Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5815
Скачиваний: 125
524
История политических и правовых учений
вить их на развитие производства и решение социальных проблем.
"Эвтаназия рантье и праздных инвесторов, — заверял Кейнс, — не
повлечет за собой никаких потрясений". Государственное регулиро
вание экономики представлялось ему единственным средством, спо
собным гарантировать "успешное осуществление частной инициа
тивы".
Хотя Кейнс не занимался специально проблемами государства
и права, разработанная им программа оказала непосредственное
влияние на политическую практику и законодательство. После Вто
рой мировой войны во многих странах Западной Европы были про
ведены реформы, нацеленные на предотвращение кризисов в эко
номике, повышение уровня занятости населения и потребительско
го спроса (совокупность таких мероприятий неолибералы называют
"кейнсианской революцией на Западе", противопоставляя ей ком
мунистические революции в странах Восточной Европы). Кейнси-
анский принцип стимулирования занятости как постоянной функ
ции государства закреплен в Конституции Нидерландов 1983 г., в
законодательных актах других высокоразвитых стран.
Практическое осуществление принципов неолиберализма пос
тавило перед теоретиками ряд новых проблем. Реализация этих
принципов сопровождалась усилением власти правительства в
ущерб законодательным органам, ибо парламентская процедура
нередко оказывалась слишком громоздкой для того, чтобы коррек
тировать проводимые реформы в соответствии с изменениями
экономической конъюнктуры. Опасаясь перевеса исполнительной
ветви власти над законодательной, идеологи неолиберализма обра
тились к разработке вопросов функционирования демократии в
условиях регулируемой экономики и контроля за деятельностью
правящей элиты.
Распространение идей кейнсианства достигло пика в 50—60-е
годы. Они получили развитие в концепциях постиндустриального
общества (Дж. Гэлбрейт), стадий экономического роста (В. Ростоу),
государства благоденствия (Г. Мюрдаль) и др.
Идеология неолиберализма была подвергнута критике в уче
ниях консерваторов.
Современные консерваторы
(Ф. фон Хайек, И. Кристол, М. Фрид
ман) выступают в защиту свободного предпринимательства. Соци
альную базу этого течения составляют финансовая олигархия, ис
теблишмент, зажиточное фермерство и определенные круги твор
ческой интеллигенции. Не отвергая экономической деятельности
государства полностью, консерваторы выдвигают проекты ее огра
ничения в интересах частного капитала. Роль государственной вла
сти в экономике они стремятся свести к регулированию рынка.
Пространное обоснование идеологии неоконсерватизма выдвинул
австрийский экономист
Фридрих Август фон Хайек
(1899—1992).
Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 525
В начале 30-годов он приехал для чтения лекций в Лондон, где
вступил в полемику с Дж. Кейнсом; впоследствии преподавал в
США, ФРГ и Австрии. На основе своей экономической концепции
Хайек построил обширную социально-философскую доктрину, в
которой поднимались проблемы методологии научного познания,
организации современного общества, развития культуры. Полити
ко-правовой тематике посвящены его работы "Дорога к рабству",
"Конституция свободы", а также трилогия "Право, законодатель
ство и свобода".
Рыночная экономика, согласно Хайеку, представляет собой слож
ный спонтанный порядок, в рамках которого поступки одних инди
видов координируются с поступками других посредством механизма
цен. Последние выступают в качестве своеобразных сигналов, по
зволяющих передавать информацию (о предложении товаров, зап
росах потребителей и т. п.). Возникающие при этом отношения Хай
ек описывал как результат взаимодействия множества людей, име
ющих различные интересы. Он подчеркивал, что общество с рыноч
ной экономикой по своей природе является плюралистическим
1
.
Современное открытое общество, писал он, "выросло из осознания
того, что люди могут жить вместе и приносить друг другу пользу,
не имея согласия относительно частных целей, которые каждый из
них преследует".
Неотъемлемой чертой высокоразвитых социальных систем Хай
ек считал "рассеянное знание" (в обосновании этой идеи консер
ваторы видели главную заслугу философа). Для достижения по
ставленных целей каждый индивид накапливает массу сведений,
необходимых ему в конкретных условиях места и времени. Полной
информацией о происходящих событиях и прюцессах обладает по
этому только общество в целом, вся совокупность его членов. Отсю
да делался вывод, что в современном обществе нет и не может быть
какого-либо центра, способного направлять деятельность огромного
множества людей. Частное предпринимательство рассматривалось
философом как "единственная система, позволяющая обеспечить
наиболее оптимальное использование знаний, рассеянных в обще
ственном организме".
Социальная концепция Хайека, по его собственному признанию,
была направлена против любых форм государственного управле
ния экономикой, и в первую очередь против кейнсианства. Вмеша
тельство государства в экономику ограничивает свободу индиви
дов и неизбежно приводит к дезорганизации их деятельности (имен-
1
В своих ранних работах Хайек использовал понятия капитализма и
капиталистической экономики. Позднее он отказался от этих категорий
и ввел для обозначения рыночных отношений термин "каталлаксия" (от
греч. — "обмен").
19 История политических и правовых
учений
526 История политических и правовых учений
но этим Хайек объяснял причины экономической депрессии конца
20-х — начала 30-х годов). Аналогичные доводы приводились им в
опровержение социализма. Как общественная система социализм
экономически несостоятелен, утверждал Хайек, поскольку вся мас
са данных, необходимых для централизованного планирования
экономики, просто не поддается расчету. Социализация собственно
сти во имя общего блага на практике оборачивается подавлением
индивидуальной свободы и установлением тоталитарного режима.
Современному плюралистическому обществу, согласно его кон
цепции, соответствует лишь государство, основанное на принципах
верховенства права (Rule of Law). Государственная власть внутри
страны имеет только одну задачу — обеспечить соблюдение всеми
гражданами общих правил поведения, т. е. поддерживать правопо
рядок. Практически это означает, что "государство лишается воз
можности направлять и контролировать экономическую деятель
ность индивидов". Как подчеркивал Хайек, верховенство права пред
полагает не только подчинение исполнительных органов власти за
кону (в таком случае фашистское государство тоже следовало бы
признать правовым), но и невмешательство самой законодательной
власти в сферу свободы и неотчуждаемых прав человека. Правовое
государство подразумевает верховенство частного права над пуб
личным и над конституцией в том числе, ибо "частная собствен
ность является главной гарантией свободы", писал Хайек.
На этом основании он отвергал антитрестовское законодатель
ство, рассматривая его как пример публично-правового регулиро
вания в области частноправовых отношений. Столь же негативно
оценивалось им и социальное законодательство. Хайек объяснял
появление социального законодательства в некоммунистических
странах пагубным влиянием на политиков идей социализма.
На протяжении многих лет сочинения Хайека были известны
лишь специалистам. Широкий резонанс и признание они получили
в 60-е и 70-е годы, с началом так называемой "консервативной
волны", когда в США, Англии и некоторых других странах к власти
пришли правоцентристские силы. Идеи Хайека использовались кон
серваторами при обосновании программ сокращения государствен
ного сектора экономики, а также в антикоммунистической пропа
ганде.
§ 3. Концепции плюралистической демократии
Общей посылкой в концепциях плюралистической демократии
выступает положение о том, что государство является демократи
ческим лишь при наличии множества организаций либо автоном
ных групп, участвующих в осуществлении власти. Возникновение
Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 527
идей политического плюрализма было связано с усложнением со
циальной структуры капиталистического общества, формировани
ем многопартийных систем в промышленно развитых странах.
Начало плюралистическим воззрениям на политику положили
идеологи реформистского социализма. Многообразие социальных
объединений рассматривалось ими как средство, призванное выра
жать и защищать интересы непривилегированных слоев общества,
и прежде всего рабочих, которые в условиях парламентской демо
кратии лишены возможности реально воздействовать на политику
высших органов государства и добиваются защиты своих интересов
с помощью альтернативных (негосударственных) организаций —
профсоюзов, гильдий, потребительских кооперативов и пр.
С развернутым обоснованием идеала плюралистической демо
кратии выступил
Гарольд Ласки
(1893—1950) — видный деятель и
теоретик лейбористской партии Великобритании. Он сформулиро
вал такие понятия, как "плюралистическая теория государства" и
"политический плюрализм", которые были восприняты последую
щими сторонниками концепции и употребляются ныне в качестве
ее наименований.
По учению Ласки, современный тип государства зародился в
эпоху Реформации, когда светские правители, одержав победу над
церковью, сосредоточили в своих руках всю полноту власти. В даль
нейшем, по мере утверждения капитализма, государственная власть
подверглась бюрократизации и превратилась в централизованную
иерархическую систему управления, обслуживающую интересы ча
стных собственников. Ласки называл такое государство монистичес
ким. Представительные учреждения (парламент и органы местного
самоуправления) принципиально дела не меняют, поскольку они
включены в единую систему институтов, защищающих обладате
лей собственности. В странах парламентской демократии, писал
Ласки, избирательные права рабочих имеют декларативный, фор
мальный характер. "Граждане бессильны пер>ед лицом эффективно
действующей централизованной власти". Отсюда Ласки был сделан
общий вывод: "Капитализм несовместим со свободой".
Утверждение свободы теоретик связывал с установлением но
вого общественного строя — промышленной демократии. Описывая
будущее общество, Ласки исходил из того, что частная собствен
ность в нем сохранится, но функции управления производством
будут переданы коллективам трудящихся. На смену централизо
ванной организации власти придет "плюралистическое государство",
в котором систему учреждений, построенных по территориальному
принципу, дополнят органы представительства профессиональных
интересов — производственные ассоциации (например, корпорация
железных дорог), профсоюзы, объединения деятелей культуры и
528
История политических и правовых учений
образования, независимые церкви. Тем самым произойдет диспер
сия (рассеяние) государственного суверенитета: политическая власть
рассредоточится по многочисленным объединениям, представляю
щим различные социальные интересы. Увеличение числа центров
власти отразит федеративную природу общества, его дифференци
рованную социальную структуру.
Аргументируя эти положения, Ласки подверг критике пред
шествующие учения о государственном суверенитете (Ж. Боден,
Т. Гоббс), об общей воле государства (Ж.-Ж. Руссо) и о праве как
выражении воли суверена (Дж. Остин). Названные доктрины, с его
точки зрения, непомерно возвеличивают государство и противоре
чат федеративной природе общества. В действительности, полагал
Ласки, "любая ассоциация, отдавая приказы своим членам, создает
для них право, которое отличается от законов государства скорее
уровнем, чем типом. Точно так же трудно провести различие меж
ду властью государства и властью иных ассоциаций, помимо разли
чия их уровней".
Не согласился Ласки и с концепциями правового государства.
Для того чтобы стать правовым, современному государству необхо
димо признать и обеспечить своим гражданам такие естественные
права человека, как право на прожиточный минимум и достаточ
ный досуг, право объединяться для совместных социальных дей
ствий.
Ранние сочинения Ласки содержат программу мирного пере
хода к промышленной демократии. С середины 30-х годов его взгляды
претерпели существенную эволюцию под влиянием изменений, про
исшедших в расстановке социально-политических сил. Он отказал
ся в этот период от пропаганды идеалов плюралистической демо
кратии и занимался главным образом разработкой тактики лейбо
ристской партии на ближайшую перспективу. В годы Второй миро
вой войны Ласки пришел к убеждению, что господство буржуазии,
опирающееся на военную машину, может быть ниспровергнуто лишь
путем насильственной революции.
Иную трактовку идеи политического плюрализма получили в
неолиберальных доктринах (самые ранние концепции: инетитуцио-
нализм М. Ориу во Франции, теория групп давления А. Бентли в
США). Призывая государство к проведению активной экономичес
кой политики, неолибералы в то же время предвидели, что она
способна обернуться режимом "наибольшего благоприятствования"
для отдельных предпринимателей и корпораций. С учетом этого
идеологи неолиберализма изыскивали дополнительные средства,
которые препятствовали бы государственному вмешательству пе
рерасти отведенные ему рамки гаранта стабильного развития эко
номики. Решающая роль среди таких средств принадлежала поли-