Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5794
Скачиваний: 125
494
История политических и правовых учений
тскую программу строительства социализма и коммунизма. Обосно
вание необходимости такой партии в том, что только она способна
познать и постичь подлинные интересы рабочего класса.
В работе "Что делать?" (1901—1902 гг.) Ленин называл глубоко
справедливыми и важными рассуждения Каутского о неспособности
пролетариата выработать социалистическое сознание, научно вы
ражающее его классовые интересы. Носителем науки является не
пролетариат, подчеркивал Каутский, а
буржуазная интеллигенция,
обучающая социализму выдающихся по своему умственному раз
витию пролетариев, которые затем вносят социализм в классовую
борьбу пролетариата.
Без помощи теоретиков (из буржуазной интеллигенции) про
летариат не способен познать свои собственные интересы и не зна
ет, за что ему надо бороться. Его повседневная (стихийная) борьба
за повышение заработной платы, улучшение условий труда и жиз
ни не устраняет подчинения труда капиталу. Между тем, уверял
Ленин, "основной экономический интерес пролетариата может быть
удовлетворен только посредством политической революции, заме
няющей диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата".
Российская социал-демократия, утверждал Ленин, должна на
править рабочее движение на путь политической борьбы. Для это
го в России должна быть создана конспиративная централизован
ная организация профессиональных революционеров, стремящая
ся к руководству всеми кружками, союзами, объединениями рабо
чего класса. "Дайте нам организацию революционеров, — писал
Ленин, — и мы перевернем Россию!"
Борьба Ленина и его сторонников за создание такой партии
породила в российской социал-демократии раскол на большевиков
и меньшевиков. На работу Ленина "Что делать?" Плеханов ото
звался работой "Чего не делать", в которой упрекал Ленина и его
сторонников за бланкизм, за подражание народнику Ткачеву.
Политико-правовая идеология меньшевиков в основном тожде
ственна идеологии Каутского и других социал-демократов Запад
ной Европы. Их объединяла мысль, что социалистическая револю
ция возможна лишь в странах с достаточно высоким уровнем раз
вития производства и многочисленным рабочим классом. К таким
странам Россия начала XX в., что очевидно, не относилась.
Поначалу основные теоретические и организационные усилия
Ленина были направлены на создание и обоснование партии нового
типа. Партия большевиков, по выражению Ленина, это "ум, честь и
совесть нашей эпохи". В период первой русской революции (1905—
1907 гг.) Ленин доказывал, что под руководством партии большеви
ков буржуазная революция в России будет перерастать в социали
стическую: "Мы стоим за непрерывную революцию. Мы не остано
вимся на полпути". Позже теоретические усилия Ленина сосредо-
Гл. 24. Политические и правовые учения в Европе в начале XX в. 495
точились на обосновании свержения империализма (монополисти
ческого капитализма) в самое ближайшее время. Империализм, писал
Ленин, — это такое состояние капитализма, когда он, выполнив все
для него возможное, поворачивает к упадку; "империализм есть
канун социальной революции пролетариата".
К специальному исследованию теоретических проблем государ
ства Ленин приступил в эмиграции в 1916 г., составив конспект
ряда работ Маркса и Энгельса ("Марксизм о государстве"). На ос
нове этого конспекта была подготовлена и издана в 1918 г. книга
"Государство и революция". Проблемы государства занимают важ
ное место в "Апрельских тезисах", в статье "Удержат ли больше
вики государственную власть?" и других работах весны — лета
1917 г. Главное внимание Ленин обращал на такие вопросы, как
обоснование насильственной социалистической революции, под ко
торой понималось взятие власти партией большевиков, критика
парламентаризма, необходимость слома старой государственной ма
шины, создание Республики Советов (республики типа Парижской
коммуны), сосредоточение управления всем народным хозяйством
в руках
"одного
всенародного, государственного "синдиката", стро
жайший контроль со стороны государства над мерой труда и мерой
потребления. "Все общество будет одной конторой и одной фабри
кой с равенством труда и равенством платы". Ленин писал об ис
пользовании созданного капитализмом учетно-регистрационного
аппарата трестов, монополий, банков.
Упрощение капитализмом учета и контроля до простых опе
раций, доступных грамотному человеку, вовлекает весь рабочий
класс в управление и входит в число условий отмирания государ
ства. В работах этого периода Ленин обосновывал уничтожение
(взрыв, отмену) государства в связи со строительством социализма
и коммунизма. "При социализме
все
будут управлять по очереди
и быстро привыкнут к тому, чтобы никто не управлял". Поэтому
пролетарское государство — "полугосударство", отмирающее госу
дарство, "неполитическое государство", "уже не есть собственно
государство". Ленин писал о замене постоянной армии всеобщим
вооружением народа, об осуществлении управления без особого
аппарата.
Практика государственного строительства после прихода боль
шевиков к власти не подтвердила многих идей, высказанных в
предшествующий этому период. Вместо отмирания государства,
замены его Советами и организацией вооруженных рабочих созда
вался строго централизованный аппарат управления, состоящий из
многочисленных профессиональных служащих. Вскоре была созда
на и постоянная армия.
Пересмотр ряда прежних своих теоретических положений Ле
нин объяснял обострением классовой борьбы: "Нам пришлось осу
ществлять диктатуру в самой ее суровой форме".
496
История политических и правовых учений
В послеоктябрьских трудах понятию диктатуры уделяется по
вышенное внимание. В книге "Пролетарская революция и ренегат
Кутский" Ленин писал: "Революционная диктатура пролетариата
есть власть, завоеванная и поддерживаемая насилием пролетариа
та над буржуазией, власть, не связанная никакими законами". Вто
рое издание книги "Государство и революция" (1919 г.) дополнено
разделом, подчеркивающим значение идеи диктатуры пролетариа
та в теоретическом наследии Маркса.
Важным условием диктатуры пролетариата в России, где ра
бочий класс был очень малочислен, Ленин считал партийное руко
водство: "Диктатура пролетариата невозможна иначе, как через
коммунистическую партию". Руководящее положение коммунисти
ческой партии большевиков он называл основой Советской Консти
туции — юридической и фактической. "Ни один важный полити
ческий или организационный вопрос, — утверждал Ленин, — не
решается ни одним государственным учреждением в нашей респуб
лике без руководящих указаний Цека партии".
В работах Ленина немало суждений о демократии, но суждения
эти, обычно высказанные в полемике, часто имели декларативный,
лозунговый характер: "Пролетарская демократия
в миллион
раз
— подчеркивал Ленин, — демократичнее всякой буржуазной
демократии; Советская власть в миллион раз демократичнее самой
демократической буржуазной республики".
В условиях, когда Советы рассматривались лишь как "привод
ные ремни от партии к массам", Советская власть была номиналь
ной. Даже в решениях РКП(б) резонно подчеркивалось, что Советы
стали органами только агитации и пропаганды, и намечалась "поли
тика оживления Советов". Партийно-административная диктатура
не дала Советам проявить себя как органы власти. Не случайно
весной 1921 г. последний клич гибнущей в Кронштадте российской
социальной демократии был: "Власть не партиям, а Советам!"
Ленин видел, что не все первоначальные теоретические замыс
лы государственного строительства адекватно воплощаются в прак
тике; некоторые явления и процессы его явно тревожили: "Комму
нисты стали бюрократами. Если что нас погубит, то это".
Развитие партийно-административной системы, опирающейся
на насилие, закономерно привело к декларативности демократичес
ких положений, провозглашавшихся марксизмом и ленинизмом,
вопиющему противоречию практики и теории, высшим выражени
ем которого явился сталинизм.
Б. Анархизм.
Это учение продолжало оставаться распростра
ненным социалистическим учением. В конце XIX — начале XX в.
сложился ряд разновидностей, течений анархизма.
Видным теоретиком анархизма был
Петр Алексеевич Кропот
кин
(1842—1921). Политическая деятельность Кропоткина началась
Гл. 24. Политические и правовые учения в Европе в начале XX в. 497
в самый первый период народничества; после ареста и побега он
издавал в эмиграции газеты революционного и анархистского на
правления ("Бунтарь", "Свобода"). Его политические произведения
стали активно издаваться в России и в других странах с начала
XX в. В работах "Записки революционера", "Государство, его роль
в истории", "Нравственные принципы анархизма", "Современная
наука и анархия" и других Кропоткин изложил и обосновал теорию
анархо- коммунизма.
Кропоткин писал, что в основе общества лежат всеобщее ра
венство, солидарность и свобода.
От общества отличается одна из его исторических форм — го
сударство. Государство Кропоткин определял как "общество взаим
ного страхования, заключенного между землевладельцем, воином,
судьей и священником, чтобы обеспечить каждому из них власть
над народом и эксплуатацию бедноты. Таково было происхождение
государства, такова была его история и таково его существо еще и
в наше время".
Согласно теории Кропоткина сущность истории — стремление к
личной свободе; этому стремлению враждебно государство, самый
смысл которого заключается в "подавлении личности, в уничтоже
нии всякой свободной группировки, всякого свободного творчества,
в ненависти ко всякому личному почину и в торжестве одной идеи,
которая по необходимости должна быть идеей посредственности...".
Особенностью исторической концепции Кропоткина является
представление о случайности и прерывности государственной орга
низации общества, которое в отличие от государства существует
необходимо и постоянно. Оригинальность концепции в том, что це
лые периоды истории, по Кропоткину, государства не было; антич
ные республики Греции, средневековые вольные города, свободные
сельские общины, по его мнению, не были государствами в собствен
ном смысле слова. Начало государственности в Европе положила
Римская империя — централизованная бюрократическая иерар
хия, оторванная от народа и противостоящая ему. "Через всю исто
рию нашей цивилизации, — писал Кропоткин, — проходят два
течения, две враждебные традиции: римская и народная; импера
торская и федералистская; традиция власти и традиция свободы. И
теперь, накануне великой социальной революции, эти две традиции
опять стоят лицом к лицу".
Под великой социальной революцией Кропоткин понимал ос
вобождение работника от ига капитала и организацию общества на
принципах коммунизма. Идеалом Кропоткина был коммунизм, ос
нованный на всеобщем труде и коммунальном производстве, сво
бодном потреблении продуктов совместной работы, на свободной
федеративной группировке от простого к сложному. Отношения
между людьми будет определять "свободная мораль, без принуж-
498
И с т о р и я политических и правовых учений
дения и санкции, развивающаяся из самой жизни общества и пере
ходящая в состояние обычая".
Золотое правило морали Кропоткин считал основой общежития.
"Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы в тех же условиях
другие поступали с тобою" — это, утверждал Кропоткин, "не что
иное, как начала Равенства, т. е. основное начало анархизма".
В коммунистическом обществе, полагал Кропоткин, место пра
вительства займут "вполне свободное соглашение и союзный дого
вор, случаи же столкновения неизбежно уменьшатся, а те, которые
будут возникать, могут разрешаться третейским судом".
Переход к коммунизму Кропоткин считал длительным, соче
тающим разрушение (бунты, стачки, ломка старой психологии, ре
лигии, идеологии, нравственности) с созиданием нового строя,
организованного на свободных союзах и высокой нравственности.
Марксизм Кропоткин отвергал, видя в нем "государственный
социализм", который неизбежно разовьется в экономический дес
потизм, еще более страшный, чем политический.
Коль скоро организация коммунизма опирается на естествен
ные законы, строительство нового общества не может быть поруче
но каким-либо государственным учреждениям. Коммунистическое
общество "должно быть делом всех, оно должно быть создано твор
ческим умом самого народа; коммунизм нельзя навязать свыше, —
писал Кропоткин, — без постоянной, ежедневной поддержки со
стороны всех он не мог бы существовать: он задохнулся бы в атмосфе
ре власти".
Особенностью концепции Кропоткина было признание проме
жуточных ступеней между государством и анархо-коммунизмом.
Преданархическая фаза — эпоха государственного федерализ
ма — включает распад больших централизованных государств, раз
витие общественных организаций, служащих разрушению монопо
лии церкви и государства, кооперативное движение, создающее
предпосылки перехода к коммунизму.
Идеи анархо-коммунизма распространялись в России примерно
с 1903 г. организацией сторонников Кропоткина "Хлеб и воля". В
1917 г. Кропоткин вернулся из эмиграции в Россию. Советы Кро
поткин считал великим завоеванием революции, органами, с помо
щью которых Россия сможет построить коммунистическое обще
ство без государства.
После Октябрьской революции в письмах к Ленину, в обраще
ниях к западноевропейским рабочим, в других произведениях Кро
поткин с тревогой писал о партийной диктатуре, о системе залож-
ничества, о терроре, произволе ВЧК, массовых расстрелах.
Ссылаясь на уроки Французской революции, Кропоткин обра
щался к Ленину: "Террористы комитета общественной безопаснос
ти оказались могильщиками революции". Кропоткин сетовал, что