Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5799

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

104 

История политических и правовых учений 

мевал в данном случае просто то, что Бог вывел Ярослава (Геор­
гия) из плоти Владимировой, не более того. "Въстани, — восклицал 
Иларион, обращаясь к Владимиру, — вижь чадо свое Георгия! Вижь 
утробу свою, вижь милааго своего! Вижь, его же Господь изведе 
отъ чреслъ твоихъ...". Однако мы слишком упростили бы мысль 
Илариона, если бы остановились на констатации данного факта. 

В рассматриваемом произведении Илариона в понятие госу­

дарственной власти вкладывался особый смысл. Иларион понимает 
княжескую власть не столько в качестве совокупности властных 
полномочий или высшего сана — самого высокого места в обще­
ственной иерархии, но, скорее, в

 качестве поля деятельности, 

процесса свершения благих дел для Русской земли.

 Соответственно 

и наследование высшей государственной власти понималось им по-
особому. Иларион представлял переход княжеской власти по на­
следству не столько в виде наследования высшей государственной 
должности, сколько в качестве наследования деятельности, про­
должения благодеяний, совершенных предшественником. Сказав в 
похвале Владимиру, что сына его Георгия (Ярослава) Бог сотворил 
наместником ему, его владычеству, Иларион уточнил, каким имен­
но наместником — не рушащим, а утверждающим уставы Влади­
мира, не умаляющим сокровищ его благоверия, а более их умножа­
ющим, не говорящим, а делающим (свершающим), и, что не окон­
чено Владимиром, кончающим. 

Преемственность, традиционность благодетельной для народа 

политики государственной власти была реальным фактом той эпо­
хи в истории Руси, в которую выпало жить выдающемуся русско­
му мыслителю Илариону. Именно эта преемственность обусловила 
расцвет экономики и духовной культуры русского общества. Таким 
образом, похвала князю Владимиру и его преемнику на престоле 
Ярославу, с которой выступил Иларион, была не простым панеги­
риком власть предержащим. Это было, в сущности своей, заявле­
ние авторитетного русского идеолога о поддержке им благотвор­
ных для русского общества тенденций в политике верховной государ­
ственной власти. 

§ 4. Политические идеи Владимира Мономаха 

Владимир Мономах

 (1053—1125) — знаковая фигура в истории 

русской политической идеологии, воплощающая собой идеал рус­
ского князя, самодержца, царя и одновременно идею преемствен­
ности царской власти на Руси от императорской власти в Визан­
тии. В этом своем качестве он намного пережил эпоху Киевской 
Руси. 

С началом XVI в. персона Владимира Мономаха приобретает 

особое значение для русского самодержавия. Московские государи 


background image

Гл. 6. Политическая и правовая мысль Киевской Руси 

105 

начинают смотреть на него как на своего родоначальника. В офици­
альной политической идеологии утверждается концепция, согласно 
которой Московское государство является наследником Византий­
ской империи ("Москва — Третий Рим"). Владимир Мономах рас­
сматривается в рамках данной концепции в качестве лица, через 
которого московские государи получили от византийских императо­
ров царский венец

1

Основание для такого взгляда дало событие, произошедшее при­

близительно в 1114—1116 гг., после того, как русские войска раз­
били византийскую армию во Фракии. Тогдашний византийский 
император Алексий I Комнин (1081—1118 гг.), желая помириться с 
великим князем Владимиром Мономахом, прислал ему в дар цар­
ский венец византийского императора Константина Мономаха ("шап­
ку Мономаха") и другие драгоценные предметы, знаменующие цар­
скую власть. Все это доставил русскому князю митрополит Эфес-

ский Ниофит. Прибыв к Владимиру Мономаху в сопровождении 
византийских епископов и знатных сановников, он возложил на 
него венец и назвал царем. 

Политическая судьба Владимира Мономаха сложилась так, что 

престол русского государя, великого князя Киевского, ему удалось 
занять лишь в возрасте 60 лет — в 1113 г. Почти все свои зрелые 
годы он управлял удельными княжествами — сначала Чернигов­
ским (в 1079—1094 гг.), затем Переяславльским (в 1094—1113 гг.). 
Однако среди удельных князей Киевской Руси Владимир Мономах 
был самым заметным, самым уважаемым в народной среде. В нем 
видели талантливого полководца, способного защитить Русскую 
землю от врагов, и мудрого государственного деятеля, стремящего­

ся к примирению русских князей, прекращению на Руси губитель­
ных междоусобных войн. 

Престол великого князя Киевского Владимир Мономах зани­

мал до самой своей смерти в 1125 г., т. е. около 12 лет. В памяти 
русского общества эти годы сохранились как время небывалого 
могущества Руси, когда русским можно было жить спокойно, не 
опасаясь ни княжеских междоусобиц, ни набегов кочевников. 

Это отражало действительное состояние Русского государства 

того времени: его единство и могущество держались почти исклю­
чительно на авторитете Владимира Мономаха. Удельные князья 
превратились к началу XII в., по существу, в самостоятельных го­
сударей, что предельно ясно зафиксировал княжеский съезд в 
Любече в 1097 г. Князья договорились здесь о своем объединении 
ради интересов Русской земли, но при этом условились о том, что 
"кождо да держить отчину свою", и для скрепления этого договора 

1

 См. подробнее об этом § 2 гл. 7 "Политическая и правовая мысль 

Московского государства". 


background image

106 

История политических и правовых учений 

целовали крест. Владимир Мономах с самого начала выступил ак­
тивным сторонником этого нового для Руси политического порядка. 
Более того, можно без преувеличения сказать, что именно он стал 
главным его идеологом. 

Свою мировоззренческую позицию и, в частности, взгляд на то, 

каким должен быть русский князь, как должны строиться его отно­
шения с другими князьями и со своей администрацией, Владимир 
Мономах изложил в сочинении, вошедшем в историю русской ли­
тературы под названием "Поучение". Текст его дошел до нас в 
составе Лаврентьевской летописи. В нем явно выделяются три ча­
сти, которые можно рассматривать в качестве отдельных произве­
дений: это, во-первых, собственно "Поучение", во-вторых, авто­
биографические заметки и, в-третьих, письмо к князю Олегу Свя­
тославичу. "Поучение" писалось, вероятнее всего, в 1099 г., а за­
метки о своей жизни Владимир Мономах окончил не ранее 1117 г. 

Формулируя в "Поучении" христианские нормы поведения для 

своих детей, Владимир Мономах подразумевал, что они не простые 
"христианские люди", а русские князья. Собственно говоря, и не­
посредственным поводом к написанию "Поучения" явилось, как сам 
автор признавал, поведение его братьев-князей, которые прибыли 
к нему с предложением пойти совместно на князей Ростиславичей 
и отобрать у них их волость. Владимир Мономах ответил им, что не 
может пойти с ними и преступить крестоцелованье. Отпустив кня­
зей, взял он Псалтырь, в печали разогнул его и стал читать, раз­
мышляя при этом о том, что такое человек и как жить ему должно. 
Так возникло его "Поучение". 

Подлинный смысл данного произведения становится ясным толь­

ко при условии, если его рассматривать в контексте той социально-
политической обстановки, в которой оно писалось. Усиление само­
стоятельности удельных князей

1

, утверждение принципа "кождо 

да держить отчину свою" означало, что межкняжеские отношения 
принимали отныне сугубо договорный характер. Причем соблю­
дение договоров все больше зависело от доброй воли самих князей: 
для принуждения кого-либо из них к выполнению договорных ус­
ловий на практике не оставалось другого средства, кроме нравствен­
ной проповеди — взывания к его христианской совести. 

В своем "Поучении" Владимир особо подчеркивал необходи­

мость соблюдения договоров, заключение которых на Руси в ту 
пору скреплялось крестоцелованием. Если будете крест целовать, 
говорил Владимир Мономах своим детям, то, проверив сердце свое, 

1

 С развитием феодальных отношений усиливалась удельная раздроб­

ленность Руси. Если в XII в. Русь делилась на 15 княжеств, то в XIII в. — 

уже на 50, а в XIV — на 250 обособленных княжеств. 


background image

Гл. 6. Политическая и правовая мысль Киевской Руси 

107 

целуйте на том, на чем можете устоять, а поцеловав, соблюдайте, а 
иначе, преступив, погубите свою душу. 

Заслугой Владимира Мономаха явилось то, что он, пожалуй, 

раньше всех русских князей и яснее их всех осознал, что в новой 
социально-политической обстановке, сложившейся на Руси к кон­
цу XI в.,

 нравственные качества властвующих приобретают пер­

востепенное политическое значение, что судьба Русского госу­
дарства, его будущее стало в огромной мере зависеть от того, 
насколько нравственными окажутся в своем поведении люди, дер­
жащие в своих руках государственную власть. 

Как прекратить княжеские междоусобицы на Руси? В новых 

условиях ничего не оставалось, как взывать к соблюдению Христо­
вых заповедей. Не следует проливать кровь того, кто причинит нам 
зло, говорил Владимир Мономах, но тремя добрыми делами можно 
избавиться от врагов и победить их: покаянием, слезами и милос­
тыней. 

Любопытно, что в своем "Поучении", составленном из принци­

пов религиозной христианской этики, наполненном словами о Боге, 
Владимир Мономах нигде не обмолвился о божественном происхож­
дении власти. И это, думается, не случайно. Автор "Поучения" 
исходил из того, что власть — это не дар, возвышающий того, кто 

ее получает, над другими людьми, возлагая на них обязанность 
повиноваться властителю. Она не освобождает ее носителя от 
соблюдения правил общежития, предписанных христианством всем 
людям.

 Властитель должен быть прежде всего человеком.

 Ему 

надлежит помогать обездоленным, чтить старых, как отца, и моло­
дых, как братьев, остерегаться лжи, пьянства и других пороков, не 
свирепствовать словом, не хулить в беседе, избегать суеты и т. д. 

Обращаясь к своим детям-князьям, Владимир Мономах нео­

днократно призывал их не лениться. По его мнению, князь — это 
великий труженик. Он просил, в частности, своих детей самолично 
за всем наблюдать в своем доме, не полагаясь на тиуна. Советовал 
им, будучи на войне, не надеяться на воевод, самим наряжать сто­
рожей, самим расставлять ночью стражу и спать среди воинов. 

Князь, согласно представлению Владимира Мономаха, также 

милосердный судья. "Ни права, ни крива (ни правого, ни виновно­
го) не убивайте, не повелевайте убити его: аще будеть повиненъ 
смерти, а душа не погубляйте никакояже хрестьяны", — поучал 
он. 

Честь себе князь приобретает не положением своим, а знани­

ем, — такую мысль внушал Владимир Мономах, советуя своим 
детям учиться. Что умеете доброго, того не забывайте, а чего не 
умеете, тому учитесь, писал он и при этом приводил в пример 
своего отца, мудрого и образованного князя Всеволода Ярославича, 
который знал пять языков и оттого и честь имел от "ин^хъ земль". 


background image

108 

История политических и правовых учений 

Творя добро, князь не должен лениться ни на что хорошее, и 

прежде всего к церкви, подчеркивал в своем "Поучении" Влади­
мир Мономах. Он призывал чтить епископов, попов и игуменов, не 
устраняться от них, а с любовью принимать от них благословенье и 
по возможности заботиться о них. 

Автобиографические заметки Владимира Мономаха, хотя и со­

ставляют отдельное произведение, тем не менее находятся в связ­
ке с "Поучением". Судя по всему, обратиться к описанию своей 
жизни Владимира Мономаха заставило желание подкрепить ска­
занное в "Поучении" собственным примером. В заключении данно­
го жизнеописания автор прямо заявлял, что не хвалит он себя и не 
прославляет. Но хвалит и прославляет Бога, который его, грешного 
и худого, столько лет оберегал от разных смертных опасностей и 
создал на всякие человеческие дела годным. Прочитав эту грамот­
ку, постарайтесь на всякие добрые дела, славя Бога со святыми 
его, говорил Владимир Мономах. "Смерти бо ся, дЪти, не боячи, ни 
от рати, ни от звЪри, но мужьское дЪло творите, како вы Богъ 
подасть. Оже бо  я з ъ от рати, и от звЪри, и от воды, от коня спада­
лся, то никто же вас не можеть вредитися и убити, понеже не 
будет от Бога повелЬно. А иже от Бога будеть смерть, то ни отець, 
ни мати, ни братья не могуть отьяти, но аче добро есть блюсти, 
Божие блюденье лЪплЪЪ есть человЪчьскаго". 

§ 5. Правовые идеи юридических памятников 

Киевской Руси 

Первыми по времени своего возникновения письменными ис­

точниками права Киевской Руси являлись договоры Руси с Визан­
тией. Наиболее же значительными были "Русская Правда" и цер­
ковные уставы великих князей Владимира Святого и Ярослава 
Мудрого. Кроме того, правовое наследие Киевской Руси включает 
в себя уставы и уставные грамоты ряда других русских князей, а 
также переведенные на русский язык и приспособленные к обще­
ственным условиям Руси сборники византийских правовых уста­
новлений, такие, как, например, "Номоканон". 

Названные акты содержат правовые нормы, действовавшие в 

Киевской Руси. Эти нормы формулируются в большинстве своем 
путем описания какого-либо случая правонарушения с указанием 
соответствующего наказания. В юридических документах Киевской 
Руси отсутствуют определения правовых институтов, нет здесь и 
прямо выраженных теоретических положений. Тем не менее конк­
ретное, казуистичное содержание их текстов таит в себе совершенно 
определенные представления о праве, законе, законности, суде,