Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5804
Скачиваний: 125
Гл. 24. Политические и правовые учения в Европе в начале XX в. 509
ред в развитии или критическом пересмотре взглядов его предше
ственников.
В отличие от социократии Конта, основанной на искусственно
создаваемом авторитете позитивистского духовенства и олигархи
ческого патрициата, идеал Дюги опирается на профессиональные
объединения и другие реальные ассоциации, возникшие в процессе
развития промышленного общества. В этом Дюги предвосхитил идеи
плюралистической демократии. Воспроизводя многие суждения Кон
та, Дюги толкует идеи своего предшественника в связи с современны
ми ему изменениями права, отнюдь не отрицая понятия права вооб
ще, что было свойственно Конту. Профессиональное внимание к
правовым проблемам позволило Дюги обосновать понятие равен
ства как "равной охраны законом", конкретизировать мысль Конта
о "социализации собственности" на основе изучения динамики зако
нодательства о праве собственности, подчеркнуть значение юриди
ческого оформления профессиональных союзов и других обществен
ных объединений. В результате теоретических изысканий Дюги в
общем понятии "солидарность" им выведена на. первый план идея
организационных и правовых форм социального партнерства как
согласования усилий и достижения разумных и долговременных
компромиссов участников трудового процесса в промышленном об
ществе.
В отличие от Спенсера, который в государственном вмешатель
стве видел угрозу для промышленного общества, Дюги отмечал
положительное влияние ряда социальных актов государства на об
щественные дела, но стремился превратить государство из госпо
дина над обществом в систему общественно полезных служб. Не
менее важно определение им предмета ведения этих служб: над
зор, контроль и охрана от нарушений социальных норм, в том числе
конвенциональных норм, установленных синдикатами.
Идея синдикалистского (корпоративного) государства не полу
чила широкого осуществления из-за компром:етации ее тоталитар
ными режимами, а также из-за трудности совмещения профессио
нального представительства с традиционными институтами пред
ставительной демократии в единой системе органов государства.
Практика государственно-правового осуществления социального
партнерства идет по другому пути: достаточно известно, что в на
стоящее время в ряде промышленно развитых стран содержание
многих норм, регулирующих трудовые и социальные отношения
(максимальная продолжительность рабочей недели, минимальная
оплата труда, размер и характер социальных гарантий работника и
др.), определяется соглашениями между профсоюзами наемных
рабочих и организациями предпринимателей, а государство лишь
придает этим нормам юридический характер, обеспечивая их соблю
дение и исполнение соответствующей системой гарантий и высту-
510
История политических и правовых учений
пая в необходимых случаях как арбитр при решении возникающих
споров, как гарант социального партнерства.
§ 4. Неокантианские концепции права.
Р. Штаммлер
Поиск обновленных теоретических основ правоведения и дру
гих общественных наук еще во второй половине XIX в. привел к
возрождению ряда идей Канта. Неокантианство противопоставляло
науки о природе, где применяется закон причинности (предшествую
щее явление порождает последующее), наукам об обществе, где
действует закон целеполагания (свободная воля людей стремится к
целям; волевые действия обусловлены не тем, что было, а тем, что
должно быть).
Лозунг "Назад, к Канту!" особенно популярен был в Германии,
где к концу XIX в. оформились две основные школы неокантиан
цев: фрейбургская (баденская, юго-западная) школа (Виндельбанд,
Риккерт и др.) и марбургская (Коген, Наторп и другие, именовав
шие свое учение "научный идеализм").
Идеи марбургской школы нашли свое выражение в книге не
мецкого юриста
Рудольфа Штаммлера
(1856—1938) "Хозяйство
и право с точки зрения материалистического понимания истории"
(1896 г.).
Особенность этой книги в том, что ее целью было опровержение
притязаний исторического материализма на научность, на по
стижение объективных закономерностей развития общества. Штам
млер почти не касался революционных идей марксизма; основная
его критика была направлена против учения о базисе и надстрой
ке, об общественно-экономических формациях и закономерностях
их смены. Главной целью своего труда Штаммлер считал защиту
права.
Исходя из неокантианского разрыва и противопоставления "мира
причинности" и "царства свободной воли" Штаммлер отрицает при
чинную обусловленность явлений общественной жизни. "Сущность
социального бытия людей заключается в воле и преследовании це
лей, — отмечал Штаммлер. — Не может быть иной высшей законо
мерности социальной жизни, помимо закономерности ее конечной
цели".
Отрицание объективных закономерностей причинообусловлен-
ности развития общества в концепции Штаммлера связано с кри
тикой им марксизма, признающего необходимость сознательной де
ятельности, направленной на претворение в жизнь программы ком
мунизма. Обвиняя марксизм в непоследовательности, Штаммлер
писал: "Если научно предусмотрено, что известное событие в совер-
Гл. 24. Политические и правовые учения в Европе в начале XX в. 511
шенно определенной форме должно наступить, бессмысленно в та
ком случае еще и желать или содействовать именно этой опреде
ленной форме этого известного события. Нельзя основать партию,
которая поставит себе цель "сознательно содействовать" наступле
нию точно вычисленного затмения луны".
Оспаривая марксистское учение о базисе и надстройке, Штам-
млер замечал, что так называемые производственные отношения
всегда выступают в правовой форме и потому носят волевой харак
тер. "Правовой порядок и экономический строй — безусловно одно
и то лее". Поэтому "марксистской триаде: технология — материаль
ные производственные отношения — юридические законы" он про
тивопоставлял соотношение хозяйственной жизни — "аморфной
материи" и права — как "совокупности формальных условий, при
которых осуществляется общественное сотрудничество". Посколь
ку деятельность наделенных свободной волей людей определяется
не развитием техники, а стремлением к достижению целей, источ
ник общественного развития следует искать в целеполагании, а тем
самым в выражающем это целеполагание праве; значит, заключал
Штаммлер, общественный прогресс осуществляется лишь в облас
ти права, которое и является определяющим фактором обществен
ного развития.
Представители другой неокантианской школы обоснованно
упрекали Штаммлера за смешение гносеологического и онтологи
ческого аспектов: из того, что история постигается через изучение
"формально определенного права", вовсе не следует, что именно
право, а не "аморфное хозяйство" является движущей силой исто
рии. Не лишены убедительности возражения Плеханова и других
марксистов рассуждениям о "партии содействия лунному затме
нию", поскольку в число условий, необходимых для лунного затме
ния, человеческая деятельность не входит и входить не может.
Однако верно и то, что Штаммлером замечено одно из неясных
положений марксистского учения о базисе и надстройке: если в
основе производственных отношений (т. е. базиса) лелсат отношения
собственности, а право собственности в классовом обществе всегда
оформляется и охраняется законом, то куда относятся отношения
собственности — к базису или к правовой надстройке? Именно эта
неясность придавала убедительность имманентной критике "мар
ксистской триады" и выводам Штаммлера о том, что понятие обще
ственного строя тождественно праву и означает лишь совокупность
действующих в данный момент правовых норм.
Штаммлер дает абстрактное, формальное определение права:
"Право есть такое принудительное регулирование совместной жиз-
ни людей, которое по самому смыслу своему имеет не допускающее
нарушения значение". Это определение не содержало для того вре
мени ничего принципиально оригинального. Но Штаммлеру принад-
512
История политических и правовых учений
лежит заслуга обоснования нового понятия —
"естественное право
с меняющимся содержанием",
понятия, органически связанного с
его представлениями об историческом процессе, определяемом разви
тием права.
Штаммлер, в отличие от теоретиков XVII—XVIII вв., утверж
дал, что естественное право имеет "изменчивое содержание". Вре
менами возникают социальные конфликты (столкновения между
хозяйством и правом, однородные массовые явления, противореча
щие конечной цели ответственного за них права). Эти социальные
конфликты и явления порождают идеи изменения права (так,
размышления о рабстве негров в США вызвали его отмену). "Есте
ственным правом с изменчивым содержанием" являются принима
ющие массовый характер идеи изменения содержания права, кото
рые должны осуществляться применительно к конечной цели. "Ес
тественным правом" называются, отмечал Штаммлер, исторически
складывающиеся и меняющиеся идеи, содержащиеся в обществен
ном правосознании, требующие реформы права с точки зрения
общественного идеала ("конечная цель").
В итоге Штаммлер утверждал, что прогресс общества опреде
ляется неким абстрактным правовым идеалом: "Это было бы такое
социальное общество, каждый член которого в своих общественных
решениях и поступках руководился бы только объективно право
мерными соображениями, — общество свободно хотящих людей".
Иными словами, идеалом, по Штаммлеру, является такое обще
ство, где преодолено извечное противоречие между волей и жела
ниями, между разумом и чувствами, между должным и сущим.
Следуя идеям Канта о всеобщей истории, Штаммлер утверж
дал, что этот идеал вообще никогда не может быть достигнут, так
как его достижение означало бы конец истории человечества. "Об
щество свободно хотящих людей", согласно Штаммлеру, представ
ляет собой только "регулятивную идею", к которой человечество
вечно стремится. "И впоследствии люди никогда не увидят ее осу
ществления. Но, тем не менее, идея эта служит путеводной звездой
для обусловленного опыта. Так, моряк следует за Полярной звез
дой, но не для того, чтобы достичь ее, а стремясь найти правильный
путь для своего плавания".
Теория Штаммлера неоднократно критиковалась за методоло
гические просчеты, за абстрактность идеала, за чрезмерную поле
мичность. Однако именно абстрактность неокантианского идеала
создавала возможность соединить его с идеей свободной личности
("человек не средство, а цель") как общего ориентира историческо
го процесса и прогресса; кроме того, правоведение XX в. восприня
ло идею "естественного права с меняющимся содержанием", дав
шую возможность конкретизировать общечеловеческий идеал в связи
с историческими условиями его реализации. Эта идея нашла широ-
Гл. 24. Политические и правовые учения в Европе в начале XX в. 513
кое развитие и обоснование в трудах известного русского правове
да П. И. Новгородцева (см. гл. 23).
§ 5. Психологическая теория права
Л. И. Петражицкого
Возникновение психологических концепций права было связано
с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли
знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической на
уки заметно возрос на рубеже XIX—XX вв., когда в ней возоблада
ли экспериментальные методы исследований и начали складываться
крупные научные школы, разошедшиеся в трактовке психики чело
века (рефлексология, бихевиоризм, фрейдизм и др.). Воспринятые
социологами и юристами, идеи этих школ положили начало форми
рованию новых направлений в общественно-политической мысли.
Оригинальную психологическую теорию права выдвинул
Лев
Иосифович Петражицкий
(1867—1931) — профессор юридическо
го факультета Петербургского университета, депутат I Государ
ственной думы от партии кадетов. Его взгляды наиболее полно из
ложены в книге "Теория права и государства в связи с теорией
нравственности" (1907 г.). После Октябрьской революции он пере
ехал в Польшу и возглавил кафедру социологии Варшавского
университета.
Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике
индивида. Юрист поступит ошибочно, утверждал он, если станет
отыскивать правовой феномен "где-то в пространстве над или меж
ду людьми, в "социальной среде" и т. п., между тем как этот фено
мен происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только
там". Интерпретация права с позиции психологии индивида, считал
Петражицкий, позволяет поставить юридическую науку на почву
достоверных знаний, полученных путем самонаблюдения (методом
интроспекции) либо наблюдений за поступками других лиц.
Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмо
ции человека. Свою концепцию Петражицкий называл "эмоциональ
ная теория" и противопоставлял ее иным психологическим трактов
кам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллектив
ные переживания в сознании индивидов.
Эмоции служат главным побудительным ("моторным") элемен
том психики. Именно они заставляют людей совершать поступки.
Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отноше
ния между людьми: моральные и правовые. Моральные эмоции
являются односторонними и связанными с осознанием человеком
своей обязанности, или долга. Нормы морали — это внутренние
императивы. Если мы подаем из чувства долга милостыню, приво-