Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5795
Скачиваний: 125
Гл. 24. Политические и правовые учения в Европе в начале XX в. 499
Россия стала Советской Республикой только по названию: "Теперь
правят в России не Советы, а партийные комитеты, и их строитель
ство страдает недостатками чиновничьего строительства". Дикта
тура партии, отмечал Кропоткин, безусловно вредна для создания
нового, социалистического строя. Она препятствует местному стро
ительству местными силами, уничтожает влияние и созидательную
силу Советов, искореняет свободу печати и свободу предвыборной
агитации, допускает ошибки, за которые приходится расплачиваться
тысячами жизней и разорением целых округов. "Если же тепереш
нее положение продлится, — с грустью писал Кропоткин, — то
самое слово "социализм" обратится в проклятие".
На основе идей анархо-коммунизма с 1904 г. в партии социали
стов-революционеров сложилась фракционная группа максималис
тов, образовавшая в 1906 г. самостоятельную партию.
Максималисты отрицали программу-минимум и предполагали
без промежуточных ступеней перейти к анархо-коммунизму через
всеобщие стачки в городе и деревне, массовые экспроприации, социа
лизацию земли, фабрик и заводов. В 1919 г. партия максималистов
распалась; во второй половине 20-х годов ОГПУ ликвидировало
группы кропоткинцев, попытавшихся объединиться во Всероссийс
кую федерацию анархистов-коммунистов (ВФАК).
В начале XX в. возникло относительно новое направление поли
тико-правовой идеологии —
анархо-синдикализм.
В 1895 г. во Франции профессиональные союзы создали "Все
общую конфедерацию труда". Основой конфедерации были синди
каты (профессиональные союзы, объединения рабочих по профес
сиям), программной задачей — полное освобождение рабочих при
помощи экспроприации капиталистов. Революционное большинство
синдикалистов высказалось за "тактику прямого действия" (все
общая забастовка, захват рабочими фабрик и заводов). Ставилась
задача "разбить законность, которая нас душит". Конфедерация
высказалась против всякой законности, против всякой власти, про
тив класса хозяев. Синдикализм (профсоюзное движение) нашел
теоретическое обоснование в анархизме. Вскоре были изданы ос
новные труды теоретиков анархо-синдикализма.
Жорж Сорснь
(1847—1922), французский социальный философ,
в 1906 г. опубликовал книги "Размышления о насилии" и "Иллюзии
прогресса".
Сорель писал, что теория Маркса основывается на непримири
мости и вражде классов. Сореля тревожит, что в капиталистичес
ком обществе проводятся реформы, устраняющие варварство ран
него капитализма; взаимные уступки хозяев и пролетариев сеют
надежду на возможность их солидарности и тем самым подрывают
победоносное шествие социализма.
Если ослабевает классовая борьба — будущее мира становится
неопределенным, непредсказуемым. Сорель писал, что только с по-
500
История политических и правовых учений
мощью насилия над буржуазией пролетариат может осуществить
идею классового раскола, "без которой социализму было бы невоз
можно выполнить свою историческую роль". Более того, утверждал
Сорель, "насилие пролетариата не только может обеспечить буду
щую революцию, но, по-видимому, оно представляет из себя также
и единственное средство, которым располагают отупевшие от гума
низма европейские нации, чтобы вновь найти свою прежнюю энер
гию... Насилие спасет мир".
Сорель и другие теоретики анархо-синдикализма (Лягардель,
Берт) резко критиковали государство, демократию и парламента
ризм.
Ссылаясь на Прудона, они называли политическое общество
(государство) искусственной надстройкой над экономическим обще
ством. Государство, писал Лягардель в книге "Пролетариат и демо
кратия", насаждает социальный атомизм, так как понятие "граж
данин" безлико и абстрактно, не отражает классовой структуры
общества, состоящего из групп реальных людей — рабочих, капита
листов, земельных собственников и др. Затушевывая классовые
различия и антагонизмы, парламентский режим "укрепляет соци
альное равновесие, необходимое для развития капитализма".
Сорель утверждал, что демократия стремится уравнять всех
"граждан" так, чтобы рабочие захотели стать похожими на буржуа.
В результате смешения классов насаждается посредственность, от
резаются пути к новой, высшей культуре, которую должен и может
создать только пролетариат.
Демократия нравится тем политикам, которых она выносит к
власти, дает возможность попользоваться им и их друзьям всеми
выгодами, доставляемыми государством. Участие в правительстве
социалистических депутатов (Мильеран и пр.) не изменило приро
ды государства, писал Лягардель: "Отделение представителей от
тех, кого они представляют, так велико, что между ними невозмож
на никакая органическая связь".
Сорель резко порицал не только буржуазных теоретиков, обо
сновывавших идею классовой солидарности, но и функционеров
социалистических партий, страдающих "манией пророчества", "воз
вещающих накануне каждого нового дня социальную революцию".
Великим средством борьбы за социализм теоретики анархо-син
дикализма считали прямое действие рабочего класса, социальную
войну, всеобщую забастовку, заключающую в себе "все то, что ожи
дает социалистическая доктрина от революционного пролетариата".
Прямое действие рабочего класса исключает вмешательство по
сторонних сил в его борьбу за свои, пролетарские интересы.
Анархо-синдикалисты отвергали политические реформы, пар
ламентскую деятельность социалистов, притязания социал-демо
кратии на догматическое руководство пролетарским движением.
Гл. 24. Политические и правовые учения в Европе в начале XX в. 501
"Перед нами нет более кадра интеллигентов, социалистического
духовенства, облеченного задачей думать за рабочий класс, —
подчеркивал Лягардель, — перед нами сам рабочий класс, который
при посредстве своего опыта беспрестанно открывает новые гори
зонты, непредвиденные перспективы, не подозревавшиеся ранее
методы, одним словом, новые источники молодости".
Главным средством борьбы рабочего класса против капитализ
ма анархо-синдикалисты считали всеобщую забастовку. "Идея всеоб
щей забастовки настолько могущественна, что она вовлекает в ре
волюционный водоворот все, чего она коснется, — писал Сорель. —
Благодаря ей социализм остается всегда молодым, попытки осуще
ствить социальный мир кажутся детскими". В ходе открытой соци
альной войны с капитализмом рабочий класс от пассивности пере
ходит к активности и, по мнению Берта, "приобретает качества,
необходимые для того, чтобы самому без всякой опеки управлять
той огромной фабрикой, которую капитализм создал и должен ему
завещать".
На место рухнувшего капитализма и политической организа
ции, как полагали анархо-синдикалисты, станет экономическая орга
низация рабочего класса, объединенного в профессиональные со
юзы (синдикаты). Будущее общество представлялось им как де
централизованная конфедерация автономных синдикатов, каждый
из которых организует на основе добровольной дисциплины свобод
ный труд без принуждения. Именно в сфере производства, под
черкивали теоретики анархо-синдикализма, рабочие имеют общие,
объединяющие их профессиональные интересы. В процессе борьбы
против капитализма рабочие из своей среды выдвигают доверен
ных лиц, руководящих движением. "При этом:, — не забывает доба
вить Лягардель, — в противоположность тому, что происходит с
избирательной массой и партией, рабочая масса имеет способность
и возможность судить о своих избранных".
Синдикализм, нашедший теоретическое обоснование в анархиз
ме (французские теоретики анархо-синдикализма часто ссылались
на Прудона, многое взяли у Бакунина), получил развитие в ряде
стран Европы (а затем в США и Латинской Америке). С 1906 г. в
Англии распространяются идеи "гильдейского социализма" (А. Пен-
ти), ставящие целью переход предприятий в управление объединен
ных работников этих предприятий ("национальных гильдий").
§ 3. Политико-правовая доктрина солидаризма.
Л. Дюги
Идеи солидаризма получили значительное распространение в
конце XIX — начале XX в. Их теоретической основой была социо
логическая доктрина, взгляд Огюста Конта на общество как на еди-
502
История политических и правовых учений
ное целое. В идеологическом отношении они противостояли и инди
видуализму, и социализму (коммунизму).
С резкой критикой понятия солидарности, как отмечено, выс
тупили Сорель и другие французские анархо-синдикалисты, звав
шие пролетариат к открытой классовой борьбе против буржуазии.
Опровержение революционного синдикализма и попытку пост
роить на основе идей солидарности политико-правовую концепцию
предпринял профессор юридического факультета в Бордо
Леон Дюги
(1859—1928).
В книге "Государство, объективное право и положительный за
кон" (1901 г.), а также в последующих произведениях Дюги писал,
что основой общества является неравенство людей, которое приво
дит к разделению общества на классы, каждый из которых выпол
няет социально необходимую функцию. Этим обусловлена соци
альная солидарность, понимаемая как "факт взаимной зависимости,
соединяющей между собой, в силу общности потребностей и разде
ления труда, членов рода человеческого".
Осознанный факт солидарности порождает социальную норму,
которую Дюги формулирует таким образом: "Ничего не делать, что
уменьшает солидарность по сходству и солидарность через разде
ление труда; делать все, что в материальных силах личности, что
бы увеличить социальную солидарность в обеих этих формах". Эта
норма солидарности стоит выше государства и положительных за
конов, которые лишь служат ее осуществлению: "Норма права воз
лагает на всех обязанности не делать ничего, что противоречит
общественной солидарности, и делать все для развития этой соли
дарности".
Свои идеи Дюги противопоставил учению о классовой борьбе,
которое называл "отвратительной доктриной".
Дюги тревожит революционный синдикализм, теоретики кото
рого (Сорель, Лягардель, Берт) призывали к насильственным дей
ствиям и всеобщей забастовке. "Вот против этого, — писал Дюги, —
я протестую всеми силами: насилие крайне разрушительно; оно
служит источником страдания и смерти... Столь же энергично от
вергаю я всеобщую стачку". Надо делать все, писал Дюги, чтобы
избежать революции, к которой призывают революционные синди
калисты, "проникнутые колоссальным заблуждением, которое пус
тил в оборот Карл Маркс". "Преступлением является проповедо
вать борьбу классов, — писал Дюги, — и я думаю, что никоим
образом мы не идем к уничтожению одного класса другим, а, напро
тив, к режиму координации и иерархии классов".
Дюги подчеркивал, что предприниматели и капиталисты столь
же необходимы обществу, как и пролетарии. Всеобщая забастовка,
захват рабочими фабрик и заводов, насилие по отношению к бур
жуазии, к чему призывал революционный синдикализм, грозят об-
Гл. 24. Политические и правовые учения в Европе в начале XX в. 503
ществу разрушением. Но Дюги сочувственно цитирует те произве
дения Прудона, где речь идет о естественности экономической орга
низации, о ее первенстве по отношению к государству.
Дюги признавал и одобрял мирное, ненасильственное синдика
листское движение, имеющее целью обуздание эгоизма частных
предпринимателей и ставящее разумные границы требованиям на
емных рабочих. Задачи синдикализма — компромисс между тру
дом и капиталом. Характерной чертой XX в. Дюги считал все более
широкое развитие синдикатов, объединяющих по профессиональ
ному признаку рабочих, предпринимателей либо тех и других. В
конечном счете, считал Дюги, возникнет федерация классов, орга
низованных в синдикаты, отношения между которыми будут регу
лироваться соглашениями, основанными на взаимных уступках.
Отвергая доктрины либерализма и индивидуализма, Дюги вслед
за О. Контом утверждал, что изолированная личность, о которой
писали философы XVIII в., не существует; человек — "это индивид,
взятый в узах, социальной солидарности".
"Абсолютное равенство всех людей противоречит фактам, —
утверждал Дюги. — Люди, далекие от равенства, в действительно
сти существенно отличаются друг от друга, и эти отличия растут с
успехами общественной цивилизации. Отношение к людям должно
быть различно, так как люди различны; их юридическое состояние,
будучи лишь выражением их отношения к себе подобным, должно
быть различно для каждого из них, так как глубоко различна роль
каждого по отношению ко всем".
Дюги критиковал идеи равенства и естественных прав челове
ка, выдвинутые в революционную эпоху и закрепленные в Декла
рации прав человека и гражданина. Неоднократно ссылаясь на Огю-
ста Конта, он призывал заменить понятие субъективного права
понятием социальной функции, тождественной обязанности "ис
полнять ту работу, к которой обязывает социальная норма".
"По солидаристской доктрине, — рассуждал Дюги, — индивид
не имеет никакого права, он имеет лишь социальные обязанности".
Эти взгляды Дюги развивал особенно обстоятельно применительно
к собственности, которая, оставаясь частной, рассматривается им
не как субъективное право индивида, а как его обязанность.
Дюги стремился доказать нужность и полезность частной ка
питалистической собственности. "Существует и, вероятно, долго
будет существовать исключительно капиталистический класс,—
писал Дюги, — и я в этом не вижу ничего дурного... Капиталисти
ческому классу отводится особая роль: собирать капиталы и отда
вать их в распоряжение предприятий".
Дюги ссылался на то, что закрепленное Гражданским кодексом
Наполеона (1804 г.) понятие собственности (право "наиболее абсо
лютным образом" пользоваться и распоряжаться вещами) в совре-