Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5784
Скачиваний: 125
474
История политических и правовых учений
реорганизации общественной жизни в России, он считал путь ре
форм единственно приемлемым как для существования и развития
общества, так и для сохранения политической власти государства.
Шершеневич считал безусловно необходимым исследование тех
явлений и отношений, которые влияют на содержание правовых
норм и на их применение к правовым отношениям. Однако он воз
ражал против замены правовой догматики социологическим право
ведением либо естественно-правовыми воззрениями. Изучать дог
му и технику права, подчеркивал Шершеневич, особенно важно
для юриста-практика, который стоит вне идеологии государства и
политики права.
Разработанная им теория права и государства на основе фор
мально-догматического метода имеет большое значение и в настоя
щее время. "Общая теория права" Шершеневича, переизданная в
1995 г., во многом не утратила значения для преподавания теории
государства и права, истории политических и правовых учений.
§ 5. Неокантианские теории права.
П. И. Новгородцев. Б. А. Кистяковский
Павел Иванович Новгородцев
(1866—1924) — философ права,
один из создателей концепции "возрожденного" естественного пра
ва в России, исследователь истории политических учений Нового
времени. Он был профессором Московского университета, основа
телем и первым деканом Русского юридического факультета в Пра
ге. Ему принадлежат работы по истории философии права, вопро
сам теории права и государства, среди которых наиболее известны
"Введение в философию права. Кризис современного правосозна
ния" и "Об общественном идеале".
Философско-методологической основой его концепции являлись
учения Канта и Гегеля, теоретические положения которых Новго
родцев стремился соединить с политико-правовыми идеями конца
XIX — начала XX в.
Поиск и обоснование общественного идеала — тема всей жизни
и научной деятельности Новгородцева. Он различал понятия абсо
лютного и относительного идеалов. Абсолютный идеал создается
каждым человеком самостоятельно и выступает в качестве требо
вания нравственного поведения индивида, бесконечного совершен
ствования личности. В основе этого идеала лежит личность как
абсолютная цель общественного прогресса. Эти идеи Новгородцева
во многом определялись философией права Канта, согласно кото
рой человек всегда должен рассматриваться только "как цель и
никогда как средство". Требование абсолютного идеала, по учению
Новгородцева, носит вневременной характер и является общим для
Гл. 23. Либеральная идеология в России в конце XIX — нач. XX в. 475
права и морали. Однако в каждой из этих областей — в области
права и в области морали — стремление к идеалу получает свое
особое выражение соответственно существу той руководящей идеи,
которая в них проявляется. Необходимо определить, писал Новго
родцев, каков должен быть абсолютный идеал применительно к
области социальных явлений.
Относительный идеал зависит не только от конкретного лица,
но и от других субъектов общественной жизни (группы, класса,
движения, партии т. д.) и ориентирован всегда на создание какого-
либо общественного порядка, отражающего в то же время сущность
отдельного человека (личная безопасность, свобода, равенство, соб
ственность, солидарность и т. п.). В отличие от абсолютного, кото
рый имеет безусловное значение, относительный идеал носит ус
ловный характер. Проблема соотношения абсолютного и относи
тельного элементов в общественном идеале, по существу, есть про
блема связи "индивидуального — коллективного" ("личностного —
общественного").
Поскольку, согласно концепции Новгородцева, общественный
идеал носит духовный характер, ученый уделяет основное внима
ние проблеме соотношения права и нравственности. На этом бази
руется нормативно-этическое понимание права, в основе которого
лежит понятие естественного права как части нравственной суб
станции.
Новгородцев по-своему развивал понятие естественного права с
изменяющимся содержанием. Мораль столь же неизменна, рас
суждал Новгородцев, сколь постоянна сущность человека: то, что
нравственно для одного человека, не может (не должно) быть эти
чески безразличным для другого. Право же (и правосознание) под
вижно и изменчиво, вплоть до того, что право может противоречить
само себе или идее справедливости. Проблема заключается в том,
чтобы в процессе совершенствования права (1) не выходить за пре
делы моральных критериев и (2) направлять правотворчество в
соответствии с этическим идеалом в такой степени, в какой это
возможно в данном исторически определенном обществе. То, что
неосуществимо в одном обществе, может быть реализовано в дру
гом.
Гегелевскую идею развития свободы, воплощения ее в конкрет
ных условиях Новгородцев стремился соединить с этической тео
рией Канта. Результат не мог быть иным, чем идея "естественного
права с изменяющимся содержанием", выражающая идею прогрес
са в правосознании (и в праве) при незыблемости принципов нрав
ственности, основанных на признании ценности и достоинства лич
ности всех времен и народов. Иными словами, если "право — мини
мум нравственности" (как утверждали Г. Еллинек, В. Соловьев и
476
История политических и правовых учений
др.), то этот "минимум", по Новгородцеву, может быть различен для
разных исторических возможностей и объективных условий.
Новгородцева тревожил вопрос взаимоотношений личности как
безусловной ценности, обладающей разумом и свободной волей, и
общественной среды, которая может всецело поглотить личность.
Недопустимо, заявлял он, подчинять личность обществу "в каче
стве орудия или средства" своего существования. С этих позиций
Новгородцев критически оценивал теории марксизма и революци
онного синдикализма.
Общественно-политический идеал (относительный — по тер
минологии Новгородцева) в конце XIX — начале XX в. выражался,
согласно его учению, в требовании социально-правового государ
ства.
В работе "Введение в философию права. Кризис современного
правосознания" ученый глубоко исследует новое содержание тре
бований свободы и равенства, считая, что государство должно взять
на себя заботу об экономически слабых лицах, которые в силу раз
личных причин неспособны к существованию за счет собственных
материальных средств.
Новгородцев писал, что цель права — охрана свободы, однако
пользование этой свободой может быть совершенно парализовано
недостатком средств. Вот почему, несмотря на то, что задачей и
сущностью права является охрана личной свободы, не менее важна
и возможность осуществления этой задачи — забота о материаль
ных условиях свободы. Решение данной проблемы, заключал уче
ный, должно взять на себя государство.
Новгородцев обосновал понятие "право на достойное человечес
кое существование". Обладая нравственной природой, это право,
рассуждал ученый, должно иметь юридическое значение. "В этом
случае на наших глазах совершается один из обычных переходов
нравственного сознания в правовое, которыми отмечено прогрессив
ное развитие права". Новгородцев обосновывал необходимость "обес
печить для каждого возможность человеческого существования и
освободить от гнета таких условий жизни, которые убивают чело
века физически и нравственно". Он призывал к введению понятия
права на достойное человеческое существование в Декларацию прав
человека и гражданина и к юридической разработке основных ин
ститутов этого понятия в рамках позитивного права.
В 1920 г. Новгородцев эмигрировал и в 1922 г. выступил основа
телем и первым деканом Русского юридического факультета, а так
же председателем Религиозно-философского общества им. Вл. Со
ловьева в Праге. В последний период жизни в творчестве Новгород
цева усилились религиозные настроения: все движение человече
ства представлялось ему по пути к теократии; связь права и
Гл. 23. Либеральная идеология в России в конце XIX — нач. XX в. 477
нравственности он полагал в более высоком единении на основе
религиозного закона.
Философ и теоретик права и государства
Богдан Александрович
Кистяковский
(1868—1920) в своем основном произведении "Со
циальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук
и общей теории права" (1916 г.) глубоко исследовал понятие права
как социального явления и как части духовной жизни человека,
методологию изучения права, вопросы государственной власти, про
блемы прав человека и гражданина, идеи правового государства и
возможности перехода к социально-справедливому государству.
Гуманитарные науки, в том числе наука о праве, подобно есте
ственным наукам, должны строиться, по учению Кистяковского, на
основе множественности понятий. Коль скоро "право входит в раз
личные сферы человеческой жизни и деятельности, которые могут
составлять предмет различных отраслей гуманитарных наук", то
понятие права сводится к четырем основным определениям: госу
дарственно-организационному, социологическому, психологическо
му, нормативному. Все эти понимания права, отмечал Кистяков
ский, равноценны, а потому подлежат самостоятельному изучению
и разработке.
Государственно-организационное,
или
государственно-повели
тельное,
понятие права состоит в "совокупности норм, исполнение
которых вынуждается, защищается и гарантируется государством".
Право, согласно этому подходу, "есть то, что государство приказы
вает считать правом". Большое значение этого понимания права
несомненно, отмечал Кистяковский, так как оно содержит "государ
ственно-организационный элемент в праве", но и крайне ограни
ченно в силу того, что за рамками права остаются обычное право,
часть государственного права и международное право.
Социологическое
понятие права обращает внимание на право
как на совокупность осуществляющихся в ж:изни правовых отноше
ний. Право, согласно этому подходу, отмечал Кистяковский, пред
ставляет собой социальное явление, заключающее в себе широкий
круг национальных, бытовых, экономических и других отношений.
Во взаимодействии с ними право вырабатывается, изменяется, раз
вивается. Такое правопонимание, считал ученый, безусловно, шире
государственно-повелительного, поскольку обнимает и обычное, и
государственное, и международное право во всем их объеме. К не
достаткам этого правопонимания Кистяковский относил отсутствие
четких границ между правовыми и неправовыми отношениями. В
силу неясности критерия — что именно считать правом — социо
логи права, отмечал ученый, любят обращаться к словесным опре
делениям типа "социальная солидарность", "замиренная среда" и
т. п. Однако подобное правопонимание содержит в себе "чисто эти
ческое содержание".
478
И с т о р и я политических и правовых учений
Психологическое
понятие права, выдвинутое Л. И, Петражиц-
ким, представляет собой "совокупность тех психических пережива
ний долга или обязанности, которые обладают императивно-атри
бутивным характером". В итоге, заявлял Кистяковский, создалось
такое широкое понятие, "что объектом его оказалось не само право,
а правовая психика". Вместе с тем за рамками этого правопонима-
ния осталось содержание объективного права.
Нормативное
понятие права признает право как "совокупность
норм, заключающих в себе идеи о должном, которые определяют
внешние отношения людей между собой". Это понятие права обла
дает большой познавательной ценностью, считал Кистяковский,
поскольку указывает на устойчивый характер права (долженство
вание), который не определяется исчерпывающим образом ни од
ним другим правопониманием. Недостаток нормативного правопо-
нимания заключается в том, писал он, что оно не всегда определяет
реальное, действующее право, поскольку характер долженствова
ния распространяется на то право, которое было бы желательно с
точки зрения современного правосознания.
Кроме этих четырех "теоретических понятий" права Кистяков
ский определил "технические понятия", к которым относил юриди-
ко-догматическое и юридико-политическое понятия. Назначение этих
понятий, по его мнению, заключается в определении и системати
зации правовых явлений для решения чисто практических задач
догматической юриспруденции.
"С точки зрения юридической догматики право представляет
собой совокупность правил, указывающих, как находить в действу
ющих правовых нормах решения для всех случаев столкновения
интересов или столкновения представлений о праве и неправе", —
писал Кистяковский. Кроме того, с помощью различных приемов
юридической догматики нормы действующего права перерабатыва
ются в юридические понятия, категории и приводятся, таким обра
зом, в логичную правовую систему.
Юридико-политическое понятие права, или политику права,
Кистяковский определял как совокупность правил, помогающих
находить и устанавливать какие-либо устойчивые нормы в обще
ственной жизни, тем самым закрепляя за ними правовой характер.
Политика права — это раздел, наименее разработанный из всех
способов научного изучения права, поскольку для построения науч
ной политики права, по его убеждению, необходима не только
разработанная система социальных наук, но и этика, которая могла
бы дать ориентир для всех других отделов политики — промыш
ленной, аграрной, торговой и др.
Все эти понятия права (четыре теоретических и два техничес
ких) не должны быть сводимы друг к другу. Между ними нет ло-