Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5811
Скачиваний: 125
Гл. 24. Политические и правовые учения в Европе в начале XX в. 519
нотворчестве, так как "право юристов" всегда складывается до при
нятия закона (откуда же иначе взяться жизненному закону — ко
нечно, не из надуманного творчества депутатов парламента).
Школа "свободного права" не получила распространения в стра
нах англосаксонской системы, где судебная практика могла доста
точно оперативно реагировать на социальные изменения без допол
нительного теоретического обоснования. Однако учение Эрлиха ока
зало значительное влияние на социологическую юриспруденцию
Роско Паунда (США), а идеи школы "свободного права" о судебном
правотворчестве были созвучны идеям "реалистической школы
права".
§ 7. Заключение
В начале XX века возросло разнообразие политико-правовых
доктрин, порожденное как усложнением социальных и политиче
ских процессов общественной жизни, так и умножением разнообраз
ных методологических основ политико-правовых концепций.
Именно в этот период наметилась тенденция к сближению по
началу резко противостоящих друг другу политических идеологий.
Буржуазный либерализм перерастал в неолиберализм, содержащий
ряд социальных требований, которые возникли в русле социали
стических теорий. В социалистической же политико-правовой иде
ологии обозначилось влиятельное направление, выступающее не за
революционное уничтожение гражданского общества, а за его со
вершенствование посредством реформ.
Вместе с тем войны, общественные бедствия, кризисы и неуря
дицы первой трети XX века в ряде стран породили экстремистские
партии и движения, стремившиеся к установлению тоталитарных
режимов. В XX веке сбылись худшие опасения мыслителей пре
дыдущего века о пагубности неограниченной власти, противостоя
щей народу и попирающей личность. Для идейно-политических про
грамм тоталитаризма характерны притязания на выражение под
линных интересов трудящихся масс, классов, народов, наций, ут
верждения об исторической необходимости применения крайних
мер и отсутствии других способов защиты общественного блага
кроме диктаторских. Все авторитарные и тоталитарные режимы
либо принципиально отвергают демократию, права и свободы чело
века, либо формально признают и даже пропагандируют их в идео
логических целях, но попирают на практике. Официальной идеоло
гии победившего тоталитаризма были присущи демагогия, настой
чивое насаждение ненависти к врагам и инакомыслящим, казенный
оптимизм, притязания на научность, эклектическое использование
идей и лозунгов, взятых из различных направлений политической
идеологии.
520
История политических и правовых учений
В начале XX века сложились основные концепции права граж
данского общества. Юридический позитивизм продолжал разра
ботку догмы права, теории толкования и применения правовых
норм. Социологическое направление юриспруденции и возрождаю
щаяся теория естественного права (к которой близка психологичес
кая теория права) критиковали юридический позитивизм за неспо
собность определить источники развития и изменения права, ис
следовать способы его воздействия на общественные отношения
и поведение людей, обосновать права человека и правовое государ
ство. В свою очередь социологическое направление упрекалось сто
ронниками других концепций за сведение права к судебной и адми
нистративной практике, откуда проистекала возможность про
тивопоставления закона и практики его реализации. Возрождаю
щимся теориям естественного права представители других направ
лений юриспруденции делали упрек в том, что эти теории смешивают
право и правосознание (психологическая теория критиковалась
соответственно за сведение права к правовой психике). Существо
вание и полемика этих направлений в юриспруденции обусловли
вали развитие правовой науки, соответствующей потребностям граж
данского общества.
Г Л А В А 2 5
Современные
политические и правовые учения
в Западной Европе и США
§ 1. Введение
Основные черты и тенденции развития современной западной
политико-правовой идеологии определялись столетие назад — в
ходе глубоких социальных изменений, положивших начало Новей
шей истории.
На рубеже XIX—XX вв. ведущие индустриальные державы —
Англия, США, Германия и Франция вступили в период высокораз
витого капитализма (позднее аналогичный путь прошли Япония,
Канада, Италия и некоторые другие страны).
С переходом к высокоразвитому капитализму расширяются
масштабы деятельности государственной власти. Рост крупной инду
стрии при многообразии форм собственности приводит к образова
нию особой системы управления обществом, в которой механизмы
рынка сочетаются с государственным регулированием экономики
(исследователи называют такую систему по-разному — организо
ванным капитализмом, управляемой рыночной экономикой и т. п.).
Составной частью этих процессов явился кризис классического ли
берализма, исключавшего вмешательство государства в экономичес
кую жизнь.
Для обновления социально-политической теории важное зна
чение имела демократизация общественной жизни в наиболее раз
витых странах конца XIX — начала XX в. Само понятие политики
в связи с этим приобретало новый смысл: если раньше, примерно
до середины XIX в., оно охватывало лишь сферу деятельности го
сударственной власти, то теперь его начинают использовать для
обозначения гораздо более широкого круга общественных отноше
ний, включая отношения между социальными группами, политичес
кими партиями, их фракциями. Появление на Европейском конти
ненте первых фашистских режимов заставило теоретиков полити
ко-правовой мысли внести существенные коррективы в классифи
кацию форм государства и обоснование демократии.
522
История политических и правовых учений
Теоретическое содержание современных политических и пра
вовых учений сложилось под влиянием научно-технической рево
люции и распространения в общественном сознании своеобразной
идейной позиции, получившей наименование "сциентизм" (от латин
ского scientia — наука). Создавая новые доктрины, западные поли
тологи и правоведы ориентируются на господствующие представ
ления о науке. Особое внимание они уделяют методологическому
обеспечению своих концепций. Проблемы методологии занимают
сегодня центральное место в трудах наиболее видных теоретиков
права и государства.
Для современного этапа развития политических и правовых
исследований характерна тенденция к углублению их специализа
ции. Наиболее отчетливо эта тенденция проявилась после оконча
ния Второй мировой войны, когда политическая наука обособилась
от правоведения и обрела статус автономной отрасли знаний (в
подавляющем большинстве западных университетов политологию
и право теперь изучают на разных факультетах). Специализация
исследований в свою очередь привела к изменению структуры как
политической, так и правовой науки. Одним из проявлений этой
тенденции выступает дифференциация политической теории, т. е.
формирование внутри нее частных концепций, посвященных одной
или нескольким проблемам, — таковы концепции тоталитаризма,
плюралистической демократии, правящих элит.
Наиболее влиятельными течениями в буржуазной социально-
политической мысли XX в. являются неолиберализм и консерва
тизм. Сторонники неолиберальной и консервативной идеологий в
целом придерживаются довольно умеренных политических взгля
дов, которые можно рассматривать как выражение центристских
позиций в современной общественной мысли. Левые направления и
течения в современной идеологии представлены различными докт
ринами социализма, коммунизма и так называемым левым радика
лизмом (концепции "новых левых", левацкий экстремизм и т. п.).
Противоположный полюс образуют теории, получившие обобщен
ное название "правый радикализм" (фашизм и неофашизм, "новые
правые", расизм).
§ 2. Неолиберализм и консерватизм
Как идейные движения неолиберализм и современный консер
ватизм зародились на исходе XIX в., в условиях кризиса класси
ческой либеральной идеологии, вызванного расширением государ
ственной деятельности по регулированию экономики в индустриаль-
Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Е!вропе и США 523
но развитых странах. Со временем внутри каждого из этих направ
лений сложилось несколько течений и школ
1
.
Идеологи
неолиберализма
(Дж. Кейнс, А. Хансен, Дж. Гэлбрейт
и др.) выражают взгляды реформистски настроенных слоев обще
ства — крупных промышленников, высшего чиновничества, а так
же значительной части интеллигенции. Неолибералы привержены
идеям расширения государственного воздействия на общественные
процессы для достижения бескризисного и стабильного развития
производства. Требование активного вмешательства государства в
сферу частнопредпринимательской деятельности является отличи
тельной чертой всех неолиберальных программ и концепций.
Ведущим течением в неолиберализме первой половины и се
редины XX в. выступало кейнсианство. Его основателем был англий
ский экономист
Джон Мейнард Кейнс
(1883—1946), получивший
мировую известность после выхода своей книги "Общая теория
занятости, процента и денег".
Книга была написана им вскоре после "великой депрессии" 1929—
1933 гг. В противоположность марксистам, воспринимавшим собы
тия тех лет как подтверждение ленинской теории загнивающего
капитализма, Кейнс доказывал, что рыночная экономика отнюдь не
утратила способности к динамичному развитию. Охвативший ее
кризис — явление временного порядка. Депрессию породили не
внутренние пороки капитализма, а отношения свободной конкурен
ции, при которых в наиболее выгодном положении оказываются
биржевые спекулянты и рантье, не заинтересованные в расшире
нии производства. Аккумуляция богатства в их руках приводит к
свертыванию инвестиций, спаду предпринимательской активности,
что в свою очередь вызывает рост безработицы и обострение соци
альных конфликтов. В сложившейся ситуации, писал Кейнс, по
литики обязаны найти "новые средства, которые позволили бы спа
сти капитализм от того, что именуют большевизмом".
Для этого необходимо прежде всего покончить с режимом сво
бодного предпринимательства (одна из работ Кейнса так и называ
лась — "Конец laisser-faire"). Государство должно понизить ставки
процентов на капитал, обложить спекулятивные сделки высокими
налогами и, собрав таким образом необходимые средства, напра-
1
Среди историков политических учений термины "неолиберализм" и
"консерватизм" не получили общего признания. Для обозначения первого
направления исследователи используют также понятия "социальный ли
берализм" (в противоположность старому, индивидуалистическому либе
рализму), "демократический либерализм" (в противоположность аристо
кратическому), "либерал-реформизм" и др. Второе направление обознача
ют терминами "новый консерватизм", "неоклассический либерализм", "либе
рал-консерватизм".