Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5817
Скачиваний: 125
Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 529
тическому обеспечению частных интересов, нейтрализации госу
дарственной власти автономными социальными институтами.
Морис Ориу
(1856—1929), основоположник теории институци-
онализма, был профессором и деканом факультета права Тулуз-
ского университета. Его труды оставили заметный след в истории
социологии и юридической науки.
Французский юрист рассматривал общество как совокупность
огромного числа институтов. Социальные механизмы, писал он,
"представляют собой организации, или институты, включающие в
себя людей, а также идею, идеал, принцип, которые служат своего
рода горнилом, извлекающим энергию этих индивидов". Если пер
воначально тот или иной круг лиц, объединившись для совместных
действий, образует организацию, то с момента, когда входящие в
нее индивиды проникаются сознанием своего единства, она пред
стает уже институтом. Отличительным признаком института Ориу
считал именно направляющую идею.
По определению Ориу, институт — это идея дела или предпри
ятия, осуществляемая правовыми средствами. Например, коммер
ческое предприятие построено на идее прибыльной спекуляции,
госпиталь — на идее сострадания. Государство, подчеркивал Ориу,
реализует идеи покровительства гражданского общества нации,
защиты частной собственности как сферы свободы индивидов.
С течением времени институты приобретают устойчивый характер
и обычно живут значительно дольше, чем создавшие их лица.
Ориу выделял два типа институтов: корпоративные (торговые
общества, ассоциации, государство, профсоюзы, церковь) и вещные
(правовые нормы). Оба вида были охарактеризованы им как свое
образные идеальные модели социальных отношений. Различие между
ними усматривалось в том, что первые инкорпорированы в социаль
ные коллективы, тогда как вторые не имеют собственной организации
и могут применяться в рамках любых объединений.
Основное внимание в теории Ориу было уделено корпоратив
ным институтам. Как автономные образования они обладают общи
ми чертами, а именно: определенной направляющей идеей, органи
зацией власти и совокупностью норм, регулирующих внутренний
распорядок. "Управление группами людей, осуществляемое посред
ством создания права и порядка, требует, чтобы те, кто управляет,
сами могли творить право", — указывал Ориу. Понятия власти,
управления, права в его доктрине были распространены на все
корпоративные институты. Социальные формирования тем самым
были приравнены друг к другу, изображались явлениями одного
порядка.
В отличие от Ласки, наполнившего концепцию плюрализма иде
ями социализации управления и рабочего контроля над произ-
530
История политических и правовых учений
водством, Ориу рассматривал корпоративные институты как инст
рументы упрочения капиталистического строя. Теория институтов
отводила социальным группам роль механизмов, поддерживающих
рыночную экономику в состоянии устойчивого равновесия. Для ли
берального режима важно, писал Ориу, чтобы "предприниматель
ство индивидов в экономическом производстве оставалось на пер
вом месте, а предпринимательство социальных групп, в том числе и
государства, было отодвинуто на задний план... В динамической
концепции социальной жизни это означает, что усилия индивидов
являются действием, тогда как усилия групп — противодействием,
призванным уравновесить действия индивидов".
Необходимость подобного рода противовесов Ориу объяснял тем,
что частные предприниматели стремятся к накоплению капиталов
и концентрации в своих руках экономической власти. Свобода пред
принимательской деятельности, полагал он, приводит к нарушению
равновесия в обществе. Как и другие идеологи неолиберализма,
Ориу доказывал необходимость "признать государственное вмеша
тельство, которое явится политическим вмешательством в целях
поддержания порядка и не будет претендовать на то, чтобы пре
вратить государство в экономическую общность" (имеются в виду
коммунистические проекты огосударствления экономики). В свою
очередь осуществление этой политики потребует дополнительных
противовесов по отношению к правительственной власти.
Государство, согласно концепции Ориу, должно стать публич
ной службой либерального порядка. Задача государства — направ
лять и контролировать экономическую жизнь общества, оставаясь
в то же время общенациональным институтом, т. е. нейтральной
посреднической силой. "Государство — это юридическая персонифи
кация нации, приведенной к упорядоченному и уравновешенному
режиму". Сколь бы различны и даже противоположны ни были
устремления социальных коллективов, общество оказывалось, по
смыслу концепции Ориу, интегрированным в единую систему эко
номического и политического равновесия.
Вопрос о соотношении государства и других социальных инсти
тутов Ориу решал по формуле "первый среди равных". Настало
время, писал он, "рассмотреть государство не как суверенитет, но
как институт институтов".
Идеи политического плюрализма в теории Ориу еще не отли
чались четкостью формулировок. Предложенный им институцион
ный подход к исследованию общества и государства тем не менее
послужил основой, на которой сложились концепции плюралисти
ческой демократии Ж. Бюрдо, М. Дюверже и многих других фран
цузских политологов. Теория институтов способствовала утвержде
нию в либеральной идеологии представлений о политике как слож-
Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 531
ном процессе с множеством участников и преодолению взглядов
классического либерализма, сводивших анализ политики к взаимо
отношениям между индивидом и государственной властью. К сере
дине столетия институционалистические концепции заняли господ
ствующее положение во французской политологии (это отразилось
и на учебных планах университетов, где вместо традиционных кур
сов по государственному праву ввели курс конституционного права
и политических институтов).
В послевоенный период идейное содержание теории полити
ческого плюрализма значительно расширилось. Большое место в
ней было отведено критике тоталитарных (фашистских и коммунис
тических) режимов. Идеологи либеральной демократии в связи с
этим подчеркивали преимущества многопартийной политической
системы, усилили аргументацию в защиту идейного и мировоззрен
ческого плюрализма, принципов терпимости по отношению к сто
ронникам иных политических взглядов, права граждан на оппо
зицию.
Дальнейшее развитие теории плюралистической демократии
было связано с уточнением места и роли различных социальных
формирований в политической системе общества. Политологи вплоть
до настоящего времени активно обсуждают проблемы классифи
кации партий, их особенностей по сравнению с массовыми движе
ниями, группами давления и объединениями общественной под
держки.
В последние десятилетия XX в. западные политологи начина
ют распространять принципы плюрализма на исполнительную ветвь
власти. Как отмечается в ряде работ, опубликованных в 80-е и
90-е годы, плюрализм требует организации на многопартийной ос
нове не только представительных органов государства, но и прави
тельственных учреждений. Сторонники этой точки зрения убежде
ны, что последовательная плюралистическая демократия предпо
лагает создание коалиционного правительства с участием предста
вителей от различных политических партий, в том числе и таких,
которые находятся в оппозиции по отношению друг к другу.
§ 4. Концепции социального государства и политики
всеобщего благоденствия
Формирование идей общественного благоденствия проходило
параллельно с развитием социального законодательства в странах
Западной Европы и США. Инициаторами реформ в области соци
ального обеспечения, как правило, выступали левые силы — партии
социалистической ориентации и профсоюзы. Реформы социального
законодательства проводили также либеральные и консервативные
532
История политических и правовых учений
партии, вынужденные учитывать в своей политике запросы и тре
бования неимущих.
Идеи государства благоденствия и сам этот термин впервые
появились в общественно-политической мысли Германии в 80-е годы
XIX столетия. Стремясь ослабить влияние партии социал-демокра
тов, правительство О. фон Бисмарка подготовило тогда серию зако
нов о страховании рабочих промышленных предприятий. Как ука
зывалось в правительственном заявлении по этому поводу, лечение
социальных недугов требует применения не только репрессивных
мер против социал-демократов, но и заботы о "благосостоянии ра
бочих". Социальная политика была возведена в ранг официальной
доктрины Германии. Она получила закрепление в Веймарской кон
ституции 1919 г. — первой европейской конституции, наделившей
граждан социальными правами (правами на объединение в проф
союзы, защиту от безработицы, охрану здоровья и трудоспособнос
ти). С конца XIX в. отдельные меры в области социальной политики
начинают осуществлять и другие государства, однако ее развитие
было прервано экономическим кризисом 30-х годов.
Процессы формирования идеологии общественного благоденствия
возобновились после Второй мировой войны. Кейнсианские пред
ставления о всеобщей занятости и высоких доходах населения ока
зали ощутимое влияние на реформы, проведенные социал-демо
кратами Швеции и лейбористами Великобритании.
Под политикой социального благоденствия в 40—50-е годы пони
мали программы, направленные на достижение высокого жизнен
ного уровня населения путем создания государственных систем об
разования, здравоохранения и поддержки жилищного строительст
ва, а также оказания помощи гражданам, которые не в состоянии
собственными силами обеспечить себе минимум доходов. В последую
щие годы эти программы дополнялись положениями о демографи
ческой политике государства, его задачах в области охраны окру
жающей среды, превенции социальных отклонений, защиты наци
ональной культуры и др. Социальная политика промышленно раз
витых стран нашла отражение в многочисленных работах, опубли
кованных в Великобритании и США, где за ней закрепилось название
"политика благоденствия" (Welfare State).
В официальных документах и законодательстве западных стран
понятие государства благоденствия используется крайне редко. Чаще
употребляется термин "социальное государство". Эта формула со
держится в программных документах многих политических партий,
а также в конституциях ряда европейских государств, принятых во
второй половине XX в. (впервые она была закреплена в Основном
законе ФРГ 1949 г.).
Различные общественно-политические движения и партии вкла
дывают в понятие социального государства разное содержание.
Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 533
Идеологи либерально-демократических партий трактуют его как
"государство социальных услуг". Либералы считают, что социальная
политика позволяет стабилизировать развитие общества, уладить
возникающие в нем конфликты и тем самым добиться утверждения
в общественной жизни отношений солидарности и партнерства.
Социальное государство, писал западногерманский юрист Э. Губер,
представляет собой "государство современной индустриальной эпохи,
которое стремится преодолеть посредством социальной интеграции
конфликт между индустриальным классовым обществом и тради
ционной государственностью". Важнейшими задачами современно
го государства он называл обеспечение полной занятости и "уми
ротворение общества". Идеологи неолиберализма выдвигают ло
зунги общества с высоким уровнем потребления, оказания помощи
малоимущим, но избегают говорить о всеобщем благоденствии, опа
саясь породить у социальных низов завышенные ожидания.
Социал-демократические партии рассматривают социальное
государство как ступень к своей главной цели — демократическому
социализму. Государственная власть, заявляют они, призвана под
готовить условия для перехода к социальной демократии, при кото
рой демократические методы управления будут применяться во
всех сферах общественной жизни. Одновременно подчеркивается,
что социальная политика является не услугой или милостью со
стороны государства, а его прямой обязанностью, вытекающей из
предоставленных гражданам социальных прав. Теоретики социал-
демократии разрабатывают идеи правового социального государ
ства, ответственного перед своими гражданами, и возлагают на него
обширный круг задач, вплоть до утверждения в обществе отноше
ний социальной справедливости.
Промежуточное положение между позициями неолибералов и
социал-демократов занимают концепции, выдвинутые идеологами
средних классов. В идеологии именно этих слоев сложилась теория
государства благоденствия. Она возникла в 50-е годы — в период
экономического подъема в странах Западной Европы и США.
Одним из создателей теории был шведский экономист и госу
дарственный деятель
Карл Гуннар Мюрда.1ъ
(1898—1987), автор
известной книги "За пределы государства благоденствия".
В основе его концепции лежит утверждение о том, что всеобщее
благоденствие уже достигнуто в индустриальных странах Запада.
Остальные страны рано или поздно встанут на тот же путь эко
номического и социального развития. Суть теории общественного
благоденствия, как ее формулировал Мюрдаль, заключается в
том, чтобы "мирно и без революции — а фактически взамен рево
люции — проводить в капиталистическом государстве скоордини
рованную публичную политику, и притом с такой эффективностью,