Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5784

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

474 

История политических и правовых учений 

реорганизации общественной жизни в России, он считал путь ре­
форм единственно приемлемым как для существования и развития 
общества, так и для сохранения политической власти государства. 

Шершеневич считал безусловно необходимым исследование тех 

явлений и отношений, которые влияют на содержание правовых 
норм и на их применение к правовым отношениям. Однако он воз­
ражал против замены правовой догматики социологическим право­
ведением либо естественно-правовыми воззрениями. Изучать дог­
му и технику права, подчеркивал Шершеневич, особенно важно 
для юриста-практика, который стоит вне идеологии государства и 
политики права. 

Разработанная им теория права и государства на основе фор­

мально-догматического метода имеет большое значение и в настоя­
щее время. "Общая теория права" Шершеневича, переизданная в 

1995 г., во многом не утратила значения для преподавания теории 

государства и права, истории политических и правовых учений. 

§ 5. Неокантианские теории права. 

П. И. Новгородцев. Б. А. Кистяковский 

Павел Иванович Новгородцев

 (1866—1924) — философ права, 

один из создателей концепции "возрожденного" естественного пра­
ва в России, исследователь истории политических учений Нового 

времени. Он был профессором Московского университета, основа­

телем и первым деканом Русского юридического факультета в Пра­
ге. Ему принадлежат работы по истории философии права, вопро­
сам теории права и государства, среди которых наиболее известны 
"Введение в философию права. Кризис современного правосозна­
ния" и "Об общественном идеале". 

Философско-методологической основой его концепции являлись 

учения Канта и Гегеля, теоретические положения которых Новго­
родцев стремился соединить с политико-правовыми идеями конца 
XIX — начала XX в. 

Поиск и обоснование общественного идеала — тема всей жизни 

и научной деятельности Новгородцева. Он различал понятия абсо­
лютного и относительного идеалов. Абсолютный идеал создается 
каждым человеком самостоятельно и выступает в качестве требо­
вания нравственного поведения индивида, бесконечного совершен­
ствования личности. В основе этого идеала лежит личность как 
абсолютная цель общественного прогресса. Эти идеи Новгородцева 
во многом определялись философией права Канта, согласно кото­
рой человек всегда должен рассматриваться только "как цель и 
никогда как средство". Требование абсолютного идеала, по учению 
Новгородцева, носит вневременной характер и является общим для 


background image

Гл. 23. Либеральная идеология в России в конце XIX — нач. XX в. 475 

права и морали. Однако в каждой из этих областей — в области 
права и в области морали — стремление к идеалу получает свое 
особое выражение соответственно существу той руководящей идеи, 
которая в них проявляется. Необходимо определить, писал Новго­
родцев, каков должен быть абсолютный идеал применительно к 
области социальных явлений. 

Относительный идеал зависит не только от конкретного лица, 

но и от других субъектов общественной жизни (группы, класса, 
движения, партии т. д.) и ориентирован всегда на создание какого-

либо общественного порядка, отражающего в то же время сущность 
отдельного человека (личная безопасность, свобода, равенство, соб­
ственность, солидарность и т. п.). В отличие от абсолютного, кото­
рый имеет безусловное значение, относительный идеал носит ус­
ловный характер. Проблема соотношения абсолютного и относи­
тельного элементов в общественном идеале, по существу, есть про­
блема связи "индивидуального — коллективного" ("личностного — 
общественного"). 

Поскольку, согласно концепции Новгородцева, общественный 

идеал носит духовный характер, ученый уделяет основное внима­
ние проблеме соотношения права и нравственности. На этом бази­
руется нормативно-этическое понимание права, в основе которого 

лежит понятие естественного права как части нравственной суб­

станции. 

Новгородцев по-своему развивал понятие естественного права с 

изменяющимся содержанием. Мораль столь же неизменна, рас­
суждал Новгородцев, сколь постоянна сущность человека: то, что 
нравственно для одного человека, не может (не должно) быть эти­
чески безразличным для другого. Право же (и правосознание) под­
вижно и изменчиво, вплоть до того, что право может противоречить 
само себе или идее справедливости. Проблема заключается в том, 
чтобы в процессе совершенствования права (1) не выходить за пре­
делы моральных критериев и (2) направлять правотворчество в 
соответствии с этическим идеалом в такой степени, в какой это 
возможно в данном исторически определенном обществе. То, что 
неосуществимо в одном обществе, может быть реализовано в дру­

гом. 

Гегелевскую идею развития свободы, воплощения ее в конкрет­

ных условиях Новгородцев стремился соединить с этической тео­
рией Канта. Результат не мог быть иным, чем идея "естественного 
права с изменяющимся содержанием", выражающая идею прогрес­
са в правосознании (и в праве) при незыблемости принципов нрав­
ственности, основанных на признании ценности и достоинства лич­
ности всех времен и народов. Иными словами, если "право — мини­
мум нравственности" (как утверждали Г. Еллинек, В. Соловьев и 


background image

476 

История политических и правовых учений 

др.), то этот "минимум", по Новгородцеву, может быть различен для 
разных исторических возможностей и объективных условий. 

Новгородцева тревожил вопрос взаимоотношений личности как 

безусловной ценности, обладающей разумом и свободной волей, и 
общественной среды, которая может всецело поглотить личность. 
Недопустимо, заявлял он, подчинять личность обществу "в каче­
стве орудия или средства" своего существования. С этих позиций 
Новгородцев критически оценивал теории марксизма и революци­
онного синдикализма. 

Общественно-политический идеал (относительный — по тер­

минологии Новгородцева) в конце XIX — начале XX в. выражался, 
согласно его учению, в требовании социально-правового государ­
ства. 

В работе "Введение в философию права. Кризис современного 

правосознания" ученый глубоко исследует новое содержание тре­
бований свободы и равенства, считая, что государство должно взять 
на себя заботу об экономически слабых лицах, которые в силу раз­
личных причин неспособны к существованию за счет собственных 
материальных средств. 

Новгородцев писал, что цель права — охрана свободы, однако 

пользование этой свободой может быть совершенно парализовано 
недостатком средств. Вот почему, несмотря на то, что задачей и 
сущностью права является охрана личной свободы, не менее важна 
и возможность осуществления этой задачи — забота о материаль­
ных условиях свободы. Решение данной проблемы, заключал уче­
ный, должно взять на себя государство. 

Новгородцев обосновал понятие "право на достойное человечес­

кое существование". Обладая нравственной природой, это право, 
рассуждал ученый, должно иметь юридическое значение. "В этом 
случае на наших глазах совершается один из обычных переходов 
нравственного сознания в правовое, которыми отмечено прогрессив­
ное развитие права". Новгородцев обосновывал необходимость "обес­
печить для каждого возможность человеческого существования и 
освободить от гнета таких условий жизни, которые убивают чело­
века физически и нравственно". Он призывал к введению понятия 
права на достойное человеческое существование в Декларацию прав 

человека и гражданина и к юридической разработке основных ин­
ститутов этого понятия в рамках позитивного права. 

В 1920 г. Новгородцев эмигрировал и в 1922 г. выступил основа­

телем и первым деканом Русского юридического факультета, а так­
же председателем Религиозно-философского общества им. Вл. Со­

ловьева в Праге. В последний период жизни в творчестве Новгород­
цева усилились религиозные настроения: все движение человече­
ства представлялось ему по пути к теократии; связь права и 


background image

Гл. 23. Либеральная идеология в России в конце XIX — нач. XX в. 477 

нравственности он полагал в более высоком единении на основе 
религиозного закона. 

Философ и теоретик права и государства

 Богдан Александрович 

Кистяковский

 (1868—1920) в своем основном произведении "Со­

циальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук 
и общей теории права" (1916 г.) глубоко исследовал понятие права 
как социального явления и как части духовной жизни человека, 
методологию изучения права, вопросы государственной власти, про­
блемы прав человека и гражданина, идеи правового государства и 
возможности перехода к социально-справедливому государству. 

Гуманитарные науки, в том числе наука о праве, подобно есте­

ственным наукам, должны строиться, по учению Кистяковского, на 
основе множественности понятий. Коль скоро "право входит в раз­

личные сферы человеческой жизни и деятельности, которые могут 
составлять предмет различных отраслей гуманитарных наук", то 

понятие права сводится к четырем основным определениям: госу­
дарственно-организационному, социологическому, психологическо­
му, нормативному. Все эти понимания права, отмечал Кистяков­
ский, равноценны, а потому подлежат самостоятельному изучению 
и разработке. 

Государственно-организационное,

 или

 государственно-повели­

тельное,

 понятие права состоит в "совокупности норм, исполнение 

которых вынуждается, защищается и гарантируется государством". 
Право, согласно этому подходу, "есть то, что государство приказы­
вает считать правом". Большое значение этого понимания права 
несомненно, отмечал Кистяковский, так как оно содержит "государ­
ственно-организационный элемент в праве", но и крайне ограни­
ченно в силу того, что за рамками права остаются обычное право, 
часть государственного права и международное право. 

Социологическое

 понятие права обращает внимание на право 

как на совокупность осуществляющихся в ж:изни правовых отноше­
ний. Право, согласно этому подходу, отмечал Кистяковский, пред­
ставляет собой социальное явление, заключающее в себе широкий 
круг национальных, бытовых, экономических и других отношений. 
Во взаимодействии с ними право вырабатывается, изменяется, раз­
вивается. Такое правопонимание, считал ученый, безусловно, шире 
государственно-повелительного, поскольку обнимает и обычное, и 
государственное, и международное право во всем их объеме. К не­
достаткам этого правопонимания Кистяковский относил отсутствие 
четких границ между правовыми и неправовыми отношениями. В 
силу неясности критерия — что именно считать правом — социо­
логи права, отмечал ученый, любят обращаться к словесным опре­
делениям типа "социальная солидарность", "замиренная среда" и 
т. п. Однако подобное правопонимание содержит в себе "чисто эти­
ческое содержание". 


background image

478 

И с т о р и я политических и правовых учений 

Психологическое

 понятие права, выдвинутое Л. И, Петражиц-

ким, представляет собой "совокупность тех психических пережива­
ний долга или обязанности, которые обладают императивно-атри­
бутивным характером". В итоге, заявлял Кистяковский, создалось 
такое широкое понятие, "что объектом его оказалось не само право, 
а правовая психика". Вместе с тем за рамками этого правопонима-
ния осталось содержание объективного права. 

Нормативное

 понятие права признает право как "совокупность 

норм, заключающих в себе идеи о должном, которые определяют 
внешние отношения людей между собой". Это понятие права обла­
дает большой познавательной ценностью, считал Кистяковский, 
поскольку указывает на устойчивый характер права (долженство­
вание), который не определяется исчерпывающим образом ни од­
ним другим правопониманием. Недостаток нормативного правопо-
нимания заключается в том, писал он, что оно не всегда определяет 
реальное, действующее право, поскольку характер долженствова­
ния распространяется на то право, которое было бы желательно с 
точки зрения современного правосознания. 

Кроме этих четырех "теоретических понятий" права Кистяков­

ский определил "технические понятия", к которым относил юриди-
ко-догматическое и юридико-политическое понятия. Назначение этих 
понятий, по его мнению, заключается в определении и системати­
зации правовых явлений для решения чисто практических задач 
догматической юриспруденции. 

"С точки зрения юридической догматики право представляет 

собой совокупность правил, указывающих, как находить в действу­
ющих правовых нормах решения для всех случаев столкновения 
интересов или столкновения представлений о праве и неправе", — 
писал Кистяковский. Кроме того, с помощью различных приемов 
юридической догматики нормы действующего права перерабатыва­
ются в юридические понятия, категории и приводятся, таким обра­
зом, в логичную правовую систему. 

Юридико-политическое понятие права, или политику права, 

Кистяковский определял как совокупность правил, помогающих 
находить и устанавливать какие-либо устойчивые нормы в обще­
ственной жизни, тем самым закрепляя за ними правовой характер. 
Политика права — это раздел, наименее разработанный из всех 
способов научного изучения права, поскольку для построения науч­
ной политики права, по его убеждению, необходима не только 
разработанная система социальных наук, но и этика, которая могла 
бы дать ориентир для всех других отделов политики — промыш­

ленной, аграрной, торговой и др. 

Все эти понятия права (четыре теоретических и два техничес­

ких) не должны быть сводимы друг к другу. Между ними нет ло-