Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5505

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

494 

История политических и правовых учений 

тскую программу строительства социализма и коммунизма. Обосно­
вание необходимости такой партии в том, что только она способна 
познать и постичь подлинные интересы рабочего класса. 

В работе "Что делать?" (1901—1902 гг.) Ленин называл глубоко 

справедливыми и важными рассуждения Каутского о неспособности 
пролетариата выработать социалистическое сознание, научно вы­
ражающее его классовые интересы. Носителем науки является не 
пролетариат, подчеркивал Каутский, а

 буржуазная интеллигенция, 

обучающая социализму выдающихся по своему умственному раз­
витию пролетариев, которые затем вносят социализм в классовую 
борьбу пролетариата. 

Без помощи теоретиков (из буржуазной интеллигенции) про­

летариат не способен познать свои собственные интересы и не зна­
ет, за что ему надо бороться. Его повседневная (стихийная) борьба 
за повышение заработной платы, улучшение условий труда и жиз­
ни не устраняет подчинения труда капиталу. Между тем, уверял 
Ленин, "основной экономический интерес пролетариата может быть 
удовлетворен только посредством политической революции, заме­
няющей диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата". 

Российская социал-демократия, утверждал Ленин, должна на­

править рабочее движение на путь политической борьбы. Для это­
го в России должна быть создана конспиративная централизован­
ная организация профессиональных революционеров, стремящая­
ся к руководству всеми кружками, союзами, объединениями рабо­

чего класса. "Дайте нам организацию революционеров, — писал 
Ленин, — и мы перевернем Россию!" 

Борьба Ленина и его сторонников за создание такой партии 

породила в российской социал-демократии раскол на большевиков 
и меньшевиков. На работу Ленина "Что делать?" Плеханов ото­
звался работой "Чего не делать", в которой упрекал Ленина и его 
сторонников за бланкизм, за подражание народнику Ткачеву. 

Политико-правовая идеология меньшевиков в основном тожде­

ственна идеологии Каутского и других социал-демократов Запад­
ной Европы. Их объединяла мысль, что социалистическая револю­
ция возможна лишь в странах с достаточно высоким уровнем раз­
вития производства и многочисленным рабочим классом. К таким 
странам Россия начала XX в., что очевидно, не относилась. 

Поначалу основные теоретические и организационные усилия 

Ленина были направлены на создание и обоснование партии нового 
типа. Партия большевиков, по выражению Ленина, это "ум, честь и 
совесть нашей эпохи". В период первой русской революции (1905— 

1907 гг.) Ленин доказывал, что под руководством партии большеви­

ков буржуазная революция в России будет перерастать в социали­
стическую: "Мы стоим за непрерывную революцию. Мы не остано­
вимся на полпути". Позже теоретические усилия Ленина сосредо-


background image

Гл. 24. Политические и правовые учения в Европе в начале XX в. 495 

точились на обосновании свержения империализма (монополисти­
ческого капитализма) в самое ближайшее время. Империализм, писал 
Ленин, — это такое состояние капитализма, когда он, выполнив все 
для него возможное, поворачивает к упадку; "империализм есть 
канун социальной революции пролетариата". 

К специальному исследованию теоретических проблем государ­

ства Ленин приступил в эмиграции в 1916 г., составив конспект 
ряда работ Маркса и Энгельса ("Марксизм о государстве"). На ос­
нове этого конспекта была подготовлена и издана в 1918 г. книга 
"Государство и революция". Проблемы государства занимают важ­
ное место в "Апрельских тезисах", в статье "Удержат ли больше­
вики государственную власть?" и других работах весны — лета 

1917 г. Главное внимание Ленин обращал на такие вопросы, как 

обоснование насильственной социалистической революции, под ко­
торой понималось взятие власти партией большевиков, критика 
парламентаризма, необходимость слома старой государственной ма­
шины, создание Республики Советов (республики типа Парижской 
коммуны), сосредоточение управления всем народным хозяйством 
в руках

 "одного

 всенародного, государственного "синдиката", стро­

жайший контроль со стороны государства над мерой труда и мерой 

потребления. "Все общество будет одной конторой и одной фабри­
кой с равенством труда и равенством платы". Ленин писал об ис­
пользовании созданного капитализмом учетно-регистрационного 

аппарата трестов, монополий, банков. 

Упрощение капитализмом учета и контроля до простых опе­

раций, доступных грамотному человеку, вовлекает весь рабочий 
класс в управление и входит в число условий отмирания государ­
ства. В работах этого периода Ленин обосновывал уничтожение 
(взрыв, отмену) государства в связи со строительством социализма 
и коммунизма. "При социализме

 все

 будут управлять по очереди 

и быстро привыкнут к тому, чтобы никто не управлял". Поэтому 
пролетарское государство — "полугосударство", отмирающее госу­
дарство, "неполитическое государство", "уже не есть собственно 
государство". Ленин писал о замене постоянной армии всеобщим 
вооружением народа, об осуществлении управления без особого 
аппарата. 

Практика государственного строительства после прихода боль­

шевиков к власти не подтвердила многих идей, высказанных в 
предшествующий этому период. Вместо отмирания государства, 
замены его Советами и организацией вооруженных рабочих созда­
вался строго централизованный аппарат управления, состоящий из 
многочисленных профессиональных служащих. Вскоре была созда­
на и постоянная армия. 

Пересмотр ряда прежних своих теоретических положений Ле­

нин объяснял обострением классовой борьбы: "Нам пришлось осу­
ществлять диктатуру в самой ее суровой форме". 


background image

496 

История политических и правовых учений 

В послеоктябрьских трудах понятию диктатуры уделяется по­

вышенное внимание. В книге "Пролетарская революция и ренегат 
Кутский" Ленин писал: "Революционная диктатура пролетариата 
есть власть, завоеванная и поддерживаемая насилием пролетариа­
та над буржуазией, власть, не связанная никакими законами". Вто­
рое издание книги "Государство и революция" (1919 г.) дополнено 
разделом, подчеркивающим значение идеи диктатуры пролетариа­
та в теоретическом наследии Маркса. 

Важным условием диктатуры пролетариата в России, где ра­

бочий класс был очень малочислен, Ленин считал партийное руко­
водство: "Диктатура пролетариата невозможна иначе, как через 
коммунистическую партию". Руководящее положение коммунисти­
ческой партии большевиков он называл основой Советской Консти­
туции — юридической и фактической. "Ни один важный полити­
ческий или организационный вопрос, — утверждал Ленин, — не 
решается ни одним государственным учреждением в нашей респуб­
лике без руководящих указаний Цека партии". 

В работах Ленина немало суждений о демократии, но суждения 

эти, обычно высказанные в полемике, часто имели декларативный, 
лозунговый характер: "Пролетарская демократия

 в миллион 

раз

 — подчеркивал Ленин, — демократичнее всякой буржуазной 

демократии; Советская власть в миллион раз демократичнее самой 
демократической буржуазной республики". 

В условиях, когда Советы рассматривались лишь как "привод­

ные ремни от партии к массам", Советская власть была номиналь­
ной. Даже в решениях РКП(б) резонно подчеркивалось, что Советы 
стали органами только агитации и пропаганды, и намечалась "поли­
тика оживления Советов". Партийно-административная диктатура 
не дала Советам проявить себя как органы власти. Не случайно 
весной 1921 г. последний клич гибнущей в Кронштадте российской 
социальной демократии был: "Власть не партиям, а Советам!" 

Ленин видел, что не все первоначальные теоретические замыс­

лы государственного строительства адекватно воплощаются в прак­
тике; некоторые явления и процессы его явно тревожили: "Комму­
нисты стали бюрократами. Если что нас погубит, то это". 

Развитие партийно-административной системы, опирающейся 

на насилие, закономерно привело к декларативности демократичес­
ких положений, провозглашавшихся марксизмом и ленинизмом, 
вопиющему противоречию практики и теории, высшим выражени­
ем которого явился сталинизм. 

Б. Анархизм.

 Это учение продолжало оставаться распростра­

ненным социалистическим учением. В конце XIX — начале XX в. 
сложился ряд разновидностей, течений анархизма. 

Видным теоретиком анархизма был

 Петр Алексеевич Кропот­

кин

 (1842—1921). Политическая деятельность Кропоткина началась 


background image

Гл. 24. Политические и правовые учения в Европе в начале XX в. 497 

в самый первый период народничества; после ареста и побега он 
издавал в эмиграции газеты революционного и анархистского на­
правления ("Бунтарь", "Свобода"). Его политические произведения 
стали активно издаваться в России и в других странах с начала 
XX в. В работах "Записки революционера", "Государство, его роль 
в истории", "Нравственные принципы анархизма", "Современная 
наука и анархия" и других Кропоткин изложил и обосновал теорию 

анархо- коммунизма. 

Кропоткин писал, что в основе общества лежат всеобщее ра­

венство, солидарность и свобода. 

От общества отличается одна из его исторических форм — го­

сударство. Государство Кропоткин определял как "общество взаим­
ного страхования, заключенного между землевладельцем, воином, 
судьей и священником, чтобы обеспечить каждому из них власть 
над народом и эксплуатацию бедноты. Таково было происхождение 
государства, такова была его история и таково его существо еще и 
в наше время". 

Согласно теории Кропоткина сущность истории — стремление к 

личной свободе; этому стремлению враждебно государство, самый 
смысл которого заключается в "подавлении личности, в уничтоже­
нии всякой свободной группировки, всякого свободного творчества, 
в ненависти ко всякому личному почину и в торжестве одной идеи, 
которая по необходимости должна быть идеей посредственности...". 

Особенностью исторической концепции Кропоткина является 

представление о случайности и прерывности государственной орга­
низации общества, которое в отличие от государства существует 
необходимо и постоянно. Оригинальность концепции в том, что це­
лые периоды истории, по Кропоткину, государства не было; антич­
ные республики Греции, средневековые вольные города, свободные 
сельские общины, по его мнению, не были государствами в собствен­
ном смысле слова. Начало государственности в Европе положила 
Римская империя — централизованная бюрократическая иерар­
хия, оторванная от народа и противостоящая ему. "Через всю исто­
рию нашей цивилизации, — писал Кропоткин, — проходят два 
течения, две враждебные традиции: римская и народная; импера­
торская и федералистская; традиция власти и традиция свободы. И 
теперь, накануне великой социальной революции, эти две традиции 
опять стоят лицом к лицу". 

Под великой социальной революцией Кропоткин понимал ос­

вобождение работника от ига капитала и организацию общества на 
принципах коммунизма. Идеалом Кропоткина был коммунизм, ос­
нованный на всеобщем труде и коммунальном производстве, сво­
бодном потреблении продуктов совместной работы, на свободной 
федеративной группировке от простого к сложному. Отношения 
между людьми будет определять "свободная мораль, без принуж-


background image

498 

И с т о р и я политических и правовых учений 

дения и санкции, развивающаяся из самой жизни общества и пере­
ходящая в состояние обычая". 

Золотое правило морали Кропоткин считал основой общежития. 

"Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы в тех же условиях 

другие поступали с тобою" — это, утверждал Кропоткин, "не что 
иное, как начала Равенства, т. е. основное начало анархизма". 

В коммунистическом обществе, полагал Кропоткин, место пра­

вительства займут "вполне свободное соглашение и союзный дого­
вор, случаи же столкновения неизбежно уменьшатся, а те, которые 
будут возникать, могут разрешаться третейским судом". 

Переход к коммунизму Кропоткин считал длительным, соче­

тающим разрушение (бунты, стачки, ломка старой психологии, ре­
лигии, идеологии, нравственности) с созиданием нового строя, 
организованного на свободных союзах и высокой нравственности. 

Марксизм Кропоткин отвергал, видя в нем "государственный 

социализм", который неизбежно разовьется в экономический дес­
потизм, еще более страшный, чем политический. 

Коль скоро организация коммунизма опирается на естествен­

ные законы, строительство нового общества не может быть поруче­
но каким-либо государственным учреждениям. Коммунистическое 
общество "должно быть делом всех, оно должно быть создано твор­
ческим умом самого народа; коммунизм нельзя навязать свыше, — 
писал Кропоткин, — без постоянной, ежедневной поддержки со 
стороны всех он не мог бы существовать: он задохнулся бы в атмосфе­
ре власти". 

Особенностью концепции Кропоткина было признание проме­

жуточных ступеней между государством и анархо-коммунизмом. 
Преданархическая фаза — эпоха государственного федерализ­
ма — включает распад больших централизованных государств, раз­
витие общественных организаций, служащих разрушению монопо­
лии церкви и государства, кооперативное движение, создающее 
предпосылки перехода к коммунизму. 

Идеи анархо-коммунизма распространялись в России примерно 

с 1903 г. организацией сторонников Кропоткина "Хлеб и воля". В 

1917 г. Кропоткин вернулся из эмиграции в Россию. Советы Кро­

поткин считал великим завоеванием революции, органами, с помо­
щью которых Россия сможет построить коммунистическое обще­
ство без государства. 

После Октябрьской революции в письмах к Ленину, в обраще­

ниях к западноевропейским рабочим, в других произведениях Кро­
поткин с тревогой писал о партийной диктатуре, о системе залож-
ничества, о терроре, произволе ВЧК, массовых расстрелах. 

Ссылаясь на уроки Французской революции, Кропоткин обра­

щался к Ленину: "Террористы комитета общественной безопаснос­

ти оказались могильщиками революции". Кропоткин сетовал, что