Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5781

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 23. Либеральная идеология в России в конце XIX — нач. XX в. 479 

гической подчиненности и поэтому они должны изучаться парал­
лельно. Но, несмотря на множественность научных понятий права, 
утверждал Кистяковский, право как явление едино. Применяя раз­
личные методы изучения одного явления социальной жизни — пра­
ва, в правоведении нельзя создать единого научного понятия права, 
таких понятий будет несколько. Разработкой этих понятий должна 
заняться, по мнению Кистяковского, общая теория права. Нельзя 

довольствоваться только перечислением разных правопониманий, 
необходимо, считал ученый, "найти такие логические формы, кото­
рые объединили бы различные научные понятия явлений, лежа­
щих в основании культурных благ". 

Концепция Кистяковского была ориентирована на изучение права 

как части культурного творчества людей, т. е. на исследование пра­
ва в сфере оценок и целей. Он различал в понятии права сферу 
бытия, социального явления, факта общественной жизни и сферу 
долженствования, нормы, области морали. Следуя Канту, ученый 

утверждал, что в основе права как проявления нравственности ле­
жит принцип этического долженствования, предполагающий пост­
роение мира ценностей. Понятие "ценность" (право как порядок, 
свобода, личная безопасность и т. п.) находится в сознании чело­
века, но значение этого понятия проявляется в действиях людей. 
Ценности составляют, по Кистяковскому, особый вид бытия, а имен­
но — "культурную общественность". Это — особый мир, мир ценно­
стей, который возникает из духовных потребностей человека. Он 
существует параллельно с миром природы и должен так же глубо­
ко исследоваться человеком. Объектом подобного изучения для юри­
ста должно быть признано правосознание людей, понимание ими 
значения права для регулирования социальных отношений и под­
держания общественного порядка. 

Кистяковский критически исследовал современное ему россий­

ское правосознание и отмечал, что в России, в первую очередь со 
стороны интеллигенции, нет интереса к правовым идеям. Кистяков­
ский в работе "В защиту права" приводит стихотворные строки 
поэта-юмориста Б. Н. Алмазова (вложенные в уста К. С. Аксакова 
взгляды славянофилов): "По причинам органическим мы совсем не 
снабжены здравым смыслом юридическим, сим исчадьем сатаны. 
Широки натуры русские, нашей правды идеал не влезает в формы 
узкие юридических начал". 

Как ориентир для развития государства Кистяковский пред­

лагал идею правового и социально-справедливого государства. Право, 
по глубокому убеждению Кистяковского, должно быть "совершенно 
независимо от того, какие политические направления господствуют 
в стране и правительстве. Право, по самому своему существу, стоит 
над партиями..." "Наши юристы прежде всего должны настаивать 


background image

480 

И с т о р и я политических и правовых учений 

на признании за правом самостоятельного значения, так как право 

должно быть правом, а не каким-то придатком к экономической, 
политической и другим сторонам общественно-государственной 
жизни", — писал Кистяковский. Долг российских юристов — "спо­
собствовать всеми силами повышению авторитета права, а это по­

вышение возможно только при неуклонном осуществлении право­
вых норм*. Высшее благо для России, заявлял ученый о современ­
ном ему праве, — это "определенность, прочность и устойчивость 
права". 

Заслугой Кистяковского является глубокое обоснование множе­

ственности методов в изучении права. Исследование вопросов об 
отношении между правом и государством, правом и хозяйством, 
правом и обществом, правом и нравственностью, правом и религией 
и т. д. требует методологии, способной изучать это социальное явле­
ние с нормативной, социологической, государственно-организацион­
ной, психологической сторон. 

Различные понятия права, по убеждению Кистяковского, дол­

жны быть не только ориентированы на изучение культурных благ, 
но и объединены с помощью каких-либо синтетических форм в 

новый вид познавательной деятельности человека. Эта проблема 

нищего учения о праве остается актуальной и в настоящее время. 

§ 6. Религиозно-нравственная философия права 

в России. В. С. Соловьев. Е. Н. Трубецкой 

В России в конце XIX — начале XX в. существовало немало 

философски-религиозно настроенных мыслителей, затрагивавших 
вопросы права с позиций справедливости, в связи с религиозными 
заповедями, идеями нравственного совершенствования. 

Видный философ права

 Владимир Сергеевич Соловьев

 (1853— 

1900), доцент философского факультета Московского университета 

по кафедре философии, некоторое время читал лекции в Петер­
бургском университете. В 1900 г. он был избран почетным академи­
ком Академии наук по разряду изящной словесности отделения 

русского языка и словесности. В 1891 г. Соловьев был приглашен 
возглавить отдел философии в Большом Энциклопедическом Сло­
варе Брокгауза и Ефрона, написал более 130 статей (например, 
статьи о Канте, Гегеле, Конте). Он внес большой вклад в обоснова­
ние нравственного содержания права. К числу главных работ Соло­
вьева относятся "Кризис западной философии (против позитивис­
тов)" (1874 г.), "Критика отвлеченных начал", "Оправдание добра. 
Нравственная философия". 

Учение о праве Соловьева основывается на изучении и сопос­

тавлении им природы права и морали. Согласно его взглядам нрав-


background image

Гл. 23. Либеральная идеология в России в конце XIX — нач. XX в. 481 

ственное требование по своему содержанию неограниченно и всегда 
стремится к построению идеала. Право, наоборот, носит условный 
характер и предполагает ограничение — в юридической области 
важны поступок и его результат. Нравственный закон, предписы­
вая должное поведение, обращен только к внутренней стороне воли 
индивида, а юридический закон рассматривает внешнее проявле­
ние воли — имущество, действие, результат действия и т.- д. 

Коль скоро в правовой области важна реализация правовых 

норм для гарантированности каких-либо благ, например, безопас­
ности лиц в обществе, осуществления прав личности, то юридичес­
кий закон непременно должен содержать в себе прямое либо кос­
венное принуждение. Право, замечал Соловьев, это "принудитель­
ное требование реализации определенного минимального добра или 
порядка, не допускающего известных проявлений зла". Задача пра­
ва, по его мнению, заключается не в том, чтобы лежащий во зле мир 
превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он до времени не 
превратился в ад. 

Соловьев был приверженцем концепции "возрожденного" ес­

тественного права. Сущностью права Соловьев признавал "истори­
чески-подвижное определение необходимого принудительного рав­
новесия двух нравственных интересов — личной свободы и общего 
блага", где право — область внешняя, а интерес личности — об­
ласть частная. "Общее благо" должно общим пределом ограничи­
вать частные интересы, но оно не может их упразднять. Поэтому он 
выступал против смертной казни и пожизненного заключения, ко­
торые, по его мнению, противоречат существу права. 

Соловьев в своем учении различал понятие сущности права 

(идею права) и позитивное право (закон). Закон — это "определен­
ное в данных обстоятельствах места и времени ограничение личной 
свободы требованиями общего блага", к признакам которого он от­
носил: 1) публичность; 2) конкретность; 3) реальную применимость. 

Право должно быть обеспечено, следовательно, необходимо иметь 

достаточно силы для реализации правовых норм, рассуждал Соло­

вьев. Такой силой он признавал государственную власть, содер­
жание которой определяется деятельностью законодательной вла­
сти — власти издавать обязательные для всех законы, судебной 
властью — властью судить в соответствии с этими общими закона­
ми о частных делах, исполнительной властью — властью принуж­
дать всех и каждого к исполнению законов. 

Соловьев выступал против принципа разделения властей как 

"системы сдержек и противовесов". По мнению Соловьева, власть 

является единым началом полновластия; судебная власть подчиня­
ется законодательной, а исполнительная — "заведует принуди­
тельным исполнением законов и судебных решений" и потому про-
изводна от первых двух. 


background image

482 

История политических и правовых учений 

Только в государстве право способно реально осуществляться и 

быть гарантированным. Поэтому Соловьев называл государство "воп­
лощенным правом". Вместе с тем он не разделял концепции право­
вого государства, считая что граница деятельности государства 
лежит не в индивидуальной свободе, а в "равномерном и всеобщем 
характере ограничения". 

Соловьев выступал с обоснованием позитивных функций госу­

дарства. Каждое государство имеет целью охрану основ своего об­
щежития, а христианское государство, за которое ратовал Соловьев, 
стремится еще улучшить условия существования человека в этом 
обществе. Прогресс государства, по его замечанию, состоит в том, 
чтобы "как можно меньше стеснять внутренний нравственный мир 
человека и как можно вернее и шире обеспечивать внешние усло­
вия для достойного существования и совершенствования людей". 

Одним из первых в России Соловьев выдвинул требование о 

праве каждого человека на достойное существование. Отрицая ма­
териальное уравнивание всех людей, Соловьев считал, что государ­
ство, тем не менее, должно взять на себя заботу об обеспечении 
экономически слабых лиц. Кроме нравственной цели поддержания 

достойного существования человека Соловьев видел в этом требова­
нии условие существования всего общества и государства. "Право­
вое принуждение не принуждает никого быть добродетельным. Его 
задача — препятствовать злому человеку стать злодеем (опасным 
для общества) только в интересе общего блага", — писал ученый. 

Являясь сторонником проведения реформ в России, наделения 

граждан различными правами и свободами, Соловьев предлагал 
идею государства как "нравственно-органическую солидарность 
между простым народом и образованным классом". Всю ответствен­
ность за ненадлежащее проведение государственных реформ он 
возлагал не только на правительство, но и на интеллигенцию, кото­
рая, по его убеждению, недостаточно отстаивала в России идеи 
права и правового государства. 

В начале своего творческого пути Соловьев разделял идеи сла­

вянофилов о путях развития России, однако вскоре он выступил с 
их критикой. Славянофилы не признавали позитивного значения 
права и государства для русского народа. Соловьев стремился до­
казать, что нравственные свободы, к которым призывали славяно­
филы, без должных гарантий со стороны права и государства оста­
нутся фикцией. 

Кроме того, Соловьев отрицательно относился к проповеди 

Л. Н. Толстым "непротивления злу", отрицавшей все правовые ус­
тановления. Толстой настаивал на решении социальных вопросов с 
помощью только личного подвига человека вне правовой организа­
ции общества, его реформ, принудительных законов. 


background image

Гл. 23. Либеральная идеология в России в конце XIX — нач. XX в. 483 

По мнению Соловьева, безопасность как одного человека, так и 

целого общества не может охраняться одним нравственным зако­
ном, который окажется недейственным для людей с преобладаю­
щими противообщественными настроениями. Для согласия всех ин­
тересов, считал он, как раз и необходимы юридический закон и 
государство. 

Одной из наиболее сложных проблем философии права Соло­

вьев считал соотношение личности и общества, которые он рассмат­
ривал как два соотносительных логически и исторически понятия. 
Оспаривая идеи других сторонников нравственного идеализма, Со­

ловьев понимал природу общества и личности как единую нрав­
ственную. "Общество, — отмечал он, — есть дополненная, или рас­
ширенная личность, а личность — сжатое, или сосредоточенное 
общество". В обществе проявляются сознание и разум личности: 
людей объединяет вместе "общее предание", "общественное служе­
ние", "общий идеал". 

Этим трем основным моментам лично-общественной жизни — 

религиозному, политическому, пророческому — в ходе историчес­
кого развития соответствуют, как замечал Соловьев, три последо­
вательно выступающие ступени человеческого сознания и формы 
общественного строя: 1) родовая, принадлежащая прошедшему, но 
сохраняемая в современных условиях в видоизмененной форме в 
семье; 2) национально-государственный строй, господствующий в 
настоящем, и 3) всемирное общение жизни как идеал будущего. 

На всех этих этапах общество проявляется как нравственное 

восполнение или осуществление личности на данном историческом 
этапе своего развития. Причем высшая ступень всецело не отменя­
ет и не упраздняет низшую, а только, вбирая в свою сферу, видоизме­
няет ее, из самостоятельного целого делая подчиненною частью 
(например, родовой союз с возникновением государства становится 
его подчиненным элементом в виде семьи, в которой родственная 
связь не только не упраздняется, а, наоборот, углубляется; изменя­

ется лее лишь правовое значение — род перестает быть основанием 
независимой власти). Так Соловьев определял нравственные осно­
вы и личности, которая стремится к бесконечному совершенству, и 
целого общества, которое предоставляет человеку возможности са­
мореализации и саморазвития. 

Значение философии права Соловьева в истории политико-пра­

вовых учений основывается на признании им идеального и соци­
ального характера права. По его убеждению, ценность права зак­
лючается в том:, что оно является не только нравственным ори­
ентиром, но и необходимым регулятором общественных отноше­
ний. Идеи права как минимума нравственности, ориентация го­
сударства на социальные реформы были восприняты многими