Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5786
Скачиваний: 125
Гл. 6. Политическая и правовая мысль Киевской Руси
89
на собственные силы. Управленческие функции византийского им
ператора сводились по существу к подбору соответствующих лиц
на административные должности и контролю за их деятельностью.
Круг обязанностей великого князя Киевского предполагался пре
дельно широким. Он должен был самолично осуществлять практи
чески все управленческие функции.
В соответствии с этим в политической идеологии Киевской Руси
в воспринятом вместе с христианством учении о божественном про
исхождении государственной власти главный упор делался на бо
жественность не
сана
властителя, а его
обязанностей.
Иначе гово
ря, в русском политическом сознании предполагалось, что тот или
иной человек избирается богом на роль главы государства не для
того, чтобы просто
быть
верховным властителем, но для
служения
Русской земле, для поддержания в ней порядка, защиты ее от
врагов, отправления правосудия и т. п. Идеальный князь в русском
политическом сознании — это князь-труженик, князь-воин.
В "Повести временных лет" рассказывается, как в правление
великого князя Владимира на Руси резко увеличилось число раз
боев и как подошли к нему епископы и спросили: "Се умножишася
разбойници; почто не казниши их?" "Боюся греха", — ответил князь.
Тогда епископы сказали: "Ты поставлен еси от Бога на казнь злым,
а добрым на милованье. Достоить ти казнити разбойника, но со ис-
пытом". И Владимир начал с тех пор казнить разбойников.
Среди функций князя одной из важнейших считалась функция
защиты православного христианства,
Идея о князе
—
охранителе
православия
дополняла концепцию его богоизбранности. Согласно
данной идее князь, будучи избранным Богом на престол, не просто
призывался к православной вере, но должен был хорошо знать
Христово учение и служить опорой Святой церкви. В послании
митрополита Никифора великому князю Владимиру о латинах
указанная идея выражалась следующим образом: "Подобает бо
Князем, яко от Бога избранном и призваном Правоверную веру
Его, Христова словеса разумети известно и основание, якоже есть
святыя церкве, на свет и наставление порученым им люд ем от
Бога. Един бо Богъ царствует небесными, вам же, с Его помошдю,
царьствовати земными, долыпнимъ симъ въ роды и роды".
Представляя князя охранителем православной христианской
веры, русские мыслители касались тем самым
проблемы соотно
шения светской власти и церковной.
Эта проблема была одной из
главных в политической и правовой идеологии Киевской Руси.
Как известно, в Византии данная проблема решалась на осно
вании шестой новеллы императора Юстиниана I, согласно которой
власть императора (imperium) и власть церкви (sacerdotium) объяв
лялись двумя божественными дарами, исходившими из одного ис
точника — Бога. Гармония между этими двумя властями поддер-
90
История политических и правовых учений
живалась тем, что каждая из них исполняла свои функции: импе
раторская — светские, церковная — духовные. Рассматриваемая
идея получила развитие в созданном в 883—886 гг. своде законов
под названием "Эпанагога". Нормы, регулирующие статус импера
тора и патриарха, были выделены в нем в два отдельных парагра
фа. Император, по нормам Эпанагоги, должен был хранить устои
государства и церкви, являться образцом благочестия. На патри
арха возлагались обязанности руководства клиром, толкование
Священного писания и церковных установлений. "Согласие и еди
номыслие царственности и первосвященства" Эпанагога объявляла
условием "духовного и телесного благоденствия" подданных. Эпа
нагога, а следовательно, и закрепленные ею принципы взаимоотно
шения светской и церковной властей были хорошо известны на
Руси. Тем более, что константинопольские патриархи, в ведении
которых находилась русская православная церковь, иногда специ
альными посланиями напоминали данные принципы русским кня
зьям и митрополитам. Так, около 1162 г. тогдашний Цареградский
(Константинопольский) патриарх Лука Хрисоверг в своей грамоте
к великому князю Андрею Боголюбскому писал о том, что князь
должен повиноваться поучениям епископа.
Знали государственные и церковные деятели Киевской Руси и
то решение проблемы соотношения государства и церкви, которое
проповедовалось современной им римской католической церковью
(см. гл. 5). Идеологи последней исходили из принципа безусловного
верховенства церковной власти над государственной. Государство
при этом объявлялось творением дьявола. Объявляя государствен
ную власть греховной по своему происхождению, Григорий VII тем
не менее признавал ее божественной и считал необходимым союз
церкви с ней. При этом он, правда, заявлял: "Папа так превышает
императора, как солнце превосходит луну, а потому власть апос
тольского трона стоит далеко выше могущества королевского пре
стола".
Русские мыслители пошли в решении проблемы соотношения
светской и церковной властей своим путем, не приняв ни визан
тийского принципа диархии, ни римско-католической идеи безу
словного превосходства церкви над государством. Выработанный
политико-правовым сознанием Киевской Руси принцип решения
данной проблемы соответствовал сложившейся практике взаимо
отношений русских князей и церковных деятелей, тому реально
му месту, которое занимали в общественной жизни государство и
церковь.
После крещения Руси Киевским князем Владимиром (988 г.)
русские князья неизбежно становились в особое положение по от
ношению к христианской религии и церкви — такое, какое не зани
мал ни один византийский император. В Византии верховный вла-
Гл. 6. Политическая и правовая мысль Киевской Руси
91
ститель всходил на престол в условиях, когда в обществе уже гос
подствовала христианская религия и существовала сложившаяся
церковная организация. В Киевской же Руси глава государства
был распространителем христианства и в некотором смысле даже
создателем церковной организации. От русских князей в огромной
мере зависела судьба христианской религии и церкви на Руси.
Именно поэтому церковные деятели проявляли особую заботу о
мировоззрении князей: не остался ли кто из князей в язычестве,
не уклонился ли от православия в католицизм ("латинство"). И в
случае, когда обнаруживалось, что кто-либо из князей подпадал
под влияние римско-католической церкви, они немедленно прини
мали все возможные меры, дабы воспрепятствовать отходу князя
от православия.
Такой случай произошел, например, со старшим сыном Ярос
лава Мудрого Изяславом, унаследовавшим после его смерти пре
стол великого князя Киевского, но изгнанным из Киева. Пытаясь
восстановить себя на Киевском престоле, Изяслав Ярославич обра
тился за помощью к польскому королю Болеславу, затем попытал
ся найти поддержку у германского императора Генриха IV, но по
терпел неудачу. Тогда он отправил своего сына Ярополка к рим
скому папе Григорию VII, чтобы передать главе римско-католичес
кой церкви жалобу на короля Болеслава и просьбу утвердить Яро
полка на Киевском престоле. Взамен Ярополк от своего имени и от
имени отца обещал посодействовать распространению на Руси рим
ско-католической веры. Григорий VII благожелательно отнесся к
указанным просьбам. "Мы согласились, — писал он Изяславу в
личном своем послании, — на просьбу и обещание сына вашего,
которые казались нам справедливыми как потому, что даны с ва
шего согласия, так и по искренности просителя, и вручили ему
кормило вашего государства от имени святого Петра...". Далее рим
ский папа сообщал, что направил к Изяславу своих послов, ко
торые яснее изложат написанное им и передадут многое ненапи
санное.
Судьба позволила Изяславу вернуться на Киевский престол
без всякой помощи римско-католической церкви, однако сношения
его с католиками, попытки заключить с ними союз не остались без
внимания русских церковных деятелей.
В 1075 г. митрополит Киевский Георгий направил римскому
папе Григорию VII послание, названное впоследствии "Стязанием
с латиною", в котором обвинил римскую католическую церковь в
многочисленных нарушениях Христовых заповедей.
А еще ранее, вероятнее всего, в 1069 г., с посланием князю
Изяславу Ярославичу обратился игумен Феодосии Печерский. Текст
его дошел до наших дней, и он представляет для нас особый ин
терес. Уже само его название по-своему примечательно — "Слово
92
История политических и правовых учений
святаго Феодосъя, игуме[на] Печеръскаго монастыря, о вере
кре-
стъянъской и о латынъскои".
Но содержание примечательно вдвой
не. В нем изложена, по сути, целая программа поведения русского
князя в обществе, сформулированы принципы отношения его к
православию и другим религиям. Феодосии Печерский был убеж
ден, что русский князь должен быть не только православным и не
просто защитником православия. Ему надлежало быть, помимо
прочего, активным проводником православной веры — постоянно
воздавать ей хвалу, причем исключительно ей: похвала чужой
вере, даже если при этом восхваляется и православие, есть нечто,
близкое ереси. По мнению Феодосия Печорского, если князь уви
дит, что какие-то иноверцы с православными спорят и обманом
хотят отвратить их от правой веры, он должен не скрывать этого
в себе, а помочь православным. Если поможет, то словно овцу
спасет от пасти львиной. Если же смолчит, то словно отнимет их у
Христа и передаст сатане. Примечательно, что, призывая русского
князя быть нетерпимым по отношению к тем, кто пытается совра
тить православных в чужую религию, Феодосии Печерский в то
же самое время советует ему одарять милостыней, одеждой, кро
вом, избавлять от беды не только православных, но и всех иновер
цев, будь то иудей, мусульманин, католик, еретик или язычник.
Выраженная здесь этническая терпимость, отношение к пред
ставителям всех этнических групп как к людям, хотя и чужой веры,
но имеющим равные права с православными русскими на житей
ские блага и защиту от бедствий, насилия, станет доминантой рус
ского политического и правового сознания на все последующие эпохи
русской истории.
Киевская Русь изначально была полиэтническим государством.
Одновременно она была страной открытой как для торговли с ино
земцами, так и для самых различных религиозных влияний. На
Руси в свободном хождении были различные иностранные сочине
ния, представители других конфессий могли свободно посещать
русские земли и проповедовать свою веру. При таких условиях
свободы и открытости, существовавших на Руси, прочность и цело
стность государственного организма в огромной мере зависели от
сохранения идеологического, мировоззренческого единства правя
щего и образованного слоя общества. Этим и объясняется та особая
забота, которую проявляли деятели православной церкви о миро
воззрении русских князей, и те усилия, которые они предпринима
ли для сохранения незыблемости православной веры — правосла
вие было государственной религией, составляло идеологический ске
лет государственного организма.
Помимо Феодосия Печерского и митрополита Георгия послания
князьям с обвинениями в адрес римско-католической церкви пи-
Гл. 6. Политическая и правовая мысль Киевской Руси
93
сали и митрополит Киевский в 1077—1088 гг. Иоанн II, и митропо
лит Никифор.
Сложившиеся в Киевской Руси условия общественной жизни
во многом объясняют ту парадоксальную тенденцию в русском по
литическом и правовом сознании, когда княжеская власть обязы
вается строго следовать канонам религии, которую она сама же
выбрала из нескольких распространенных тогда в окружавших Русь
странах конфессий и привила подвластному населению.
Другой парадокс заключался в том, что на Руси христианская
церковь, в отличие от церкви на Западе, выступала за усиление
центральной государственной власти и всячески стремилась сохра
нить единство государственной организации. В среде церковных
деятелей Киевской Руси было принято воздавать моления не толь
ко за православных христиан, но и за землю Русскую.
Объяснение данному парадоксу таится в том, что в условиях
Киевской Руси православная христианская церковь могла существо
вать только как общерусская организация, опирающаяся на силь
ную центральную, единодержавную власть. Церковные деятели
хорошо сознавали, что Киевскому князю Владимиру удалось уко
ренить в русских землях христианскую религию лишь благодаря
тому, что он был единодержавным правителем. Они хорошо созна
вали и то, что крещением Руси князь Владимир посадил только
первый корень христианства, которому надлежало расти и давать
побеги в цветущем саду язычества. Лишь сильная единоличная
центральная власть обеспечивала проведение в различных землях
Руси единой религиозной политики, в которой нуждалась русская
церковь.
Вместе с тем и великокняжеской власти жизненно необходим
был союз с православной христианской церковью. В таком обшир
ном по территории и с населением, состоящим из множества раз
личных этнических групп, государстве, как Киевская Русь, право
славие оказывалось более соответствующим интересам централь
ной власти, нежели язычество. К тому же принятие православного
христианства ставило Русь в один ряд с самым могущественным и
культурным государством того времени, наследницей Древней Рим
ской империи — Византией.
Государственная власть и христианская церковь в условиях
Киевской Руси оказывались как бы в симбиозе: усиление одного из
них не ослабляло соответственно другого, как это было в Западной
Европе, а усиливало. Поэтому русские мыслители не отделяли го
сударство от церкви и церковь от государства, не разделяли их
функций, как это делали византийские и западноевропейские иде
ологи, отводя государству светские дела, а церкви — религиозные.
Русский церковный деятель часто выступал в своих произведени
ях с позиций государственного деятеля, отстаивая интересы ве-