Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5815

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

524 

История политических и правовых учений 

вить их на развитие производства и решение социальных проблем. 

"Эвтаназия рантье и праздных инвесторов, — заверял Кейнс, — не 

повлечет за собой никаких потрясений". Государственное регулиро­
вание экономики представлялось ему единственным средством, спо­
собным гарантировать "успешное осуществление частной инициа­
тивы". 

Хотя Кейнс не занимался специально проблемами государства 

и права, разработанная им программа оказала непосредственное 
влияние на политическую практику и законодательство. После Вто­
рой мировой войны во многих странах Западной Европы были про­
ведены реформы, нацеленные на предотвращение кризисов в эко­
номике, повышение уровня занятости населения и потребительско­
го спроса (совокупность таких мероприятий неолибералы называют 
"кейнсианской революцией на Западе", противопоставляя ей ком­
мунистические революции в странах Восточной Европы). Кейнси-
анский принцип стимулирования занятости как постоянной функ­
ции государства закреплен в Конституции Нидерландов 1983 г., в 
законодательных актах других высокоразвитых стран. 

Практическое осуществление принципов неолиберализма пос­

тавило перед теоретиками ряд новых проблем. Реализация этих 
принципов сопровождалась усилением власти правительства в 
ущерб законодательным органам, ибо парламентская процедура 
нередко оказывалась слишком громоздкой для того, чтобы коррек­
тировать проводимые реформы в соответствии с изменениями 
экономической конъюнктуры. Опасаясь перевеса исполнительной 
ветви власти над законодательной, идеологи неолиберализма обра­
тились к разработке вопросов функционирования демократии в 
условиях регулируемой экономики и контроля за деятельностью 
правящей элиты. 

Распространение идей кейнсианства достигло пика в 50—60-е 

годы. Они получили развитие в концепциях постиндустриального 
общества (Дж. Гэлбрейт), стадий экономического роста (В. Ростоу), 
государства благоденствия (Г. Мюрдаль) и др. 

Идеология неолиберализма была подвергнута критике в уче­

ниях консерваторов. 

Современные консерваторы

 (Ф. фон Хайек, И. Кристол, М. Фрид­

ман) выступают в защиту свободного предпринимательства. Соци­
альную базу этого течения составляют финансовая олигархия, ис­
теблишмент, зажиточное фермерство и определенные круги твор­
ческой интеллигенции. Не отвергая экономической деятельности 
государства полностью, консерваторы выдвигают проекты ее огра­
ничения в интересах частного капитала. Роль государственной вла­
сти в экономике они стремятся свести к регулированию рынка. 

Пространное обоснование идеологии неоконсерватизма выдвинул 

австрийский экономист

 Фридрих Август фон Хайек

 (1899—1992). 


background image

Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 525 

В начале 30-годов он приехал для чтения лекций в Лондон, где 
вступил в полемику с Дж. Кейнсом; впоследствии преподавал в 
США, ФРГ и Австрии. На основе своей экономической концепции 
Хайек построил обширную социально-философскую доктрину, в 
которой поднимались проблемы методологии научного познания, 
организации современного общества, развития культуры. Полити­
ко-правовой тематике посвящены его работы "Дорога к рабству", 
"Конституция свободы", а также трилогия "Право, законодатель­
ство и свобода". 

Рыночная экономика, согласно Хайеку, представляет собой слож­

ный спонтанный порядок, в рамках которого поступки одних инди­
видов координируются с поступками других посредством механизма 
цен. Последние выступают в качестве своеобразных сигналов, по­
зволяющих передавать информацию (о предложении товаров, зап­
росах потребителей и т. п.). Возникающие при этом отношения Хай­
ек описывал как результат взаимодействия множества людей, име­
ющих различные интересы. Он подчеркивал, что общество с рыноч­
ной экономикой по своей природе является плюралистическим

1

Современное открытое общество, писал он, "выросло из осознания 
того, что люди могут жить вместе и приносить друг другу пользу, 
не имея согласия относительно частных целей, которые каждый из 
них преследует". 

Неотъемлемой чертой высокоразвитых социальных систем Хай­

ек считал "рассеянное знание" (в обосновании этой идеи консер­
ваторы видели главную заслугу философа). Для достижения по­
ставленных целей каждый индивид накапливает массу сведений, 
необходимых ему в конкретных условиях места и времени. Полной 

информацией о происходящих событиях и прюцессах обладает по­
этому только общество в целом, вся совокупность его членов. Отсю­

да делался вывод, что в современном обществе нет и не может быть 
какого-либо центра, способного направлять деятельность огромного 
множества людей. Частное предпринимательство рассматривалось 
философом как "единственная система, позволяющая обеспечить 
наиболее оптимальное использование знаний, рассеянных в обще­
ственном организме". 

Социальная концепция Хайека, по его собственному признанию, 

была направлена против любых форм государственного управле­
ния экономикой, и в первую очередь против кейнсианства. Вмеша­
тельство государства в экономику ограничивает свободу индиви­
дов и неизбежно приводит к дезорганизации их деятельности (имен-

1

 В своих ранних работах Хайек использовал понятия капитализма и 

капиталистической экономики. Позднее он отказался от этих категорий 

и ввел для обозначения рыночных отношений термин "каталлаксия" (от 

греч. — "обмен"). 

19 История политических и правовых 

учений 


background image

526 История политических и правовых учений 

но этим Хайек объяснял причины экономической депрессии конца 
20-х — начала 30-х годов). Аналогичные доводы приводились им в 
опровержение социализма. Как общественная система социализм 
экономически несостоятелен, утверждал Хайек, поскольку вся мас­
са данных, необходимых для централизованного планирования 
экономики, просто не поддается расчету. Социализация собственно­
сти во имя общего блага на практике оборачивается подавлением 
индивидуальной свободы и установлением тоталитарного режима. 

Современному плюралистическому обществу, согласно его кон­

цепции, соответствует лишь государство, основанное на принципах 
верховенства права (Rule of Law). Государственная власть внутри 
страны имеет только одну задачу — обеспечить соблюдение всеми 
гражданами общих правил поведения, т. е. поддерживать правопо­
рядок. Практически это означает, что "государство лишается воз­
можности направлять и контролировать экономическую деятель­
ность индивидов". Как подчеркивал Хайек, верховенство права пред­
полагает не только подчинение исполнительных органов власти за­
кону (в таком случае фашистское государство тоже следовало бы 
признать правовым), но и невмешательство самой законодательной 
власти в сферу свободы и неотчуждаемых прав человека. Правовое 
государство подразумевает верховенство частного права над пуб­

личным и над конституцией в том числе, ибо "частная собствен­

ность является главной гарантией свободы", писал Хайек. 

На этом основании он отвергал антитрестовское законодатель­

ство, рассматривая его как пример публично-правового регулиро­
вания в области частноправовых отношений. Столь же негативно 
оценивалось им и социальное законодательство. Хайек объяснял 
появление социального законодательства в некоммунистических 
странах пагубным влиянием на политиков идей социализма. 

На протяжении многих лет сочинения Хайека были известны 

лишь специалистам. Широкий резонанс и признание они получили 
в 60-е и 70-е годы, с началом так называемой "консервативной 
волны", когда в США, Англии и некоторых других странах к власти 
пришли правоцентристские силы. Идеи Хайека использовались кон­
серваторами при обосновании программ сокращения государствен­
ного сектора экономики, а также в антикоммунистической пропа­
ганде. 

§ 3. Концепции плюралистической демократии 

Общей посылкой в концепциях плюралистической демократии 

выступает положение о том, что государство является демократи­
ческим лишь при наличии множества организаций либо автоном­
ных групп, участвующих в осуществлении власти. Возникновение 


background image

Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 527 

идей политического плюрализма было связано с усложнением со­
циальной структуры капиталистического общества, формировани­
ем многопартийных систем в промышленно развитых странах. 

Начало плюралистическим воззрениям на политику положили 

идеологи реформистского социализма. Многообразие социальных 
объединений рассматривалось ими как средство, призванное выра­
жать и защищать интересы непривилегированных слоев общества, 
и прежде всего рабочих, которые в условиях парламентской демо­
кратии лишены возможности реально воздействовать на политику 
высших органов государства и добиваются защиты своих интересов 
с помощью альтернативных (негосударственных) организаций — 
профсоюзов, гильдий, потребительских кооперативов и пр. 

С развернутым обоснованием идеала плюралистической демо­

кратии выступил

 Гарольд Ласки

 (1893—1950) — видный деятель и 

теоретик лейбористской партии Великобритании. Он сформулиро­
вал такие понятия, как "плюралистическая теория государства" и 
"политический плюрализм", которые были восприняты последую­
щими сторонниками концепции и употребляются ныне в качестве 
ее наименований. 

По учению Ласки, современный тип государства зародился в 

эпоху Реформации, когда светские правители, одержав победу над 
церковью, сосредоточили в своих руках всю полноту власти. В даль­
нейшем, по мере утверждения капитализма, государственная власть 
подверглась бюрократизации и превратилась в централизованную 
иерархическую систему управления, обслуживающую интересы ча­
стных собственников. Ласки называл такое государство монистичес­
ким. Представительные учреждения (парламент и органы местного 
самоуправления) принципиально дела не меняют, поскольку они 
включены в единую систему институтов, защищающих обладате­

лей собственности. В странах парламентской демократии, писал 
Ласки, избирательные права рабочих имеют декларативный, фор­

мальный характер. "Граждане бессильны пер>ед лицом эффективно 
действующей централизованной власти". Отсюда Ласки был сделан 

общий вывод: "Капитализм несовместим со свободой". 

Утверждение свободы теоретик связывал с установлением но­

вого общественного строя — промышленной демократии. Описывая 
будущее общество, Ласки исходил из того, что частная собствен­
ность в нем сохранится, но функции управления производством 
будут переданы коллективам трудящихся. На смену централизо­
ванной организации власти придет "плюралистическое государство", 
в котором систему учреждений, построенных по территориальному 
принципу, дополнят органы представительства профессиональных 
интересов — производственные ассоциации (например, корпорация 
железных дорог), профсоюзы, объединения деятелей культуры и 


background image

528 

История политических и правовых учений 

образования, независимые церкви. Тем самым произойдет диспер­
сия (рассеяние) государственного суверенитета: политическая власть 
рассредоточится по многочисленным объединениям, представляю­
щим различные социальные интересы. Увеличение числа центров 
власти отразит федеративную природу общества, его дифференци­
рованную социальную структуру. 

Аргументируя эти положения, Ласки подверг критике пред­

шествующие учения о государственном суверенитете (Ж. Боден, 
Т. Гоббс), об общей воле государства (Ж.-Ж. Руссо) и о праве как 
выражении воли суверена (Дж. Остин). Названные доктрины, с его 
точки зрения, непомерно возвеличивают государство и противоре­
чат федеративной природе общества. В действительности, полагал 
Ласки, "любая ассоциация, отдавая приказы своим членам, создает 
для них право, которое отличается от законов государства скорее 
уровнем, чем типом. Точно так же трудно провести различие меж­
ду властью государства и властью иных ассоциаций, помимо разли­
чия их уровней". 

Не согласился Ласки и с концепциями правового государства. 

Для того чтобы стать правовым, современному государству необхо­
димо признать и обеспечить своим гражданам такие естественные 

права человека, как право на прожиточный минимум и достаточ­
ный досуг, право объединяться для совместных социальных дей­
ствий. 

Ранние сочинения Ласки содержат программу мирного пере­

хода к промышленной демократии. С середины 30-х годов его взгляды 
претерпели существенную эволюцию под влиянием изменений, про­
исшедших в расстановке социально-политических сил. Он отказал­
ся в этот период от пропаганды идеалов плюралистической демо­
кратии и занимался главным образом разработкой тактики лейбо­
ристской партии на ближайшую перспективу. В годы Второй миро­
вой войны Ласки пришел к убеждению, что господство буржуазии, 
опирающееся на военную машину, может быть ниспровергнуто лишь 
путем насильственной революции. 

Иную трактовку идеи политического плюрализма получили в 

неолиберальных доктринах (самые ранние концепции: инетитуцио-
нализм М. Ориу во Франции, теория групп давления А. Бентли в 

США). Призывая государство к проведению активной экономичес­
кой политики, неолибералы в то же время предвидели, что она 
способна обернуться режимом "наибольшего благоприятствования" 
для отдельных предпринимателей и корпораций. С учетом этого 
идеологи неолиберализма изыскивали дополнительные средства, 
которые препятствовали бы государственному вмешательству пе­
рерасти отведенные ему рамки гаранта стабильного развития эко­
номики. Решающая роль среди таких средств принадлежала поли-