Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5508

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 24. Политические и правовые учения в Европе в начале XX в. 499 

Россия стала Советской Республикой только по названию: "Теперь 
правят в России не Советы, а партийные комитеты, и их строитель­
ство страдает недостатками чиновничьего строительства". Дикта­
тура партии, отмечал Кропоткин, безусловно вредна для создания 
нового, социалистического строя. Она препятствует местному стро­
ительству местными силами, уничтожает влияние и созидательную 
силу Советов, искореняет свободу печати и свободу предвыборной 
агитации, допускает ошибки, за которые приходится расплачиваться 

тысячами жизней и разорением целых округов. "Если же тепереш­
нее положение продлится, — с грустью писал Кропоткин, — то 
самое слово "социализм" обратится в проклятие". 

На основе идей анархо-коммунизма с 1904 г. в партии социали­

стов-революционеров сложилась фракционная группа максималис­
тов, образовавшая в 1906 г. самостоятельную партию. 

Максималисты отрицали программу-минимум и предполагали 

без промежуточных ступеней перейти к анархо-коммунизму через 
всеобщие стачки в городе и деревне, массовые экспроприации, социа­
лизацию земли, фабрик и заводов. В 1919 г. партия максималистов 
распалась; во второй половине 20-х годов ОГПУ ликвидировало 
группы кропоткинцев, попытавшихся объединиться во Всероссийс­
кую федерацию анархистов-коммунистов (ВФАК). 

В начале XX в. возникло относительно новое направление поли­

тико-правовой идеологии —

 анархо-синдикализм. 

В 1895 г. во Франции профессиональные союзы создали "Все­

общую конфедерацию труда". Основой конфедерации были синди­
каты (профессиональные союзы, объединения рабочих по профес­
сиям), программной задачей — полное освобождение рабочих при 
помощи экспроприации капиталистов. Революционное большинство 
синдикалистов высказалось за "тактику прямого действия" (все­
общая забастовка, захват рабочими фабрик и заводов). Ставилась 
задача "разбить законность, которая нас душит". Конфедерация 
высказалась против всякой законности, против всякой власти, про­

тив класса хозяев. Синдикализм (профсоюзное движение) нашел 
теоретическое обоснование в анархизме. Вскоре были изданы ос­
новные труды теоретиков анархо-синдикализма. 

Жорж Сорснь

 (1847—1922), французский социальный философ, 

в 1906 г. опубликовал книги "Размышления о насилии" и "Иллюзии 
прогресса". 

Сорель писал, что теория Маркса основывается на непримири­

мости и вражде классов. Сореля тревожит, что в капиталистичес­
ком обществе проводятся реформы, устраняющие варварство ран­
него капитализма; взаимные уступки хозяев и пролетариев сеют 
надежду на возможность их солидарности и тем самым подрывают 
победоносное шествие социализма. 

Если ослабевает классовая борьба — будущее мира становится 

неопределенным, непредсказуемым. Сорель писал, что только с по-


background image

500 

История политических и правовых учений 

мощью насилия над буржуазией пролетариат может осуществить 
идею классового раскола, "без которой социализму было бы невоз­
можно выполнить свою историческую роль". Более того, утверждал 
Сорель, "насилие пролетариата не только может обеспечить буду­
щую революцию, но, по-видимому, оно представляет из себя также 
и единственное средство, которым располагают отупевшие от гума­
низма европейские нации, чтобы вновь найти свою прежнюю энер­
гию... Насилие спасет мир". 

Сорель и другие теоретики анархо-синдикализма (Лягардель, 

Берт) резко критиковали государство, демократию и парламента­
ризм. 

Ссылаясь на Прудона, они называли политическое общество 

(государство) искусственной надстройкой над экономическим обще­
ством. Государство, писал Лягардель в книге "Пролетариат и демо­
кратия", насаждает социальный атомизм, так как понятие "граж­
данин" безлико и абстрактно, не отражает классовой структуры 
общества, состоящего из групп реальных людей — рабочих, капита­
листов, земельных собственников и др. Затушевывая классовые 
различия и антагонизмы, парламентский режим "укрепляет соци­
альное равновесие, необходимое для развития капитализма". 

Сорель утверждал, что демократия стремится уравнять всех 

"граждан" так, чтобы рабочие захотели стать похожими на буржуа. 
В результате смешения классов насаждается посредственность, от­
резаются пути к новой, высшей культуре, которую должен и может 
создать только пролетариат. 

Демократия нравится тем политикам, которых она выносит к 

власти, дает возможность попользоваться им и их друзьям всеми 
выгодами, доставляемыми государством. Участие в правительстве 
социалистических депутатов (Мильеран и пр.) не изменило приро­

ды государства, писал Лягардель: "Отделение представителей от 
тех, кого они представляют, так велико, что между ними невозмож­
на никакая органическая связь". 

Сорель резко порицал не только буржуазных теоретиков, обо­

сновывавших идею классовой солидарности, но и функционеров 
социалистических партий, страдающих "манией пророчества", "воз­
вещающих накануне каждого нового дня социальную революцию". 

Великим средством борьбы за социализм теоретики анархо-син­

дикализма считали прямое действие рабочего класса, социальную 
войну, всеобщую забастовку, заключающую в себе "все то, что ожи­
дает социалистическая доктрина от революционного пролетариата". 

Прямое действие рабочего класса исключает вмешательство по­

сторонних сил в его борьбу за свои, пролетарские интересы. 

Анархо-синдикалисты отвергали политические реформы, пар­

ламентскую деятельность социалистов, притязания социал-демо­
кратии на догматическое руководство пролетарским движением. 


background image

Гл. 24. Политические и правовые учения в Европе в начале XX в. 501 

"Перед нами нет более кадра интеллигентов, социалистического 

духовенства, облеченного задачей думать за рабочий класс, — 
подчеркивал Лягардель, — перед нами сам рабочий класс, который 
при посредстве своего опыта беспрестанно открывает новые гори­
зонты, непредвиденные перспективы, не подозревавшиеся ранее 
методы, одним словом, новые источники молодости". 

Главным средством борьбы рабочего класса против капитализ­

ма анархо-синдикалисты считали всеобщую забастовку. "Идея всеоб­
щей забастовки настолько могущественна, что она вовлекает в ре­
волюционный водоворот все, чего она коснется, — писал Сорель. — 
Благодаря ей социализм остается всегда молодым, попытки осуще­
ствить социальный мир кажутся детскими". В ходе открытой соци­
альной войны с капитализмом рабочий класс от пассивности пере­
ходит к активности и, по мнению Берта, "приобретает качества, 
необходимые для того, чтобы самому без всякой опеки управлять 
той огромной фабрикой, которую капитализм создал и должен ему 
завещать". 

На место рухнувшего капитализма и политической организа­

ции, как полагали анархо-синдикалисты, станет экономическая орга­
низация рабочего класса, объединенного в профессиональные со­
юзы (синдикаты). Будущее общество представлялось им как де­
централизованная конфедерация автономных синдикатов, каждый 
из которых организует на основе добровольной дисциплины свобод­
ный труд без принуждения. Именно в сфере производства, под­
черкивали теоретики анархо-синдикализма, рабочие имеют общие, 
объединяющие их профессиональные интересы. В процессе борьбы 
против капитализма рабочие из своей среды выдвигают доверен­
ных лиц, руководящих движением. "При этом:, — не забывает доба­
вить Лягардель, — в противоположность тому, что происходит с 
избирательной массой и партией, рабочая масса имеет способность 
и возможность судить о своих избранных". 

Синдикализм, нашедший теоретическое обоснование в анархиз­

ме (французские теоретики анархо-синдикализма часто ссылались 
на Прудона, многое взяли у Бакунина), получил развитие в ряде 
стран Европы (а затем в США и Латинской Америке). С 1906 г. в 
Англии распространяются идеи "гильдейского социализма" (А. Пен-
ти), ставящие целью переход предприятий в управление объединен­
ных работников этих предприятий ("национальных гильдий"). 

§ 3. Политико-правовая доктрина солидаризма. 

Л. Дюги 

Идеи солидаризма получили значительное распространение в 

конце XIX — начале XX в. Их теоретической основой была социо­
логическая доктрина, взгляд Огюста Конта на общество как на еди-


background image

502 

История политических и правовых учений 

ное целое. В идеологическом отношении они противостояли и инди­
видуализму, и социализму (коммунизму). 

С резкой критикой понятия солидарности, как отмечено, выс­

тупили Сорель и другие французские анархо-синдикалисты, звав­
шие пролетариат к открытой классовой борьбе против буржуазии. 

Опровержение революционного синдикализма и попытку пост­

роить на основе идей солидарности политико-правовую концепцию 
предпринял профессор юридического факультета в Бордо

 Леон Дюги 

(1859—1928). 

В книге "Государство, объективное право и положительный за­

кон" (1901 г.), а также в последующих произведениях Дюги писал, 
что основой общества является неравенство людей, которое приво­
дит к разделению общества на классы, каждый из которых выпол­
няет социально необходимую функцию. Этим обусловлена соци­
альная солидарность, понимаемая как "факт взаимной зависимости, 
соединяющей между собой, в силу общности потребностей и разде­
ления труда, членов рода человеческого". 

Осознанный факт солидарности порождает социальную норму, 

которую Дюги формулирует таким образом: "Ничего не делать, что 
уменьшает солидарность по сходству и солидарность через разде­
ление труда; делать все, что в материальных силах личности, что­
бы увеличить социальную солидарность в обеих этих формах". Эта 
норма солидарности стоит выше государства и положительных за­
конов, которые лишь служат ее осуществлению: "Норма права воз­
лагает на всех обязанности не делать ничего, что противоречит 
общественной солидарности, и делать все для развития этой соли­

дарности". 

Свои идеи Дюги противопоставил учению о классовой борьбе, 

которое называл "отвратительной доктриной". 

Дюги тревожит революционный синдикализм, теоретики кото­

рого (Сорель, Лягардель, Берт) призывали к насильственным дей­
ствиям и всеобщей забастовке. "Вот против этого, — писал Дюги, — 
я протестую всеми силами: насилие крайне разрушительно; оно 
служит источником страдания и смерти... Столь же энергично от­
вергаю я всеобщую стачку". Надо делать все, писал Дюги, чтобы 
избежать революции, к которой призывают революционные синди­
калисты, "проникнутые колоссальным заблуждением, которое пус­

тил в оборот Карл Маркс". "Преступлением является проповедо­
вать борьбу классов, — писал Дюги, — и я думаю, что никоим 
образом мы не идем к уничтожению одного класса другим, а, напро­
тив, к режиму координации и иерархии классов". 

Дюги подчеркивал, что предприниматели и капиталисты столь 

же необходимы обществу, как и пролетарии. Всеобщая забастовка, 
захват рабочими фабрик и заводов, насилие по отношению к бур­
жуазии, к чему призывал революционный синдикализм, грозят об-


background image

Гл. 24. Политические и правовые учения в Европе в начале XX в. 503 

ществу разрушением. Но Дюги сочувственно цитирует те произве­
дения Прудона, где речь идет о естественности экономической орга­
низации, о ее первенстве по отношению к государству. 

Дюги признавал и одобрял мирное, ненасильственное синдика­

листское движение, имеющее целью обуздание эгоизма частных 
предпринимателей и ставящее разумные границы требованиям на­
емных рабочих. Задачи синдикализма — компромисс между тру­
дом и капиталом. Характерной чертой XX в. Дюги считал все более 
широкое развитие синдикатов, объединяющих по профессиональ­
ному признаку рабочих, предпринимателей либо тех и других. В 
конечном счете, считал Дюги, возникнет федерация классов, орга­
низованных в синдикаты, отношения между которыми будут регу­
лироваться соглашениями, основанными на взаимных уступках. 

Отвергая доктрины либерализма и индивидуализма, Дюги вслед 

за О. Контом утверждал, что изолированная личность, о которой 
писали философы XVIII в., не существует; человек — "это индивид, 
взятый в узах, социальной солидарности". 

"Абсолютное равенство всех людей противоречит фактам, — 

утверждал Дюги. — Люди, далекие от равенства, в действительно­
сти существенно отличаются друг от друга, и эти отличия растут с 
успехами общественной цивилизации. Отношение к людям должно 
быть различно, так как люди различны; их юридическое состояние, 
будучи лишь выражением их отношения к себе подобным, должно 
быть различно для каждого из них, так как глубоко различна роль 
каждого по отношению ко всем". 

Дюги критиковал идеи равенства и естественных прав челове­

ка, выдвинутые в революционную эпоху и закрепленные в Декла­
рации прав человека и гражданина. Неоднократно ссылаясь на Огю-
ста Конта, он призывал заменить понятие субъективного права 
понятием социальной функции, тождественной обязанности "ис­
полнять ту работу, к которой обязывает социальная норма". 

"По солидаристской доктрине, — рассуждал Дюги, — индивид 

не имеет никакого права, он имеет лишь социальные обязанности". 
Эти взгляды Дюги развивал особенно обстоятельно применительно 
к собственности, которая, оставаясь частной, рассматривается им 
не как субъективное право индивида, а как его обязанность. 

Дюги стремился доказать нужность и полезность частной ка­

питалистической собственности. "Существует и, вероятно, долго 
будет существовать исключительно капиталистический класс,— 
писал Дюги, — и я в этом не вижу ничего дурного... Капиталисти­
ческому классу отводится особая роль: собирать капиталы и отда­
вать их в распоряжение предприятий". 

Дюги ссылался на то, что закрепленное Гражданским кодексом 

Наполеона (1804 г.) понятие собственности (право "наиболее абсо­
лютным образом" пользоваться и распоряжаться вещами) в совре-