Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5494

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 529 

тическому обеспечению частных интересов, нейтрализации госу­
дарственной власти автономными социальными институтами. 

Морис Ориу

 (1856—1929), основоположник теории институци-

онализма, был профессором и деканом факультета права Тулуз-
ского университета. Его труды оставили заметный след в истории 
социологии и юридической науки. 

Французский юрист рассматривал общество как совокупность 

огромного числа институтов. Социальные механизмы, писал он, 
"представляют собой организации, или институты, включающие в 
себя людей, а также идею, идеал, принцип, которые служат своего 
рода горнилом, извлекающим энергию этих индивидов". Если пер­
воначально тот или иной круг лиц, объединившись для совместных 
действий, образует организацию, то с момента, когда входящие в 
нее индивиды проникаются сознанием своего единства, она пред­
стает уже институтом. Отличительным признаком института Ориу 
считал именно направляющую идею. 

По определению Ориу, институт — это идея дела или предпри­

ятия, осуществляемая правовыми средствами. Например, коммер­
ческое предприятие построено на идее прибыльной спекуляции, 
госпиталь — на идее сострадания. Государство, подчеркивал Ориу, 
реализует идеи покровительства гражданского общества нации, 
защиты частной собственности как сферы свободы индивидов. 
С течением времени институты приобретают устойчивый характер 
и обычно живут значительно дольше, чем создавшие их лица. 

Ориу выделял два типа институтов: корпоративные (торговые 

общества, ассоциации, государство, профсоюзы, церковь) и вещные 
(правовые нормы). Оба вида были охарактеризованы им как свое­
образные идеальные модели социальных отношений. Различие между 
ними усматривалось в том, что первые инкорпорированы в социаль­
ные коллективы, тогда как вторые не имеют собственной организации 
и могут применяться в рамках любых объединений. 

Основное внимание в теории Ориу было уделено корпоратив­

ным институтам. Как автономные образования они обладают общи­
ми чертами, а именно: определенной направляющей идеей, органи­
зацией власти и совокупностью норм, регулирующих внутренний 
распорядок. "Управление группами людей, осуществляемое посред­
ством создания права и порядка, требует, чтобы те, кто управляет, 
сами могли творить право", — указывал Ориу. Понятия власти, 
управления, права в его доктрине были распространены на все 
корпоративные институты. Социальные формирования тем самым 
были приравнены друг к другу, изображались явлениями одного 
порядка. 

В отличие от Ласки, наполнившего концепцию плюрализма иде­

ями социализации управления и рабочего контроля над произ-


background image

530 

История политических и правовых учений 

водством, Ориу рассматривал корпоративные институты как инст­
рументы упрочения капиталистического строя. Теория институтов 
отводила социальным группам роль механизмов, поддерживающих 
рыночную экономику в состоянии устойчивого равновесия. Для ли­
берального режима важно, писал Ориу, чтобы "предприниматель­
ство индивидов в экономическом производстве оставалось на пер­
вом месте, а предпринимательство социальных групп, в том числе и 
государства, было отодвинуто на задний план... В динамической 
концепции социальной жизни это означает, что усилия индивидов 
являются действием, тогда как усилия групп — противодействием, 
призванным уравновесить действия индивидов". 

Необходимость подобного рода противовесов Ориу объяснял тем, 

что частные предприниматели стремятся к накоплению капиталов 
и концентрации в своих руках экономической власти. Свобода пред­
принимательской деятельности, полагал он, приводит к нарушению 
равновесия в обществе. Как и другие идеологи неолиберализма, 
Ориу доказывал необходимость "признать государственное вмеша­
тельство, которое явится политическим вмешательством в целях 
поддержания порядка и не будет претендовать на то, чтобы пре­
вратить государство в экономическую общность" (имеются в виду 
коммунистические проекты огосударствления экономики). В свою 
очередь осуществление этой политики потребует дополнительных 
противовесов по отношению к правительственной власти. 

Государство, согласно концепции Ориу, должно стать публич­

ной службой либерального порядка. Задача государства — направ­

лять и контролировать экономическую жизнь общества, оставаясь 
в то же время общенациональным институтом, т. е. нейтральной 
посреднической силой. "Государство — это юридическая персонифи­
кация нации, приведенной к упорядоченному и уравновешенному 
режиму". Сколь бы различны и даже противоположны ни были 
устремления социальных коллективов, общество оказывалось, по 
смыслу концепции Ориу, интегрированным в единую систему эко­
номического и политического равновесия. 

Вопрос о соотношении государства и других социальных инсти­

тутов Ориу решал по формуле "первый среди равных". Настало 
время, писал он, "рассмотреть государство не как суверенитет, но 
как институт институтов". 

Идеи политического плюрализма в теории Ориу еще не отли­

чались четкостью формулировок. Предложенный им институцион­
ный подход к исследованию общества и государства тем не менее 
послужил основой, на которой сложились концепции плюралисти­
ческой демократии Ж. Бюрдо, М. Дюверже и многих других фран­
цузских политологов. Теория институтов способствовала утвержде­
нию в либеральной идеологии представлений о политике как слож-


background image

Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 531 

ном процессе с множеством участников и преодолению взглядов 
классического либерализма, сводивших анализ политики к взаимо­
отношениям между индивидом и государственной властью. К сере­

дине столетия институционалистические концепции заняли господ­
ствующее положение во французской политологии (это отразилось 
и на учебных планах университетов, где вместо традиционных кур­
сов по государственному праву ввели курс конституционного права 
и политических институтов). 

В послевоенный период идейное содержание теории полити­

ческого плюрализма значительно расширилось. Большое место в 
ней было отведено критике тоталитарных (фашистских и коммунис­
тических) режимов. Идеологи либеральной демократии в связи с 
этим подчеркивали преимущества многопартийной политической 
системы, усилили аргументацию в защиту идейного и мировоззрен­
ческого плюрализма, принципов терпимости по отношению к сто­
ронникам иных политических взглядов, права граждан на оппо­
зицию. 

Дальнейшее развитие теории плюралистической демократии 

было связано с уточнением места и роли различных социальных 
формирований в политической системе общества. Политологи вплоть 
до настоящего времени активно обсуждают проблемы классифи­
кации партий, их особенностей по сравнению с массовыми движе­
ниями, группами давления и объединениями общественной под­
держки. 

В последние десятилетия XX в. западные политологи начина­

ют распространять принципы плюрализма на исполнительную ветвь 
власти. Как отмечается в ряде работ, опубликованных в 80-е и 
90-е годы, плюрализм требует организации на многопартийной ос­
нове не только представительных органов государства, но и прави­
тельственных учреждений. Сторонники этой точки зрения убежде­
ны, что последовательная плюралистическая демократия предпо­
лагает создание коалиционного правительства с участием предста­
вителей от различных политических партий, в том числе и таких, 
которые находятся в оппозиции по отношению друг к другу. 

§ 4. Концепции социального государства и политики 

всеобщего благоденствия 

Формирование идей общественного благоденствия проходило 

параллельно с развитием социального законодательства в странах 
Западной Европы и США. Инициаторами реформ в области соци­
ального обеспечения, как правило, выступали левые силы — партии 
социалистической ориентации и профсоюзы. Реформы социального 
законодательства проводили также либеральные и консервативные 


background image

532 

История политических и правовых учений 

партии, вынужденные учитывать в своей политике запросы и тре­
бования неимущих. 

Идеи государства благоденствия и сам этот термин впервые 

появились в общественно-политической мысли Германии в 80-е годы 
XIX столетия. Стремясь ослабить влияние партии социал-демокра­
тов, правительство О. фон Бисмарка подготовило тогда серию зако­
нов о страховании рабочих промышленных предприятий. Как ука­
зывалось в правительственном заявлении по этому поводу, лечение 
социальных недугов требует применения не только репрессивных 
мер против социал-демократов, но и заботы о "благосостоянии ра­
бочих". Социальная политика была возведена в ранг официальной 
доктрины Германии. Она получила закрепление в Веймарской кон­
ституции 1919 г. — первой европейской конституции, наделившей 
граждан социальными правами (правами на объединение в проф­
союзы, защиту от безработицы, охрану здоровья и трудоспособнос­
ти). С конца XIX в. отдельные меры в области социальной политики 
начинают осуществлять и другие государства, однако ее развитие 
было прервано экономическим кризисом 30-х годов. 

Процессы формирования идеологии общественного благоденствия 

возобновились после Второй мировой войны. Кейнсианские пред­
ставления о всеобщей занятости и высоких доходах населения ока­
зали ощутимое влияние на реформы, проведенные социал-демо­
кратами Швеции и лейбористами Великобритании. 

Под политикой социального благоденствия в 40—50-е годы пони­

мали программы, направленные на достижение высокого жизнен­
ного уровня населения путем создания государственных систем об­
разования, здравоохранения и поддержки жилищного строительст­
ва, а также оказания помощи гражданам, которые не в состоянии 
собственными силами обеспечить себе минимум доходов. В последую­
щие годы эти программы дополнялись положениями о демографи­
ческой политике государства, его задачах в области охраны окру­
жающей среды, превенции социальных отклонений, защиты наци­
ональной культуры и др. Социальная политика промышленно раз­
витых стран нашла отражение в многочисленных работах, опубли­
кованных в Великобритании и США, где за ней закрепилось название 
"политика благоденствия" (Welfare State). 

В официальных документах и законодательстве западных стран 

понятие государства благоденствия используется крайне редко. Чаще 
употребляется термин "социальное государство". Эта формула со­
держится в программных документах многих политических партий, 
а также в конституциях ряда европейских государств, принятых во 
второй половине XX в. (впервые она была закреплена в Основном 
законе ФРГ 1949 г.). 

Различные общественно-политические движения и партии вкла­

дывают в понятие социального государства разное содержание. 


background image

Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 533 

Идеологи либерально-демократических партий трактуют его как 

"государство социальных услуг". Либералы считают, что социальная 
политика позволяет стабилизировать развитие общества, уладить 
возникающие в нем конфликты и тем самым добиться утверждения 
в общественной жизни отношений солидарности и партнерства. 
Социальное государство, писал западногерманский юрист Э. Губер, 

представляет собой "государство современной индустриальной эпохи, 
которое стремится преодолеть посредством социальной интеграции 
конфликт между индустриальным классовым обществом и тради­
ционной государственностью". Важнейшими задачами современно­
го государства он называл обеспечение полной занятости и "уми­
ротворение общества". Идеологи неолиберализма выдвигают ло­
зунги общества с высоким уровнем потребления, оказания помощи 
малоимущим, но избегают говорить о всеобщем благоденствии, опа­
саясь породить у социальных низов завышенные ожидания. 

Социал-демократические партии рассматривают социальное 

государство как ступень к своей главной цели — демократическому 
социализму. Государственная власть, заявляют они, призвана под­
готовить условия для перехода к социальной демократии, при кото­
рой демократические методы управления будут применяться во 
всех сферах общественной жизни. Одновременно подчеркивается, 
что социальная политика является не услугой или милостью со 

стороны государства, а его прямой обязанностью, вытекающей из 
предоставленных гражданам социальных прав. Теоретики социал-
демократии разрабатывают идеи правового социального государ­
ства, ответственного перед своими гражданами, и возлагают на него 
обширный круг задач, вплоть до утверждения в обществе отноше­
ний социальной справедливости. 

Промежуточное положение между позициями неолибералов и 

социал-демократов занимают концепции, выдвинутые идеологами 
средних классов. В идеологии именно этих слоев сложилась теория 
государства благоденствия. Она возникла в 50-е годы — в период 
экономического подъема в странах Западной Европы и США. 

Одним из создателей теории был шведский экономист и госу­

дарственный деятель

 Карл Гуннар Мюрда.1ъ

 (1898—1987), автор 

известной книги "За пределы государства благоденствия". 

В основе его концепции лежит утверждение о том, что всеобщее 

благоденствие уже достигнуто в индустриальных странах Запада. 
Остальные страны рано или поздно встанут на тот же путь эко­
номического и социального развития. Суть теории общественного 
благоденствия, как ее формулировал Мюрдаль, заключается в 
том, чтобы "мирно и без революции — а фактически взамен рево­
люции — проводить в капиталистическом государстве скоордини­
рованную публичную политику, и притом с такой эффективностью,