Германии резко 
критиковались оппортунизм, реформизм и ревизионизм Бернш-
тейна. 

Карл Каутский

 (1854—1938), один из лидеров германской со­

циал-демократии и II Интернационала, автор многочисленных про­
изведений, посвященных пропаганде марксизма, опубликовал кни­
гу "Бернштейн и социал-демократическая программа. Антикрити­
ка", в которой отвергал высказывания Бернштейна против некото­
рых марксистских идей, писал о неизбежности социалистической 
революции, возражал против призывов превратить Социал-демо­
кратическую партию в партию социальных реформ. При сохране­
нии капитализма, уверял Каутский, реформы временны, частичны, 
носят поверхностный характер и в конечном счете только содей­
ствуют накоплению социальных противоречий, обострению классо­
вых антагонизмов и борьбы, ведущей к преобразованию общества в 
целом. 

Кроме того, рассуждал Каутский, без признания социализма 

как цели само существование Социал-демократической партии ли­
шается смысла. 

Основатели и вожди германской социал-демократии ("эйзенах-

цы")

 Август Бебель

 и

 Вильгельм Либкнехт,

 защищая марксизм от 

критики, отстаивали основные положения революционной теории, 
но отмечали практическую сложность сочетания борьбы против 
капитализма за социализм и борьбы за реформы, улучшающие 
положение рабочего класса при капитализме. 

Лучшим средством "поддержать огонь воодушевления в мас­

сах" Бебель считал признание и провозглашение социализма конеч­
ной целью борьбы социал-демократии и рабочего класса, но в то же 
время замечал: "Если мы станем отодвигать нашу прекрасную цель 
в туманную даль и постоянно подчеркивать, что только будущие 
поколения ее достигнут, тогда с полным правом масса от нас разбе­
жится". В том же духе высказывался Либкнехт, призывавший со­
циал-демократию уже в настоящем добиваться "преобразований в 
социалистическом смысле", не бездействуя в ожидании "спелых 
плодов социальной революции". 

Революционных марксистов, критиковавших реформизм Берн­

штейна, но не присоединившихся к большевикам, последние назы­
вали

 центристами. 

Установление политической власти рабочего класса центристы 

связывали с высоким уровнем развития капитализма, при котором 
рабочий класс составит большинство населения. Поэтому целью 

политической борьбы социал-демократии они считали приобрете­
ние большинства в парламенте и превращение парламента в гос-


background image

492 

История политических и правовых учений 

подина над правительством. Каутский полагал, что существующий 
буржуазный аппарат управления не может быть в одночасье заме­
нен чисто пролетарским управлением; поэтому пролетарская рево­
люция поначалу (на период перехода) создаст коалиционное прави­
тельство. 

К центристам относился и

 Георгий Валентинович Плеханов 

(1856—1918) — один из основателей Российской социал-демократи­
ческой рабочей партии, видный теоретик марксизма. Плеханов, как 
и многие другие марксисты, считал социалистическую революцию 
возможной на той стадии развития капитализма, когда материаль­
ное производство достигнет высокого уровня и пролетариат соста­
вит большую часть населения. Поэтому он был сторонником социа­
лизма, введенного не по принуждению, а по решению и с согласия 

большинства народа. 

При всей остроте полемики между оппортунистами и центри­

стами им были свойственны некоторые общие политико-правовые 
идеи. 

Во-первых, все они были сторонниками демократии, использо­

вания в интересах рабочего класса всеобщего избирательного пра­
ва, свободной борьбы партий на выборах, свобод слова, печати, 
собраний, полновластия представительных учреждений, а также 
развития социального законодательства и активного вмешатель­
ства государства в экономику. 

Во-вторых, им было свойственно отрицательное отношение к 

революционному экстремизму. Если, как отмечено, Бернштейн всех 
вообще революционных марксистов обвинял в бланкизме, в стрем­
лении навязать обществу искусственную программу развития при 
помощи государственной власти, то Плеханов тот же упрек адресо­
вал Ленину. К Октябрьской революции 1917 г. Плеханов отнесся 
отрицательно. Через день после взятия власти большевиками он 
написал "Открытое письмо к петроградским рабочим"

1

, в котором 

предостерегал пролетариат "от величайшего несчастья, какое только 
может случиться — захвата власти одним класом — еще того ху­
же, — одной партией". Плеханов предупреждал, что стране грозят 
насилие, гражданская война, разорение народного хозяйства, кото­
рые надолго отодвинут осуществление пролетарских идеалов. Пос­

ле опубликования этого письма Плеханов был избит организован­
ной группой неизвестных лиц и вскоре скончался. 

После разгона Учредительного собрания Каутский написал кни­

гу "Диктатура пролетариата", содержащую резкую критику по­

литики большевиков, противоречащей принципам демократии. Ле­
нин ответил книгой "Пролетарская революция и ренегат Каутский" 

1

 См.: Вопросы истории. 1989. № 12. С. 105—106. 


background image

Гл. 24. Политические и правовые  у ч е н и я в Европе в начале XX в.  4 9 3 

(1918 г.), в которой пролетарская демократия противопоставлялась 

так называемой чистой, т. е. буржуазной, демократии. 

Вскоре в книге "Терроризм и коммунизм" Каутский утверждал, 

что принудительное насаждение коммунизма порочит эту идею, 
ибо социализм — новый, прогрессивный общественный строй — 
невозможно ввести насильственно, вопреки воле большинства. Каут­
ский сетовал, что Россией правят не рабочие, а новая бюрократия, 
которая низвела на уровень тени рабочие советы, затруднив новые 
выборы и исключив из них всякую оппозицию. В результате произ­
вола этой бюрократии, опирающейся на средства насилия, на ар­
мию, писал Каутский, "русский коммунизм стал воистину социализ­
мом казармы... Большевизм победил в России, но социализм потер­
пел там поражение". 

Лев Троцкий в книге с таким же названием ("поводом к этой 

книге, — писал он в предисловии, — послужил ученый пасквиль 
Каутского того же наименования") доказывал, что революционная 
диктатура сама в себе находит критерии самопроверки, поскольку 
в ходе революции не может ставиться задача "статистически изме­
рить группировку направлений". Троцкий подчеркивал, что Маркс 
не видел противоречия в том, что в 1871 г. Коммуна Парижа пыта­
лась определить волю всей Франции; согласно теории Маркса 
пролетарская революция совершается в интересах большинства и 
потому неизбежно становится (в процессе развития) движением 
большинства. Каутский ответил книгой, содержащей критическую 
оценку революционных событий в России: "От демократии к госу­
дарственному рабству. Ответ Троцкому" (Берлин, 1921 г.). "Как ис­
тый большевик, Троцкий требует демократии только от противни­
ка; впрочем, человечности и приличия большевики тоже требуют 
обычно только от других, — писал Каутский. — Коммунисты всех 
стран безгранично возмущаются всяким правительством, которое 
не предоставляет им полнейшей свободы печати, собраний, союзов 
и т. д. Но требование такой же свободы в советской республике 
вызывает у них только насмешку". 

Большевики и социал-демократы — интернационалисты дела­

ли центристам II Интернационала тот упрек, что оппортунистичес­
кая позиция ряда социалистических депутатов побудила их, вопре­
ки решениям II Интернационала, голосовать за военные кредиты в 
начале мировой войны (август 1914 г.). 

Самостоятельным течением марксизма является

 большевизм, 

основателем и вождем которого был

 Владимир Ильич Ульянов (Ле­

нин)

 (1870—1924). "Большевизм, — писал Ленин, — существует, 

как течение политической мысли и как политическая партия, с 

1903 года". 

Основная идея большевизма — идея "партии нового типа", цен­

трализованной организации профессиональных революционеров, 
стремящейся стать правящей партией, осуществляющей марксис-

18 История политических и правовых 

учений