Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5803
Скачиваний: 125
504
История политических и правовых учений
менную эпоху устарело — на собственнике лежит ряд обязанностей
и ограничений, возлагаемых обществом; результатом вмешательства
публичной власти в имущественные отношения стала "социализация
частной собственности". Однако собственность остается частной. В
приведенной выше цитате под "капиталистом-собственником" по
нимается не предприниматель (организатор производства), а ран
тье, вся забота которого состоит во владении денежными сред
ствами, акциями и другими ценными бумагами и в получении про
центов и дивидендов. По теории Дюги, это тоже является "социаль
ной функцией", ибо должен же кто-то владеть капиталом и риско
вать им, вкладывая в различные предприятия. Дюги воспроизводит
обширные рассуждения Огюста Конта, стремившегося в полемике с
сен-симонистами "облагородить" собственность, представить вла
дение капиталом как социальную функцию, почетную обязанность
перед обществом.
В отличие от Конта, считавшего право пережитком теологичес
кого этапа, Дюги признает необходимость права в промышленном
обществе. Социальную солидарность он считал не только фактом,
но и нормой, имеющей юридический характер. Рассуждения Дюги о
замене понятия субъективных прав понятием социальных функций
и обязанностей более всего относились к частной собственности, о
социализации которой много говорилось в начале XX в., причем эту
социализацию Дюги связывал с развитием законодательства о
пра
ве
собственности, что не было свойственно социологии Конта. По
существу, право и договоры синдикатов, обеспеченные равной ох
раной законом, в концепции Дюги заменяли "позитивную религию"
основателя социологии. Получилось так, что, широко используя идеи
и терминологию Конта, Дюги нередко вкладывает в социологичес
кие термины и понятия юридическое содержание, а это чуждо уче
нию Конта. Вот почему многие суждения Дюги звучат парадоксаль
но — "свобода труда есть последствие социальной обязанности тру
диться".
Оставаясь, подобно Конту, убежденным противником индиви
дуализма, рассуждая об индивиде как о "клеточке, колесе социаль
ного организма", Дюги считал индивидуальную трудовую деятель
ность основой промышленного общества. Дюги (как и Спенсер) —
сторонник свободы предпринимательства и частной инициативы.
"Свобода есть право потому, — писал Дюги, — что человек имеет
обязанность развивать возможно полнее свою индивидуальную де
ятельность; ибо его индивидуальная деятельность есть существен
ный фактор солидарности в силу разделения труда". Индивидуаль
ная деятельность потому и признается социальной функцией (обя
занностью), что она органически вплетена в систему общественного
разделения труда, полезна и необходима другим участникам обще
ственного производства. Дюги — против государственного вмеша-
Гл. 24. Политические и правовые учения в Европе в начале XX в. 505
тельства в экономическую и иную деятельность индивидов. Он пи
сал, что из нормы солидарности для государства вытекает "обязан
ность не создавать ни одного закона, могущего нанести ущерб сво
бодному развитию индивидуальной деятельности, ибо свободное
развитие индивидуальной деятельности необходимо для того, что
бы социальная солидарность могла осуществляться и развиваться".
Дюги выступал за свободу труда, торговли, промышленности. Не
которые ограничения, которые он все лее предлагал в области тру
довых отношений, сводились к такой регламентации трудового до
говора, чтобы предприниматель не мог вопреки норме социальной
солидарности поработить наемного рабочего.
С точки зрения теории Дюги правовые нормы о свободах совес
ти, вероисповеданий, мысли, печати и других вполне соответству
ют норме социальной солидарности уже по той причине, что пося
гательства на эти и иные индивидуальные свободы в свое время
порождали религиозные войны, якобинский террор и иные обще
ственные бедствия. В центре внимания Дюги — не традиционные
свободы личности (их полезность бесспорна), а связь людей и их
солидарность в разделении общественного труда: "Сама по себе
цивилизация характеризуется многочисленностью потребностей и
способов их удовлетворения в наиболее короткое время. Тем самым
предполагается громадное разделение общественного труда, а так
же громадное разделение функций и тем самым громадное нера
венство современных людей".
Защита свободной индивидуальной трудовой деятельности, а
также признание личных свобод придают риторичность протестам
Дюги против понятия субъективного права. Эти протесты направ
лены более против индивидуализма, свойственного классическому
либерализму, чем против признания правовых возможностей лич
ности, образующих содержание субъективных прав.
В критике либерализма и "метафизических (фиктивных)" идей
XVIII в. Дюги нередко близок к доводам, которые Лягардель, Со-
рель и Берт выдвигали против буржуазной демократии и абстрак
тного равенства перед законом. Правовое равенство индивидов Дюги
считал не только лживым и фальшивым, затеняющим фактическое
неравенство людей, но и недостаточным для осуществления соци
альной солидарности.
Мысль Дюги состояла в том, что специфические интересы уча
стников общественного производства в большей мере обеспечива
ются не столько абстрактно равным для всех правом, сколько точ
ными определениями правовых статусов и объединениями лиц оди
наковых профессий. Дюги — за строго профессионально-классовый
подход к правовому статусу личности. Он писал, что современные
классы подвижны, а их границы очень растяжимы; индивид имеет
возможность перейти от одного вида трудовой деятельности к дру-
506
История политических и правовых учений
гому. Но лежащая в основе общественного производства индивиду
альная трудовая деятельность должна иметь правовое обеспечение
и защиту сообразно специфике этой деятельности.
Рассуждения Дюги о соотношении юридического равенства и
неравенства людей в современном обществе, особенно в сфере об
щественного труда, затрагивают одну из сложнейших проблем тео
рии права. Достаточно известно, что в современном правоведении
еще не нашла общепризнанного решения проблема соотношения
всеобщего юридического равенства людей и многообразия их инди
видуальных правовых статусов, различия которых (особенно в сфе
рах трудового права и социального законодательства) зависят от
квалификации, профессии, возраста, образования, пола, должнос
ти, стажа работы, навыков и познаний в строго определенной обла
сти знаний и т. д. Все равны перед законом и пользуются равным
правом на его защиту, но все имеют разные правовые возможности
или ограничения, особенно в сфере общественного труда, где пра
вовой статус работника индивидуален, но почти тождествен право
вому статусу лиц, выполняющих аналогичную работу. Поэтому люди
объединяются в союзы, писал Дюги, основанные на общности про
фессиональных, промышленных, коммерческих, научных, артисти
ческих и других интересов, а также на обещаниях взаимопомощи.
Коль скоро не тождественны их трудовые (профессиональные) обя
занности, то не равны и их правовые статусы, что, по утверждению
Дюги, не исключает их правового равенства в единственно возмож
ном смысле — "в смысле равной охраны законом, а не в смысле
математического равенства".
Эти объединения, союзы и ассоциации Дюги называл самым
выдающимся фактом современности. Согласно учению Дюги синди
кализм является фактором единения и умиротворения по той при
чине, что он лучше обеспечивает и защищает интересы связанных
разделением труда индивидов, чем декларативное провозглашение
их абстрактных прав: "В синдикализме надо видеть движение, да
ющее определенную юридическую структуру различным обществен
ным классам, т. е. группам индивидов, уже связанным однотипнос
тью работы в общественном разделении труда". Целью правового
оформления синдикатов, писал Дюги, является защита индивида от
произвола и насилия со стороны других классов и центральной
власти.
Дюги протестует против взгляда на государство как на всеохва
тывающую систему власти, возвышающуюся над обществом и уп
равляющую им. Этот взгляд, связанный с "метафизическими идея
ми", с гипотезой общественного договора, догмой государственного
суверенитета, "софизмами Руссо" о подчинении меньшинства боль
шинству, считал Дюги, лежал в основе римской, королевской, яко
бинской, наполеоновской, коллективистской форм государства, дес-
Гл. 24. Политические и правовые учения в Европе в начале XX в. 507
потически вершивших общественные дела. На смену этим формам,
командовавшим обществом, должно прийти государство как систе
ма публичных служб, существующих в обществе и обслуживающих
его.
Дюги довольно едко критиковал различные стороны государ
ственного строя Франции и парламентаризма вообще. Дюги заме
чал, что закон выражает не всеобщую волю, а волю нескольких
человек, голосующих в парламенте, представляющих к тому же
меньшую часть избирательного корпуса; кроме того, политическое
всемогущество принадлежит не парламенту, а кабинету министров,
ответственность которого стала пустым звуком. Разложение парла
ментского режима означает, по мнению Дюги, гибель римской, ко
ролевской, якобинской, наполеоновской, коллективистской формы
государства, на смену которой приходит более широкий и более
гибкий государственный строй, "где главная сила будет принадле
жать не какому-либо привилегированному классу, но действитель
ному большинству из представителей всех классов и всех партий.
Господству класса должен наступить конец, — заявлял Дюги, —
мы отказываемся от господства как пролетарского класса, так и
буржуазного".
Дюги предлагал ряд преобразований в государственном строе
Франции. Палата депутатов должна избираться по пропорциональ
ной системе. Сенат должен стать представительством синдикатов.
"Верное решение проблемы двух палат заключается в системе,
которая обеспечивает в одной палате представительство индивидов,
а в другой — представительство социальных групп или профес
сиональное представительство". Дюги полагал, что в сенате долж
ны быть представлены различные промышленные и художественные
силы, действующие в стране, "коммунальные и семейные группы,
сельскохозяйственные, промышленные, научные и даже религиозные
организации". Это будет "высший трибунал, составленный из пред
ставителей всех классов поровну и призванный судить о законнос
ти закона".
Отношения между классами будут регулироваться договорами,
конвенциями, санкционированными государством с точки зрения
их соответствия социальной норме солидарности.
В противоположность теоретикам либерализма Дюги уделял
большое внимание положительным обязанностям государства. Он
считал, что государство должно обеспечить всем минимум образо
вания, найти работу по специальности, обязать всех работать, дать
средства существования тем, кто не способен к труду. Норме соли
дарности соответствуют законы о всеобщем образовании, здравоох
ранении, социальном обеспечении, охране труда и др.; принятие
этих законов, рассуждал Дюги, свидетельствует о социализации
права.
508
История политических и правовых учений
В конечном счете, утверждал Дюги, все экономические и соци
альные функции распределятся между различными классами, ко
торые получат определенную юридическую структуру и оформят
ся в систему синдикатов, договорным путем решающих проблемы
их отношений. Государство сохранится, но только как система со
циально полезных служб, а не публичная власть, командующая
обществом.
В учении о праве Дюги отходит от принципов и понятий юри
дического позитивизма. Ставя норму социальной солидарности вы
ше государства и созданного им права, Дюги утверждал, что закон,
не соответствующий этой норме, "как бы не существует". Много
численными примерами практики он доказывал, что многие новые
отношения и институты не вмещаются "в узкие заплесневелые рам
ки старой юридической техники". Дюги одобрял судебные реше
ния, которые хотя и противоречат "запретительным устаревшим
текстам", но соответствуют, по его мнению, общественной солидар
ности.
Идеи Дюги, изложенные к тому же в довольно дерзкой манере,
произвели сильное впечатление на современников. Сторонники со
циализма поначалу отвергали их целиком и полностью. Буржу
азные теоретики отнеслись к ним скептически; декан Тулузского
университета Морис Ориу (см. § 3 гл. 25) даже усмотрел в концеп
ции Дюги "проповедь одного из видов анархизма и к тому же наи
более опасного из всех".
Однако влияние теории Дюги на политико-правовую идеологию
и практику было глубоким и долговременным. В России идеи Дюги
нашли своеобразное преломление в концепции М. М. Ковалевского
(см. § 3 гл. 23). На идеи Дюги о "социальных функциях" права
благожелательно ссылались советские юристы. Затем доктрина син
дикалистского (корпоративного) государства была воспринята в
Италии фашистской партией. К некоторым идеям корпоративного
государства склонялись также (при режиме Франко) испанские фа
лангисты, рассматривавшие государство как совокупность публич
ных служб, выполняющих социальные функции.
Использование ряда идей Дюги идеологами тоталитаризма, чрез
мерная полемичность произведений Дюги, а также запальчивая
манера изложения и склонность к парадоксам помешали пос
ледующим теоретикам адекватно воспринять ряд теоретических
мыслей бордоского государствоведа. Почти не было замечено, что
теория Дюги — это творческое продолжение начатого Сен-Симо
ном, Контом и Прудоном поиска наилучшей организации промыш
ленного общества. Дюги не только критически оценил большинство
вариантов политико-правового переустройства гражданского обще
ства, но и, заметив тенденции его развития, высказал ряд глубоких
идей и социальных прогнозов, ставших значительным шагом впе-